Пакт Рериха

редактировать
Пакт Рериха
Полное название:
Подписан15 апреля 1935 г.
МестоположениеВашингтон, округ Колумбия
Действует26 августа 1935 г.
Условиедва ратифицировавших государства
Подписавшие стороны21
Стороны10
ДепозитарийПанамериканский союз

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников или Пакт Рериха является межамериканским договор. Важнейшей идеей Пакта Рериха является юридическое признание того, что защита культурных ценностей важнее, чем использование или уничтожение этой культуры в военных целях, и защита культуры всегда имеет приоритет над любой военной необходимостью.

Содержание

  • 1 Николай Рерих
  • 2 Истоки
  • 3 Проект и ратификация
  • 4 Хронология
  • 5 Знамя Мира
  • 6 Значение 21 века
  • 7 Всемирная лига культуры и Всемирный день культуры
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Николай Рерих

Николай Рерих.

Русский художник и философ Николай Рерих (1874–1947) инициировал современное движение в защиту культурных ценностей, за идею «Мира цивилизаций». Помимо признания одним из величайших русских художников, самым заметным достижением Рериха при его жизни стал Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года представителями американских штатов в Овальном кабинете Белый дом (Вашингтон, округ Колумбия). Это был первый международный договор, подписанный в Овальном кабинете.

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в г. Петербург. Его родители поощряли его изучать право, но, видя склонность сына к рисованию, они разрешили ему изучать оба, что он и сделал с большим успехом. В 1900 году Рерих отправился в Париж, чтобы брать уроки у Фернана Кормона, известного наставника Ван Гога и Тулуз-Лотрека. По возвращении в Санкт-Петербург он женился на Елене Шапошниковой, которая позже разработала философию Агни Йоги. Вскоре Рерих стал довольно успешным художником. Одну из его картин приобрел сам русский царь Николай II. Рерих также работал сценографом и художником по костюмам для нескольких опер и балетов Мориса Метерлинка и Игоря Стравинского, премьера которых состоялась в Санкт-Петербурге.

В 1917 году Рерих уехал жить на озеро в Финляндии, чтобы укрепить свое здоровье. После того, как граница между Россией и Финляндией была закрыта в 1918 году в связи с Октябрьской революцией и Гражданской войной в Финляндии, семья путешествовала через несколько скандинавских стран, чтобы Великобритания и в конце концов уехала в Северную Америку в 1920 году. Там Рерих основал два культурных учреждения: «Пылающее сердце», братство художников из нескольких стран) и «Мастерский институт искусства». United Arts »(организация по вопросам образования, науки и философии).

В 1923 году Музей Рериха был основан в Нью-Йорке. В 1929 году он переехал в новое здание. В настоящее время Музей Рериха расположен в Манхэттене, на углу 107-й улицы и Риверсайд Драйв. В 1929 году работа Рериха по достижению пакта была отмечена номинацией на Нобелевскую премию мира.

. Покинув Америку, Рерихи поселились в Наггаре в долине Кулу, откуда их поместье смотрело на Гималаи. Здесь они установили то, что осталось в Наггаре, с выставкой о пакте. Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года.

Истоки

Идея об охране памятников культуры впервые была сформулирована Николаем Рерихом в 1899 году. Во время его раскопок в Санкт-Петербургской губернии Рерих стал указывать на необходимость охраны памятников культуры, воспроизводящих для нас мировоззрение древних людей.

В 1903 году Рерих вместе со своим Жена Елена Ивановна Рерих объехала сорок древнерусских городов, в том числе Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Смоленск, Вильнюс, Изборск и Псков. В 1904 году, продолжая экспедицию, Николай Рерих посетил Углич, Калязин, Кашин и Тверь. Во время этих путешествий Рерих создал большую серию архитектурных этюдов, создал около 90 картин посещенных мест. Позже многие русские церкви были разрушены, и эти росписи остаются единственными документирующими изображениями.

Подводя итоги этой поездки, живописец восхищался красотой древних памятников. Рерих, выражая свои чувства к состоянию их защищенности, в статье «По старине» (1903 г.): «Прошлым летом мне довелось увидеть многих наших настоящих антиквариатов и мало к ним любви».

В 1904 году Рерих доложил Императору о плачевном состоянии исторических памятников и о необходимости принять срочные меры по их охране.

Во время русско-японской войны (1904–1905) Рерих высказал мысль о необходимости заключения особого договора об охране учреждений и памятников культуры. В течение нескольких лет после своего путешествия в 1903–1904 годах Рерих неоднократно указывал на состояние античных памятников. Он написал несколько статей, посвященных плачевному состоянию церквей. В статье «Тихие погромы» (1911) Рерих писал о неумелой реставрации Св. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле : «Кто защитит прекрасный антиквариат от безумных погромов? Тяжело, когда умирает антиквариат. Но еще страшнее, когда антиквариат остается изуродованным, фальшивым, имитационным...»

В 1914 году Рерих обратился к высшему командованию Российской Императорской Армии, а также к правительствам США и Франции с идеей заключения международного договора о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Он создал плакат «Враг человечества», осуждающий варварское разрушение памятников культуры, и картину «Сияние», выражающую протест против Первой мировой войны.

. В 1915 году Рерих написал доклад для российского императора Николая II. и Великий Князь Николай Николаевич с призывом принять реальные государственные меры по защите национальных культурных ценностей.

В 1929 году Рерих в сотрудничестве с (он же Жорж Чклавер), доктором международного права и политических наук Парижского университета подготовил проект Пакт о защите культурных ценностей. Одновременно Рерих предложил отличительный знак для обозначения объектов, нуждающихся в защите - Знамя Мира. Он состоит из белой ткани с красным кругом и тремя красными кругами, вписанными в него.

Проект и ратификация

В 1929 году Рерих, опять же в сотрудничестве с профессором Шклявером, подготовил проект международного договора, посвященного защите культурных ценностей. Схема должна была быть культурным аналогом Красного Креста для медицинского нейтралитета.

В 1930 году текст проекта договора с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован в печати и распространен в государственных, научных, художественных и учебных заведениях всего мира. В результате комитеты в поддержку Пакта были созданы во многих странах. Проект пакта был одобрен Комитетом по музейным делам Лиги Наций, а также Комитетом Панамериканского союза. В конечном итоге Пакт подписали 21 штат Америки и ратифицировали десять из них.

После Второй мировой войны Пакт Рериха сыграл важную роль в формировании норм международного права и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. В 1949 году на четвертой Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение начать работу по международно-правовому регулированию в области защиты культурного наследия в случае вооруженного конфликта.

Идеи Пакта Рериха до сих пор не реализованы в международном праве, особенно его принцип почти неограниченного предпочтения сохранения культурных ценностей военной необходимости.

Хронология

Делегаты Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха. Брюгге, август 1932 года.

Из книги «Знамя мира» / Составители О.Н. Звонарева, Т. Книжник, Н. Михайлова. - Издание второе, дополненное и переработанное. - Москва, МЦР, 2005. - (серия «Большая библиотека Рериха»).

1930 - Опубликован проект вместе с охватывающим обращением Н.К. Рериха к правительствам и народам всех стран и передан правительствам, научным, художественным и образовательным учреждениям мира.

- Проект Пакта был представлен в Комитет по музейным делам при Лиге Наций, а затем передан в Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству.
- Созданы комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира. в Париже и Брюгге (Бельгия)

1931 - в Брюгге был основан Международный союз Пакта Рериха под руководством члена Бельгийского комитета по охране памятников [нл ].

- 13–15 сентября - в Брюгге прошла первая Международная конференция, посвященная Пакту Рериха. В конференции приняли участие представители группы европейских стран. Разработан план продвижения идей Пакта в учебных заведениях, налажены контакты Международного союза Пакта Рериха с Международным комитетом по делам искусства и Организационным комитетом по сокращению вооружений.

1932 г., 7–9 сентября - второе В Брюгге прошла международная конференция, посвященная Пакту Рериха. В его работе приняли участие 22 страны. Конференция постановила создать в Брюгге специальный институт всемирного содействия реализации идей Пакта Рериха в общественной жизни. Также было принято решение обратиться ко всем странам с призывом признать Пакт международным договором.

1933, 15 ноября - Организационный комитет третьей международной конференции, посвященной Пакту Рериха, посетил президент США Ф. Рузвельт.

- 17–18 ноября - в Вашингтоне прошла Третья Международная конференция, посвященная Пакту Рериха. Тридцать пять стран поддержали эту конференцию и рекомендовали правительствам всех стран подписать Пакт.
- 7 декабря Панамериканская конференция в Монтевидео (Уругвай) принял постановление, рекомендовавшее правительствам американских стран присоединиться к Пакту Рериха.

1934, 4 апреля - утвержден отчет специальной комиссии Панамериканского союза, посвященный Пакту Рериха..

Подписание Пакта Рериха (в центре: Франклин Делано Рузвельт ).
- 11 августа - Президент США Ф. Рузвельт уполномочил министра сельского хозяйства Генри А. Уоллеса подписать Пакт Рериха. из США.
- 2 сентября - в Харбине (Маньчжурия ).
) был сформирован Комитет Пакта и Знамени Мира. в Болгарии.

1935, 15 апреля - Заключен договор под названием «Международный пакт об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, миссий и коллекций» (Пакт Рериха), подписанный представителями 21 американского штата в Белом доме., Вашингтон. Предложенный Рерихом отличительный знак для обозначения охраняемых объектов был утвержден в рамках Пакта.

- 2 июля - Пакт ратифицирован Сенатом США.
- 10 июля - Пакт ратифицирован президентом США.
- 26 августа - Пакт вступает в законную силу после ратификации.
- 25 октября - Пакт был обнародован президентом США.

Президент Ф. Рузвельт в своем выступлении по радио сказал: «Представление этого Пакта для подписания всеми странами, мы стремимся к тому, чтобы его мировое признание стало жизненно важным принципом для сохранения современной цивилизации. Это соглашение имеет более глубокое значение, чем текст этого документа »[1].

1937 г., октябрь - Первый съезд Балтийских обществ Рериха постановил создать комитеты Пакта Рериха во всех обществах Рерихов стран Балтии.

- Первый конгресс международных исследователей (Париж) единогласно принял решение о присоединении к Пакту Рериха.

1938, 17 ноября - Знамя Мира распростерто в Карачи (Индия).

1942 - (ARCA) была создана в Нью-Йорке. Эрнест Хемингуэй, Чарли Чаплин, Рокуэлл Кент, Норман Бел Геддес, Эдмунд Купер, Серж Кусевицкий, Валерий Иванович Терещенко были активными участниками. Деятельность ассоциации приветствовали всемирно известные ученые Роберт Эндрюс Милликен и Артур Комптон.

1946, 23 января - проведено первое заседание возобновленного Нью-Йоркского комитета Пакта и Знамени Мира.

- 18 апреля - 6 апреля Пан- Индийская конференция культурного единства поддержала Пакт.
Вручение Знамени Мира с борта космической станции «Мир » спикеру индийского парламента Шри Сомнатх Чаттерджи по случаю сотой годовщины Юбилей Рериха. Слева направо: Герой Российской Федерации Сергей Залётин, Виктор Афанасьев, Шри Сомнатх Чаттерджи, президент ICR Юлий Воронцов.

1948, август - Правительство Индии во главе с Джавахарлалом Неру решило одобрить Пакт Рериха.

1948-1949 - Итальянская ассоциация Пакта Рериха в Болонье организовала работу в поддержку Пакта на широкой основе. Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира работали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии и на Кубе.

1949 г. - 4-я Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о начале работы по международно-правовому регулированию в области защиты культурных ценностей во время военных действий.

1950 - Нью-йоркский комитет Пакта Рериха передал в ЮНЕСКО всю документацию по Пакту. 5-я сессия генеральной конференции ЮНЕСКО поручила генеральному директору подготовить и прислать проект конвенции. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила проект международной конвенции с учетом данных документов.

1954, 14 мая - Конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла «Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта » и прилагаемый к ней протокол. Второй протокол к Гаагской конвенции был принят в марте 1999 г. благодаря инициативе и активному участию ЮНЕСКО. Текст Гаагской конвенции прямо указывал на то, что основанием для ее принятия является принцип защиты культурных ценностей во время войны, установленный Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг., а также Пактом Рериха. Эту Гаагскую конвенцию подписали представители 37 стран.

1970, 14 ноября - «Конвенция ЮНЕСКО о средствах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности » была принята на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в г. Париж.

1972 г., 23 ноября - «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия » была принята на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже.

1974 г. - новосибирские альпинисты водрузили Знамя Мира на пике Рериха у горы Белуха (Алтай).

1988, 6 мая - поднято Знамя Мира на Северном полюсе.

1990, 11 февраля - взяли советские космонавты Александр Баландин и Анатолий Соловьев. Знамя Мира на борту орбитальной станции «Мир ».

1995, 26 июня - Знамя Мира было вручено Гебхардту фон Мольтке, заместителю секретаря по политическим вопросам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

Знамя Мира над Музеем им. Н.К. Рериха в Москве.

1997 - Знамя Мира передано экипажу советской орбитальной станции «Союз-ТМ » в рамках научных -просветительский проект «Знамя Мира». Он доставлен на орбитальную станцию ​​"Мир" и находится в космосе в течение двух лет (5 августа 1997 г. - 28 августа 1999 г.), сопровождая работу международных экипажей.

1998 г., 9 октября - Знамя Мира поднято над Центром-музеем имени Н.К. Рериха в Москве.

5 января 1999 г. - Знамя Мира вручено Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву во Дворце Президента (Алматы). В церемонии приняли участие космонавт Алексей Леонов и профессор Сергей Капица. - 26 марта - в Гааге подписан второй протокол к «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (Гаага, 1954 г.). Документ написан на шести языках: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском.

2000 г., 8 января - установлено Знамя Мира на Южном полюсе.

- 28 января - Знамя Мира с Южного полюса было вручено ООН. Генеральный секретарь Кофи Аннан в подарок от экспедиционного центра «Арктика», Международного центра Рерихов и проекта «Знамя Мира».

17 октября 2003 г. - Конвенция о защите нематериального культурное наследие было принято на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

2004, 25 октября - Знамя Мира с борта космической станции «Мир» было вручено спикеру индийского парламента Шри Сомнатху Чаттерджи по случаю 100-летия Святослава Рериха.

Знамя Мира

Эмблема Pax Cultura. 50 лет Пакту Рериха

«Pax Cultura» («Культурный мир» или «Мир через культуру») является девизом движение по защите культурных артефактов, основанное Николаем Рерихом, символизируется бордовым на белом гербе, состоящим из трех сплошных кругов в окружающем круге. 15 апреля 1935 г. Пакт Рериха был подписан Соединенными Штатами и латиноамериканскими странами, согласно которым «исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения» должны быть Защищены как в мирное, так и в военное время, и идентифицированы по их отличительному флагу, Знамени Мира с эмблемой Pax Cultura.

Согласно Музею Рериха, «Символ Знамени Мира имеет древнее происхождение. Возможно, самый ранний известный пример этого символа встречается на амулетах каменного века: три точки без окружающего круга. Рерих встречал множество более поздних примеров в разных частях света. мира, и знал, что он представляет собой глубокое и изощренное понимание триединой природы существования.Но для целей Знамени и Пакта Рерих описал круг как представление совокупности культуры, где три точки означают Искусство, Наука и Религия - три наиболее важных аспекта человеческой культурной деятельности. Он также описал круг как символ вечности времени, охватывающий прошлое, настоящее и будущее. Священное происхождение символа как иллюстрация фундаментальных принципов троицы. для всех религий, остаются центральными в значении Пакта и Знамени сегодня ».

Знак Пакта Рериха был заменен отличительной маркировкой культурных ценностей, как это определено H Конвенция 1954 г.. Однако эмблема Пакта Рериха по-прежнему является действующим защитным знаком в отношениях между десятью государствами, связанными Пактом.

Значение XXI века

Пакт Рериха - это не только относительно короткий многосторонний договор: это конгломерат юридических идей о новом государственном устройстве, в котором государство и культура тесно пересекаются. Показателем этой сложности является доля государственного бюджета, ежегодно расходуемая на культуру, искусство и образование, которая во многих странах превышает военные расходы.

Важным в рамках идей Пакта Рериха является признание того, что безопасность любого иностранного культурного объекта на территории иностранного государства также должна уважаться и рассматриваться как фактор гораздо более важный, чем военная готовность. бомбить, уничтожать или использовать в военных целях.

Николаю Рериху удалось продолжить и развить в глубокое и выполнимое учение известную максиму, провозглашенную Федором Достоевским : «Красота спасет мир!» Отсюда начинается очень мощное русское движение в развитии концепции эстетической государственности. Концепция государства как произведения искусства была впервые предложена в 19 веке Якобом Буркхардтом, который был швейцарским историком искусства, специализирующимся на итальянском Ренессансе, и дал это название к главе одной из его книг. Сама концепция не была сформулирована до конца и выражалась в общей идее того периода, как и их правители, считали достижения в культуре и искусстве наиболее важными для обеспечения престижа как своего государства, так и своего собственного, что, в конечном итоге, привели к уникальному итальянскому искусству эпохи Возрождения, литературе, философии и науке. Идеи Рериха основывались на подходах Буркхардта и Достоевского.

Рерих считал заботу о будущих поколениях краеугольным камнем существования правового государства и правового государства. Президент США Франклин Д. Рузвельт в своей речи при подписании Договора о Пакте Рериха сказал: «Открывая этот Пакт для присоединения народов мира, мы стремимся сделать универсальное применение одним из принципы, жизненно важные для сохранения современной цивилизации. Этот Договор имеет духовное значение гораздо глубже, чем текст самого документа. Важно понимать, что Пакт Рериха был только первым шагом к будущему развитию новой правовой культуры. Все писаные законы должны соответствовать универсальным неписаным принципам морали, честности и справедливости, равенства, автономии, достоинства и уважения, которые известны как теория высшего права. Конкретные концептуальные положения философско-правовой концепции государства Рериха основаны на одной из идей Правило согласно Высшему Закону о том, что главная обязанность государства - поддерживать и развивать духовное единство своих граждан, тщательно сохраняя являются образцами национального культурного наследия, способствуют общечеловеческой культуре и духовному росту всех людей, особенно молодежи. При этом основная часть доходов, получаемых государством, должна быть направлена ​​на развитие культуры, что, как уже отмечалось, приведет к дальнейшему росту экономического благосостояния.

Согласно концепции Рериха, государство как инструмент сохранения и развития культуры, инструмент защиты отечественных и зарубежных культурных ценностей, инструмент сохранения мира и предотвращения войн, инструмент строительства новой цивилизации, основанные на лучших культурных традициях сегодняшнего дня и, следовательно, расходование максимально экономически разумных средств на эти цели - все это может быть прямо и исключительно основано на конституционной основе.

Всемирная лига культуры и Всемирный день культуры

В широком смысле Пакт Рериха понимается не только как правовой договор, но и как целый комплекс мер по охране культурных ценностей, предложенных Н.К. Рерихом. Следовательно, Пакт Рериха имеет не только правовое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку отражает идею защиты культуры во многих ее проявлениях.

Характеризуя Пакт Рериха, космонавт Алексей Леонов писал:

Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать политику моральной и остановить военные конфликты. Это значение Пакта Рериха сегодня. Чем больше времени проходит, тем актуальнее оно становится для мира....

Развивая идеи Пакта, Н.К. Рерих высказал свои мысли о роли сообщества. Законы о защите культуры сами по себе не будут работать, если сообщество не проявит к этому активность и интерес. Позже эту мысль поддержал академик Д. С. Лихачев. Он сказал:

... Я считаю, что лучшие и свободно развивающиеся общественные формы культуры могут объединить творческие созидательные силы и улучшить общественную жизнь, тем самым помочь государству поддерживать высокие идеалы гуманизма и миролюбия в людях....

На первой международной конференции Пакта Рериха в Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н.К. Рерих предложил создать Всемирную лигу культуры. Одна из главных задач Лиги - воспитание бережного отношения к природе.

В статье «Боль планеты» (1933) Н.К. Рерих писал: «Звонок о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте доходит до уха, который подкрепляется только истинными ценностями.. Понимание жизни как самосовершенствования на благо людей возникает там, где уважительно к природе. Поэтому Лига Культуры вместе с основной просветительской деятельностью должна всецело объяснить мудрое отношение к природе как источник веселого труда, мудрого радость, постоянное познание и творчество ».

Культурная общественность высоко оценивает мысль Н.К. Рериха о проведении Всемирного дня культуры. Н.К. Рерих писал: «... Мы услышим и о Всемирном дне культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно этот день будет посвящен осознанию национальных и мировых культурных ценностей...»

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 08:14:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте