Робин Дэй. OBE FCSD | |
---|---|
Робин Дэй | |
Родился | (1915-05-25) 25 мая 1915. Хай Викомб, Англия |
Умер | 9 ноября 2010 (2010-11-09) (95 лет). Англия |
Национальность | Британец |
Образование | Королевский колледж искусств |
Alma mater | Школа искусств High Wycombe |
Род занятий | Мебель дизайнер и промышленный дизайнер |
Известен | стулом из полипропилена, мебелью Hille, сидениями Royal Festival Hall |
Супруга (-и) | Люсьен Дэй |
Дети | Паула |
Веб-сайт | Фонд Робин и Люсьен Дэй |
Робин Дэй, ОБЕ, RDI, FCSD (25 мая 1915 г. - 9 ноября 2010 г.) был одним из самых значительных британских дизайнеров мебели XX века, за плечами которого семь десятилетий. Опытный промышленный дизайнер и дизайнер интерьеров, он также активно работал в области графики и выставок.
Его жена Люсьен Дэй, урожденная Конради (1917–2010), была известным дизайнером тканей. Пара поженилась в 1942 году и родила дочь Паулу Дэй (1954 года рождения).
Робин Дэй вырос в мебельном городке Хай-Виком в Бакингемшире. Технический институт Хай-Виком, где он учился на младших курсах, имел тесные связи с местной мебельной промышленностью. Обладая даром рисования, Дэй поступил в школу искусств High Wycombe в 1931 году, а затем выиграл стипендию для изучения дизайна в Королевском колледже искусств в 1934 году. После ухода из RCA в 1938 году подходящих вакансий не было. в мебельной промышленности, поэтому он изготавливал архитектурные модели и занимал преподавательскую должность в художественной школе Бекенхэма, где разработал новаторский курс 3D-дизайна.
Дэй встретил свою будущую жену Люсьен Конради в 1940 году. на танцах в RCA, где изучала дизайн печатного текстиля. Они поженились в 1942 году и переехали в квартиру в Челси. В 1952 году пара переехала в дом на Чейн-Уок, их дом и совместную студию на следующие 50 лет.
После Второй мировой войны Робин Дэй преподавал дизайн интерьера в Политехническом институте на Риджент-стрит (ныне Вестминстерский университет ), где познакомился с архитектором Питером Моро (1911–1998). В 1946 году эти двое мужчин объединились в разработку выставок общественной информации, главным образом для Центрального управления информации и других государственных организаций, по таким темам, как реактивные двигатели и научные приборы. Дэй продолжал проектировать выставки и торговые стенды до начала 1960-х годов для таких клиентов, как производитель радиоприемников EKCO и промышленный гигант ICI. Талантливый графический дизайнер, он также разработал привлекательную серию вербовочных плакатов для ВВС Великобритании в период с 1948 по 2009 год.
Хотя война помешала Дэю стать дизайнером мебели, его судьба изменилась в 1948 году, когда он и Клайв Латимер выиграли первый приз в секции хранения вещей на Международном конкурсе дизайна недорогой мебели, организованном Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Их гениальная концепция ряда многоцелевых модулей для хранения, изготовленных из трубы предварительно формованной фанеры, получила международное признание. Несмотря на то, что никогда не производился серийно, набор прототипов, сделанный Heal Son в 1949 году, продемонстрировал принципы, лежащие в основе конструкции. Опираясь на трубчатые алюминиевые ножки, шкафы были компактными и гибкими, с раздвижными дверцами, сменными полками и выдвижными ящиками, а также письменным столом с откидывающимся клапаном.
Успех Дэя в конкурсе MOMA привлек его внимание Розаминд Юлий и ее муж С. Hille Co., небольшая лондонская мебельная фирма, стремящаяся развивать современный дизайн. Премия также сыграла важную роль в получении важного заказа на проектирование сидений для Королевского фестивального зала в 1951 году, что стало еще одним крупным прорывом в его карьере.
1951 год был годом mirabilis для Дня Робина. Его место в Королевском фестивальном зале и его значительный вклад в Фестиваль Британии, проходивший на соседнем участке на Южном берегу Лондона, значительно повысили его профессиональную репутацию. Краткое описание проекта Royal Festival Hall было сложным и требовательным, включая мебель для ресторанов и фойе, сидения для зрительных залов и оркестровые стулья, каждое из которых отвечало определенным функциональным требованиям. Всегда заинтересованный в изучении новых производственных процессов, Дэй использовал материалы и технологии автомобильной промышленности для создания сидений для концертных залов, которые были изготовлены из штампованной стали и поддерживаются стальными литыми стойками. Это оказалось настолько эффективным, что используется до сих пор. Стулья, которые он спроектировал для ресторана и фойе, имели скульптурные формованные сиденья из фанеры с подлокотниками в форме крыльев и тонкими черными стальными ножками. Дэй был первым дизайнером в Великобритании, который применил эти материалы в мебели.
Изобретательность Дэя также проявилась в двух гостиной / столовой открытой планировки, которые он создал для павильона «Дома и сады» на Фестивале Британии. Созданные для иллюстрации того, чего можно достичь с разными бюджетами, обе комнаты были оборудованы стульями его Королевского фестивального зала, а также новыми шкафами для хранения вещей. Шкафы эконом-класса были из дуба, а роскошные шкафы - из шпонированного красного дерева на раме из стальных труб квадратного сечения.
Фестиваль выступил в качестве ценной платформы для запуска урезанной эстетики «Contemporary» Робин Дэй, которая также была продемонстрирована на Миланском Триеннале в 1951. Архитекторы с особым энтузиазмом относились к его мебели, так как она идеально подходила для современных зданий с чистыми линиями и стеклянными стенами, которые входили в моду после войны, не только в бытовой сфере, но и в общественной и коммерческой. домен.
Робин Дэй начал проектирование для S. Hille Co. - небольшой столярной фирмы, специализирующейся в основном на в высококачественной репродукции мебели - в 1949 году. Компанией руководил Рэй Хилле (1900-1986), дочь Саламона Хилле, который основал компанию в 1906 году. По инициативе Дэя и при поддержке дочери Рэя Розаминда Джулиус ( 1923-2010) и недавно пришедший в фирму зять Лесли Джулиус - компания претерпела полную трансформацию и стала поборником современного дизайна.
Хотя Дэй никогда официально не работал в Хилле, предпочитая действовать в качестве консультанта по дизайну, он фактически стал их главным дизайнером. Партнерство оказалось настолько успешным, что в течение следующих 20 лет он создал большинство дизайнов Хилле. С самого начала его основной целью было объединение функционализма и технологий. Утилитарный стул Hillestak (1951), штабелируемый стул с сиденьем из буковой фанеры и прочной рамой из бука, был его первой конструкцией массового производства. Его Hilleplan (1953) и Interplan Units (1955) ознаменовали логическое развитие систем хранения, созданных для Фестиваля Британии. Оба были модульными, так что несколько единиц можно было объединить в скоординированные группы. Как и многие из его дизайнов, они были красивыми и практичными, что делало их одинаково подходящими для домашнего или контрактного использования.
В то время как мебель 1930-х годов была тяжелой и тяжеловесной, послевоенные разработки Дэя были легкими и экономичными в использовании материалов. Его кресло для отдыха (1952), например, имело тонкое угловатое сиденье с обивкой, плавающие деревянные подлокотники и U-образные стальные ножки. Минималистский каркас был также принят для стула 675 (1953 г.), обеденного стула с тонкой плавающей спинкой сиденья из формованной фанеры. В кресле Q Stak (1954), первом цельном корпусе кресла Day из формованной фанеры, количество компонентов было сокращено до минимума, чтобы снизить затраты.
Робин Дэй продолжал расширять коллекции мебели Hille на протяжении 1950-х годов, внедряя технические инновации, такие как рамы, сделанные из плоской стали или стальных труб квадратного сечения. Его диван-кровать с одной трансформируемой кроватью (1957) с легкими поролоновыми подушками и простой откидной деревянной спинкой сиденья характеризовал элегантную гибкость его дизайна. Дэй был большим сторонником резиновых ремней Pirelli, которые он принял в качестве замены традиционной обивки с спиральными пружинами. Фактически, он восхищался им до такой степени, что оставил их как декоративную деталь на нескольких проектах, включая кресло Gatwick (1958 г.), созданное для аэропорта Гатвик, и модульную систему сидений под названием Form Group (1960), один из нескольких лауреатов премии Design Center Award.
Робин Дэй наиболее известен своим литым под давлением стулом из полипропилена, первоначально разработанным в 1963 году для фирмы S. Hille Co. и до сих пор производятся его преемником Hille Educational Products.
Сиденья из полипропилена на Олимпийских играх в Мексике в 1968 годуПервое в мире кресло из полипропилена, производимое серийно, изготовленное методом литья под давлением. прорыв в мебельном дизайне и технологиях. Первоначально созданное как складное кресло, оно было адаптировано для различных применений, от аэропортов до спортивных стадионов. Десятки миллионов стульев из полипропилена были произведены за последние 50 лет. В 2009 году Royal Mail выбрала его для размещения на почтовой марке в качестве одного из восьми дизайнов серии 2009 года, посвященной «Британской классике дизайна».
И кресло из полипропилена, и кресло из полипропилена (1967) были разработаны с учетом широкого диапазона различных оснований. Днем позже была создана серия легких стульев с полипропиленовым каркасом для школ под названием Series E (1971), выпускаемых пяти различных размеров с овальным отверстием на спинке. Его стул Polo (1975) с характерными отверстиями для дренажа и вентиляции был еще одним важным дополнением к семейству стульев из полипропилена. Кресло Polo Chair, разработанное как для использования на открытом воздухе, так и внутри помещений, широко использовалось для сидения на стадионе, и в этой области Дэй все активнее принимал участие. Он также экспериментировал с другими пластиками в 1960-х и 1970-х годах, а также продолжал совершенствовать дизайн своей мебели из дерева и стали. Примеры 1973 года можно увидеть на сиденьях нефа в Клифтонском соборе, Бристоле.
Робин Дэй был человек многих талантов и работал в необычайно широком диапазоне дисциплин. Помимо Хилле, двумя его основными промышленными клиентами были фирма по производству электроники Pye, для которой он проектировал радиоприемники и телевизоры с 1948 по 1965 год, и производитель ковров Вудворд Гросвенор, для которого он создавал абстрактные рисунки ковров Wilton с 1960 по 1965 год. 66.
Дэй продолжал сотрудничать с ведущими архитекторами в разработке мебели для новых зданий. В 1964 году он спроектировал промасленные тиковые трапезные столы и стулья для главного обеденного зала Черчилль-колледжа, Кембридж, спроектированные Ричардом Шеппардом, Робсон и партнеры. Его крупнейшим и наиболее амбициозным заказом были кресла для Центра искусств Барбикан, спроектированные Чемберлином, Пауэллом и Боном и завершенные в 1981 году. Этот масштабный проект, который занимал его на протяжении 1970-х годов, включал размещение зрительного зала для театра., концертный зал и три кинотеатра, а также столы и стулья в кафе и длинные изогнутые диваны для фойе.
Хотя Робин и Люсьен Дэй жили в одной студии, в основном они работали в своих сферах, за исключением двух случаев, когда они сотрудничали в качестве совместных консультантов по дизайну с John Lewis Partnership и BOAC. Для последнего они разработали интерьеры для парка самолетов Super VC10 компании в 1960-х годах. Позже Робин разработал прототип подноса для напитков и посуды для Concorde, но так и не был произведен.
Участие The Days в партнерстве Джона Льюиса было существенным и продолжительным, поскольку они работали в качестве совместных консультантов по проектированию в течение 25 лет с 1962 по 1987 год. Одним из главных достижений JLP была помощь в разработке комплексного нового дома. стиль, охватывающий все, от вывески в магазине и упаковки продуктов до фирменных канцелярских принадлежностей и ливрей для фургонов. Робин также спроектировал интерьеры нескольких супермаркетов Waitrose и универмагов John Lewis, в частности, Milton Keynes в 1979 году.
Общественные кресла были одной из специализаций Робина Дея с 1956 года, когда его попросили спроектировать сверхмощную скамью для British Rail. Три с половиной десятилетия спустя его пригласили спроектировать ряд сидений для использования на станциях лондонского метро. Его сверхпрочная перфорированная стальная скамья Toro Bench (1990 г.) до сих пор широко используется вместе с деревянным вариантом под названием Woodro (1991 г.). Эти привлекательные, удобные и износостойкие скамейки - одни из его самых привычных и широко распространенных дизайнов.
В конце 1990-х Робин Дэй поддерживал Том Диксон, бывший креативный директор Habitat. Наряду с продажей полипропиленового кресла, Habitat переиздал новые версии двух предыдущих дизайнов Дэя: Forum Settee (1964) в 1999 году и 675 Chair (1952) в 2000 году. Эти переиздания вызвали более широкий интерес к послевоенному дизайну Дэя и спровоцировали заказы от нескольких других фирм, в том числе SCP, Twentyone и итальянской компании Magis. После смерти Робина Дэй в 2010 году ответственность за лицензирование его дизайнов перешла к Фонду Робина и Люсьен Дэй, основанному Полой Дэй в 2012 году.
Робин Дэй получил множество наград за свою долгую карьеру.. Он был назначен Королевским промышленным дизайнером в 1959 году и назначен OBE в 1983 году. В прошлом он был лауреатом высшей награды Chartered Society of Designers - медали Минервы, присуждаемой за пожизненные достижения в области дизайна. дизайн.
В тесном сотрудничестве с Фондом Робина и Люсьен Дэй компания Case Furniture пересмотрела первоначальный дизайн стула 675 и точно воссоздала в стуле 2014 года элементы и детали оригинала 1952 года.
Ранние разработки Robin Day отражали оптимистичный и дальновидный настрой послевоенной эпохи. «В то время для многих из нас дизайн был больше, чем просто профессией - мы были преданными делу, конкурентоспособными и полными евангельского рвения», - вспоминал он позже. «За долгие годы проектирования меня всегда интересовал социальный контекст дизайна и создания вещей хорошего качества, которые могут себе позволить большинство людей», - заметил он в 1999 году. «Моей миссией всегда было массовое производство. недорогие сиденья, потому что я считаю, что ясность и то, что мы называем «хорошим дизайном», - это социальная сила, которая может улучшить окружающую среду людей. Демократические идеалы и социальная цель Day были подтверждены Фионой Маккарти: «Его великая цель заключалась в том, чтобы сделать хороший дизайн доступным во всем мире по ценам, доступным для обычных людей... Он был чрезвычайно впечатлен размахом дизайна в Скандинавии. Частью его зарождающейся философии было то, что дизайнер должен влиять на все детали повседневной жизни, и он работал с графикой, выставками и интерьерами, а также над созданием продуктов ».
Изобретательное использование Дей новых технологий, экономное использование материалы и экономия в строительстве проистекали из суровых военных лет, когда не хватало материалов и рабочей силы. «Металл для прочности и легкости, резина для комфорта и эффективности, дерево для прикосновения и внешнего вида», - так он резюмировал свои предпочтения в 1959 году. Эти привычки глубоко укоренились в его дизайнерской психике и, даже в более благополучные времена, в его подходе к дизайну. всегда был находчивым и практичным. «На протяжении всей своей жизни он любил работать руками, - отмечает Лесли Джексон. «Его мастерская стала важным дополнением к его дизайнерской студии, так как именно здесь он настраивал модели для своей производственной мебели. Он внимательно относился к каждой технической и эргономической детали, его подход к дизайну всегда был очень прямым и практичным ».
Дэй был глубоко моральным и очень принципиальным дизайнером, который избегал эффектности или роскоши. Его цель состояла в том, чтобы решать практические задачи самым тщательным, эффективным и экономичным способом. «Хороший проект должен хорошо выполнять свое предназначение, быть прочно сконструированным и должен выражать в своем дизайне эту цель и конструкцию», - просто заявил он в «Идеальном доме» в июне 1962 года. С самого начала своей карьеры он инстинктивно выступал против идея эгоизма в дизайне и новизна ради новизны: «Кажется, что создание новой мебели иногда почти полностью становится средством самовыражения дизайнера или сезонным актом быстрой смены маркетинговых требований производителей», он размышлял в 1953 году. «Никто не станет утверждать, что материалы, технические потребности и функции были единственными требованиями формы, но очевидно, что в некоторых из лучших предметов мебели нашего времени технологии, с одной стороны, и превосходное мастерство, с другой., сыграли важную роль. Я думаю, что всеобщее признание современной мебели во многом зависит от искренности дизайна ».
Он продолжал придерживаться этих принципов на протяжении всей своей жизни:« Создавать вещи, которые просто новые, а не лучше, на самом деле зло », - заявил он. в 1999 году. «Вещи нужно делать, потому что они лучше и с учетом ограниченных ресурсов планеты, поэтому они должны быть пригодными для повторного использования и долговечными. Люди часто думают, что новизна - это инновация, но это не так ».
Послевоенные достижения дизайна Робин и Люсьен Дэй были возвращены в центре внимания в 1991 году на крупной международной выставке под названием «Новый взгляд: дизайн пятидесятых» в художественной галерее Манчестер Сити. Десять лет спустя их карьера была подробно рассмотрена на обширной ретроспективной выставке под названием «День Робина и Люсьен: пионеры современного дизайна» в Барбикан-центре, Лондон, в 2001 году. Куратором обеих выставок был историк дизайна Лесли Джексон, который также написал сопроводительные книги.. Мебель Робин Дэй также описана в книге Лесли Джексон «Современная британская мебель: дизайн с 1945 года», опубликованной VA в 2013 году. Эти книги, основанные на обширных архивных исследованиях и интервью с дизайнерами, являются основным источником информации о Робин и Люсьен. Дневная карьера.
Выставка тканей Люсьен Дей и мебели Робин Дэй «Робин и Люсьен Дэй: Дизайн и современный интерьер» проходила с 26 марта по 26 июня 2011 года в Pallant House Gallery в Чичестер. Работы Дней также были представлены на большой выставке в Музее Виктории и Альберта в 2012 году под названием «Британский дизайн с 1948 года: инновации в современную эпоху».
В 2015 году Фонд Дня Робина и Люсьенн отпраздновал столетний юбилей Робин Дэй выставкой «Робин Дэй работает из дерева», которая была показана в Музее Виктории и Альберта в рамках Лондонского фестиваля дизайна.
Незадолго до смерти Робин Дэй в 2010 году был снят документальный фильм «Современные дни: замыслы Робина и Люсьен Дэй», снятый Мюрреем Григором для Design Onscreen. Премьера фильма состоялась в Королевском обществе искусств в присутствие Робин Дэй в зале с дизайнерскими креслами.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Робин Дэй. |