Римские прически

редактировать
Мраморный бюст «Матидия 1» ок. 119 г. н.э. Римская статуя женщины с сложной прической (Афродизиас, 2 век нашей эры)

Мода на прически в Риме постоянно менялась, и особенно в римский имперский период существовало несколько различных способов укладки волос. Как и в случае с одеждой, в древнем обществе было несколько причесок, которые были доступны только определенным людям. Стили настолько самобытны, что позволяют сегодня ученым создать хронологию римской портретной живописи и искусства; мы можем датировать изображения императриц на монетах или идентифицировать бюсты в зависимости от их причесок.

Содержание

  • 1 Значение
  • 2 Головной убор
    • 2.1 Фаты
    • 2.2 Парики
    • 2.3 Съемные мраморные парики
  • 3 Торговые инструменты
    • 3.1 Красители
    • 3.2 Щипцы для завивки, булавки и сетки для волос
  • 4 Стили с течением времени
    • 4.1 Тутулус
    • 4.2 Стили республиканского периода и эпохи Августа
    • 4.3 Прически Флавиев и Антонинов
    • 4.4 Династия Северана
  • 5 Мужские прически
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Значение

Молодая женщина сидит, а слуга поправляет ей волосы с помощью купидона, который держит зеркало, чтобы предложить отражение, деталь фрески из Виллы мистерий, Помпеи, ок. 50 г. до н. Э.

Как и сегодня, волосы для римлян были таким же выражением личности, как и одежда. Прически определялись рядом факторов, а именно полом, возрастом, социальным статусом, достатком и профессией. Женская прическа выражала ее индивидуальность в древнеримском мире. То, как человек одевает волосы, указывает на статус человека и его роль в обществе.

Для римлян волосы были очень эротичной областью женского тела, и привлекательность женщины была связана с внешним видом ее волос. В результате для женщины было сочтено уместным тратить время на прическу, чтобы создать приятный вид. Парикмахерское дело и его необходимое сопровождение - созерцание зеркала - рассматривались как явно женские занятия. Продолжительные сеансы ухода за женщинами допускались, несмотря на то, что такие писатели, как Тертуллиан и Плиний, комментировали свое отвращение к времени и энергии, которые женщины тратят на свои волосы. Тем не менее, многочисленные изображения женщин, занимающихся парикмахерскими и созерцанием в зеркалах, на рельефах над могилами и портретах - свидетельство того, насколько парикмахерское искусство считалось частью женской сферы.

Прическа была развлечением не только для привлекательности. культурной, элегантной женщины. Волосы рассматривались как показатель богатства и социального статуса, а также как признак вкуса и моды. Но, в отличие от современных причесок, комфорт и натурализм для римлян отошли на второй план по сравнению с прическами, которые максимально отображали богатство владельца. Другими словами, сложная и неестественная прическа будет предпочтительнее простой, потому что она продемонстрирует богатство обладателя, который может позволить себе уделить время укладке волос. Модная прическа для женщин показала, что они являются частью элегантной римской культуры.

«Естественный» стиль ассоциировался с варварами, которые, по мнению римлян, не имели ни денег, ни культуры для создания этих стилей. «Естественный» демонстрировал отсутствие культуры, а уход за волосами шел рука об руку с принадлежностью к сложной цивилизации. Связь с варварами была причиной того, что римляне коротко стригли волосы. Работа парикмахеров-рабов, которых называли Орнатрис, заключалась в том, чтобы каждый день создавать новую прическу своего хозяина, а также выщипывать все седые волосы.

Помимо общества, волосы использовались символически для обозначения обрядов перехода; например, распущенные волосы были обычным явлением на похоронах, а сеникрины - это прическа, которую носили невесты и весталки ; разделены и заплетены в шесть кос, а в случае невесты их разделяют копьем. Волосы невесты разделялись на пробор hasta recurva или hasta caelibaris, изогнутым железным наконечником копья и увенчивались цветами. Помимо церемониальной прически, возраст женщины определялся. Наблюдалась заметная разница в волосах, приемлемая для девочек подросткового возраста и половозрелых женщин. У девочек раннего возраста длинные волосы часто спускались вниз по спине, а у женщин - волосы одинаковой длины, но их можно было контролировать путем наматывания и плетения.

Головной убор

Статуя, изображающая Паллу, нарисованную над головой. Эта прическа относится к периоду Антонинов.

Покрытие

Возможно, из-за эротической ассоциации волосы часто связывались с римскими представлениями о женской скромности и чести. Мы знаем, что в данном случае вуали были важны, поскольку они защищали (или поощряли, согласно Сенека Старшему ) домогательств со стороны мужчин. палла был знаком замужней респектабельной женщины. Это был кусок ткани, обернутый вокруг тела с одним концом через плечо. Имеются убедительные свидетельства того, что палла была накинута на затылок как вуаль.

Палла якобы символизировала достоинство и сексуальную скромность замужней женщины, но из-за ее обременительной природы как вуаль там Было много споров, носили ли его на публике только аристократия или вообще работающие женщины из низших классов. Vittae были шерстяными завязками, которые связывали волосы замужней женщины. Они были еще одним показателем скромности и чистоты жены и рассматривались как часть одежды и внешнего вида матроны. Виттае могли быть украшены драгоценными камнями или, в случае Flaminicae, они были бы пурпурного цвета.

Парики

Фреска, изображающая женщину, смотрящуюся в зеркало, когда она одевает (или раздевает) волосы, с виллы Арианны в Стабии (Кастелламмаре ди Стабия), 1 век нашей эры.

Из-за природы волос и относительно влажного климата в верховьях Римской империи существует очень мало примеров париков, которые сохранились до наших дней. Женщины носили парики независимо от того, были они лысыми или нет. Так поступали и мужчины; Император Отон носил парик, как и Домициан. Парики позволили женщинам лучше достичь своего рода «высоких» стилей, которые особенно подчеркивали эпохи Флавиев и эпохи Траяна (например, периоды 69–96 и 98–117 гг. Н.э.). Эти прически были такими высокими, что древний писатель Ювенал сравнивает их с многоэтажными домами.

Так важно дело благоустройства; так много ярусов и этажей, сложенных один на другой на ее голове!

— Ювенал, Сатиры

Парики были сделаны из человеческих волос; светлые волосы из Германии и черные из Индии особенно ценились, особенно если волосы происходили из головы человека из покоренной цивилизации. Светлые волосы различных германских народов символизировали военные трофеи. В случаях, когда парики использовались, чтобы скрыть облысение, предпочтение было отдано естественному виду, поэтому использовался парик с цветом волос, аналогичным оригинальному цвету владельца. Но в тех случаях, когда парик носили для показа, натурализм не играл большой роли. Очевидно, предпочтение отдавалось искусственным парикам, иногда переплетающимся с двумя контрастными цветами волос со светлыми волосами из Германии и черными из Индии. Золотая пыль также придавала вид светлых волос и улучшала уже светлые волосы. Император Луций Вер (годы правления 161 - 169 гг. Н.э.), у которого были натуральные светлые волосы, как говорили, посыпал голову золотой пылью, чтобы сделать себя еще более блондинкой.

Удобство использования париков. римлянами заключается в том, что их можно было прикрепить прямо к голове владельца, а это означает, что стиль мог быть достигнут намного быстрее, чем если бы это было сделано с собственными волосами владельца. Кроме того, это уменьшило бы неудобства от слишком длинного отращивания собственных волос. Было высказано предположение, что длина, необходимая для создания этих причесок ежедневно, должна быть значительно ниже плеча, возможно, до талии.

В римские времена было два типа париков: полный парик, называемый capillamentum, и полуварик, названный galerus. Галер мог быть в виде пучка шерстяных волос, используемых в качестве набивки для создания сложной прически, или в виде парика на затылке или передней части головы. Туфли прикрепляли булавками или пришивали к куску кожи и прикрепляли как парик. Кроме того, можно использовать клей, чтобы прикрепить его к коже головы, или же, как показывает бюст из Британского музея, парик можно заплести в существующие волосы.

Джанет Стивенс - археолог-любитель и парикмахер. реконструировал некоторые из причесок Древнего Рима, пытаясь доказать, что они были сделаны не с париком, как принято считать, а с собственными волосами человека.

Съемные мраморные парики

Бюсты сами могли иметь съемные парики. Было много предположений относительно того, почему некоторые бюсты были созданы со съемными париками, а некоторые - без. Возможно, главная причина заключалась в том, чтобы бюст оставался актуальным. Заказывать новый бюст каждый раз, когда меняется мода на волосы, было бы слишком дорого, поэтому смешанный бюст был бы предпочтительнее для женщин с меньшими деньгами. Возможно, другая причина заключалась в том, чтобы приспособить сирийский ритуал помазания черепа бюста маслом.

Или, более того, в случаях, когда бюст был погребальной комиссией, можно с уверенностью предположить, что субъект бюста не имел бы возможности сесть на другой портрет после своей смерти. Хотя точно, как были прикреплены эти мраморные парики, неизвестно, вероятная сложность эффективной смены «париков», вероятно, заставила бы многих женщин в первую очередь отказаться от съемного и съемного бюста.

Инструменты ремесла

Красители

Крашение волос было популярно среди женщин, хотя частое окрашивание волос часто делало их слабее. Тертуллиан рассказывает о том, как краска для волос жгла кожу головы и была вредной для головы. Искусственные красители можно наносить с помощью порошков, гелей и отбеливателей. Хна, временный краситель или даже животный жир, можно было применить, чтобы сделать волосы более послушными. Помимо хны, более распространенные перманентные красители основывались на натуральных веществах и, возможно, более необычных смесях. Чтобы предотвратить поседение, некоторые римляне носили на ночь пасту из трав и дождевых червей, а для осветления волос использовали голубиный помет. Например, чтобы покрасить волосы в черный цвет, Плиний Старший предлагает использовать пиявок, которые гнили в красном вине в течение 40 дней.

Для окрашивания волос в красный цвет требуется смесь животного жира и золы буковой древесины во время умирания. для волос золото требуется шафран. Овидий приводит множество других примеров красителей, таких как травы и шафран. Для лечения таких заболеваний, как выпадение волос, Плиний предлагает использовать желчный пузырь свиньи, смешанный с бычьей мочой, или пепел гениталий осла, или другие смеси, такие как пепел оленьих рогов, смешанный с вином. Кроме того, козье молоко или козий помет, как говорят, вылечивают от головных вшей.

Круглое изображение женщины с вьющимися волосами в золотой сетке для волос, держащей восковую табличку для письма. В правой руке у нее стилус, а кончик во рту. Золотая сетка для волос, имперский период, Помпеи

Щипцы для завивки, булавки и сетки для волос

Каламиструм было названием римлян щипцы для завивки. Он состоял из полого металлического внешнего цилиндра и твердого цилиндра меньшего размера внутри него. Волосы наматывались на твердый цилиндр и вставлялись в металлический корпус. Металлический корпус нагревается огнем, и волосы вьются. Сообщалось, что из-за частоты и температуры завивки волос среди женщин были обычным делом истончение и повреждение волос.

Хотя гель и хна, как упоминалось выше, использовались для укладки волос, сетки для волос и шпильки тоже были в обиходе. Более бедные женщины использовали бы деревянные булавки, в то время как аристократия использовала золото, слоновую кость, хрусталь, серебро или крашеную кость. Булавки были украшены резьбой с изображением богов или бусами и подвесками.

Стили с течением времени

Римские прически менялись, но было несколько постоянных причесок, которые использовались постоянно, например, тутулус, или булочка. Улей, шлем, букет для волос или дот - это современные названия, данные римским прическам.

Тутулус

Тутулус изначально был этрусским стилем, который обычно носили в конце 6-го и начале 5-го веков до н.э., прическа, которую носили в основном матерфамилии, матери семья. Он оставался в постоянном использовании, даже когда мода изменилась. Для этого волосы разделили и собрали в пучок, после чего их связали фиолетовыми лентами шерсти. К концу волосы будут иметь коническую форму. Такую же прическу носили фламиники.

Портрет женщины эпохи Флавиев, мрамор // Портретный бюст молодой женщины (Юлия, дочь Тита?). Мрамор. 80-е — 90-е гг. Н. Э. Показывает чрезвычайно сложные прически, которые носили римские женщины из высшего сословия того времени. Рим, Капитолийские музеи, Новый Палаццо, Зал Императоров.

Стили республиканского периода и эпохи Августа

Республиканский период и стиль нодус были особенно распространены. В имперской иконографии узловатая прическа ассоциировалась преимущественно с женщинами из дома Августа. В стиле нодус волосы разделены на три части, при этом волосы по бокам головы связаны в пучок на спине, а средняя часть зациклена на себе, создавая эффект, похожий на (сравнительно современный) Помпадур стиль. Ливия, жена Августа, и Октавия, сестра Августа, особенно отдавали предпочтение стилю нодус, оба продолжали использовать его в Имперский период.

Другие стили в эпоху Юлиев-Клавдиев были разработаны, чтобы быть простыми, с волосами, разделенными пополам и завязанными в пучок сзади. Возможно, это было сделано для того, чтобы противопоставить римскую скромность Клеопатре и ее яркости.

Прически Флавиана и Антонина

Портрет римской женщины, период Флавиев, Рим, Musei Capitolini

Прически Флавиана и Антонина сильно различались у мужчин и женщин в реальной жизни и по внешнему виду волос для мужских и женских скульптур. В Древнем Риме волосы были основным фактором, определяющим физическую привлекательность женщины, женщины предпочитали изображаться молодыми и красивыми. Поэтому было известно, что женские скульптуры имели эффектные завитки, вырезанные с сильным эффектом светотени. С другой стороны, у большинства мужчин в период Флавиев конца первого века нашей эры волосы коротко подстрижены на макушке, как, например, на портрете Домициана (на фото), что подразумевает активную роль в обществе, в то время как женская пассивность.

Прически Флавиана и Антонина, пожалуй, самые известные и экстравагантные стили Имперского Рима. За это время наиболее ярким стал аристократический женский стиль (кипрские кудри). Стиль был высоким, с массой фигурных кудрей и косичек. Высокие изогнутые короны спереди были сделаны из шерсти и накидки, и их можно было прикрепить как к затылку, так и спереди. Как правило, как и в случае со знаменитым бюстом Фонсека (на фото), эта конкретная прическа была популярна во времена Флавиев. Волосы были зачесаны на две части; передняя часть была зачесана вперед и образована завитками, а задняя часть была заплетена и свернута в сложный пучок (Orbis Comarum). Писатель Ювенал описал эту моду как прически, которые заставляли женщин казаться высокими спереди, а сзади - совсем наоборот.

В более поздний период Антонина кудри на передней части головы были ниже, чем в период Флавиев. Косы, скрученные на затылке, были продвинуты вперед, вместо этого они часто лежали на макушке. В другом стиле эпохи Антонинов волосы были разделены на заклепки и завязаны сзади

Кроме того, действительно ли римские портреты точно передают фактические прически, которые носили натурщики, является проблематичным из-за нехватки сохранившихся волос, что оставляет мало основы сравнения. Вторая проблема - это физическая точность самих римских портретов. Однако в результате создания множества скульптур, имеющих отношение к волосам, этнографы и антропологи признали, что волосы играют ключевую роль в определении пола и определении общества, к которому принадлежат люди.

Династия Северан

Юлия Домна, жена Септимия Севера, имела особенно примечательную прическу. Юлия Домна была самой влиятельной покровительницей парика. На ней был тяжелый шаровидный парик с простыми волнами размером с палец с простым пробором по центру. Джулия Домна была дочерью высокопоставленного священника из Сирии, и было высказано предположение, что ее стиль указывал на ее иностранное происхождение. Несмотря на то, что она была с Востока, она приняла парик, чтобы придать ей знакомый римский облик и, в частности, чтобы подражать своей предшественнице, Фаустине Младшей. В 2012 году видео Джанет Стивенс Julia Domna: Forensic Hairdressing, воссоздающее более позднюю прическу римской императрицы, было представлено на ежегодном собрании Археологического института Америки в Филадельфии..

Бюст Домициана

Иностранные женщины часто носили волосы не так, как римские женщины, а женщины из Пальмиры обычно носили волосы, завязанные на простой пробор по центру, в сопровождении диадем и тюрбанов, согласно утверждениям Местные традиции. Известно, что женщины с Востока редко носили парики, предпочитая вместо этого создавать сложные прически из собственных волос. Со временем прически Северана изменились от стиля пробора с волнистыми пальцами к стилю с большим количеством завитков и локонов на передней и задней части головы, часто сопровождаемых париком.

Мужские прически

Мальчики с коротко остриженными светлыми волосами охотничьего кролика на мозаике из Виллы Романа дель Казале, Римская Сицилия, 4 век нашей эры

Римские прически для мужчин менялись с древних времен. Хотя мужские волосы, возможно, требовали не меньшего ежедневного внимания, чем женские, стиль, а также социальная реакция, которую они вызывали, были радикально другими. Длительные сеансы ухода за мужчинами будут рассматриваться как табу. На протяжении всего этого периода женские волосы вырезались различными техниками в зависимости от пола. Например, одна из основных черт, которая наблюдается у многих женщин, но никогда у мужчин, - это длинные волосы, разделенные центральной частью. Очевидно, что мужчины никогда не носили это, так как нет биологической разницы в волосах между полами, это практика, определяемая исключительно культурой. С бровями у обоих полов обращались одинаково.

В древние времена римские мужчины, скорее всего, носили длинные волосы. С появлением парикмахеров, называемых тонзорами, примерно в 300 г. до н.э. стало принято носить короткие волосы. В Древнем Риме домашние рабы выполняли парикмахерские функции для богатых мужчин. Однако мужчины, не имевшие доступа к частной парикмахерской и бритью, или те, кто предпочитал более социальную атмосферу, ходили в парикмахерскую (тонстрина). Парикмахерские были местом общественных встреч, и первое бритье молодого человека часто даже отмечалось как переход к зрелости в обществе. Парикмахеры обычно брили клиентов железными бритвами и наносили лосьон после бритья мазями, которые могли содержать паутину. Стрижка головы и бритье были правилом в Риме во втором веке до нашей эры. Римские мужчины, носившие бороду, не допускались в сенат, если они не брились.

В Древнем Риме было желательно, чтобы мужчины имели густую шевелюру. Это было проблемой для Юлия Цезаря. В то время лысина считалась уродством, поэтому Цезарь изо всех сил старался скрыть свои редеющие волосы. И из-за этого он имел обыкновение зачесывать свои тонкие локоны вперед по макушке. Светоний писал: «Его облысение очень беспокоило его». Сенат разрешил Цезарю носить лавровую корону, с помощью которой он мог замаскировать залысины.

Во времена Римской империи легко узнать, как императоры носили волосы. Например, одной из постоянных черт портретов Августа является его прическа с характерными раздвоенными прядями на лбу. В те времена императора чаще всего считали законодателем моды. Об этом свидетельствует император Нерон (54–68 гг. Н.э.), который использовал сложные прически с локонами и даже имел бакенбарды. Мужчины стали больше завивать волосы, и Неро положил начало этой тенденции. После периода Флавиев у большинства мужчин волосы на макушке были коротко подстрижены и лишены сильной пластичности. В течение следующих нескольких десятилетий среди мужчин Траяна была популярна прямая стрижка с челкой на лбу. Еще одно направление, начало которому положил император Адриан (117–138 гг. Н.э.). Он был первым императором, носившим бороду, и после него многие императоры продолжили эту тенденцию. Обычно это считалось признаком его преданности Греции и греческой культуре. Один литературный источник, Historia Augusta, утверждает, что Адриан носил бороду, чтобы скрыть пятна на лице.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:20:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте