Робин Хортон | |
---|---|
Национальность | Английский язык |
Научная карьера | |
Поля | Антропология, психология, когнитивная наука, религия, африканистика, магия, мифология |
Учреждения | Университет Порт-Харкорта, Университет Ифе, Университет Ибадана |
Робин Хортон (1932-2019), английский социальный антрополог и философ, с 1950-х годов проводил специализированные исследования сравнительного религиоведения, которые поставили под сомнение и расширили взгляды на изучение антропологии религии. Он известен своим сравнением традиционных систем мышления (включая религию) с западной наукой. Это легло в основу его анализа африканской мысли, который он опубликовал двумя частями в 1967 году. Его работа по-прежнему считается важной для понимания традиционных африканских религиозных подходов. Более четырех десятилетий Хортон жил в Африке, где он продолжает проводить исследования африканских коренных религий, магии, мифологии и ритуалов. За 40 лет проживания в Африке он работал исследователем и профессором философии и религии в нескольких университетах, включая Университет Порт-Харкорта в Риверс Стейт, Нигерия и Университет Ифе в Штате Осун, Нигерия.
Робин Уильям Грей Хортон и его сестра родились в семье Уильяма Грея Хортона и Гвен Хортон. Его отец был подполковником шотландской гвардии, который также входил в состав британской бобслейной команды на Зимних Олимпийских играх 1924 года, а его дедом был американский художник-импрессионист Уильям Сэмюэл Хортон. Его мать, Гвендолен Анна Ле Бас Хортон, была старшей дочерью торговца железом из Св. Брелад, Джерси и сестра Молли Брокас Берроуз, скульптора и художника Эдварда Ле Баса (1904–1966). [1]. Невестка Хортона - известный нигерийский скульптор Сокари Дуглас Кэмп, о работах которого он написал.
Робин Хортон рассматривал религию с точки зрения этнонаучный подход, где он связал религиозное понимание с научным поиском. Он считал, что у этих двоих одинаковый подход к методическому раскрытию комплекса для достижения порядка и понимания из хаоса. Проведенный Хортоном анализ африканской магии (паранормальных явлений) и мифологии делает вывод, что существует всеобъемлющая теория, которая лежит в основе общепринятой теории и составляет основу этих верований. Он рассматривает мистические системы, управляющие «примитивными» религиями, как теоретические структуры, которые продиктованы конкретными правилами и используются для интерактивного понимания выявленных аномалий, во многом подобно тому, как научные попытки теоретизируют физический мир. Этот буквальный подход является отражением стремления иметь конкретный и, следовательно, научный метод изучения и объяснения мира, в котором они живут.
Одна из его классических работ в антропологии религии и другие системы традиционных знаний - это его эссе 1968 года в поддержку неотилорианцев (последователей Эдварда Бернетта Тайлора ), которые взяли причинно-следственные утверждения кого-то в пред- грамотное общество за чистую монету. Хортон отмечает, что «историк идей, исходя из предпосылки, что« вещи такие, какими они кажутся », наиболее успешно продвигался вперед в своей интерпретации европейской мысли-традиции; но [ортодоксальные] социальный антрополог, исходящий из того, что «вещи не такие, какими кажутся», не смог объяснить, почему у дограмотных народов есть такие идеи ». Он утверждал, например, что анимизм следует принимать за чистую монету без каких-либо объяснений, что он символически представляет социальную или политическую структуру. Хортон утверждал, что более полезным подходом было бы сравнение традиционной мысли с современной наукой. Тот факт, что традиционное объяснение может оказаться ошибочным с точки зрения современной науки, никоим образом не означает, что это объяснение придерживается менее умная группа людей. Хортон не желал следовать точке зрения Тайлора о том, что утверждение теорий, которые были ошибочными, свидетельствует о детстве традиционной мысли, указывая на то, что историки науки показали, что многие рационально продемонстрированные научные взгляды впоследствии оказались ошибочными и были заменены.
Он приписывает интеллектуалистический взгляд на религию и отвергает символическое, дюркгеймовское понимание религии как покровительство так называемым «первобытным», у которых буквальный подход к своим убеждениям. Однако один из его критиков, придерживавшийся символического подхода, антрополог Джон Х. Битти, утверждал, что традиционные / примитивные религии были символическими, потому что культуры, придерживавшиеся этих верований, делали это в тех случаях, когда не было эмпирического объяснения явления; таким образом, его относили к сверхъестественному, например, к духам, и любые их физические изображения были просто символическими.
Когда он жил в Нью-Калабаре среди народа калабар, Хортон изучал процессы, ведущие к социальным изменениям.
Начиная с 1960-х годов Хортон опубликовал свои теории религии в нескольких журнальных статьях и книгах. Его научный подход к пониманию "примитивной " религии был новаторским в эпоху, в течение которой преобладающим представлением было западное элитарное понимание "примитивной" религии как конструкции менее разумных " дикари »и« варвары »(термины теперь считаются анахронизмом и уничижительным ). Хортон проводил полевые исследования в Нике в северном Игболанде, Нигерия, и среди калабари жителей восточной дельты Нигера.
В 1965 году по заказу Департамента древностей Федеративной Республики Нигерии, Хортон подготовила сборник из 72 фотографий Kalabari Ijo Art, сопровождаемых буклетом, объясняющим значение и полезность этих художественных объектов в культуре Kalabari. Фотографии представляют собой визуальную запись местного искусства народа калабар, служат ориентиром для традиционных практик, которые постоянно подвергаются мутирующим влияниям посредством аккультурации, как это происходило в регионе во время годы, последовавшие за колонизацией. Некоторые из его фотографий хранятся в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии (RAI), имеют маркировку MS 345, MS 349. [2]
Хортон работал старшим научным сотрудником и преподаватель социальной антропологии в Институте африканских исследований Университета Ибадана, прежде чем перейти в Университет Порт-Харкорта в качестве профессора философии и сравнительного анализа. религия. В Университете Ибадана он сотрудничал с Рут Финнеган, которая в то время (1965–69) также читала в университете лекции по социо-антропологии. Это сотрудничество привело к созданию совместно редактируемого тома Modes of Thought, в котором рассматривается вопрос о том, существуют ли фундаментальные различия, будь то в содержании, логике или формулировке, между современной или западной мыслью, с одной стороны, и традиционной или незападной мыслью. с другой. В середине 1970-х годов профессор Хортон работал преподавателем на кафедре социологии в университете Ифе, ныне известном как Университет Обафеми Аволово в Нигерии.
Опубликованный в 1997 году его «Образцы мышления в Африке и на Западе: магия, религия и наука» представляет собой сборник некоторых из его классических эссе, опубликованных между 1960 и 1990 годами. Его работа продолжает оказывать влияние на новых ученых в этой области. антропологии религии. С 1 октября 2012 года назначение профессора Робина Хортона почетным научным сотрудником факультета религиоведения и культурологии Университета Порт-Харкорта было продлено еще на пять лет.