Римско-католическая епархия Кумании

редактировать

Римско-католическая епархия Кумании была латинским обрядом епископство к западу от реки Сирет (в современной Румынии ) с 1228 по 1241 год. На землях, входящих в состав епархии, доминировали кочевники Куманы примерно с 1100 года. Католические миссии начались после того, как Андрей II Венгерский предоставил Бурценланд тевтонским рыцарям в 1211 году. После того, как Андрей изгнал рыцарей из территории в 1225 г., доминиканские монахи продолжили Куманскую миссию. Роберт, архиепископ Эстергомский крестился, влиятельный вождь половцев, два года спустя.

Роберт рукоположил венгерского монаха-доминикана Теодориха в качестве первого епископа Кумании в начале 1228 года. Папа Григорий IX подтвердил хиротонию Теодориха 21 марта того же года, и епархия была подчинена Святой Престол в 1229 году. Епископский престол находился на реке Милков, но его точное местонахождение неизвестно. Епархия включала Бурценланд и земли к востоку от Карпат. Влахи (румыны), принадлежавшие к Православной церкви, составляли значительную часть населения епархии. Они не последовали за католическим епископом и убедили многих католиков венгров и саксов принять своих православных епископов.

Епархия была разрушена во время монгольского вторжения в Европу в 1241 году, а ее собственность была захвачена соседними землевладельцами. В 1334 году монах-францисканец был рукоположен на престол, но он и его преемники (носившие титул епископа Милковского) не смогли восстановить епископство и его владения.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предпосылки (до 1211 г.)
    • 1.2 Обращение куманских племен (1211–1228 гг.)
    • 1.3 Создание и падение (1228–1241 гг.)
    • 1.4 Последствия (после 1241)
  • 2 Территория и см.
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
    • 4.1 Первичные источники
    • 4.2 Вторичные источники
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

История

Предыстория (до 1211 г.)

Разрушенная (обезглавленная) скульптура женщины Каменная статуя половцев

Кочевые половцы контролировали земли к северу от Нижнего Дуная и к востоку от Карпатских гор примерно после 1100 года. Археологические исследования показывают, что большинство поселений на территории к тому времени были заброшены. Согласно Иоанну Киннамосу, византийская армия, вторгшаяся в Венгерское королевство в 1166 году, «прошла через некоторые утомительные и труднопроходимые регионы и прошла через землю, полностью лишенную людей», прежде чем войти в Венгрия через Восточные Карпаты.

XII век сицилийский мусульманин географ Мухаммад аль-Идриси писал, что две половцы (черные половцы и белые половцы) отделены от друг друга у реки Днестр. Описывая восточные границы Венгерского королевства около 1150 года, Отто Фрайзинг упомянул «открытые земли патзинаков и фалонесов» (печенегов и половцев соответственно). Он описал эту территорию как «прекрасные охотничьи угодья, практически не тронутые плугом и мотыгой », что указывает на отсутствие сельского хозяйства. Однако археологические исследования показали, что местные жители занимались земледелием в поселениях Прутского -области в XI и XII веках. Согласно Ипатьевскому кодексу, который утверждал Галицкое княжество (или Галичину), «причинил вред галицким рыбакам» на Нижнем Дунае (подразумевая, что участки земель между Восточными Карпатами и рекой контролировались князьями Галицкими). Куманы были язычниками, поклонявшимися небу, земле и другим природным стихиям.

Согласно летописи Никеты Хониата, «влахи, до которых дошли слухи» о побеге Андроник Комнен (мятежный двоюродный брат византийского императора Мануила I ) захватил его в 1164 году у границ Галича. Хониат сообщил, что валахи, славяне и половцы также населяли земли между Карпатами и Нижним Дунаем, а сотрудничество валахов с половцами против Византийской империи хорошо задокументировано. Согласно Анне Комнине, местные влахи показали «путь через перевалы» Балканских гор половцам, вторгшимся в византийские земли к югу от Нижнего Дуная в 1094 году. Петр и Асен, лидеры 1186 г. восстания болгар и валахов против византийского владычества, летом 1186 г. пересекли нижний Дунай в поисках помощи половцев и вернулись " со своими половцами-помощниками ", чтобы продолжить бой. «Куманы с частью валахов пересекли» нижний Дунай и вторглись во Фракию в 1199 году.

Однако были зарегистрированы конфликты между половцами и валахами. Согласно королевской грамоте 1250 г. король Венгрии Андрей I послал Иоахима графа Германштадта, чтобы он возглавил армию саксонцев, Влах, Секелей и печенегские воины для помощи Борилу в Болгарии после того, как «три вождя из Кумании» восстали против Борила Булгарского в начале 1210-х годов. Упоминание об участии влахов в кампании Иоахима является одним из самых ранних свидетельств того, что общины влахов находились под властью Венгрии. Влахи имели особый статус, отличный от других простолюдинов Венгерского Королевства. Они платили налоги натурой, такие как quinquagesima (одна пятидесятая часть) на свои стада; Православные, они были освобождены от десятины, уплачиваемой католическими крестьянами.

Обращение куманских племен (1211–1228)

Король Андрей II Венгерский предоставил Бурценланд в юго-восточной Трансильвании тевтонским рыцарям в 1211 году, поручив им защищать границы своего королевства и обратить соседних половцев. Король также уполномочил рыцарей возводить деревянные крепости и распространять свою власть на Карпаты. Рыцарям было разрешено приглашать колонистов на свои земли, а поселенцы были освобождены от церковной десятины. Согласно недостоверной папской булле, написанной почти десятью годами позже, их территория простиралась до нижнего Дуная и "границ бродников" (область Сирет ) в 1222 г. В папских письмах также говорилось, что неопределенное количество половцев, их жен и детей были готовы к обращению после того, как рыцари победили их. Власть половцев резко уменьшилась после победы монголов над коалицией русских князей и половых вождей в 23 мая 1223 г. битва на реке Калка.

Тевтонские рыцари попытались свергнуть царя Андрея, и попросил Папу Гонория III защитить свои земли. Король вторгся во владения рыцарей, изгнав их в 1225 году. В следующем году Андрей сделал своего старшего сына Белу герцогом Трансильвании. Герцог Бела, который хотел распространить свою власть на соседние куманские племена, поддерживал миссионерскую деятельность доминиканских монахов.

Картина Святого Доминика в черном и с книгой и лилией Портрет святого Доминика, сделанный Джованни Беллини, который решил обратить в христианство Куманс перед смертью

Согласно свидетельству монаха Рудольфа из Фаэнцы во время канонизации святого Доминика , основатель Доминиканского ордена «хотел спасти всех мужчин, христиан и сарацинов, но особенно половцев и других язычников »и выразил« свое желание пойти к половцам и прочим неверным ». Доминиканская провинция Венгрии, одна из первых территорий ордена, была создана в начале 1220-х годов. Паулюс Хунгарус, его первый глава, «решил послать несколько добродетельных братьев» половцам в начале 1220-х годов; согласно Житиям братьев, написанным в 1250-х годах монахом Жераром де Фраше, они были неудачными и вернулись. Де Фраше писал, что следующая доминиканская миссия к половцам достигла реки Днепр, но монахи «страдали от голода, жажды, отсутствия укрытия и преследований; некоторые из них были взяты в плен, а двое были убиты». 112>

Историк Клаудия Ф. Добре писала, что «путь к обращению половцев был открыт» после их поражения на реке Калка благодаря поддержке герцога Белы доминиканских миссионеров. Почти одновременный Альберик из Труа-Фонтена писал, что сын куманского вождя посетил Роберта, архиепископа Эстергомского в Венгрии в 1227 году, прося архиепископа крестить его и его 12 вассалов. Куманский дворянин также сообщил, что его отец и 2000 его подданных также желали приехать в Трансильванию, чтобы креститься. Роберт принял предложение и отправился в Трансильванию с тремя венгерскими прелатами: Варфоломеем ле Гро, епископом Печом ;, и, Епископ Трансильвании. Согласно хронике фризского Эмо, они встретили вождя половцев, «четвертого по рангу среди главных половцев», и крестили его и его вассалов в присутствии герцога Белы.

Число половцев, крещенных вместе со своим вождем, варьируется от источника к источнику. Эмо указал «большое число», Альберик отметил 15 000, а Chronicon Austriacum и другие австрийские хроники описали 10 000 обращенных. Согласно «Жизни братьев», другой половой вождь, который был «еще более важным лидером», был крещен «вместе с тысячей своих родственников». В письме от 31 июля 1228 г. архиепископу Роберту Эстергомскому Папа Григорий IX выразил радость по поводу успеха миссионеров в «Кумании» и соседней «стране бродников».

Сотворение мира и осень (1228–1241)

За обращением тысяч половцев последовало создание епископства Кумании. Согласно Альберику из Труа-Фонтена, архиепископ Роберт Эстергомский посвятил Теодориха епископом новой епархии в 1228 году. Хиротонию Теодориха, который был монахом в доминиканской провинции Венгрии, подтвердил Папа Григорий 21 марта. Папа призвал главу венгерских доминиканцев прислать новых миссионеров к половцам и похвалил герцога Белу, который решил посетить Куманию с архиепископом Робертом.

Рукопись Папы Григория IX в красной мантии с подсветкой на троне Папа Григорий IX, подтвердивший учреждение Куманской епархии.

Согласно письму Папы Григория от 1228 года, кочевые половцы были готовы селиться в недавно основанных деревнях и городах и строить церкви. Однако отношения между половцами и их священниками часто были напряженными; Папа посоветовал епископу Кумании Теодориху в 1229 г. проявить милосердие к новообращенным половцам, напавшим на священнослужителей, и не наказывать их за мелкие преступления. Папа освободил Куманскую епархию от власти архиепископов Эстергома 13 сентября 1229 года, подчинив ее епископа непосредственно Святому престолу. Григорий IX убеждал короля Венгрии Андрея II разрешить тевтонским рыцарям вернуться в Куманию, по крайней мере, четырьмя письмами между 1231 и 1234 годами. Тем не менее, Венгрия оставалась главным союзником Святого Престола в Юго-Восточной Европе; Андрей II подчеркнул свои претензии на недавно завоеванные земли, приняв титул «король Кумании» в начале 1230-х годов. Папа Григорий написал герцогу Белу 25 октября 1234 года, напоминая ему о его предыдущем предложении построить церковь в Кумании и поощряя его даровать поместья епископу Кумании.

Следующее письмо Папы, написанное 14 ноября. 1234 г., утверждалось, что в епископстве Куманов были «определенные люди по имени Валати» (валахи). Свои таинства влахи получали не от католического епископа, а «от некоторых псевдо-епископов греческого обряда». По словам Папы, влахи убедили «венгров, саксов и других католиков», поселившихся в Кумании, присоединиться к православной церкви. Григорий IX уполномочил епископа Теодориха посвятить влахов католического епископа и попросил герцога Белу помочь Теодорику навязать свою власть влахам. Письмо Папы предполагает, что валахи составляли значительную группу (возможно, большинство) среди народов Кумании, и у них была своя местная церковная иерархия.

Монголы снова вторглись в самые восточные регионы «Куманских степей»., вынудив десятки тысяч половцев искать убежища в Венгрии или Болгарии около 1240 года. Епископство Кумании было разрушено во время монгольского вторжения в Центральную Европу в 1241 году. По словам тогдашнего Роджера Торре-Маджоре, Бохетора и «другие цари» привели монгольское войско в «землю епископа половцев» и уничтожили местное войско. Захватчики разрушили епископский престол и убили многих монахов-доминиканцев:

После долгой работы с Божьей помощью был основан женский монастырь, и братья начали уверенно проповедовать среди людей. Только Бог может подсчитать количество людей, которые день за днем ​​обращались к вере нашего Господа Иисуса Христа. В то время как пыл и рвение братьев к обращению этих язычников возрастали все больше и больше, скрытый суд Божий допустил преследование со стороны [монголов]. Это не только препятствовало проповеди наших братьев, но и заставило многих из них скорее отправиться в Царство Небесное. До девяноста братьев улетели в Царство Небесное, одни мечом, другие стрелами, копьями или огнем. Миссия к этим язычникам была прервана, в то время как в результате [монгольских] преследований половцы были рассеяны по разным частям Греции, Болгарии, Сербии и другим близлежащим регионам. В конце концов большинство из них прибыли в Венгрию, где король приветствовал их.

— Брат Жерар де Фраше: Жизни братьев

Последствия (после 1241 г.)

Карта Венгрии XIII века Венгерское королевство во второй половине 13 века (серая зона к востоку от Секели и Банате Северина была включена в епископство Кумании)

Монголы завоевали степи вплоть до Нижнего Дуная.. Они вырезали или поработили многих половцев, но значительные группы половцев выжили и сохранили свою отдельную идентичность в Монгольской империи до конца 14 века. Святой Престол не отказался от идеи прозелитизма в Кумании после монгольского вторжения, и Папа Иннокентий IV похвалил доминиканцев за их успешные миссии к половцам в 1253 году. Папа Николай III упоминается в письме от 7 октября 1278 г., что католики исчезли из Куманской епархии, потому что с момента разрушения епископальной см. там не проживал ни один епископ. Папа убеждал Филиппа, епископа Фермо (его легат в Венгрии), изучить ситуацию в бывшем епископстве.

Францисканские монахи играли важную роль в католических миссиях в странах к востоку от Карпаты. Святой Престол санкционировал распоряжение совершать таинства, строить церкви и предоставлять индульгенции в Кумании в 1239 году, продлив разрешение шесть лет спустя. Миссионеры рисковали своей жизнью на землях, подвластных монголам в первой половине 14 века; «Сарацины» убили монаха Пьетро да Унгера около Трансильвании в 1314 году, а монахи Блазиус и Марк были замучены в Сирете в 1340 году.

Папа Иоанн XXII рассматривал вопрос о восстановлении епископства в 1332 году. адресованный Чанаду Телегди, архиепископу Эстергомскому, он писал, что «сильные мира сего» захватили собственность Куманской епархии. Надеясь получить королевскую поддержку своего плана, папа решил сделать францисканца Витуса де Монтеферрео (Карл I Венгерский капелланом) епископом Мильковии. Хотя два года спустя папа подтвердил рукоположение Вита, нет никаких доказательств того, что епископ когда-либо посещал его епархию. Другие епископы были рукоположены в Мильковскую кафедру в течение следующего столетия, но их попытки вернуть себе собственность Куманской епархии оказались безуспешными.

Территория и см.

Границы епархии Куманию нельзя точно определить. Роджер из Торре Маджоре писал, что монголы пересекли реку Сирет перед тем, как войти в Куманскую епархию, что указывает на то, что река была восточной границей епархии. В списке домов премонстратов от 1235 года в Венгрии отмечалось, что «Корона» (ныне Брашов в Румынии) находилась в Куманской епархии, что позволяет предположить, что она включала юго-восточную Трансильванию. По словам историка Виктора Спинея, «Юго-Восточная Трансильвания была включена в состав епископства, скорее всего, для обеспечения постоянного источника дохода от сбора десятины для формирующейся церковной структуры в течение первых лет после обращения половцев». Спиней писал, что река Тротуц должна была образовывать северо-восточную границу епархии, а река Бузэу ее юго-восточная граница.

Местоположение епископальной кафедры является предметом изучения научная дискуссия. В своем письме 1278 года папа Николай III писал, что civitas de Mylco (на реке Милков ) был резиденцией куманского епископа . Николай Йорга отождествлял civitas de Mylco с Одобешти ; Константин К. Джуреску с Региу, а затем с Одобешти и Кэрол Аунер с Кампинянка. По словам археологов Адриана Андрея Русу и Антона Парагинэ, кафедра епископства находилась в Фокшанах или Выртешкою ​​ (где были раскопаны небольшие форты XIII века). Согласно «Жизни братьев», два вождя половцев были похоронены «в часовне Пресвятой Богородицы », что указывает на то, что по крайней мере одна часовня была построена на кафедре епископства. В письме папы Николая от 1278 г. упоминается также собор, разрушенный монголами. Доминиканец Теодорих служил епископом при Роберте, архиепископе Эстергомском с 1228 по 1234 год или позже; папские документы упоминают неназванного епископа Кумании в 1235 и 1238 годах.

Ссылки

Источники

Первичные источники

Вторичные источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:05:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте