Наскальные рисунки в Альте

редактировать
Наскальные рисунки Альты
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Альта-Карвинг-201 2-07-17-12-15-018.jpg
Местоположение Альта, Финнмарк, Северная Норвегия, Норвегия
Критерии Культурные: (iii)
Ссылка352
Надпись1985 (9-я сессия )
Площадь53,59 га (132,4 акра)
Координаты 69 ° 56′49 ″ N 23 ° 11′16 ″ E / 69,94694 ° N 23,18778 ° E / 69,94694; 23,18778 Координаты : 69 ° 56'49 ″ N 23 ° 11'16 ″ E / 69,94694 ° N 23,18778 ° E / 69,94694; 23,18778
Наскальные рисунки в Альте находятся в Finnmark Наскальные рисунки в Альте Расположение наскальных изображений в Альте в Финнмарке Показать карту Финнмарка Наскальные рисунки в Альте находятся в Норвегии Наскальные рисунки в Альте Наскальные изображения в Альте (Норвегия) Показать карту Норвегии
Деталь из наскальных рисунков в Альте

Наскальные изображения Альты (Helleristningene i Alta) расположены в муниципалитете Альта и его окрестностях в графстве Финнмарк в северной Норвегии. С тех пор, как в 1973 году были обнаружены первые резные фигурки, было найдено более 6000 резных фигурок на нескольких сайты вокруг Альты. Самая большая местность, Джепмалуокта, примерно в 5 км от Альты, содержит тысячи отдельных резных фигурок и была превращена в музей под открытым небом. Это место, наряду с памятниками Сторстейнен, Кофьорд, Амтманнснес и Трансфарельв, 3 декабря 1985 года было внесено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный доисторический объект Норвегии. Объект всемирного наследия.

Резные фигурки были разделены на пять отдельных групп профессором Кнутом Хелскогом с факультета культурных наук Университета Тромсё. Используя датировку береговой линии, самые ранние резные фигурки были датированы примерно 4200 годом до нашей эры; самые последние резные фигурки датируются примерно 500 годом до нашей эры. В 2010 году исследователь Ян Магне Герде отодвинул даты самых старых фаз на 1000 лет назад. Большое разнообразие изображений показывает культуру охотников-собирателей, которая могла контролировать стада оленей, умела строить лодки. и рыбная ловля и практиковались шаманские ритуалы с участием поклонения медведю и другим почитаемым животным.

В апреле 2014 года Скала Всемирного наследия Центр искусств - музей Альты запустил веб-сайт altarockart.no, цифровой архив, содержащий изображения наскального искусства Альты. Архив содержит несколько тысяч изображений и рисунков, и в будущем, вероятно, будет содержать и другие виды документального материала, такие как 3D-сканы и статьи.

Содержание
  • 1 Культурная и историческая справка
  • 2 Открытие и реставрация
  • 3 Центр наскального искусства Всемирного наследия - Музей Альты
  • 4 Изображения и интерпретации
    • 4.1 Животные
      • 4.1.1 Медведи
    • 4.2 Сцены охоты и рыбалки
    • 4.3 Сцены земной жизни и сцены ритуалов
    • 4.4 Геометрические символы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Другие источники
  • 8 Внешние ссылки
Культурно-историческая справка

Когда были сделаны резные фигурки, Норвегия была населена охотниками-собирателями. Почти 5000 лет, в течение которых резные фигурки были сделаны людьми позднего каменного века и раннего металлического века, стали свидетелями многих культурных изменений, включая использование металлических инструментов и изменения в таких областях, как как строительство лодок и приемы рыбалки. Резные фигурки демонстрируют большое разнообразие образов и религиозной символики. Однако есть некоторые основные мотивы, которые встречаются во все периоды, например, северный олень. Наскальные рисунки, особенно раннего периода, демонстрируют большое сходство с резьбой с северо-запада России, что указывает на контакт и, возможно, параллельное развитие культур на обширной территории крайнего севера Европы.

Наскальные изображения Альты, вероятно, были сделаны с использованием кварцита долота, которые, вероятно, забивались молотками, сделанными из каких-то более твердых горных пород. ; вероятные образцы долот были найдены повсюду в этом районе и выставлены в Музее Альты. Использование каменных долот, похоже, продолжалось даже после того, как в этом районе начали использовать металлические инструменты.

Из-за отскока после ледникового периода, Скандинавия начала значительными темпами подниматься из океана после окончания последнего ледникового периода. Этот эффект все еще несколько заметен сегодня, но считается, что он был намного быстрее и, вероятно, даже заметен при жизни человека, когда были сделаны наскальные рисунки Альты. Совершенно очевидно, что резные фигурки изначально находились прямо на берегу и постепенно поднимались туда, где теперь находятся на несколько десятков метров вглубь суши.

Открытие и реставрация

Первые резные фигурки были обнаружены осенью 1973 года в районе Джепмалуокта (северносаамское название, означающее «залив тюленей»), примерно в 4 км. от центра города Альта. В течение 1970-х годов вокруг Альты было обнаружено гораздо больше резных фигурок, с заметно большей плотностью вокруг Джепмалуокта (из примерно 6000 известных резных фигурок в этом районе более 3000 находится там). Во второй половине 1980-х годов в районе Джепмалуокта была построена система деревянных пешеходных дорожек общей протяженностью около 3 километров, а в 1991 году музей Альты был перенесен с прежнего места в центре города на место, где были вырезаны наскальные изображения. вокруг Альты известны и постоянно обнаруживаются новые резные фигурки, только местность Хьеммелуфт является частью официальной экскурсии по музею.

Наскальные рисунки Альты, внесенные в список Всемирного наследия. Здание музея слева, резьба вдоль дорожек между музеем и пляжем.

Большинство скал вокруг Альты заросло мхом и лишайником ; Как только резьба была обнаружена, эти растения осторожно удаляют, а камень очищают, чтобы обнажить всю резьбу. Затем резные фигурки документируются с использованием различных техник, чаще всего с помощью комбинации кварцевого порошка, окрашенного в резные фигурки, которые затем фотографируются и обрабатываются цифровым способом.

Центр наскального искусства Всемирного наследия - Музей Альты

Центр наскального искусства Всемирного наследия - Музей Альты представляет собой экспозицию предметов, найденных в этом районе, которые, как считается, связаны с культурой, создавшей резьбу, фотографическая документация резных фигурок и экспонатов, посвященных саамской культуре, феномену северного сияния и истории добычи сланца в этом районе. В 1993 году музей получил премию Европейского музея года.

Изображения и интерпретации
Стадо лосей с двумя беременными самками на переднем плане.

Возможные объяснения включают использование в шаманских ритуалах, тотемистических символах, которые обозначают единство племени или обозначают территорию племени, своего рода исторические записи важных событий или даже простые художественное удовольствие. Поскольку отдельные резные фигурки показывают такое большое количество различных изображений, а резьба создавалась в течение чрезвычайно длительного периода времени, кажется вероятным, что отдельные резные фигурки могли служить любой из целей, перечисленных выше. Некоторые из наиболее распространенных типов изображений перечислены ниже:

Животные

Большое количество животных изображено на резных сценах; среди них олени явно преобладают, и их часто показывают в больших стадах, которые либо разводятся, либо охотятся. Изображения северных оленей за забором указывают на большую кооперативную охоту на этих животных. Часто встречаются и другие животные: лось, различные птицы виды и разные виды рыбы. Беременные животные часто изображаются с детенышем, видимым внутри его матери.

Резьба с видимыми оградками, показывающими большие охотничьи угодья.

Медведи

Медведи, похоже, сыграли особую роль в культуре резчиков: они занимают видное место во многих резьбах и часто появляются не только как животных, на которых охотятся, но также часто изображаются в позах, которые, кажется, указывают на то, что медведям поклонялись в какой-то форме культа (что кажется очень правдоподобным, поскольку культы медведя известны во многих древних культурах северо-запада России, а также в саамской культуре). Особый интерес представляют следы, выходящие из норы медведя: они часто показаны следами, идущими вертикально через резное изображение и пересекающими горизонтальные следы других животных. Это заставило некоторых исследователей предположить, что медведи могли быть каким-то образом связаны с культом загробной жизни (или смерти в целом), поскольку вертикальные следы, кажется, указывают на способность медведи переходят между разными слоями мира. Изображение медведей прекратилось примерно в 1700 году до нашей эры; это может указывать на изменение религиозных верований примерно в то время.

Сцены охоты и рыбалки

Мужчина использует какой-то инструмент на лося. Альтернативно эту сцену можно интерпретировать как сражение охотника с лосем или шамана, каким-то образом общающегося с животным.

Многие сцены, изображающие людей, показывают, как охотники преследуют свою добычу; эти сцены традиционно объяснялись как связанные с охотничьими ритуалами, хотя современные исследователи, кажется, предпочитают более сложные объяснения, которые рассматривают изображения различных действий охоты и рыбалки как символы отдельных племен, а взаимосвязь различных резных фигурок охоты и рыбалки как символические представления существующих или желали межплеменных отношений. Использование метательных копий и луков и стрел очевидно с самого раннего периода, указывая на то, что использование этих инструментов было известно культуре резчиков с очень ранних времен. Точно так же рыбаки почти всегда изображаются с использованием лески, что указывает на то, что резчикам был известен способ создания крючков и использования наживки.

Особый интерес представляет изображение лодок: в то время как маленькие рыбацкие лодки появляются с самых ранних рисунков, на более поздних рисунках показаны все большие и большие лодки, некоторые из которых вмещают до 30 человек и оснащены сложными украшениями в виде животных. на носу и корме, которые иногда напоминают найденные на викинг баркасах. Это, наряду с тем фактом, что похожие изображения больших лодок были найдены в прибрежных районах на юге Норвегии, по-видимому, указывает на дальние путешествия вдоль побережья с любого направления.

Сцены мирской жизни и сцены ритуалов

Особенно трудно судить о значении сцен, показывающих взаимодействия между людьми; сцены, очевидно показывающие танец, приготовление еды или сексуальные взаимодействия, также могут отображать выполнение ритуалов. Кроме того, даже если на этих резных фигурках действительно изображены эпизоды из мирской жизни, остается загадкой, почему именно эти сцены были вырезаны в скале. Изображения сексуальности могут быть связаны с ритуалами плодородия, сцены, в которых люди готовят и готовят пищу, могли быть предназначены для обеспечения изобилия еды. Некоторые сцены ясно показывают различные социальные положения изображенных людей, на что указывают своеобразные головные уборы и более заметное положение носителей особых головных уборов среди своих собратьев; в качестве альтернативы они были объяснены как священники или шаманы или как правители племени. Если интерпретация выдающихся личностей как правителей верна, эти сцены могут также отображать события исторического значения, такие как восхождение правителя, царские браки или дипломатические отношения между племенами.

Геометрические символы

Среди самых загадочных резных фигурок - изображения геометрических символов, обнаруженных преимущественно среди старейших резных фигурок этого района. Некоторые из них представляют собой круглые объекты, некоторые из которых окружены бахромой, другие показывают замысловатые узоры из горизонтальных и вертикальных линий. Хотя некоторые из этих объектов были объяснены как инструменты или аналогичные объекты (например, образцы линий иногда объясняются как рыболовные сети ), большинство этих символов остаются необъясненными.

См. Также
Ссылки
Другое источники
  • Knut Helskog (1988). Helleristningene i Alta. Alta (город). ISBN 82-991709-0-7.
  • Arvid Sveen (1996). Helleristninger. Hjemmeluft, Alta. Vadsø. ISBN 82-993932-2-1.
  • Ойвинд Стенерсен и Ивар Либек (2003). История Норвегии. Lysaker. ISBN 82 -8071-041-8.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с наскальным искусством Альты.
Последняя правка сделана 2021-06-04 07:40:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте