Наскальные изображения региона Джельфа

редактировать
Неолит искусство в Джельфе.

Наскальные изображения Джельфы регион в хребте Улед-Наил (Алжир ) состоит из доисторических наскальных рисунков и петроглифов, относящихся к неолиту возрасту, которые были признаны с 1914 года. После Сахара Атласские горы они следуют от тех, на западе, юга Орана (области Фигуига, Айн Сефра, Эль Баяд, Афалу и Тиарет), к которым они относятся. Сходные гравюры также были описаны дальше на восток, в регионе Константин (Алжир).

Содержание

  • 1 Места и описания
  • 2 Стадия «Охотники»
  • 3 Ранние стадии приручения
  • 4 Вероятная древняя региональная экология
  • 5 См. Также
  • 6 Список литературы
  • 7 Источники
  • 8 Библиография

Места и описания

Некоторые из гравюр региона Джельфа, по-видимому, известны с 1850-х годов (Эль-Идриссия). Среди наиболее известных - станции Заккар, обнаруженные в 1907 году, а Фламан описал в 1914 году станцию ​​Дайет-эс-Стел. В середине 1960-х годов действующий Совет инициатив Джельфы взялся записывать гравюры и картины, и отец Ф. де Вилларе, сопровождавший посетителей, сделал известные работы примерно с двадцати новых станций, в частности, из Уэд-эль-Хесбайя и Айн Нага. Всего в районе обнаружено более 1162 гравюр.

Анри Лот ссылался на эти гравюры в своей основной работе, Les Gravures rupestres du Sud-oranais, которую он опубликовал в 1970 году в серии Mémoires du Centre de recherches anthropologiques prehistoriques et ethnographiques (CRAPE). По его мнению, они не могли быть «археологически отделены от таковых южного Орана, потому что они демонстрируют с некоторыми вариациями один и тот же стиль, те же технические формулы, те же патины и ту же фауну» (стр. 194). Поэтому возможно их проанализировать, используя гипотезы и разработанную им классификацию. Гравюры региона Джелфа казались ему «иностранными произведениями, копирующими (всегда более низкого качества) с работ южного Орана » (стр. 193), региона, который для автора был «главный центр наскального искусства предсахарских регионов». Некоторые из них относятся к самой ранней стадии крупномасштабной школы Hartebeest, например, «Аполлон Улед Наил», другие более поздние или действительно (стилистически) более декадентские.

Сожалея о «неверном понимании важности наскального искусства южного Алжира» в работе Лхота, П. Хуард и Л. Аллард опубликовали в 1976 году в Либице (CRAPE, Алжир) важное исследование Les figurations rupestres de la région de Djelfa, Sud Algérois. В нем авторы записали сорок три пронумерованных участка или станции, которые, за некоторыми исключениями, расположены недалеко от внутренних районов или на краях треугольника, образованного на севере городом Джельфа, на юго-западе деревней Сиди. Махлуф и на юго-востоке у города Мессаад.

  • [1] Район Джельфа на Викимапии.
Gravures prehistoriques, Djelfa, carte.jpg

По дороге из Джельфы в Лагуат (к югу от Сиди Махлуфа)) показаны двадцать три станции: № 28 (Заккар), 38 (Исхак), 39 (Уэд-эль-Йохи), 40 (Гуэльт-эль-Бида), 30 (Хаджра Сиди Бубакер), 31 (Срейссир), 32 (Бен Халлуан)., 27 (Эль Гур), 26 (Бен Хадид), 25 (Хенег Хилал), 24 (Тениет бу Медиуна II), 23 (Тениет бу Медиуна I), 22 (Тениет эль Мзаб), 21 (Дайет Геклил), 16 ( Уэд Мергеб), 20 (Джебель-Дом), 19 (Сафиет-эль-Баруд), 18 (Морхома), 33 (Уэд Ремейла), 34 (Роше-де-Голуби "Голубиная скала"), 41 (Уэд-Шегуег), 17 (Уэд-эль-Хесбайя.), 42 (Нцила). К востоку от Джельфы дополнительно упоминаются три станции: № 1 (Фейджет Эллебен), 2 (Сиди Абдаллах бен Ахмед), 3 (Аргоуб Эзземла). Три других стоянки находятся на западе: № 37 (Шушет Эснобер), 36 (Корейкер), 35 (Эль-Идриссия).

Вокруг дороги от Джельфы до Мессаада (через Муджбара) примерно с севера на юг следуют двенадцать станций: № 29 (Сауэй), 4 (Айн Муилья), 5 (Дайет-эс-Стел), 6 (Хаджра Мокхотма, север)), 7 (Хаджара Мохотма, юг), 10 (Сафиет Бу Кхенан), 9 (Станция де л'Аутруче «Страус»), 8 (Дайет эль Хамра), 11 (Бу Секкин), 12 (Айн Нага), 13 (Атеф эль-Гораб), 14 (Уэд Тамдит). К востоку от Мессада названы две конечные станции: № 43 (Уэд-эль-Буир) и 15 (Амура).

Гравюры расположены рядом с жилищами, о чем свидетельствует наличие обработанных кремней и дебитажа, «слоистых на разных уровнях или у подножия скал из красноватого песчаника, патина которого может становятся почти черными, которые проходят вдоль djebels или стоят по краям oueds ». Они «в основном расположены небольшими отдельными группами», монументальные фризы или очень богато украшенные фрески, такие как Уэд эль-Хесбайя или Айн Нага, являются «исключением».

Признавая, что гравюры региона Джельфа «похожи на гравюры южного Орана по сюжету и технике», П. Хуард и Л. Аллард, тем не менее, считают, что они имеют собственное богатое культурное содержание, в частности, показывают древних буйволов как носителей атрибутов голов и тот факт, что почти все овцы (овцы) наделены классическими сфероидами или рогами, заключенными в кольцо, которые являются более поздней стилизацией мотива »(стр. 67) По мнению этих авторов, «появление на древнейшем этапе южно-оранского баранов с сфероидами вряд ли может соответствовать южно-алжирскому материалу, где наиболее совершенные изображения часто связаны с людьми в развитых странах. костюм, в то время как другие, связанные со скотом, явно относятся к пасторальной эпохе »(стр. 71).

Более того,« стадия «бовидия», которая займет лишь четвертое место в последовательности южно-оранский, где он проявляет «декадентский» характер, гораздо более развит в южных h алжирский. «Исходя из того, что эти свидетельства« показывают, что в этих двух секторах его происхождение, безусловно, должно быть более древним », Хуард и Аллард предпочитают говорить« о долгой пастырской стадии с коровами и овцами. "(п. 71).

Этап «Охотники»

Уэд эль-Хесбайя.

На этапе Охотников авторы собирают изображения большой дикой фауны: древнего буйвола (или Hartebeest), слоны, носороги, львы, страусы и человеческие фигуры.

Из семнадцати буйволов, зарегистрированных в этом регионе, двенадцать принадлежат к большому натуралистическому искусству и подобны таковым южно-оранского. Они находятся в Уэд-эль-Хесбайя (фриз с изображением трех буйволов, в том числе одного из них более двух метров), Айн-Нага (два буйвола в процессии), на Станции де л'Аутруче (буйвол высотой 1,50 метра, увенчанный полым диском), Джебель Доум (буйвол ростом 2,35 метра, левый рог которого поддерживает «удлиненный полукруглый атрибут»), Сафьет эль-Баруд, Хаджра Мохотма север (буйвол ростом 2,63 метра, где человеческая фигура, кажется, касается рогов), Хенег Хилал (буйвол 1,20 м.) и Бен Халлуан.

Большие, средние или маленькие, двадцать два слона, кажется, принадлежат разному возрасту. Самые большие (от 1 до 2 м), натуралистические по стилю, находятся в Айн Нага, Тениет бу Медиуна I, Уэд Ремейлия, Айн Муилья, Уэд эль Хесбайя (где «панель слон », скопление изображения, наложенные на протяжении веков, показывает шесть), Сафьет Бу Хенан, Заккар, Фейджет Эллебен и Бу Секкин.

Семь носорогов более низкого качества и часто декадентского стиля зарегистрированы на пяти станциях: Уэд Ремейла (самая старая), Фейджет Эллебен, Бу Секкин, Айн Нага и Уэд эль Хесбайя.

Девять изображений антилоп Hartebeest (Bubalis alcelaphus boselaphus) выполнены в натуралистическом стиле. Самая известная из них - Заккар, съеденный львом (1,50 м в длину). Похожая сцена встречается в Дайет-эль-Хамра. В северной части Хаджра Мохотма животное заключено в круглую ловушку. Другие антилопы были выгравированы в Сафиет-эль-Баруд, Тениет-эль-Мзаб и Фейджет-Эллебен. В остальном существуют многочисленные существа типа антилоп, часто стилизованные и мелкие, такие как существа Сиди Абдаллаха бен Ахмеда и Сафиет боу Хенан, относящиеся к стилю, называемому школой Тазина, найденному на юге- Оран.

Восемнадцать представленных львов можно разделить на три группы: «натуралистические львы в профиль, трижды показанные в сценах охоты» (Уэд-эль-Хесбайя, Заккар, Дайет-эль-Хамра, Хаджара Мокхотма на севере, Уэд Ремейлия), «довольно крупные львы. со стилизованной головой и телом в профиль »,« слабее по стилю и методу резьбы »,« поздно по сравнению с южно-оранскими прототипами »(Джебель Дум, Хенег Хилал, Хаджра Мохотма юг), и, в-третьих,« более мелкие представители семейства кошачьих », слегка прорисованный и обычно поздний »,« посредственного стиля и резьбы »(стр. 81–85).

Страусы, довольно многочисленные, (за исключением изображений в Safiet bou Khenan и Oued el Hesbaïa) «в основном низкого качества». кабаны, в группе из трех, с другой стороны, редки, ограничены станциями Эль Идриссия (потерянная группа) и Срейссир.

Человеческих изображений насчитывается сорок, особенно в Уэд-эль-Хесбайя, Эль-Гур, Тениет-бу-Медиуна II, Айн-Нага, Дайет-эс-Стел, Уэд-Ремейлия, Сафиет-бу-Хенан, Хаджра-Мохотма на юге и в. Авторы приписывают им модель «двадцати пяти характерных черт физической или психической доблести охотничьей культуры, которые они выявили» в районе Нила и в различных регионах Сахары. "(стр. 85).

Таким образом они объясняют изображения людей под шкурами животных, ношение накладных хвостов и фаллических защит, масок, присутствие итифаллических изображений и людей, касающихся животных (буйволов, антилоп и слонов в Хаджра Мохотма на севере, Тениет Бу Медиуна II и Бу Секкин). Среди оружия отмечают луки, длинное и изогнутое оружие, дубинки, топор и щит. Изображены несколько ловушек и руки. Таким образом, «все культурные особенности охотников засвидетельствованы в районе Джелфа, за исключением лассо и спирали (? Bolas), которые в качестве компенсации широко представлены в Тассили в секторе Уэд-Джерат» ( стр.93).

Ранние стадии приручения

Айн Нага.

Некоторые антилопы и крупный рогатый скот имеют признаки присвоения человеком, особенно ошейники. Но прежде всего это около тридцати изображений баранов, которые принадлежат скорее к миру пастухов, чем охотников, простирающихся «через долгий период, вплоть до продвинутой стадии приручения» (стр. 97). Восемь из них - бараны со сфероидами, пять из которых связаны с человеческими фигурами (Айн Нага, Дайет-эс-Стел, Уэд-эль-Хесбайя, Сауэйет).

Именно в этой группе находятся некоторые из самых известных шедевров региона, такие как Овен Айн Нага, размером примерно в два раза больше натурального, найденный отцом Ф. де Вилларе и опубликованный Djelfa Syndicate. инициативы. Животное, которое носит сфероид в обрамлении перьев, кулон на щеке и ошейник с шевронами, возглавляет человек, одетый в набедренную повязку с пуговицами, с браслетами, чья прическа падает на затылок в три полосы.

Из других овец (например, овец), иногда носящих ошейники, их рога заключены в кольцо или диски (только четыре изображения показывают только ошейник или появляются без атрибутов). В Хаджра Сиди Бубакер группа, состоящая из барана, овцы и большого быка, означает «хорошо налаженное приручение» (стр. 106). Других баранов можно увидеть в Khenneg Hilal, Oued el Hesbaïa, Safiet bou Khenan, Theniet el Mzab, Hadjra Mokhotma и Aïn Naga.

На наскальных изображениях региона Джельфа изображен крупный натуралистический скот (Zaccar ) и субнатуралистические (Боу Секкин), остальные относятся к пастырской эпохе. Их рога аналогичным образом замкнуты в кольцо, и они иногда носят устройства в виде сегментов круга или из ткани, которые, возможно, являются средством переноски вещей (Hadjra Sidi Boubakeur, Teniet el Mzab, Hadjra Mohkotma, Ben Hadid, Bou Sekkin, Safiet bou Хенан и Уэд Мергеб).

«Пасторальные сцены», часто связанные с людьми и животными, можно найти в Хаджра Сиди Бубакер, Хаджра Мохкотма-Суд, Айн Муильха (мужчины с «бандами моллетьеров»), Морхоме, Дайет-эс-Стел и Заккаре. Другие изображения, обозначающие человека, итифаллические изображения и изображения женщин, можно найти в Сафьет-бо-Хенан, Тениет-бо, Медиуна II и Дайет-эль-Хамра.

Айн Нага, гравюра под названием «Робкие любовники».

