Наскальные изображения южного Орана (Алжир)

редактировать

наскальные изображения юга Орана являются доисторическими гравюры, относящиеся к неолиту, которые найдены на юге провинции Оран, Алжир, в Сахаре Атласских горах, в области (с запада на восток) Фигуиг, Айн-Сефра, Афлу и Тиарет. Подобные гравюры были описаны даже восточнее, около Джельфы и в районе Константина. Хотя в прошлом некоторые археологи утверждали, что эти гравюры относятся к европейскому верхнепалеолитическому искусству, сегодня эта теория окончательно отвергнута.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Дата
    • 2.1 Места и описания
    • 2.2 Другие сопоставимые коллекции гравюр
  • 3 Хронология
    • 3.1 Старые классификации
  • 4 Классификация Анри Лота
  • 5 Другие виды
  • 6 Интерпретация
  • 7 Кто были художники?
  • 8 Галерея
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания и ссылки
  • 11 Избранная библиография
  • 12 Внешние ссылки
История

Менее известные, чем наскальные рисунки на участке Тассили-н'Аджер, гравюры Южного Орана, однако, являются предметом изучения с 1863 года. Наиболее важными из них являются те, что из Огюста Помеля (с 1893 по 1898 год), Стефана Гселля (с 1901 по 1927 год), Жоржа-Бартелеми Медерика Фламанда (с 1892 по 1921 год), Лео Фробениуса и Хьюго Обермайер (в 1925 году), l'Abbé Анри Брей (с 1931 по 1957 год), Л. Жоло (с 1918 по 1938 год) и Раймонд Вофри (с 1935 по 1955 г.).

В 1955 и 1964 годах Анри Лоте посетил этот регион на несколько месяцев, что позволило ему завершить свои прежние исследования, добавить сотни новых описаний и в 1970 году опубликовать Les gravures rupestres du Sud-oranais в серии Mémoires du Centre de recherches anthropologiques prehistoriques et ethnographiques (CRAPE) направлена ​​Мулудом Маммери на Алжир. Значительная часть работы была посвящена гравюрам региона Эль-Баяд. Для Анри Лота регион Южный Оран представляет собой один из «трех великих центров искусства эпохи антилоп» с Тассили («Уэд Джерат») и Феццаном.

Датой

В этой работе Лот рассказывает что очаг, найденный на «Станции Меандр», недалеко от Брезины, датируется 3900 годом до нашей эры, и эта цифра не может быть «отнесена к определенной категории гравюр, украшающих ' стены вокзала ". Самая старая из этих гравюр, с другой стороны, демонстрирует много общего с гравюрами Тассили, минимальная дата которых, по его мнению, составляет около 5000. Следовательно, по его словам, есть возможность «принять ее также и для южно-оранского материала, пока не станет лучше». информация может появиться в ближайшее время. ". [1] Район Эль-Баяд на WikiMapia.

Основные местонахождения гравюр Южного Орана.

Места и описания

  • Фигуиг
  • Айн Сефра
  • Эль-Баяд
  • Афлоу
  • Тиарет

Другие сопоставимые коллекции гравюр

  • Bou Saâda (Algéria)
  • Djelfa (Algéria)
  • Constantinois (Algéria)
  • Taghit (Algéria)
  • Tassili (Algéria)
  • Феццан (Ливия)
Хронология

Старые классификации

Огюст Помель, основанные на идентификации животного, которое Анри Лот считает, что это хищник, лежит в основе позиции некоторых авторов, которые считают, что гравюры относятся к палеолиту эпохе.

Стефан Гселл считал наиболее древними гравюрами, показывающими антилопы и слоны относятся к неолиту, и он выделил от них изображения баранов, которые, по его мнению, отражают древнеегипетские ритуал, который, как и изображения лошадей, он относил к историческому периоду.

Классификация, предложенная Жоржем-Бартелеми Медериком Фламаном, основанная на изучении техник и патин, выделяет первую группу натуралистических гравюр (буйвол, слон, носорог, бараны, ослы, лошади, антилопы), вторая, либикоберберская группа (гравюры декадентского стиля, кони, верблюды, буквы алфавита) и две поздние группы (арабские надписи и современные граффити).

Предположительно, изображения, которые Помель, Фламанд и другие идентифицируют как недавно вымерший вид буйволов Pelorovis antiquus, в тексте этой статьи называются «hartebeest ».

Для Хьюго Обермайера существуют две подгруппы в неолитических гравюрах: более древняя - натуралистического стиля (hartebeest), более поздняя - субнатуралистического стиля (менее разработанная и менее сложная). масштабные предметы). Культ барана со сферой, по его словам, был коренным для населения Северной Африки, прежде чем был принят египтянами.

Анри Брёй со своей стороны выделил три стадии. На стадии I, совпадающей с концом капсианского, он помещает большого хищника с окольцованными рогами, слонов и очень стильных, а также больших человеческих фигур (Ксар Эль Амар). Стадия II, которую он относит к нижнему неолиту, объединяет большого барана Бу Алем, хищников, носорогов, слонов и других животных менее совершенного стиля. По его мнению, барана еще не приручили, а только приручили, и его культ является скорее источником, чем отражением египетской веры. III этап - фигуры в декадентском стиле.

Раймонд Вофри, изучая производство кремневых орудий, найденных у подножия высеченных скал, относит натуралистические фигуры к «неолиту капсианской традиции», происходящему из неолита Египта, и помещает их между 4200 и 2000 г. до н.э. Баран, которого он считает одомашненным, является всего лишь переносом египетского культа Аммона, и его изображения не могут быть старше 2200 г. до н. Э. Для Анри Лота, однако, нет никакого археологического аргумента, который заставил бы отделить баранов, предположительно появившихся позже, от гигантских хищников, слонов или носорогов. Подобно им эпохи неолита, они не могут происходить от египетского барана, и поэтому нет необходимости рассматривать их как предков культа, поздним продолжением которого был бы барашек Аммона.

Классификация Анри Лота

Анри Лот выделил семь серий в настенном искусстве Южного Орана.

Кеф эль-Ахал, большой Хартебист

1. Крупные гравюры в монументальном натуралистическом стиле или крупномасштабном стиле Hartebeest. Рядом с большим хищником, слонами и носорогами Лоте поместил многочисленных страусов и антилоп, кабанов, львов и пантер. Животные представлены абсолютно в профиль, за исключением хищника, в относительном (часто встречается двуглазая формула). Лот поместил в этот ансамбль сопровождающие их человеческие изображения (из которых руки и ноги почти всегда имеют шесть знаков). Не было найдено ни одной человеческой фигуры с головой животного, он заметил, что «ансамбли хищников Сахарского Атласа отличаются от ансамблей Тассили-н-Аджер и Феззана, где эти фигуры бегут. Автор также считает, что одомашнивание собаки было Достигнутые в этот период, и Южный Ораниан представляет самые древние горные свидетельства об этом. Этот первый этап также включает "мифических животных". Все эти гравюры сделаны пунктуацией маленьких точек или впадин, более или менее связанных, а затем чаще всего полировке, по-видимому, помогает деревянная посуда с добавлением влажного песка. На одних гравюрах видно начало полировки в эндопериграфической области (голова), на других - полная полировка.

Тазина Тазина, животные в стиле " Школа Тазины »

2. Маленькие гравюры в натуралистическом стиле, или малая сцена хартебест. Сцену будет составлять собрание гравюр меньшего размера, стиль которых был обозначен как« Scho ол Тазины »по названию одного из участков. Эти натуралистические изображения показывают ту же фауну (хищник, слон и носорог), что и представители предыдущей группы, но в очень стилизованных формах: ноги и хвосты животных сильно истончены, линии рогов и морды вытянуты в несколько раз. фантастический образ (Flamand), удлинение тела, задних конечностей и головы вызвало ошибочные отождествления. Однако стиль не является однородным, и на некоторых фресках эти характерные деформации сосуществуют с более реалистичными изображениями. С технической точки зрения отделка гравюр правильная, следов предварительной расчёски не сохранилось, патина аналогична патине на предыдущем этапе. На изображениях людей изображен тот же персонаж, но конечные части конечностей, кистей и стоп обычно закруглены.

Кодиа Абд Эль Хак, наложенные гравюры.

С хронологической точки зрения, одна станция (Кодиат Абд Эль Хак) демонстрирует бесспорный набросок, маленькую антилопу с вытянутыми ногами, которую перерисовывает большой слон, хотя другой кажется, будет позже. Этот факт заставил Лхота «задаться вопросом, могла ли небольшая школа быть раньше школы больших гравюр, или даже две школы могли быть современными». Эта последняя гипотеза предполагала существование «двух разных скоплений людей, живущих бок о бок, или, по крайней мере, двух художественных школ, действующих параллельно».

В своем анализе Лот показывает, что за исключением большого сходства представленной фауны и наличия ассоциации «орант-баран» на обеих стадиях, ассоциация «орант-баран» не была указана на втором этапе. тогда как там антилоп более многочисленны, а львы реже. Он добавляет, что «мелкомасштабный стиль простирается на юг Марокко до Рио-де-Оро, хотя крупномасштабный стиль остается ограниченным в южной или оранской области с определенными миграциями на северо-восток». Таким образом, мнение автора склоняется к существованию двух групп. Кроме того, стиль мелкомасштабного искусства по сравнению со статичными формами крупных фигур отражает «скорее искусство, которое уже достигло общепринятых формул», «более продвинутое в смысле более развитого творческого импульса» и поэтому позже. Но в этой гипотезе можно будет заново обнаружить следы этого столь своеобразного стиля в более поздней группе декадентских гравюр, даже если они, напротив, кажутся проистекающими из крупномасштабной школы. В своих выводах автор считает, что мелкие гравюры, которые часто воспринимаются как поздние декадентские воспоминания, были бы такими же старыми, как гравюры большого хищника и слонов. «Какое бы решение ни возобладало», - заключил Лот, - следует учитывать, что идентичность фауны в каждой из двух групп указывает на то, что между ними не могло быть большого промежутка времени, и что, несмотря на различия в стилях, одна может спросить себя, не представляют ли они два выражения одного и того же искусства ».

Гуаре наклонил Салоула, сексуально выставленную человеческую фигуру, с топором и щитом

3. Гравюры субнатуралистического стиля или декадентской сцены жреца. Они характеризуются посредственностью стиля и техники, которая сводится к довольно неуклюжим точкам и неровной окончательной полировке. Их патина более четкая, чем на двух предыдущих этапах, что подтверждается тем фактом, что они часто встречаются на одних и тех же фресках.. Их размеры более уменьшены, чем у первой группы, но больше, чем у второй, с которой у них нет ничего общего. Чаще всего это изображенные сексуально человеческие фигуры в полусогнутом положении. спереди, часто вместе с многочисленными львами и страусами. Фауна, менее разнообразная, чем в двух первых группах, все же включает последние изображения хищников, у которых не всегда окольцованы рога, и изображения слонов, крупного рогатого скота и пантер. Ассоциация человек-баран исчезает, что, кажется, «отмечает разрыв в окружающей среде на предшествующих этапах и показывает эволюцию религиозных верований», заменяется ассоциацией человек-лев, хищник и слоны, которые больше не занимают то место, которое у них было. ранее занято. Это, по словам Лоти, «конец, очень деградированный, этой замечательной художественной эпохи южно-оранского».

4. Гравюры субнатуралистического стиля земледельцев или бовидии этап.

Гуаре наклонился к Салулю.

Домашняя корова с длинными или короткими рогами, иногда носящая маленькие сферы, доминирует на этой сцене, фауна состоит в остальном из слонов, антилоп и страусов, а изображения людей встречаются редко. Гравюры выполнены в различных стилях, формула схематическая и массивная, названная Х. Брейлем «четырехугольной», кажется самой древней. Основная группа этих гравюр находится не в южном Оране, а в долине Сауры (Сахара): Лот предполагает «иное происхождение по сравнению с предыдущими группами», показывая «вторичные инфильтрации, пришедшие с юга». По мнению автора, «эта бовидийская цивилизация, безусловно, возникла из сахарской среды, но она создала лишь очень поверхностный появление на юге Орана "после т. он идет от холмов Ксур, возможно, имея «еще один прямой контакт с Сахарой ​​в районе Брезины».

5. Гравюры схематических вагонов, которые должны занимать хронологическое положение, сопоставимое с положением вагонов Сахары.

6. Либико- берберские гравюры.

7. Современные арабо-берберские гравюры.

Другие взгляды
Бу Алем, самый большой баран.

Для Ф. Коминарди, проанализировав последний раз наложение гравюр на «Кудиат Абд эль Хак», кажется, принято, что натуралистический крупномасштабный Этап и натуралистический мелкомасштабный этап (самый древний уровень состоит из очень крошечных гравюр, последний - из работ немного более высокого исполнения) были современными, по крайней мере, в пределах одной эпохи, «первая не погасла до того, как началась вторая.. " Автор склоняется, «исходя из аргументов более развитого схематического стиля, в первую очередь к помещению натуралистической крупномасштабной сцены и к тому, чтобы натуралистическая мелкомасштабная стадия начиналась до исчезновения первой».

Р'чег Дирхем, чудак и человек.

По словам Ф. Коминарди, «гравюры на мемориальной доске Кодиата были сделаны по прошествии некоторого времени, пока они сосуществовали. художественные миры, созданные разными народами? Это возможно. Можно объяснить, что они редко жили вместе на одних и тех же скалах, и что школа Тазины должна быть настолько индивидуализирована географически ». «Если мелкомасштабная натуралистическая стадия, по сравнению с более старой стадией, если не современна, по крайней мере, начинает разворачиваться в то время, можно условно поместить ее между 6-м и 4-м тысячелетиями».

Интерпретация

Анри Лот обнаружил среди гравюр южного Орана 41 изображение баранов или овецеподобных существ, что сравнительно мало в сумме представлений, «особенно потому, что эта цифра включает небольшие масштабные и неопределенные образы декадентской школы ». Их символические атрибуты (сфероиды, гривы, воротники) остаются очень разнообразными, в отличие от атрибутов египетского барана Аммона, который с самого начала был снабжен символами, которые он всегда сохранял, по словам автора, можно утверждать, что что они еще не были окончательно закреплены, и мы обнаруживаем, что здесь смотрим на культ, который только начинал формироваться. «Различие» показывает, если это все еще было необходимо показать, что южно-оранские жители не приняли культ из Египта.

В 13 случаях выгравированные бараны ассоциируются с человеческими фигурами. Анализируя их возможные отношения, автор приходит к выводу, что «Баран играл религиозную роль первостепенной важности для южно-оранцев, что его связь с человеком, хотя он, возможно, находился в молитвенном положении, должна была быть вооружена топором». показывает, что оно определенно имело характер божества, у которого можно просить чего-то и которое в подходящих случаях можно было бы принести в жертву ». Эта роль, добавляет он, «хорошо засвидетельствована на двух самых жестоких стадиях - большом и малом масштабе, но исчезает в эпоху декадентского стиля, где от нее не остается ничего, кроме простого следа».

Представления жуткого зверя, более многочисленные (73 для региона) и в 13 случаях связанные с присутствием человека, показаны, несмотря на отсутствие сфероида, «который, возможно, был объектом обрядов, связывающих его с мужчин, "что он" занимал видное место в верованиях древнего населения южных оранцев. Что касается льва, изображенного лицом к лицу на древней стадии хищничества, где он только один раз был связан с человеком, но показан в профиль в декадентском стиле, где его ассоциации с людьми, напротив, довольно часты, он, кажется, пришел на смену хищникам и баранам. По мнению Лотэ, «следует уметь интерпретировать это явление как радикальное изменение в поведении юга. Оранцы - настоящая перемена, если только она не представляет собой приход новых человеческих популяций ».

Для Анри Лота« южные оранские гравюры, безусловно, являются одними из старейших художественных и культовых проявлений Африки, о которых мы знаем, и верования отражением которых они являются, возможно, помогли повлиять на более поздние популяции долины Нила и черной Африки, где анимизм претерпел столь сильное развитие »

Кто были художники?

Было много предположений о личности художников. Лот сообщает, что некоторые считали их принадлежащими к черному населению, являющемуся предком мандинка и хауса. Но также упоминались туареги, египтяне и предки берберов. Считалось также, что это были кроманьонцы, земледельцы и земледельцы азиатского происхождения, харратинцы, прото-ливийцы и бушмены. В отсутствие открытий в области неолитических человеческих останков и адекватного понимания неоднозначности изображений, «следует избегать любой абсолютной идентификации» или «окончательного выбора».

Галерея
См. Также
Примечания и ссылки
Избранная библиография
  • Aumassip (Ginette), Trésors de l'Atlas, Alger, Entreprise nationale du Livre, 1986.
  • Балу (L.), Préhistoire de l'Afrique du Nord, Париж, AMG, 1955 (544 стр., 29 рис.)
  • Breuil (H.) et Frobenius (L.), L'Afrique, Cahiers d'Art, numéro spécial, Париж, 1931 г. (122 стр.)
  • Flamand (GBM), Les Pierres écrites, Paris, Masson, 1921 (434 стр., 22 рис., 53 табл.)
  • Frobenius (L.) et. Обермайер (Х.), Хашра Мактуба, Мюнхен, Курт Вольф, 1925 (62 стр., 6 карт, 160 пл.)
  • Готье (ЭФ), Сахара Альгериен, Париж, А. Колен, 1908 (371 стр., 61 рис., 52 пл.)
  • Лот (Анри), Les Gravures rupestres du Sud-oranais, Arts et Métiers graphiques, Париж, 1970.
  • Vaufrey (Raymond), L'Art rupestre nord-africain, Париж, Массон, 1939 г. (127 с., 58 рис. 54 pl.)
  • Vaufrey (Raymond), Préhistoire de l'Afrique, tome II, Au nord et à l'est de la grande forêt, Тунис, Service des Publications et échanges de l'Université de Tunis, 1969 (372 стр.), Стр. 143–149.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-04 07:40:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте