Романтический реализм - это искусство, сочетающее в себе элементы романтизма и реализм. Термины «романтизм» и «реализм» использовались по-разному и иногда рассматриваются как противопоставленные друг другу.
Этот термин давно используется в литературной критике. Например, отношение Джозефа Конрада к романтическому реализму анализируется в книге Рут М. Штауффер 1922 года «Джозеф Конрад: его романтический реализм». Отношение Лиама О'Флаэрти к романтическому реализму обсуждается в книге P.F. Книга Ширана «Романы Лиама О'Флаэрти: исследование в романтическом реализме». Федор Достоевский описан как романтический реалист в книге Дональда Фангера «Достоевский и романтический реализм: исследование Достоевского в отношении Бальзака, Диккенса и Гоголя». Историк Жак Барзун утверждал, что романтизм ложно противопоставляется реализму, и заявлял, что «... романтический реалист не моргает своей слабостью, но проявляет свою силу».
Этот термин также имеет давнюю историю. стоя в художественной критике. Искусствовед Джон Баур описал это как «форму реализма, модифицированную для выражения романтического отношения или смысла». Согласно Теодору В. Адорно, термин «романтический реализм» использовался Йозефом Геббельсом для определения официальной доктрины искусства, произведенного в нацистской Германии, хотя это использование не получило широкого распространения.
Писательница и философ Айн Рэнд описала себя как романтическую реалистку, и многие последователи объективизма, работающие в искусстве, применяют это срок себе. В рамках своей эстетики Рэнд определила романтизм как «категорию искусства, основанную на признании принципа, что человек обладает способностью к волеизъявлению», царство героев и злодеев, которое она противопоставила натурализму. Она хотела, чтобы ее искусство отображало жизнь «такой, какой она может быть и должна быть». Она писала: «Метод романтического реализма состоит в том, чтобы сделать жизнь более красивой и интересной, чем она есть на самом деле, но при этом придать ей всю реальность, и даже более убедительную реальность, чем наша повседневная жизнь». Однако ее определение не ограничивалось только положительным. Она считала Достоевского и романтическим реалистом.
«Реализм» в музыке часто ассоциируется с использованием музыки для изображения предметов, будь они реальными (как в "Крестьянская свадьба" Бедржиха Сметаны из Die Moldau ) или мифологическая (как в Кольцо цикла Рихарда Вагнера ). Музыковед Ричард Тарускин обсуждает то, что он называет «черным романтизмом» Никколо Паганини и Ференца Листа, т. Е. Развитие и использование музыкальные приемы, которые можно использовать для изображения или внушения «гротескных» существ или предметов, таких как «смех дьявола », для создания «пугающей атмосферы». Таким образом, «черный романтизм» Тарускина - это форма «романтического реализма», которую виртуозы девятнадцатого века использовали с целью вызвать страх или «возвышенное ».