В греческой мифологии Жезл Асклепия (Греческий : Ράβδος του Ασκληπιού, Rábdos tou Asklipioú, иногда также пишется Асклепий или Асклепий ), также известный как Посох Эскулапа и как асклепиан, обвитый змеей жезл, которым владеет греческий бог Асклепий, божество, связанное с целительством и медициной. Этот символ продолжает использоваться и в наше время, где он ассоциируется с медициной и здравоохранением, но его часто путают с посохом бога Гермеса, кадуцея. Были предложены теории о греческом происхождении символа и его значениях.
Жезл Асклепия получил свое название от греческого бога Асклепия, божества, связанного с исцелением и лекарственные искусства в греческой мифологии. Атрибуты Асклепия, змея и посох, которые в древности иногда изображались отдельно, объединены в этом символе.
Самый известный храм Асклепия находился в Эпидавре на северо-востоке Пелопоннес. Другой известный храм исцеления (или асклепион ) находился на острове Кос, где Гиппократ, легендарный «отец медицины», возможно, начал свою карьеру.. Другие асклепии были расположены в Трикале, Гортисе (Аркадия) и Пергаме в Азии.
в честь Асклепия, особого типа не Ядовитая змея часто использовалась в лечебных ритуалах, и эти змеи - эскулапские змеи - свободно ползали по полу в спальнях, где спали больные и раненые. Эти змеи были введены при основании каждого нового храма Асклепия во всем классическом мире. Примерно с 300 г. до н.э. культ Асклепия стал очень популярным, и паломники стекались в его храмы исцеления (Асклепия), чтобы вылечиться от своих болезней. Ритуальное очищение сопровождалось подношением или жертвоприношением богу (в зависимости от способа), а затем проситель проводил ночь в самой святой части святилища - абатоне (или адитоне). О любых снах или видениях сообщалось священнику, который прописывал соответствующую терапию путем интерпретации. В некоторых храмах исцеления также использовались священные собаки для зализывания ран больных просителей.
Первоначальная Клятва Гиппократа началась с заклинания «Клянусь Аполлоном Целителем, Асклепием, Гигиеей и Панацеей». и всеми богами... "
Змей и посох, по-видимому, были отдельными символами, которые в какой-то момент соединились в развитии асклепийского культа. Значение змея интерпретировалось по-разному; иногда удаление кожи и обновление подчеркивается как символ омоложения, в то время как другие оценки сосредотачиваются на змее как символе, который объединяет и выражает двойственный характер работы врача-аптекаря, который имеет дело с жизнью и смертью, болезнями и здоровьем. Неоднозначность змеи как символа и противоречия, которые, как считается, символизируются, отражают неоднозначность использования лекарств, которые могут помочь или навредить, что отражено в значении термина «фармакон», означающего «лекарство», » медицина »и« яд »на древнегреческом языке. Продукты, полученные из тел змей, в древние времена были известны своими лечебными свойствами, а в Древней Греции, по крайней мере, некоторые знали, что змеиный яд может быть со смертельным исходом, если он попадет в кровоток, часто может быть поглощен. Змеиный яд, кажется, был «прописан» в некоторых случаях как форма терапии.
Посох также по-разному интерпретировался. Одна точка зрения состоит в том, что она, как и змей, «передавала представления о воскресении и исцелении», а другая (не обязательно несовместимая) - что посох был тростью, связанной с странствующими врачами. Корнут, греческий философ Вероятно, действовавший в первом веке нашей эры, в Theologiae Graecae Compendium (гл. 33) предлагается взгляд на значение как змеи, так и посоха:
Асклепий получил свое имя от исцеления успокаивающе и от отсрочки увядания, которое приходит со смертью. По этой причине они дают ему змею как атрибут, указывая на то, что те, кто пользуется медицинской наукой, проходят процесс, подобный змею, в том смысле, что они как бы снова молодеют после болезней и отбрасывают старость; еще и потому, что змей - знак внимания, большая часть которого требуется при лечении. Посох тоже кажется символом чего-то подобного. Ибо посредством этого в нашем сознании ставится мысль, что, если мы не поддерживаем такие изобретения, как эти, в том, что касается постоянного заболеваемости, спотыкаясь, мы упадем даже раньше, чем необходимо.
В любом случае, два символа, безусловно, слились в древности, поскольку изображения змеи, обвившейся на посохе, являются обычным явлением. Утверждалось, что змея, обвивающая посох, была разновидностью крысиных змей, Elaphe longissima, змея эскулапов.
Некоторые комментаторы интерпретировали этот символ как прямое представление традиционного лечения дракункулеза, болезни дракункулеза. Червь появляется из болезненных язвенных волдырей. Волдыри горят, и пациент погружает пораженный участок в воду, чтобы охладить и успокоить его. Червь чувствует изменение температуры и выпускает личинок в воду. Традиционное лечение заключалось в том, чтобы в течение нескольких часов или недель медленно вытаскивать червя из раны и наматывать его на палку. Современное лечение может заменить палку куском стерильной марли, но в остальном оно во многом идентично.
Исследователи Библии обращаются к Книге Чисел, в которой Нехуштан (На иврите: נחושתן или נחש הנחושת) был медным змеем на шесте, который Бог велел Моисею воздвигнуть, говоря, что всякий, укушенный [змеей], будет жить, если взглянет на него. Это библейское повествование является самым ранним известным описанием комбинации шеста и змея (хотя точная конфигурация неизвестна).
. Ряд организаций и служб используют жезл Асклепия в качестве своего логотипа или части своего логотипа. К ним относятся:
.
В России эмблема Главное управление по контролю за наркотиками представляет вариант с мечом и змеей на щите.
Это относительно обычное дело, особенно в Соединенных Штатах, чтобы найти кадуцей с двумя змеями и крыльями, используемый как символ медицины вместо жезла Асклепия, с единственной змеей. Это использование было популяризировано в основном в результате принятия кадуцея в качестве знака отличия США. Армейский медицинский корпус в 1902 году по настоянию одного офицера (хотя существуют противоречивые утверждения относительно того, был ли это капитан Фредерик П. Рейнольдс или полковник Джон Р. ван Хофф).
Жезл Асклепия - это главный символ профессиональных медицинских ассоциаций в США. Одно исследование показало, что 62% профессиональных ассоциаций здравоохранения использовали жезл Асклепия в качестве своего символа. Тот же опрос показал, что 76% коммерческих организаций здравоохранения использовали символ Кадуцей. Автор исследования предполагает, что разница существует, потому что профессиональные ассоциации с большей вероятностью будут иметь реальное понимание этих двух символов, в то время как коммерческие организации с большей вероятностью будут озабочены визуальным воздействием символа на продажу своей продукции.
Давние и многочисленные свидетельства исторической ассоциации кадуцея с коммерцией, по мнению многих, неуместны в символе, используемом людьми, занимающимися целительством. Это вызвало серьезную критику использования кадуцея в медицинском контексте.
Будучи богом дорог и рыночной площади, Гермес был, возможно, прежде всего покровителем торговли и толстого кошелька: как следствие, он был особым защитником коммивояжера. Как представитель богов, он не только принес мир на землю (иногда даже мир смерти), но и его красноречие, говорящее с серебром, всегда могло заставить худшее казаться лучшим делом. С этой последней точки зрения, не подойдет ли его символ для некоторых конгрессменов, всех шарлатанов-медиков, книжных агентов и поставщиков пылесосов, а не для здравомыслящего, прямолинейного терапевта? Как проводник мертвых в их подземное жилище, его эмблема казалась бы более подходящей на катафалке, чем на машине врача.
— «Кадуцей» в The Scientific Monthly, в Стюарте Л. ТайсонеЖезл Асклепия имеет кодовую точку в таблице Разные символы стандарта Unicode в U + 2695 ⚕ СОТРУДНИК ЭСКУЛАПИЯ.
СМИ, относящиеся к Жезлу Асклепия на Wikimedia Commons