В Тениет эль-Мзаб также найдена знаменитая гравюра с изображением человека с трехсекционной прической и квадратным передом рубашки, а у Айн Нага - гравюра с изображением мужчины. «робкие любовники», в которых мужчина несет такой объект, как фасоль, щит или колчан, увенчанный стрелами (как на юге Оран в Хрелуа), прическу или головной убор с пучком волос, падающим вперед, и тремя пучками, падающими на шею (деталь, которую можно снова увидеть в Айн-Наге и на юге Орана), в то время как женщина показывает тщательно ухоженную прическу, удерживается сзади зажимом.

Среди гравюр Джельфинского района встречаются также собаки и лошади разных эпох.

Кроме того, три стоянки с наскальными рисунками расположены в Джебель-Доме, на южной стоянке Заккар (несколько лучников, вероятно, человеческая фигура и черепахи) и в Хаджра Мохотма на юге.

В 1968 г. элементы каменной индустрии, относящиеся к капсианскому, были обнаружены на месте Д. Гребенартом в Айн-Наге и датированы 5500 г. до н.э., плюс или минус 220.

Вероятная древняя региональная экология

Северная Африка имела благоприятный климат в субплювиальную эпоху; территория современной Сахары поддерживала экосистему типа саванны с слонами, жирафами и другими пастбищными и лесными животными, типичными для Сахеля регион к югу от пустыни. Историк и африканист Роланд Оливер описал эту сцену следующим образом:

[В] высокогорьях центральной Сахары за Ливийской пустыней,... в великих массивах Тибести и Хоггар вершины гор, ныне голые скалы, в этот период были покрыты лесами дуба и орех, липа, ольха и вяз. Нижние склоны вместе со склонами опорных бастионов - Тассили и Акак на севере, Эннеди и Воздух на юг - несли оливковый, можжевельник и алебскую сосну. В долинах непрерывно текущие реки изобиловали рыбой и были окаймлены семенными лугами.

См. Также

Источники

Источники

  • Хуард П. и Аллард Л., Les Figurations rupestres de la région de Djelfa, Sud Algérois, dans Lybica, Центр антропологических, предисторических и этнографических исследований, Algiers, vol XXIV, 1976 (стр. 67–124) [с картой и, в приложении, аналитическим справочником скальных станций региона Джельфа, перечисляющим для каждой станции основной отчет о рисунках].

Библиография

(Публикации, посвященные гравированным наскальным фигурам Джельфы)

  • Фламанд, GBM, Deux station nouvelles de pierres écrites découvertes dans le Cercle de Djelfa, в "L'Anthropologie", XXV, 1914 (стр. 433) –458).
  • Flamand, GBM, Les Pierres écrites, Paris, Masson, 1921 (стр. 314–318).
  • Vaufrey, R., L'Art rupestre nord-africain, Париж, Массо n, 1939.
  • Беллин П., L'art rupestre des Ouled Naïl, в "Bull. Sté préhist. franç. ", LIV, fas. 5-6, mai-juin 1957 (стр. 299–330).
  • Tixier, L., Gravures rupestres de Bou Saâda (Algérie), in" Bull. Soc. royale belge d'études géol. et archéol. ", XVII, 1958-1960 (стр. 21–27).
  • Lethielleux J., Vestiges prehistoriques et protohistoriques de la région de Djelfa, dans" Lybica ", XII, CRAPE, Algiers, 1965
  • Лефевр Г., La station rupestre de Daïet es Stel, в "Lybica, tome XV, CRAPE, Alger, 1967 (стр. 207-213).
  • Grébénart D., Aïn" -Нага. Capsien et Néolithique des environs de Messad (département de Médéa), dans "Lybica", XVII, CRAPE, Alger, 1969 (стр. 135–197).
  • Syndicat d'Initiative de Djelfa, Dans les monts Ouled Наиль, в "El Djezaïr, n ° 13, Alger, 1970 (стр. 42–48).
  • Camps, G., Les Civilizations prehistoriques de l'Afrique du Nord et du Sahara, Paris, Douin, 1974.
  • Huard P. et Leclant, Recherches sur la culture des chasseurs anciens du Nil et du Sahara, CRAPE, Algiers, 1977 (?).
  • Aumassip, Ginette, Trésors de l ' Atlas, Alger, Entreprise nationale du Livre, 1986.
  • François de Villaret, Siècles de steppe, Jalons pour l'histoire de Djelfa, Centre de Documentation Saharienne, Ghardaia (Algérie), 1995.

Координаты : 34 ° 21′01 ″ N 3 ° 15′42 ″ E / 34,35028 ° N 3,26167 ° E / 34,35028; 3,26167

Последняя правка сделана 2021-06-04 07:40:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте