Старший лейтенант. Роберт Леандер Мартин | |
---|---|
Родился | 9 февраля 1919 г.. Дубьюк, Айова |
Умер | 26 июля 2018 г. ( 2018-07-26) (99 лет). Олимпия Филдс, Иллинойс |
Верность | Американская |
Служба / филиал | ВВС |
Ранг | Первый лейтенант |
Подразделение | 100-я истребительная эскадрилья и 332-я истребительная группа |
Награды | Заслуженный летный крест, воздушная медаль с 6 скоплениями дубовых листьев и Пурпурное сердце |
Супруг (а) | Одетт Юэлл Мартин |
Старший лейтенант Роберт Л. Мартин (9 февраля 1919 - 26 июля 2018) был летчиком Таскиги действовал во время Второй мировой войны.
Роберт Мартин родился в Dubuque, Айова 9 февраля 1919 года. Его мать умерла вскоре после его рождения. Его отец был ортопедом. Когда он посетил авиашоу в качестве 13-летнего бойскаута, его вдохновило желание стать пилотом. Еще будучи студентом Государственного университета Айовы, Мартин научился летать по программе обучения гражданских пилотов. В 1942 году он получил диплом бакалавра электротехники.
7 января 1944 года в возрасте 23 лет Мартин окончил летную подготовку на армейском аэродроме Таскиги в Алабаме. Он был членом 100-й истребительной эскадрильи и 332-й истребительной группы. Мартин объяснил, что Таскиги «изолировали там, где они этого хотели», то есть студенты, наземные бригады, механики, медики и квартирмейстеры были черными. Старшие инструкторы по персоналу были белыми и вели себя почти как «боги». Вскоре после завершения обучения Мартин был отправлен в Италию. Он любит говорить, что выполнил «63 с половиной» боевых вылета во время Второй мировой войны.
9 декабря 1944 года Мартин возвращался на базу из миссии сопровождения, когда его P-51 Mustang возникла проблема с двигателем. Он был вынужден приземлиться на артиллерийском полигоне Куэтело, Италия. Когда самолет упал на неровную землю, винт был поврежден. Мартин смог уйти от аварийной посадки.
В марте 1945 года, во время 64-й миссии, Мартин был «зарезан огнем с земли» после атаки на аэродром противника в Загреб, Югославия. По его собственным словам, Мартин объяснил, что еще семь пилотов и он сам пытались сбить два самолета, припаркованных на небольшом удалении от поля. Они не попали в цель и были сбиты с курса ветром со скоростью 100 миль в час. Мартин почувствовал удар своего самолета и понял, что его ударили. Двигатель загорелся, и Мартин был вынужден выйти на залог. Когда его парашют раскрылся, он порезал ему подбородок и нокаутировал его. Мартин нашел приют в фермерском доме. В конце концов он был спасен и доставлен в штаб маршала Иосипа Броз Тито партизан и спрятан до тех пор, пока он не сможет благополучно вернуться в свое подразделение. Он оставался там около пяти недель.
После войны Мартин был уволен из армии в звании капитана.
Мартин получил Крест за выдающиеся заслуги, Воздушную медаль с 6 скоплениями дубовых листьев и Пурпурное сердце. В 2007 году Мартин был среди обладателей золотой медали Конгресса на церемонии в честь летчиков Таскиги, устроенной президентом Джорджем Бушем.
В 1945 году, Мартин вернулся в США после Дня Победы в Европе. Он искал работу инженера-электрика, но с трудом нашел ее. В то время люди не нанимали черных инженеров. Мартин выполнял различные работы, в том числе водил такси и работал на заводах. Он был нанят рисовальщиком в районе Чикаго-Парк, а затем работал инженером-электриком в городе Чикаго. Мартин вышел на пенсию через 37 лет.
Мартин был женат на бывшей Одетт Юэлл и прожил 68 лет в Олимпия-Филдс, штат Иллинойс. У них было четверо детей, Габриэль, Ноэль, Доминик и Роберт Мартин-младший. Мартин умер от пневмонии 26 июля 2018 года в возрасте 99 лет.
21 июля 2020 года Комиссия регионального аэропорта Дубьюка проголосовала единогласно. назвать единственный терминал в честь капитана Роберта Л. Мартина. В настоящее время проводится кампания по сбору средств (и страница GoFundMe) для строительства мемориального памятника и предоставления информации о капитане Роберте Мартине и летчиках Таскиги.