Родриго де Арриага | |
---|---|
Disputationes theologicae, Антверпен, 1643 | |
Родился | (1592–01 -17) 17 января 1592 г.. Логроньо, Испанская империя |
Умер | 7 июня 1667 г. (1667-06-07) (75 лет). Прага, Королевство Богемия |
Эпоха | Философия 17-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | Схоластика. Концептуализм |
Влияния | |
Под влиянием | |
Родриго де Арриага (17 января 1592 - 7 июня 1667) был испанским философом, теолог и иезуит. Он известен как один из выдающихся испанских иезуитов своего времени и ведущий представитель пост- суарезского барочного иезуитов номинализма.
Родился в 1592 году в Логроньо в Кастилии, он присоединился к Общество Иисуса 17 сентября 1606 года, когда ему было 14 лет. Он изучал философию и теологию у Педро Уртадо де Мендоса. Он преподавал философию (1620–1623) и теологию (1624) в Вальядолид и теологию в Саламанке (1624–1625).
Узнав из писем Генерал того порядка, который для великой славы Бога будет, если несколько испанских иезуитов поедут в Богемию, чтобы преподавать самые сложные предметы, он вызвался на эту работу. Он прибыл в Прагу в 1625 году. Арриага преподавал богословие в Праге с 1626 по 1637 год. Впоследствии он был деканом богословского факультета в 1637–1642 годах, а затем в 1654–1667 годах. Он торжественно получил степень доктора богословия и приобрел широкую известность. Провинция Богемия трижды делала его наместником в Риме для посещения там общих собраний ордена. Его высоко ценили Урбан VIII, Иннокентий X и император Фердинанд III. Он умер в Праге 17 июня 1667 года.
Арриага опубликовал две работы:
Николас Антонио приписывает Арриаге две другие работы:
При жизни Арриаги его репутация была очень высока не только в Испании, но и в стране, где он провел долгий период добровольного изгнания. Его интеллектуальный авторитет и слава учителя были настолько велики, что он стал предметом популярной шутки: «Pragam videre, Arriagam audire» - «Увидеть Прагу, услышать Арриагу». Его имя теперь стало очень неясным; но он по-прежнему занимает место в истории философии. Среди безуспешных попыток, предпринятых в течение семнадцатого века, в основном религиозными орденами Испании, реанимировать философию школьников, Cursus Philosophicus из Арриаги, схоластического подобного содержания и расположения, и по форме был одним из самых искусных. Даже беглый просмотр произведения показывает, что его автор был человеком большой проницательности, тонкости и достойной похвалы откровенности.
Положение, которое он занимает в анналах спекулятивной философии, обозначено Морхоф и Бейлем, точку зрения которых принимает Брукер, и полностью подтверждается содержанием произведений Арриаги. Он внимательно изучил недавние работы антиаристотелевцев; и, претворяя в жизнь многие из выдвинутых ими мнений, он попытался путем модификаций и уступок приспособить к современному использованию логику и метафизику, а тем более физические гипотезы своих учителей схоластов. Похоже, следует признать, что в этой попытке компромисса он пошел дальше, чем любой из схоластических философов своего времени. Его современные критики сетуют на неправильное использование прекрасных качеств, которыми, очевидно, обладал его ум. В свое время, будучи иезуитом, проповедующим доктрины, одобренные его орденом, он действительно был застрахован от любого серьезного обвинения в иноверце; но его позиция частичного новатора открыла ему путь для множества нападок со стороны бескомпромиссных приверженцев старых философских систем. Платоник, Ян Марек Марси в своей Philosophia Vetus Restituta ухватился за уступки Арриаги как за доказательство несостоятельности основ, на которых зиждется философия Аристотеля. В других кругах его открыто осудили как скептика и обвинили в умышленном подавлении или ослаблении ответов на правдоподобные возражения против системы, которую он якобы учил. Это обвинение, не обоснованное никакими реальными намерениями Арриаги, было основано на его обычном методе изложения; ибо, изложив свое предложение, он последовательно обсуждает все сильные возражения против него, на многие из которых (как и следовало ожидать в современной защите схоластической философии) дает ответы, которые далеко не являются удовлетворительными.
Очень новаторский в метафизике и натурфилософии (он защищал гелиоцентризм, несмотря на церковные запреты), Арриага отверг онтологический аргумент, отрицающий возможность априори доказать существование Бога. Что касается структуры Вселенной, он принял жидкую природу планетарного пространства, хотя отверг аргументы астрономических наблюдений. В то время как Генеральные ревизоры пытались добиться единообразия в Обществе, Арриага призывал к большей свободе в философии. В предисловии к первому изданию «Cursus Philosophicus» (1632 г.) Арриага открыто высказался в пользу новых мнений. Разве в Томасе, Каэтане, Молине и Суаресе не было столько же гения, сколько в древних? Поскольку мы много изучали с древних времен, он задавался вопросом: «Почему же тогда нам не следует делать новые выводы?» Античность не была гарантией истинности какого-либо мнения, поскольку, по его мнению, было поистине удивительно, как много древних мнений фактически не имели под собой основы, а основывались просто на плохо понимаемом авторитете Аристотеля или какого-либо другого философа <. 98>
Таким образом, Арриага отказался от большинства мнений школ в вопросах естественной философии, таких как состав континуума, разрежение и т. Д., И взял на себя защиту новаторов в философии. В своем Dictionnaire Historique et Critique Пьер Байль хвалит его как одного из величайших ученых своего времени. Арриага оказал сильное влияние на чешского врача Яна Марека Марси, на итальянского ученого Валериано Магни и на испанского философа и ученого Хуана Карамуэля-и-Лобковица. Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц широко использовал свои труды. Также можно предположить, что трактовка Декартом проблем разрежения и конденсации (Principia II, 5-6) находится под влиянием Арриага
Однако его работы иногда вызывали споры. Арриагу обвиняли в поддержке зенонистской доктрины количества. Эта доктрина, утверждающая, что количество состоит из баллов, неоднократно и решительно отвергалась генеральными редакторами как несовместимая с ортодоксальным изложением Евхаристии. В письме от генерала Винченцо Карафа Арриага был назван источником распространения этой доктрины в Германии. Рассматриваемый текст, несомненно, был его учебником философии Cursus Философский, который имел широкое распространение в немецкой провинции Общества Иисуса.