Рокайль (US :, французский: ) был французским стилем пышного декора с обилием кривых, встречные изгибы, волнистости и элементы, созданные по образцу природы, которые появились в мебели и внутреннем убранстве во время раннего правления Людовика XV во Франции. Это была реакция на тяжесть и формальность стиля Людовика XIV. Он начался примерно в 1710 году, достиг своего пика в 1730-х годах и завершился в конце 1750-х годов, сменившись неоклассицизмом. Это было начало французского движения барокко в мебели и дизайне, а также начало движения рококо, которое распространилось на Италию, Баварию и Австрию к середине 18 века..
Рокайль был ярким и вдохновленным природой, как рококо, но, в отличие от рококо, он обычно был симметричным и не перегружен украшениями. Свое название он получил от смеси камня, ракушек и гипса, который использовался для создания живописного эффекта в гротах в Ренессанс, и от названия орнамента в виде морской ракушки, который был частой особенностью украшения рокайль. В 1736 году дизайнер и ювелир Жан Мондон опубликовал «Premier Livre: De forme Rocquaille et Cartel», собрание рисунков для украшения мебели и внутреннего убранства. Это было первое появление в печати термина рокайль для обозначения стиля.
Этот стиль использовался, в частности, в салонах, новый стиль комнаты, предназначенный для того, чтобы произвести впечатление и развлечь гостей. Самым ярким примером был салон принцессы в Hôtel de Soubise в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–40). Характерные черты французского рококо включают исключительное мастерство, особенно в сложных рамах для зеркал и картин, лепных из гипса и часто позолоченных; извилистые изгибы и противодействие лечению, а также использование растительных форм (виноградные лозы, листья, цветы), переплетенных в сложные конструкции. Ведущими дизайнерами мебели в этом стиле были Жюст-Орель Мейсонье и Шарль Крессан, а также мастер по дереву Николя Пино.
Дизайн корпуса часов от Жиль-Мари Оппенорд (1715)
Дизайн стола Жюст-Орель Мейсонье (ок. 1730)
Дизайн спальни принца Hotel de Soubise, Жермен Боффран (1735–40)
Дизайн камина и мантии Николя Пино (1-я половина XVIII века)
Дизайн фарфорового письма, сервированный Juste-Aurèle Meissonnier (1748)
Цветочный дизайн и листья аканта от Alexis Peyrotte (1750)
Декор в стиле рокайль был сильно загружен смоделированным декором на ракушках, каскадах из листьев и цветов, пальмовых листьях и других природных элементах. Декор на стенах и мебели обычно выполнялся из резного дерева или гипса с позолотой. Французский дизайнер Бернар Торо в 1716 году создал книгу ярких ранних узоров рокай, которая получила широкое распространение в Европе. Первым крупным мастером этого стиля был Juste-Aurèle Meissonnier, затем Жан Берен Старший, Жиль-Мари Оппенорд, Николя Пино, скульпторы-лепщики Томас Жермен, Жак Кафьери и немец Жан-Клод Дюплесси.
Мастера-краснодеревщики или ébénistes среди мебели рокай Матье Криэрд (1689–1776), который стал мастером в 1738 году. Он был особенно известен как своим прекрасным маркетри или инкрустацией, так и своими сундуками с китайской или японской тематикой, с прекрасным Китайский лак или мартинский лак, украшения из позолоченной и скульптурной бронзы.
Другой важной фигурой стиля рокай был ébéntiste Шарль Крессан (1685–1768), который был одновременно мастером и мастером. в гильдии резчиков по дереву и скульпторов бронзовых украшений - редкое достижение, полученное соответственно в 1708 и 1714 годах. Крессент делал мебель не только для Людовика XV, но и для короля Порту gal и для курфюрста Баварии. Он наиболее известен своими комодами, книжными шкафами и письменными столами, которые часто были инкрустированы розовым и фиолетовым деревом и снабжены особенно тонким орнаментом рокайль из позолоченной бронзы, в том числе младенцы, смешанные с птицами и каскадной растительностью. Он представил несколько стилистических новшеств, в том числе espagnolettes à aigrette, маленькие бюсты молодых женщин, прикрепленные к углам его комодов и столов. Это стало обычным украшением, используемым другими мастерами рокайля.
Среди других известных мастеров мебели были члены семьи Крессон, Луи Крессон (1706–1761), Рене Крессон (1705–49) и (1709–1709). 81), все из которых предоставили стулья исключительно ручной работы, шкафы, комоды и другую мебель для королевских резиденций. Их дети также стали менюизаторами и ébénistes во время правления Людовика XVI.
Орнамент в стиле рокай из листьев, цветов и морских ракушек
Шкаф Людовика XV в стиле рокай (1725–30) от Шарля Крессента, ( 1725–30)
Письменный стол с шипами от Чарльза Крессента (1730–35)
Комод от Чарльза Крессента (1730), поместье Ваддесдон
Комод для Дофин от Матье Криэра (1748)
Комод от Чарльза Крессента (1745–49), Художественный музей Нельсона-Аткинса
Рокайль был обычным явлением в деревянных стеновых панелях и другом внутреннем убранстве между 1730 и 1750 годами. Отделка обычно выполнялась из резного и позолоченного дерева или лепнины на белом фоне. Панели в рамах также часто имели декоративную роспись, обычно арабески или красочные цветочные узоры, и часто изображали животных или экзотические предметы, установленные в Китае, Японии или Турции.
Салон Hôtel de Soubise в Париже (1735–40)
Изделия из дерева в Hôtel de Varengeville от Николя Пино (1735)
Украшение на потолке кабинет премьер-министра Франции, отель Матиньон (1720–25)
Салон отеля де Лассе, ныне резиденция президента Национального собрания
Помимо использования в мебели, этот стиль появился в фарфоре и металлоконструкциях. В 1738 году Венсенская мануфактура была основана благодаря поддержке Людовика XV и мадам де Помпадур, чтобы составить конкуренцию мануфактурам Шантильи и Мейсен. В 1756 году мануфактура была перенесена в здание в Севре, построенное по инициативе мадам де Помпадур, недалеко от ее замка.
. Самыми замечательными изделиями из металла рокайль были чугун и позолоченные заборы. и ворота, созданные изготовителем железа Жаном Ламуром для новой площади Станислава в Нанси между 1750 и 1758 годами, когда герцогство Лотарингия было присоединено к Франции. Дополнял площадь ансамбль зданий, балконы и подвесные светильники которых гармонировали с решеткой забора и ворот.
Серебряные канделябры Juste-Aurèle Meissonnier (1734–35)
Каркас для настенные часы Jacques Caffieri (1745–50)
Позолоченный чугунный забор Place Stanislas в Нанси (Франция) Жан Ламур (1750–58))
Позолоченный чугунный фонарный столб площади Станислава в Нанси, Франция работы Жана Ламура (1750–58)
Ворота с двумя статуями и замысловатыми решетками из кованого железа, в Вюрцбурге (Германия), решетки Иоганна Георга Оегга (1752)
Венсенский мягкий фарфор с орнаментом рокайль и китайской сценой (1749–1750)
Ваза из Венсенского фарфора от Жан-Клод Дюплесси (1753)
Астрономические часы из позолоченной бронзы Жака Каффьери (1754), Версальский музей
Два Нимфенбургский фарфор купели святой воды, модель, вероятно, Франц Антон Бустелли (около 1760 г.)
Хунга изразцовый фаянс печь в барочном особняке Руднянских из Будапешта (18 век)
Рокайль оказал влияние на Чиппендейл стиль в Англии и работы баварского художника-декоратора бельгийского происхождения Франсуа де Кувильес. Некоторое время этот стиль также стал очень популярным в Италии, особенно в Венеции, и распространился на Австрию, Баварию и Испанию, где он принял более пышную и чрезмерно загруженную форму.
Открытие греческих древностей, начатое в 1738 г. в Геркулануме и особенно в Помпеи в 1748 г., повернуло французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма. и стиль Людовика XV. Мебель и отделка стали более геометрическими; ножки мебели стали прямыми, напоминая римские или греческие колонны, а декоративная резьба на внешней стороне мебели все чаще заменялась изящными вставками из разноцветного дерева.
На Wikimedia Commons есть медиа связанные с Rocaille. |