Роберт Уайтхед | |
---|---|
Родился | (1823-01-03) 3 января 1823 г.. Болтон, Ланкашир, Англия, Великобритания |
Умер | 14 ноября 1905 (1905-11-14) (82 года). Шривенхэм, Беркшир, Англия, Великобритания |
Государство | Британец |
Гражданство | Англия |
Профессия | Инженер |
Супруга(s) | Фрэнсис Мария Джонстон |
Дети |
|
Инженерная карьера | |
Проекты | Разработал первую самоходную торпеду |
Роберт Уайтхед (3 января 1823 - 14 ноября 1905) - английский инженер, прославился разработкой первой эффективной морской самоходной торпеды.
Он родился в Болтоне, Англия, в семье Джеймса Уайтхеда, отбеливателя хлопка, и его жены Эллен Уайтхед, урожденной Свифт. Он получил образование инженера и рисовальщика, учился в Механическом институте, Манчестер.
Его первая профессиональная работа была на верфи в Тулон, Франция, в течение <76 лет.>Philip Taylor Sons, а затем в качестве инженера-консультанта в Милане, Италии. Затем он переехал в Триест, на Адриатическом побережье Австрии.
Работу Уайтхеда в Триесте заметили владельцы Fonderia Metalli, литейного завода по металлу в соседнем городе. из Фиуме (сегодня Риека, Хорватия ). В 1856 году Уайтхед стал менеджером компании и изменил ее название на Stabilimento Tecnico di Fiume (STF). STF производила судовые паровые котлы и двигатели, которые были самой современной продукцией того времени. ВМС Австрии был заказчиком.
В начале 1860-х годов Уайтхед встретил инженера Джованни Лупписа, который недавно уехал на пенсию в Триест из Австрии. Военно-морской флот. Луппис произвел первые прототипы самоходной торпеды в 1860 году, которую он назвал «спасителем побережья» (итал. : Salvacoste ) (хорватский : Spasilac Обале). Устройство Лупписа представляло собой низкопрофильную надводную лодку, приводимую в движение сжатым воздухом и управляемую тросами с земли. Уайтхед и Луппис объединились, чтобы усовершенствовать торпеду как эффективное оружие.
Первые торпедные эксперименты Уайтхеда проводились с помощью его 12-летний сын Джон и рабочий Аннибале Плоух. Они отказались от концепции Лупписа о береговом запуске и управлении неуправляемым оружием, запускаемым с корабля по прямой в цель, которое стало известно как торпеда Уайтхеда.
. В результате появился Minenschiff, первый самоходный локомотив.) торпеда, официально представленная австрийской императорской военно-морской комиссии 21 декабря 1866 года. Комиссия была впечатлена, и австрийская канонерская лодка Gemse была адаптирована для запуска торпед на верфи Schiavon в Фиуме. Корабль был оборудован пусковым стволом, изобретенным Уайтхедом. Перед заводом в бухте Фиуме было проведено более 50 пусковых испытаний. Командир Гемсе, лейтенант фрегата граф Георг Антон фон Хойос позже женился на дочери Уайтхеда Алисе.
К 1870 году Уайтхеду удалось увеличить скорость торпеды до 7 узлов (13 км / ч), и она могла поразить цель на расстоянии 700 ярдов (640 м). Торпеда приводилась в движение небольшим поршневым двигателем, работающим на сжатом воздухе.
Уайтхед добавил к торпеде две важные особенности:
Уайтхед яростно хранил свои коммерческие секреты; сотрудники часто присягали хранить в секрете механизмы наведения, используемые в его торпедах.
Хотя продукт был многообещающим, торпеда не принесла прибыли Stabilimento Tecnico di Fiume, которая обанкротилась в 1873 году. В 1875 году Уайтхед реорганизовал компанию в Torpedo- Фабрик фон Роберт Уайтхед - позже Уайтхед и компания, Societa in Azioni.
В 1890 году Уайтхед открыл британский производственный и испытательный полигон в Портленд-Харбор, Дорсет.
Когда Уайтхед вышел на пенсию, семья Уайтхед продала компанию двум крупным британским компаниям по производству вооружений, Виккерс и Армстронг-Уитворт. Таким образом, компания оставалась под британским контролем до Первой мировой войны.
В 1915 году компания Whitehead создала одно из своих крупнейших предприятий, Hungarian Submarine Building Corporation (или на ее немецкое название: Ungarische Unterseebotsbau AG (UBAG)) в Фиуме, Королевство. Венгрии (ныне Риека, Хорватия).
SM U-XX, SM U-XXI, SM U-XXII и Дизель-электрические подводные лодки типа SM U-XXIII производились в Фиуме.
Большинство крупных военно-морских сил мира обратили внимание на разработку этого устройства к концу 1880-х годов. Даже крайне ослабленный после Гражданской войны ВМС Соединенных Штатов был вовлечен в разработку торпед; и основал военно-морскую торпедную станцию в Ньюпорте, Род-Айленд в 1870 году.
Первым судном, потопленным самоходными торпедами, был турецкий пароход Intibah 16 января. 1878 г., во время русско-турецкой войны 1877–78. Она была поражена торпедами, выпущенными с торпедных катеров, работавших с тендера Великий Князь Константин под командованием Степана Осиповича Макарова.
Три морских сражения в конце XIX века изменили восприятие мировым флотом. торпеда:
Риск торпед для кораблей, на борту которых они находились, был продемонстрирован в битве при Сантьяго-де-Куба в июле 1898 года, когда испанский крейсер Бискайя была серьезно повреждена в результате попадания снаряда, в результате которого была взорвана одна из ее носовых торпед, установленных внутри, когда она была вооружена в надводной трубе. У USS Texas, который также участвовал в сражении, перед войной удалили носовую и кормовую трубы именно по такой причине. Одной из основных проблем ВМС США в кампании Сантьяго были испанские торпеды. Все корабли во время блокады Сантьяго, несмотря на жару и к большому неудовольствию их экипажей, держали иллюминаторы закрытыми, чтобы задержать затопление, если корабли будут поражены торпедами или минами.
Во время Operation Weserübung 19>В 1940 году немецкий тяжелый крейсер Blücher, уже искалеченный огнем береговых батарей, был поражен двумя торпедами Уайтхеда, выпущенными из неподвижных береговых орудий, и позже затонул. Изобретение Уайтхедом торпеды стало ключевым событием в истории военно-морского флота.
Уайтхед был набожным христианином и сторонником движения воздержания. В начале 1880-х он дал 1000 фунтов стерлингов Агнес Уэстон, которая пыталась купить и снести два публичных дома в Девонпорте, выражая надежду, что этот подарок «пробьет дыру в доме». один из них". Он оставил свое состояние внучке Агате Уайтхед.
Уайтхед похоронен в приходской церкви Святого Николая, Уорт в Кроули, Западный Суссекс. Его эпитафия гласит: «Его слава была во всех странах». Кладбище Козала в Риеке является домом для семейного мавзолея Уайтхеда.
Башня с часами в память Уолтера Уайтхеда в Бери. Торпеда на переднем плане посвящена памяти его родственника Роберта.Исследовательское судно торпеды RMAS Whitehead (построено Скоттсом, спущено на воду в 1970 г., продано в 1993 г.) было названо в его честь.
Его дети от жены Фрэнсис Марии Джонсон (1821–1883), дочери Джеймса Джонсона и Энн Бовилл, включают: