BAE Systems Flight Systems Летно-испытательный самолет T-39A в
аэропорту Мохаве NA-265-60 Series 60 Sabreliner в NTPS, Mojave
North American Sabreliner, позже проданный как Rockwell Sabreliner, представляет собой американский средний бизнес-джет , разработанный North Американская авиация. Он был предложен ВВС США (USAF) в ответ на его программу Utility Trainer Experimental (UTX). Он получил название «Sabreliner» из-за схожести крыла и оперения с североамериканским истребителем F-86 Sabre. Военные варианты, получившие обозначение T-39 Sabreliner, использовались ВВС США, ВМС США (USN) и Корпусом морской пехоты США (USMC) после USAF разместили первоначальный заказ в 1959. Sabreliner также был разработан в коммерческую версию.
Содержание
- 1 Проектирование и разработка
- 2 История эксплуатации
- 2.1 Использование Аль-Каиды
- 3 Варианта
- 3.1 Гражданский
- 3.2 Военный
- 4 Операторы
- 5 Несчастные случаи и инциденты
- 6 Самолет на дисплее
- 7 Технические характеристики (T3J-1 / T-39D)
- 8 См. также
- 9 Ссылки
- 10 Внешние ссылки
Проектирование и разработка
North American Aviation начала разработку Sabreliner как собственный проект и в ответ на запрос предложений UTX предложила военную версию ВВС США. UTX объединил в одном самолете две разные функции: транспортировку личного состава и подготовку к боевой готовности.
Прототип гражданской версии, который имел номер модели NA-265, совершил свой первый полет в сентябре. 16, 1958. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями General Electric YJ85 . Этот тип получил сертификат типа FAA в апреле 1963 года. Кандидат от UTX, обозначенный T-39A, был идентичен по конфигурации NA-265, но когда был заключен контракт и Т-39А поступил в производство, он был оснащен двумя турбореактивными двигателями Pratt Whitney JT12A-8.
Гражданская производственная версия, или Series 40, была незначительно усовершенствованный по сравнению с прототипом, с большей скоростью и более просторной кабиной. Затем в Северной Америке увеличили конструкцию на 3 фута (0,91 м) и 2 дюйма (51 мм), увеличив пространство в кабине, и продали ее как модель Series 60, которая была сертифицирована в апреле 1967 года. увеличены в размере для Series 70 и General Electric CF700 ТРДД были установлены на Series 75A (также известный как Series 80 ).
К 1973 г., North American объединилась с Rockwell Standard под названием Rockwell International. В 1976 году Rockwell заключила контракт с Raisbeck Engineering на перепроектирование крыла серии Sabreliner. Получившееся крыло Raisbeck Mark V. сверхкритическое крыло на вооружении в США. Крыло Mark V было объединено с турбовентиляторными двигателями Garrett TFE731 турбовентиляторными для создания Series 65 . Модели Sabreliner 60 и 80 были модернизированы крылом Mark V как Series 60A (STC SA687NW) и Series 80A (STC SA847NW).
Производство Sabreliner началось к классу в 1981 году. В следующем году Rockwell продала свое подразделение Sabreliner частной инвестиционной компании, которая сформировала Sabreliner Corporation, организацию поддержки постоянных операторов.
История эксплуатации
Учебно-тренировочный самолет T-39D эскадрильи VT-86 ВМС США в Пенсаколе NAS в 1975 году
Было произведено более 800 Sabreliners, из них 200 - Т-39. Ряд снятых с вооружения военных Т-39 также вошли в гражданский мир, поскольку военные версии также имеют сертификат типа FAA. По состоянию на май 2007 года 56 экземпляров были потеряны в результате несчастных случаев. Серия 65 была последней серией, и 76 из них были произведены, в основном для частного рынка. Monsanto имеет старейшее постоянно действующее подразделение корпоративных реактивных самолетов, начиная с покупки Saberliner 40.
Т-39 использовались для поддержки боевых действий в Юго-Восточной Азии во время Вьетнама. Война. В конце 1965 года Т-39 заменили Martin B-57 Canberras на рейсах по транспортировке высокоприоритетных грузов, таких как экспонированная пленка из миссий фоторазведки, с отдаленных баз в Сайгон
.
Первоначальная версия для ВМФ, T3J-1, переименованная в T-39D после 1962 года изменения названия самолета USN / USMC / USCG, была первоначально установлена с системой радара от всепогодного истребителя McDonnell F3H-1 Demon и использовалась в качестве учебно-радиолокационной станции для пилотов этого самолета. Впоследствии самолет Т-39Д был включен в программу «Базовый морской авиационный наблюдатель» (NAO), позже - «Студент морской летный офицер » (SNFO). Три версии T-39D использовались в течение 1960-х, 70-х и 80-х годов: одна без радара для обучения навигации по приборам на большой высоте и обучения визуальной навигации на малых высотах в рамках промежуточной программы SNFO; второй вариант, оснащенный радаром APQ-126 от LTV A-7 Corsair II для обучения в основном бомбардиров / штурманов, штурманов-разведчиков и офицеров радиоэлектронного противодействия штурмовикам; и третий вариант с радаром APQ-94 для обучения пилотов Vought F-8 Crusader.
. Т-39N и T-39G в настоящее время используются в программах NFO Strike и Strike Fighter при обучении USN и USMC. студент летные офицеры ВМС, а также различные студенты-штурманы НАТО / союзников / коалиции. Иностранные студенты также тренируются на Т-39 вместо Beechcraft T-1 Jayhawk во время программы Intermediate Jet.
Для Sabreliner требуется минимум два экипажа и, в зависимости от конфигурации кабины, он может перевозить до семи пассажиров (от NA-265 до NA-265-40) или до десяти пассажиров (NA-265-60 и последующие модели.). В качестве учебно-тренировочного самолета ВМФ он обычно летает с пилотом, одним или двумя инструкторами NFO и двумя-тремя студентами NFO или студентами-штурманами / CSO.
Является производным от F-86, Sabreliner - единственный бизнес-джет, разрешенный для высшего пилотажа, и используется двумя калифорнийскими компаниями: и Patriots Jet Team для обучения в полете расстройства для уменьшения потери управления, включая полное сваливание, полностью перевернутый полет и 20-40 ° снижение за 2,8g конверт в пределах своего рейтинга 3g.
«Аль-Каида» использовала
В период с 1993 по 1994 гг. Усама бен Ладен, как сообщается, владел и использовал бывший военный ВВС США Т-39А, который имел был преобразован в гражданское использование и отремонтирован в аэропорту Ван-Найс. Египетский пилот и доверенное лицо бен Ладена, Эссам аль-Риди, законно приобрел самолет у американского брокера в Калифорнии в 1992 году, утверждая, что представляет интересы богатых египтян. Аль-Риди сообщил, что лично доставил самолет бен Ладену в январе 1993 года, который затем был сослан в Хартум, Судан. Там этот самолет, как сообщается, использовался для переброски пяти боевиков «Аль-Каиды» в Кению для агитации племенного мятежа против американских миротворческих сил в соседнем Сомали ; один из пассажиров предположительно был старшим заместителем бен Ладена Мохаммед Атеф.
Более года спустя, примерно в октябре 1994 г., самолет пролетел над взлетно-посадочной полосой в аэропорту Хартума и разбился в песчаную дюну. Самолет был серьезно поврежден и впоследствии оставлен из-за ожидаемых высоких затрат на ремонт; и аль-Риди, и пилот, обученный «Аль-Каидой» Ихаб Мохаммед Али, по отдельности утверждали, что находились у штурвала. Позже Али показал, что в 1995 году бен Ладен попросил его протаранить самолет президента Египта Хосни Мубарака (даже если самолет уже был списан в Хартумская авария).
Варианты
Гражданский
- Sabreliner
- (NA-265 или NA-246) Прототип с приводом от двух General Electric J85-GE-X турбореактивные двигатели, один из которых иногда неофициально называется XT-39.
- Sabreliner 40
- (NA-265-40 или NA-282) Вариант гражданского производства для 11 пассажиров с двумя двигателями Pratt Whitney JT12A двигатели -6A или -8, по два окна кабины с каждой стороны; 65 построено.
- Sabreliner 40A
Маркетинговая версия Sabreliner Sabre 40 с более легкой авионикой, аналогичной Aero Commander, также производившейся в то время компанией Rockwell International. В дополнение к более легкому пакету авионики, интерьер был переработан для облегчения конструкции.
- Sabreliner 50
- (NA-265-50 или NA-287) Построен в 1964 году как Model 60 с двигателями Pratt Whitney JT12A, экспериментальная платформа для обтекателя носового обтекателя.
- Sabreliner 60
- (NA-265-60 или NA-306) Stretched Model 40 на 12 пассажиров с двумя двигателями Pratt Whitney JT12A -8, пятью окнами кабины с каждой стороны, построено 130.
- Sabreliner 60A
- Series 60 со сверхкритическим крылом Mark V.
- Sabreliner 65
- (NA-265-65 или NA-465) На основе Series 60 с двигателями Garrett AiResearch TFE731-3R-1D и новым суперкритическим крылом Mark V , построено 76 штук.
- Sabreliner 75
- (NA-265-70 или NA-370) Серия 60A с приподнятой крышей кабины для большей высоты над головой, два двигателя Pratt Whitney JT12A -8; построено девять.
- Sabreliner 75A (Sabreliner 80)
- (NA-265-80 или NA-380) Sabreliner 75 с двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF700, 66
- Sabreliner 80A
- Series 80 со сверхкритическим крылом Mark V.
Военные
USAF T-39A
- T-39A
- Пилот инструктор по служебному транспорту для ВВС США. Основан на прототипе Sabreliner, но оснащен двумя двигателями по 3000 фунтов (13 кН) Pratt Whitney J60-P3, построено 143.
- CT-39A
- T-39A модифицирован в качестве грузового и личного транспорта, оснащенного двигателями Pratt Whitney J60 -P3 / -3A.
- NT-39A
- Один T-39A, модифицированный для тестирования электронных систем.
- Т-39Б
- Тренажер радиолокационных систем для ВВС США, оснащенный авионикой истребителя-бомбардировщика Republic F-105D Thunderchief (включая R-14 NASARR основной радар и доплеровский радар) и станции для трех стажеров, построено шесть.
- T-39C
- Предлагаемый учебно-тренировочный комплекс радиолокационных систем с авионикой McDonnell F-101B Voodoo всепогодный перехватчик. Не построен.
- T-39D
- (NA-265-20 или NA-277) Тренажер радиолокационных систем для ВМС США, оснащенный радиолокатором для обучения офицеров радиолокационного перехвата и радиолокатором для бомбардировщика / подготовка штурмана. (T3J-1 до программы модернизации 1962 года.), Построено 42.
- CT-39E
- грузовая / транспортная версия ВМС США с двигателями JT12A-8, первоначально обозначенные как VT-39E, семь подержанных самолетов.
- T-39F
- Тренировочная переоборудование экипажа РЭБ в Т-39А для ВВС США, для обучения F-105G "Wild Weasel "экипажи.
- CT-39G
- грузовой / транспортный вариант ВМС США на основе удлиненного фюзеляжа Sabreliner 60, Pratt Whitney JT12A с двигателями с тягой реверсоров, закуплено 13.
- T-39G
- CT-39G, модифицированный для программы подготовки летных офицеров бакалавриата.
США Военно-морской флот Т-39Н в
Столетие морской авиации схема памятной окраски в 2011 году.
- Т-39Н
- Учебный военно-морской флот по программе подготовки летных офицеров.
- T3J
- Первоначальное обозначение ВМС США, которое в 1962 году стало T-39D.
Операторы
- Аргентина
- Боливия
- Боливийские ВВС (Одна серия 65 FAB-005 используется в качестве военного и президентского транспорта)
- Эквадор
- Мексика
Sabreliner 40 ВВС Швеции в RAF Northolt в 2013 г.
- Швеция
- ВВС Швеции (Одна серия 65, местное обозначение Tp 86)
- США
Несчастные случаи и происшествия
По состоянию на декабрь 2019 года было зарегистрировано 62 происшествия и происшествия с участием Sabreliner, в результате которых произошло 153 происшествия. летальные исходы. Ниже перечислены некоторые из самых известных.
- 28 января 1964 года: самолет USAF T-39 Sabreliner, летевший из Западной Германии с учебным заданием, пересек восточно-германское воздушное пространство и был сбит Советский Микоян-Гуревич МиГ-19 возле Фогельсберг, убив всех троих на борту.
- 13 апреля 1973 года: Sabreliner NA-265-60, эксплуатируемый Континентальные авиалинии, N743R, разбились после взлета в аэропорту Монтроуз в Монтроуз, штат Колорадо после несанкционированного развертывания реверсора eng1 с левого борта. Два пилота, единственные находившиеся в самолете, были убиты, а самолет был уничтожен ударной силой и пожаром после удара.
- 20 апреля 1985 года: самолет ВВС США CT-39A, 62-4496, пролетел над взлетно-посадочной полосой. в Международном аэропорту Уилкс-Барре / Скрэнтон из-за отказа тормозов при посадке. Самолет проехал по насыпи и сгорел, в результате чего погибли все пять человек на борту, в том числе генерал Джером Ф. О'Мэлли, командир тактического авиационного командования.
- 16 августа 2015 г. : частный Sabreliner NA265-60SC, N442RM, столкнулся с Cessna 172M, N1285U на подходе к муниципальному аэропорту Браун-Филд на юге Сан-Диего Округ, Калифорния, погибли пять человек на борту двух самолетов. Причина была обнаружена в ошибке управления воздушным движением (ATC). Это происшествие вместе с другим смертельным столкновением в воздухе в 2015 году при аналогичных обстоятельствах побудило Национальный совет по безопасности на транспорте США рекомендовать FAA уделять больше внимания обучению диспетчеров на основе сценариев.
Выставка самолетов
Экспозиция Т-39А в
Музее авиации,
База Робинс Экспозиция Т-39D в Военно-морском музее авиации на реке Патаксент
- CT-39A, АФ Сер. № 60-3495, на пилоне базы ВВС Скотт, Иллинойс
- T-39A, AF Ser. № 61-0634, Линейный Эйр Парк Дайсс, База ВВС Дайс, Техас
- CT-38A, AF Ser. № 61-0650, Аэропорт округа Снохомиш / Пейн Филд, Вашингтон
- CT-39A, AF Ser. № 62-4449, Музей авиации и космонавтики Пима, рядом с авиабазой Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона
- CT-39A, AF Ser. № 62-4461, в Музее авиации, База ВВС Робинс, Уорнер Робинс, Джорджия
- CT-39A, AF Ser. № 62-4462, Центр наследия базы ВВС Трэвис / Музей авиации и космонавтики Джимми Дулиттл, База ВВС Трэвис, Фэрфилд, Калифорния
- CT-39A, AF Ser. № 62-4465, в Авиационный музей Марч-Филд, Авиационная резервная база Марч (бывшая База ВВС США ), Риверсайд, Калифорния
- КТ-39А, АФ Сер. № 62-4478, в Президентской галерее Национального музея ВВС США, База ВВС Райт-Паттерсон, Огайо
- T-39D, BuNo 150985, район Шерман-Филд, военно-морская авиабаза Пенсакола, Флорида
- T-39D, BuNo 151338, Южный музей авиации, Бирмингем-Шаттлсуорт Международный аэропорт, Бирмингем, Алабама
- T-39D, BuNo 150987, Военно-морской музей авиации Патаксент-Ривер, Лексингтон-Парк, Мэриленд
- Т-39Э, ВС сер. Номер не определен, Музей авиации Air Classics, Муниципальный аэропорт Аврора, Шугар-Гроув, Иллинойс
- CT-39G, BuNo 160056, Национальный музей военно-морской авиации, Авиационная база ВМС Пенсакола, Флорида
- Sabreliner 40 в Городском музее в St. Луис, Миссури. Два показаны как интерактивные произведения искусства.
- Sabreliner 50 в Evergreen Aviation Space Museum в McMinnville, Oregon. Он был подарен музею в январе 2013 года.
Технические характеристики (T3J-1 / T-39D)
Трехмерный вид на версию Т-39Н ВМФ
Данные с Т-39 Sabreliner на сайте Boeing History
Общие характеристики
- Экипаж: четыре – пять
- Вместимость: пять – семь пассажиров
- Длина: 44 фута 0 дюймов (13,41 м)
- Размах крыла: 44 фута 6 дюймов (13,56 м)
- Высота: 16 футов 0 дюймов (4,88 м)
- Площадь крыла: 342,1 кв. Футов (31,79 м)
- Масса пустого: 9 257 фунтов (4199 кг)
- Максимальная взлетная масса: 17760 фунтов (8,056 кг)
- Силовая установка: 2 × Pratt Whitney J60-P-3 турбореактивный, тяга 3000 фунтов-силы (13 кН) каждый
Характеристики
- Максимальная скорость: 478 кН (550 миль / ч, 885 км / ч)
- Крейсерская скорость: 435 кН (500 миль / ч, 800 км / ч)
- Диапазон: 2170 миль (2500 миль, 4020 км)
- Практический потолок: 40 000 футов (12 200 м)
- Тяга / масса : 0,338
См. Также
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Литература
- Примечания
- Библиография
- Лист данных сертификата типа A2WE
- «Обозначение модели военно-космических аппаратов» (PDF). Министерство обороны США. 2004-05-12. С. 60–61. Архивировано из оригинального (PDF) 14 ноября 2004 г. Проверено 20 января 2007 г.
- "Стильный Sabreliner". Air International, том 11, № 1, июль 1976 г., стр. 7–14, 36–39.
- Харви, Фрэнк (ноябрь 1966 г.). «Воздушная война во Вьетнаме». Летающий. Нью-Йорк: Издательство Ziff-Davis. стр. 38–95.
Внешние ссылки
| Викискладе есть медиафайлы, связанные с North American Sabreliner. |