Роджер Джозеф Боскович

редактировать
Хорватско-итальянский физик

Роджер Джозеф Боскович. SJ
Rudjer Boskovic.jpg Портрет Роберта Эджа Пайна, Лондон, 1760.
РодилсяРуджер Йосип Бошкович. (1711-05-18) 18 мая 1711 г.. Дубровник, Республика Рагуза (современный Хорватия )
Умер13 февраля 1787 (1787-02-13) (в возрасте 75 лет). Милан, Миланское герцогство ( современная Италия)
ГражданствоРеспублика Рагуза
Alma materCollegio Romano
Известен какПредшественник атомной теории. Основатель обсерватории Брера
Научная карьера
ФилдсБогословие, физика, астрономия, математика, натурфилософия, дипломатия, поэзия
УчрежденияОбсерватория Брера. Университет Павии
ВлиянияГ.В. Лейбниц

Роджер Джозеф Боскович (18 мая 1711 - 13 февраля 1787) был физиком, астрономом, математиком, философ, дипломат, поэт, теолог, иезуит священник и эрудит из Республики Рагуза. Он учился и жил в Италии и Франции, где также опубликовал множество своих работ.

Боскович создал предшественник теории атома и внес большой вклад в астрономию, в том числе первая геометрическая процедура для определения экватора вращающейся планеты из трех наблюдений поверхностного объекта и для вычисления орбиты планета из трех наблюдений за ее положением. В 1753 году он также обнаружил отсутствие атмосферы на Луне.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Средние годы
    • 1.3 Поздние годы
    • 1.4 Демон Босковича
  • 2 Дальнейшие работы
  • 3 Наследие
  • 4 Религиозные взгляды
  • 5 Национальность
  • 6 Работы
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Боскович родился 18 мая 1711 года в Рагузе (Дубровник), Республика Рагуза, Никола Бошкович, торговец из Рагузы, и Паола Беттера (1674–1777), дочь местного дворянина итальянского происхождения. Отец Бошковича был хорватом (по некоторым источникам сербским). Он был крещен 26 мая 1711 г. Маринусом Каролисом, curatus et sacristia. Имя Руджеро могло быть дано ему, потому что его прадедушка Агостино Беттера и брат его матери звали Руджеро, крестным отцом был его дядя Руджеро Беттера. Он был седьмым ребенком в семье и вторым младшим. Его отец родился в селе Орахов До около Равно, в то время входившего в Османскую империю (ныне Босния и Герцеговина ). Его дядя Дон Илия Бошкович был убит бандитами Ускока во время мессы в 1692 году. В то время как его отец Никола когда-то был плодовитым торговцем, путешествовавшим по Османской империи, Рудер знал его только как прикованного к постели инвалида; он умер, когда его сыну было 10 лет. Мать Босковича Паола по прозвищу Павика была членом культурной итальянской купеческой семьи, основанной в Дубровнике с начала 17 века, когда ее предок Пьетро Беттера поселился из Бергамо на севере Италии. Ее описывали как крепкую и активную женщину со счастливым характером, которая дожила до 103 лет.

Паола Беттера ничего не оставила в письменном виде, но тетя Боскович, ее сестра, писала стихи на итальянском языке. Их сыновья, двоюродные братья и товарищи по играм Руджера, Антун Бошкович и Франьо Бошкович, выросли в хороших латиноамериканцев. Его собственные братья и сестры были все старше его, за исключением его сестры Аницы Бошкович (1714–1804), на два года младше его. Его старшая сестра Маре Бошкович, на девятнадцать лет старше его, была единственным членом семьи, вышедшим замуж; его вторая сестра Мария Бошкович стала монахиней в монастыре Рагуза Святой Екатерины. Его старший брат Божо Бошкович (Бошко, которого Роджер в частной переписке назвал Натале), на тринадцать лет старше, поступил на службу в Республику Рагуза. Его брат Бартоломей (Баро) Бошкович, родившийся в 1700 году и получивший образование в иезуитской школе в Дубровнике, покинул дом, когда Руджеру было 3 года, чтобы стать ученым и иезуитским священником в Риме. Он также написал хорошие стихи как на латыни, так и на «иллирийском» (название эпохи Возрождения для сербохорватского), но в конце концов сжег некоторые из своих рукописей из скрупулезной скромности. Его брат Иван (Живо) Бошкович стал доминиканцем в монастыре шестнадцатого века в Дубровнике, церковь которого Руджер знал в детстве с ее богатыми сокровищами и картинами Тициана и Вазари, которые все еще существуют. Его брат Петар (Перо) Бошкович, на шесть лет старше его, стал поэтом, как и его дед. Он тоже учился у иезуитов, затем служил официальным лицом республики и заработал себе репутацию переводчика Овидия, Сида Корнеля и Мольера. Том его религиозных стихов, Hvale Duhovne, был издан в Венеции в 1729 году.

В возрасте 8 или 9 лет, после приобретения рудиментов чтения и письма у священника Никола Никкей из Королевства, Рудер был отправлен для обучения в местной иезуитской Collegium Regusinum. Во время учебы Роджер Боскович показал отчетливую склонность к дальнейшему интеллектуальному развитию. В школе он заработал репутацию человека с легкой памятью и быстрым и глубоким умом.

16 сентября 1725 года Руджер Бошкович уехал из Дубровника в Рим. Он находился под опекой двух священников-иезуитов, которые привели его в Общество Иисуса, известное своим воспитанием молодежи и имевшее в то время около 800 учреждений и 200 000 учеников по всему миру. Мы ничего не узнаем от самого Бошковича до тех пор, пока он не вступил в послушник в 1731 году, но обычно новички проводили первые два года не в Collegium Romanum, а в Sant'Andrea delle. Фратте. Там он изучал математику и физику ; и его успехи в этих науках были настолько блестящими, что в 1740 году он был назначен профессором математики в колледже.

Он был особенно подходящим для этой должности благодаря его знакомству с последними достижениями в науке и его навыкам в классическая строгость демонстрации, приобретенная тщательным изучением работ греческих геометров. За несколько лет до этого назначения он прославился элегантным решением проблемы поиска экватора Солнца и определения периода его вращения путем наблюдения пятен на его поверхности.

Средние годы

Несмотря на тяжелые обязанности профессора, он находил время для исследований в различных областях физических наук и опубликовал очень большое количество диссертаций, некоторые из которых были довольно объемными.. Среди тем были прохождение Меркурия, Северное сияние, фигура Земли, наблюдение неподвижных звезд, неравенства в земной гравитации, применение математики к теории телескопа, пределы достоверности астрономических наблюдений, твердое тело наибольшего притяжения, циклоида, логистическая кривая, теория комет, приливы, закон непрерывности, двойное лучепреломление микрометр и различные проблемы сферической тригонометрии.

В 1742 году с ним консультировался вместе с другими учеными Папа Бенедикт XIV, как наилучшие средства обеспечения устойчивости купола Св. Петра, Рим, в котором была обнаружена трещина. Его предложение разместить пять концентрических железных лент было принято.

Французский перевод книги Бошковича De solis ac lunae defctibus.

В 1744 году он был рукоположен в римско-католическое священство.

В 1745 году Бошкович опубликовал De Viribus Vivis, в котором пытался найти золотую середину между теория тяготения Исаака Ньютона и метафизическая теория монад Готфрида Лейбница . Он разработал концепцию «непроницаемости» как свойства твердых тел, которое объясняет их поведение с точки зрения силы, а не материи. Если лишить атомы их вещества, непроницаемость отделяется от твердости, а затем ставится в произвольном соотношении с эластичностью. Непроницаемость имеет декартово ощущение, что более одной точки не могут занимать одно и то же место одновременно.

Бошкович посетил свой родной город только один раз, в 1747 году, чтобы никогда больше не возвращаться. Он согласился принять участие в португальской экспедиции для исследования Бразилии и измерения дуги меридиана, но Папа убедил его остаться в Италии и предпринять там аналогичную задачу с Кристофером Мэйром, английским иезуитом, который измерил дугу в два градуса между Римом и Римини. Операция началась в конце 1750 года и завершилась примерно через два года. Отчет был опубликован в 1755 году под названием De Litteraria Expeditione per pontificiam ditionem ad dimetiendos duos meridiani gradus a PP. Maire et Boscovicli. Ценность этого труда повысилась благодаря тщательно составленной карте Государств Церкви. Французский перевод появился в 1770 г. и включал в себя в качестве приложения некоторые материалы, впервые опубликованные в 1760 г., в которых излагалась объективная процедура определения подходящих значений параметров подобранной модели на основе большего числа наблюдений. Неограниченный вариант этой процедуры подбора теперь известен как процедура L1-нормы или наименьших абсолютных отклонений и служит надежной альтернативой знакомой L2-норме или процедуре наименьших квадратов.

Между Франциском, Великим герцогом Тосканы и Республикой Лукка возник спор по поводу дренажа озера. Как агент Лукки, Бошкович был отправлен в 1757 г. в Вену и сумел добиться удовлетворительного решения по этому вопросу.

Первая страница рисунков из Theoria Philosophiæ Naturalis 1763 года. Рисунок 1 - это силовая кривая, которая привлекла так много внимания со стороны более поздних натурфилософов, таких как Джозеф Пристли, Хамфри Дэви и Майкл Фарадей. Ордината - сила, положительные значения - отталкивающие, а абсцисса - радиальное расстояние. Сила гравитационного притяжения Ньютона отчетливо видна в крайнем правом углу рисунка 1.

В Вене в 1758 году он опубликовал первое издание своей знаменитой работы Philosophiæ naturalis theoria redacta ad unicam legem virium in natura existentium (Теория натурфилософии, основанная на едином Законе сил, существующих в Природе), содержащая его атомную теорию и его теорию сил. Второе издание было опубликовано в 1763 году в Венеции, а третье снова в Вене в 1764 году. В 1922 году оно было опубликовано в Лондоне, а в 1966 году - в Соединенных Штатах. Другое издание было опубликовано в Загребе в 1974 году.

Вскоре появился еще один повод проявить свои дипломатические способности. британское правительство подозревало, что военные корабли были оборудованы в Дубровнике для обслуживания Франции, и поэтому нейтралитет республики было нарушено. Бошкович был выбран для проведения посольства в Лондон в 1760 году, чтобы убедить британцев в том, что ничего подобного не произошло, и предоставить доказательства нейтралитета Рагузы. Эта миссия оказалась полностью успешной - заслуга ему и радость его соотечественникам. Во время своего пребывания в Англии он был избран членом Королевского общества.

. В 1761 году астрономы готовились наблюдать прохождение Венеры через Солнце. Под влиянием Королевского общества Бошкович решил отправиться в Константинополь. Он прибыл поздно, а затем отправился в Польшу через Болгарию и Молдавию, а затем направился в Санкт-Петербург, где был избран членом Российская академия наук. Плохое здоровье заставило его вскоре вернуться в Италию.

Бошкович посетил Лайбах, столицу Карниола (ныне Любляна, Словения), по крайней мере, в 1757, 1758 и 1763 годах, и установил контакт с иезуитами и францисканские монахи в городе. Иезуиты включили его учение в свои лекции в. Его физика стала основой физических лекций, а также в других частях Габсбургской монархии и повлияла на мысли Габриэля Грубера и Юрия Вега, выдающиеся физики того времени. И Вега, и философ-рационалист Франц Самуэль Карпе знакомили своих студентов в Вене с идеями Бошковича и в духе его мысли.

Поздние годы

В 1764 году он был призван на кафедру математики в Университет Павии, и в течение шести лет он занимал эту должность, руководя обсерваторией в Брера в Милан, там Чарльз Бёрни встретил его; так как итальянский язык Берни в то время был не очень хорош, Боскович заставил его говорить по-французски.

Он был приглашен Королевским обществом Лондона в экспедицию в Калифорнию, чтобы снова наблюдать прохождение Венеры в 1769 году, но этому помешали недавние указ правительства Испании об изгнании иезуитов из своей. У Бошковича было много врагов, и он был вынужден часто менять место жительства. Около 1777 года он вернулся в Милан, где продолжал преподавать и руководить обсерваторией Брера.

Лишенный своей должности козни своих соратников, он собирался удалиться в Дубровник, когда в 1773 году до него дошло известие о подавлении его ордена в Италии. Неуверенность вынудила его принять приглашение короля Франции приехать в Париж, где он был назначен директором оптики военно-морского флота с пенсией в 8000 ливров, и была создана должность для него.

Он натурализовался во Франции и пробыл там десять лет, но его положение стало утомительным и, в конце концов, невыносимым. Однако он продолжал работать в поисках научных знаний и опубликовал много замечательных работ. Среди них было изящное решение задачи по определению орбиты кометы по трем наблюдениям, а также работы на микрометрах и ахроматических телескопы.

В 1783 году он вернулся в Италию и провел два года в Бассано, занимаясь публикацией своей Opera pertinentia ad opticam et astronomiam и т. Д., Опубликованной в 1785 году в пяти томах кварто.

После нескольких месяцев посещения монастыря Валломброза он отправился в Бреру в 1786 году и возобновил свою работу. В то время его здоровье пошатнулось, его репутация пошла на убыль, его работы не продавались, и он постепенно стал жертвой болезней и разочарований. Он умер в Милане и был похоронен в церкви Святой Марии Подоне.

демон Босковича

Philosophiae naturalis theoria (1758)

В философии и физике демон Лапласа - это мысленный эксперимент, подтверждающий концепцию детерминизм. Это предполагает, что если бы кто-то (Демон) знал точное местоположение и импульс каждой частицы во Вселенной, он, в принципе, мог бы вычислить историю и будущее каждой частицы. Долгое время считалось, что Пьер-Симон Лаплас, влиятельный французский ученый, был первым, кто предложил этот тип детерминизма. Недавно было показано, что первым человеком, предложившим образ сверхмощного вычислительного интеллекта, был Боскович, чья формулировка принципа детерминизма в его Theoriaphilusphiae naturalis 1758 года оказывается не только во времени предшествующей теории Лапласа, но и основанный на меньшем количестве метафизических принципов и более основанный на физических допущениях и разработанных на их основе - чтобы быть более точным, полным и всеобъемлющим, чем приведенное в скобках изложение доктрины Лапласа.

Хотя версия детерминизма Лапласа основана на общих терминах, Боскович использует такие физические термины, как положение, скорость, направление и центр масс. Боскович также (правильно) предполагает, что непрерывность силы является необходимым предположением для детерминизма, и он представил это в строгой математической форме. Короче говоря, детерминизм Босковича более физический, в то время как детерминизм Лапласа более метафизичен, что приводит его в гармонию с метафизикой Лейбница.

Знание с полной точностью местоположения и скорости частицы нарушает принцип неопределенности современной квантовой механики, поэтому неясно, возможно ли это физически.

Дальнейшие работы

В дополнение к уже упомянутым работам Бошкович опубликовал учебные материалы, которые он подготовил для своих учеников по математике. Он также опубликовал отчеты о своих путешествиях из Константинополя в Польшу в нескольких расширенных изданиях и переведенных на французский язык.

Бошкович участвовал в практических инженерных проектах, включая несколько дискуссий об архитектурном ремонте или стабильности, включая ремонт купола Святого Петра, стабильность Миланского собора, ремонт библиотеки Кезарии ди Вены и отчет о повреждении секторов Рима в июне 1749 года из-за урагана.

С Бошковичем также консультировали по поводу строительных работ в портах и ​​реках: Ивица Мартинович продемонстрировал, насколько Бошкович проявил себя к таким работам, и перечислил 13 основных работ:

# оценка ущерба, нанесенного деревянным причалам в Фьюмичино, судоходный рукав реки Тибр (1751 г.);

  1. проект Оззери, вызванный ожесточенными спорами о наводнениях в приграничной зоне между Луккой и Тосканой (1756 г.);
  2. план осушения Понтийских болот, включая оценку более раннего проекта Манфреди и Берталья (1764 г.);
  3. анализ причин повреждения порта Римини, сопровождаемый репарационными мерами (1764 г.);
  4. оценка дамбы вдоль реки По (1764 г.) ;
  5. научное письмо о принципах гидродинамики в идростатике Лекки (1765 г.);
  6. отчет о наводнениях в районе Перуджи (1766 г.);
  7. официальный отчет об ущербе порта Савона, первопричины и возможности ремонта (1771 г.);
  8. экспертное заключение относительно реки Тидоне в районе Пьяченцы (1771 г.);
  9. предложение по ремонту фонтаны в Перудже (1772 г.);
  10. экспертное заключение об устье реки Адидже в сравнении с предложениями Антонио Лоргны и Симуна Стратика по улучшению русло реки (1773 г.);
  11. инструкция по созданию группы, ответственной за осушение Понтийских болот (1774 г.);
  12. комментарии к проекту Хименеса по дренажному каналу Нуово-Оззери в Лукке (1781 г.)

Статья Мартиновича включает обширную аннотированную библиографию таких работ.

Наследие

За его вклад в астрономию в его честь был назван лунный кратер (см. кратер Босковича ).

Бюст Руджера Бошковича перед Хорватской академией наук и искусств в Загребе, Хорватия

Крупнейший хорватский институт естественных наук и технологий, основанный в Загребе называется «Институт Руджера Бошковича ». Бошкович в 1782 году был одним из основателей Accademia nazionale delle scienze detta dei XL (Национальная ассоциация наук) под названием "Итальянское общество" (Итальянская ассоциация): это научное общество собрало сорок членов. представляющий наиболее важных итальянских ученых того периода. Старейшее астрономическое общество на Балканах, базирующееся в столице Сербии Белград, называется Астрономическое общество Руджер Бошкович.

В 1873 году Ницше написал фрагмент под названием «Теория атома времени», который был переработкой теории Босковича. Theoria Philosophiae Naturalis redacta ad unicam legem virium in natura existentium. В целом идеи Босковича оказали большое влияние на идеи силы и воли к власти Ницше. Вернер Гейзенберг назвал его хорватским Лейбницем. По случаю 200-летия со дня смерти Босковича (1987 г.) Югославская государственная почта, базирующаяся в Белграде, изготовила почтовую марку и открытку, на которых написано, что Боскович был «величайшим хорватским ученым своего времени»

Религиозные взгляды

Бошкович был римско-католическим священником и откровенно выражал свои религиозные взгляды. В своей самой известной книге «Теория естественной философии» (1758 г.) он говорит: «Что касается природы Божественного Творца, моя теория необычайно проясняет, и результатом ее является необходимость признать Его... Поэтому напрасные мечты о те, кто считает, что мир был создан случайно, или что он мог быть построен как роковая необходимость, или что он существовал вечно, подчиняясь его собственным необходимым законам, полностью устранены. "

Бошкович также сочинил поэзия с множеством религиозных и астрономических намеков. В своей Марианской преданности он написал гекзаметровые стихи о Деве Марии.

. В том же куполе св. Петра в Риме, чей купол он спас от разорения, он работал духовником, исполняя Таинство покаяния или примирения.

Национальность

современная концепция национальности, основанная на этнических концепциях языка, культуры, религия, обычаи и т. д. получили развитие только в 19 веке. По этой причине отнесение определенной «национальности» к личностям прошлых веков, жившим в этнически смешанных регионах, часто невозможно определить; Следовательно, наследие Бошковича отмечается в Хорватии, Италии и Сербии. Его этническая принадлежность также является частью сербско-хорватских различий в самоидентификации западных южнославянских просветителей, что было одной из основных проблем в Югославии 20-го века.

Хорватские источники подчеркивают, что он ссылался на свою хорватскую идентичность. В письмах своей сестре Анике (Анне) он сказал ей, что не забыл хорватский язык. В письме своему брату от 1757 года он описывает встречу с хорватскими солдатами в Вене и отмечает в конце письма: «Eviva Haddick e i nostri Croati!» («Да здравствует Хадик и нашим хорватам!»). Когда он жил в Париже и присутствовал на военном параде, на котором он увидел хорватское подразделение из Рагузы, он сказал: «Вот мои храбрые хорваты».

Итальянские источники утверждают, что Босковича помнили как итальянца. Согласно итальянским источникам, он родился в городе со смешанными культурами, хорватскими и итальянскими, и высшие социальные слои Дубровника находились под итальянским влиянием (римско-далматинское влияние). Семья его матери приехала из Италии, и его жизнь и карьера находились под сильным итальянским влиянием. Он переехал в Италию в 14 лет, где провел большую часть своей жизни. В некоторых энциклопедиях он описывается как итальянский ученый. Он использовал итальянский язык в частном порядке, в том числе в переписке со своим братом Баро, и Вольтер писал Бошковичу по-итальянски «в знак уважения».

Ряд источников утверждает, что Боскович - сербский ученый или сербского происхождения по отцовской линии. Сербская академия наук и искусств причисляет его к 100 наиболее выдающимся сербам на основании утверждения, что он имеет этническое сербское отцовское происхождение. Согласно этой теории, братство Бошковичей, первоначально называвшееся Покрайчичем, заселило деревню из окрестных гор Попово. Филиалы братства также обосновались в окрестностях Столаца.

Сам Боскович гордился своей далматинской идентичностью. Когда д'Аламбер в своей Opuscule mathématiques... назвал его «итальянским математиком», он ответил, что он «далматин из Дубровника, а не итальянец». Однако он добавил, что с первых лет своей юности жил в Италии долгое время, поэтому «его можно как-то назвать итальянцем».

Работы

Боскович опубликовал восемь научных диссертаций до своего рукоположения в 1744 г. священник и назначение профессором и еще 14 впоследствии. Ниже приводится неполный список его публикаций:

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Боскович, Руджеро Джузеппе. Теория естественной философии. Перевод Дж. М. Чайлда. Англ. Изд. Кембридж, Массачусетс,: М. И. Т. Пресс, 1966.
  • Браш, Стивен Г. Вид движения, который мы называем теплом: история кинетической теории газов в XIX веке. Vol. 6 исследований по статистической механике. Нью-Йорк: паб Северной Голландии. Co., 1976.
  • Браш, Стивен Г. Статистическая физика и атомная теория вещества: от Бойля и Ньютона до Ландау и Онсагера Принстонские серии по физике. Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1983.
  • Bursill-Hall, Piers, ed. Р.Дж. Боскович; Vita E Attivita Scientifica; Его жизнь и научная деятельность. Рома: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1993.
  • Cerqueiro, Daniel. Боскович, Эль Виа Херо дель Тьемпо. Буэнос-Айрес: Под ред. Peq. Венеция. 2008. ISBN 978-987-9239-18-6
  • Дадич, Чарко. Руджер Бошкович (параллельный текст на хорватском и английском языках). Загреб: Školska Knjiga, 1987
  • Димитрик, Радослав. Руджер Бошкович (сербский, с английским резюме, Бошкович работает в оригинале и переводы на английский и сербский). Питтсбург: Издательство Helios, 2006, ISBN 978-0-9788256-2-1
  • Фейнголд, Мордехай. "Иезуит среди протестантов: Босковичи в Англии ок. 1745 - 1820 гг." В R.J. Боскович; Vita E Attivita Scientifica; Его жизнь и научная деятельность, изд. Пирс Берсилл-Холл, 511–526. Рома: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1993.
  • Франолич, Бранко. Бошкович в Великобритании, Journal of Croatian Studies Vol. 43, 2002 Хорватская академия Америки, Нью-Йорк, США ISSN 0075-4218
  • Hrvatski biografski leksikon [Хорватский биографический лексикон]. Загреб 1989. Том 2, стр. 194–199. ISBN 978-86-7053-015-7
  • Джастин, Родригес. «Научная революция в атомных проектах». Журнал устных традиций Стивенса, № 1 (200?): Xlv – xc.
  • Каргон, Роберт. «Уильям Роуэн Гамильтон, Майкл Фарадей и возрождение босковичского атомизма». Американский журнал физики 32, вып. 10 (1964): 792–795.
  • Каргон, Роберт. «Уильям Роуэн Гамильтон и босковичский атомизм». Журнал истории идей 26, вып. 1 (1965): 137–140.
  • Катрицкий, Linde. «Связи Кольриджа с ведущими деятелями науки». Примечания и отчеты Лондонского королевского общества 49, вып. 2 (1995): 261–276.
  • Лукан, Питер. Роджер Боскович и квантово-механическое сочетание динамических и статических законов. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 64–79.
  • Мораис-младший, Луис Карлос де. Alchimia seu Archimagisterium Solis в V Libri. Рио-де-Жанейро: Quartica Premium, 2013.
  • Петкович, Томисклав. Достижения Р. Дж. Босковича в естествознании в связи с развитием современной физики элементарных частиц. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 80–103.
  • Петрович, Александар. Наличие Theoria Philosophiae Naturalis Босковича и отсутствие ее переводов. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 8–21.
  • Пристли, Джозеф, и Роберт Э. Скофилд. Научная автобиография Джозефа Пристли, 1733–1804; Избранная научная переписка. Кембридж: M.I.T. Press, 1966.
  • Proverbio, Edoardo. Catalogo delle opere stampa di Ruggiero Giuseppe Boscovich. Рома: Национальная академия научных исследований Detta Dei XL. 2007.
  • Савкович, Нада. Случайные стихи Роджера Босковича. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 32–47.
  • Скотт, Уилсон Л. «Значение« твердых тел »в истории научной мысли». Исида 50, нет. 3 (1959): 199–210.
  • Шполярич, Степан (2011). Руджер Бошкович на дипломатической службе Республики Дубровник (PDF). Загреб: Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Хорватия. ISBN 978-953-7010-99-7. Проверено 3 апреля 2019 года.
  • Ставински, Магда Боскович на румынских территориях. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 22–31.
  • Уршич, Марко. Различие Босковича между потенциальным и актуальным пространством с точки зрения современных поисков союза разума и природы. Альмагест. Международный журнал истории науки 6, 1 (2015): 48–63.
  • Уайт, Закон Ланселота, изд. Роджер Джозеф Боскович, S.J., F.R.S., 1711–1787: Исследования его жизни и творчества к 250-летию со дня его рождения. Лондон: G. Allen Unwin, 1961.
  • Уильямс, Л. Пирс. Майкл Фарадей, биография. Нью-Йорк: Basic Books, 1965.
  • Уильямс, Л. Пирс. «Боскович, Мако, Дэви и Фарадей». В R.J. Боскович; Vita E Attivita Scientifica; Его жизнь и научная деятельность, изд. Пирс Берсилл-Холл, 587–600. Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1993.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Руджером Бошковичем.
Викицитатная цитата имеет цитаты, связанные с: Роджером Джозефом Босковичем
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Руджер Йосип Бошкович
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи о Роджере Джозеф Боскович.
Последняя правка сделана 2021-06-04 08:20:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте