Роберт Грей (капитан дальнего плавания)

редактировать
Капитан морского торгового флота США
Капитан Роберт Грей
Роберт Грей.jpg Капитан Грей. (не показывая недостатка одного глаза)
Родился(1755-05-10) 10 мая 1755 года. Тивертон, Род-Айленд
Умериюль 1806 (1806-07-00) (51 год). в море
Профессияморской капитан торгового флота, исследователь
Супруга (-и)Марта

Роберт Грей (10 мая 1755 - ок. июля 1806) был американским купцом капитаном, известным своими достижениями в связи с двумя торговыми рейсами в северное тихоокеанское побережье Северной Америки между 1790 и 1793 годами, которое положило начало американской морской торговле мехом в этом регионе. В ходе этих путешествий Грей исследовал части этого побережья и в 1790 году совершил первое американское кругосветное плавание. Он был известен тем, что натолкнулся на реку Колумбия и назвал ее в 1792 году во время своего второго путешествия.

Ранняя и последующая жизнь Грея относительно неясны. Он родился в Тивертоне, Род-Айленд, и, возможно, служил в Континентальном флоте во время Войны за независимость США. После двух своих знаменитых путешествий он продолжил карьеру морского капитана, в основном судоводителей в Атлантике. Он намеревался совершить третье плавание к северо-западному побережью, но его корабль был захвачен французскими каперами во время франко-американской квази-войны. Позже в этом конфликте Грей командовал американцем капером. Он умер в море в 1806 году, недалеко от Чарльстона, Южная Каролина, возможно, от желтой лихорадки. В его честь многие географические объекты вдоль побережья Орегона и Вашингтона были названы в честь Грея, как и многочисленные государственные школы, основанные позже в этом регионе.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Путешествие к северо-западному побережью Тихого океана, 1787–1790 гг.
  • 3 Возвращение на северо-западное побережье Тихого океана, 1790–1793 гг.
    • 3.1 Вход в Колумбию
    • 3.2 При Нутка Саунд
    • 3.3 Возвращение в Бостон
  • 4 Роль в квази-войне
  • 5 Дальнейшие путешествия и смерть
  • 6 Наследие
    • 6.1 Тезки
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Журнальные статьи
    • 8.3 Веб-сайты
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Ранние годы

Роберт Грей родился в Тивертоне, Род-Айленд, 10 мая., 1755, Уильяму Грею и его жене. Мало что известно о его молодости. Грей был связан с печально известной работорговлей Южная Каролина треугольником, работая на работорговцев Кроуэлла Хэтча и Сэмюэля Брауна на борту Pacific.

Voyage to Pacific Northwest Coast, 1787–1790
Медаль для Грея и Кендрика, отправившихся в путешествие

30 сентября 1787 года Роберт Грей и капитан Джон Кендрик покинули Бостон, чтобы торговать вдоль северного побережья Тихого океана. Капитан Грей командовал леди Вашингтон, а капитан Кендрик командовал Колумбией Редивива. Их прислали бостонские купцы, в том числе Чарльз Булфинч. Булфинчу и другим спонсорам пришла в голову идея продавать шкуры с северо-западного побережья Северной Америки и доставлять их прямо в Китай после того, как Булфинч прочитал об успехе капитана Кука, сделавшего то же самое. Булфинч читал журналы Кука, опубликованные в 1784 году, в которых частично обсуждались его успехи в продаже шкурок каланов в кантоне. До этого другие американские торговцы, такие как Роберт Моррис, отправляли корабли для торговли с Китаем, в частности Императрица Китая в 1784 году, но у них были проблемы с поиском товаров, для которых китайцы будет торговать. Изучение Булфинчем торговли шкурами Кука решило эту проблему, поэтому морские купцы Новой Англии ожидали прибыльной торговли с Китаем. Неясно, был ли Грей первым американцем, посетившим Северо-Западное побережье, поскольку Саймон Меткалф мог прибыть раньше, возможно, годом ранее.

Во время путешествия Кендрика и Серый, груз кораблей включал одеяла, ножи, железные прутья и другие товары. Оба капитана несли официальные письма Конгресса и паспорта из Массачусетса для своего торгового рейса. Кендрик и Грей плыли вокруг мыса Горн на южной оконечности Южной Америки, сделав первую остановку у островов Зеленого мыса и Фолклендских островов в Атлантическом океане. В январе, миновав мыс Горн, корабли столкнулись с штормом, который разделил два судна и повредил Columbia Rediviva. Повреждения вынудили Кендрика плыть в ближайший порт, Хуан Фернандес. Хуан Фернандес был испанским портом под управлением коменданта гарнизона дона Бласа Гонсалеса. Там Columbia Rediviva была отремонтирована перед отплытием на северо-западное побережье.

Тем временем в августе Грей достиг северо-западного побережья. Достигнув побережья, Грей сел на мель, пытаясь войти в реку около 46 ° северной широты. Здесь корабль был атакован туземцами, и корабль потерял одного члена экипажа, прежде чем освободился и двинулся на север. 17 сентября 1788 года леди Вашингтон с Греем под командованием достигла Нутка-Саунд.

Вскоре после этого прибыла Колумбия Редивива, и два корабля зимовали в Нутка-Саунд, недалеко от того, что сейчас известно как Остров Ванкувер. Они все еще были поблизости, когда Эстебан Хосе Мартинес прибыл в начале мая 1789 года, чтобы заявить о суверенитете Испании. Вскоре прибыло несколько британских торговых судов, и конфликт между испанцами и британцами привел к кризису Нутки, который чуть не привел к войне между двумя странами. Мартинес захватил несколько кораблей, в том числе Princess Royal. Два американских корабля остались одни, хотя Мартинес захватил третий американский корабль, Fair American, когда он прибыл в Нутка-Саунд осенью 1789 года. Роберт Грей был свидетелем большей части инцидента в Нутке.

Gray's мужчины, сражающиеся с коренными американцами около залива Тилламук

Во время торговли вдоль берегов современной Британской Колумбии, Канады и Вашингтона, Орегон и Калифорния, США, двое американцев исследовали множество заливов и внутренних водоемов. В 1788 году Грей встретил капитана Англии Джона Мира. Впоследствии Мирес опубликовал отчеты и карты тихоокеанского северо-запада, в которых было указано путешествие Роберта Грея по огромному воображаемому внутреннему морю между проливом Хуана де Фука и входом Диксона. Когда Джордж Ванкувер спросил Грея об этом в 1792 году, Грей сказал, что никогда не совершал такого путешествия.

Королевский гавайский Mahiole, или шлем с перьями, собранный Греем в 1789 году

В 1788 году Грей попытался войти в большую реку, но не смог из-за приливов. Позже он назвал этот водный путь рекой Колумбия. В начале рейса Грей был капитаном леди Вашингтон, а Кендрик - капитаном Columbia Rediviva, но капитаны поменяли суда во время рейса, поставив Грея командовать Columbia Rediviva. После перехода Кендрик остался на побережье Северной Америки, торгуя шкурами и мехом, в то время как Грей отправил свой существующий груз шкурок в Китай, остановившись на Сандвичевых островах, ныне известных как Гавайи, в пути.

Грей прибыл в Кантон в начале 1790 года и обменял свой груз на большое количество чая. Грей продолжил движение на запад, плывя через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды и через Атлантику, достигнув Бостона 9 августа 1790 года. Таким образом, Columbia Rediviva стала первое американское судно, совершившее кругосветное плавание. Хотя коммерческое предприятие разочаровало инвесторов в финансовом отношении, Грея провели через Бостон, чтобы совершить кругосветное путешествие. Грея сопровождали уроженцы Гавайев по имени (Аттоо) и (Опи), совершившие переход по Колумбии Редивива и ставшие первыми гавайцами, посетившими Новую Англию. Грей провел Ату по улицам Бостона в традиционной гавайской военной одежде. Губернатор Джон Хэнкок устроил прием в честь Грея и его достижения в кругосветном плавании.

Также в этом путешествии Кендрику и Грею было приказано купить как можно больше земли у туземцев Индейцы в Северо-Западном регионе. Кендрик совершил по крайней мере пять таких покупок за лето 1791 года у Маквинны, Виканиниша и других вождей Нуу-ча-нулт. В совокупности эти покупки дали Кендрику право собственности на более 1000 квадратных миль (2600 км) острова Ванкувер, включая почти всю территорию Nootka Sound и Clayoquot Sound. Эти покупки произошли, когда Грей завершил свое путешествие и с тех пор вернулся.

Успех в прибылях, достигнутых этим путешествием, оказал самое непосредственное влияние на то, что Грей снова отправился на северное побережье Тихого океана, всего через шесть недель после возвращения оттуда. Дальнейший эффект заключался в том, что другие морские купцы Новой Англии начали отправлять свои собственные суда, чтобы принять участие в этой новой торговой возможности, включая отправку бригантины Hope в сентябре 1790 года под командованием Джозеф Ингрэм, первый помощник Грея в его первом путешествии. В течение нескольких лет многие торговцы-янки были вовлечены в постоянную торговлю шкурами в Китай, и к 1801 году этим треугольным маршрутом было задействовано 16 американских судов. Эти мероприятия меркантильные посягнули на территориальных претензий со стороны других стран в этом спорном регионе, в частности, те, Испании и России, и в ближайшие годы они будут использоваться в поддержку американских претензий к Oregon Страна, и будет способствовать ограничению Калифорнии и Аляски, соответственно, претензий Испании и России.

Winter Quarters, учрежденная капитаном Греем и командой Columbia Rediviva в Adventure Cove в Clayoquot Звук ; картина около 1793 года, автор Джордж Дэвидсон
Возвращение на северо-западное побережье Тихого океана, 1790–1793

28 сентября 1790 года Грей снова отплыл к северо-западному побережью в Колумбии, достигнув места назначения в 1792 году. и Кендрик на какое-то время воссоединились друг с другом после возвращения Грея в регион. В этом путешествии Грей, хотя он все еще был частным торговцем, шел по документам Соединенных Штатов Америки, подписанным президентом Джорджем Вашингтоном. Грей зашел в Нутка-Саунд 5 июня 1791 года и перезимовал в построенном ими частоколе, названном Fort Defiance. Этой зимой команда построила 45-тонный шлюп под названием Adventure, который был спущен на воду весной под руководством первого помощника Грея, Роберта Хасвелла. Во время своего путешествия он плыл на север до островов Королевы Шарлотты.

Когда наступил апрель, Грей и Колумбия Редивива отплыли на юг, а Приключение - на север. После зимовки на острове Ванкувер Грей снова отправился в плавание 2 апреля 1792 года, когда он покинул торговый пост Клейокуот. Уходя, Грей приказал уничтожить Нуу-ча-нулт (Нутка) деревню Опицитах (Опицахт ). Нападение было ответом на оскорбления, которые, как он думал, он перенес, и в ответ на слухи о заговоре против его людей, задуманном местными туземцами и жителем Сэндвичевых островов из его собственной команды. Сюжет мог быть реальным, но мог быть недоразумением. Деревня Опицахт, которая состояла примерно из 200 домов с большим количеством резных работ, - «прекрасная деревня, работа веков», по словам офицера Грея Джона Бойта, которая была «за короткое время полностью разрушена» d ". К счастью, в то время он был заброшен. Джон Бойт, хранитель своего судового журнала, писал, что Грей позволил своим страстям зайти слишком далеко. В 2005 году потомки Грея принесли официальные извинения за уничтожение Опицахта. Во время путешествия 1792 года Грей приказал еще несколько атак. В мае 1792 года Грей приказал атаковать деревню Chicklisaht Nuu-chah-nulth в заливе Эсперанса или заливе Наспарти к северу от пролива Нутка, убив семерых и захватив у местных жителей меха каланов. Чиклисахты доставили своих раненых к испанскому посту в Нутка-Саунд и попросили коменданта Бодега-и-Квадра наказать Грея. Эта атака произошла после срыва торговых переговоров. Цена на меха калана резко выросла с конца 1780-х годов. Грей был одним из многих капитанов, решивших применить силу для приобретения меха. Позже, в 1792 году, в Гавани Грейс капитан Грей обстрелял группу из чинуков, убив 20 человек. Еще позже, в проливе Клейокуот, Грей убил или ранил не менее 25 местных жителей, которые были приближается к своему кораблю на военном каноэ ночью. Он сражался с группой квакиутлов в конце 1792 года.

Во время своего путешествия на борту Columbia Rediviva в 1792 году Грей заметил мутные воды, текущие с берега, и решил выяснить, мог ли он встретить «Великую реку» Запада ». В ожидании благоприятной погоды 29 апреля Грей заметил корабль и обменялся с ней приветствиями. Это был HMS Discovery, которым командовал британский морской офицер капитан Джордж Ванкувер. Два капитана встретились и обсудили географию береговой линии: Грей рассказал Ванкуверу о большой реке, в которую он пытался войти в 1788 году, но Ванкувер сомневался, что большая река находится на этой широте. Итак, Грей продолжил путь на юг, выйдя из пролива Хуан-де-Фука 30 апреля 1792 года, торгуя шкурами на ходу корабля. 7 мая он взял Columbia Rediviva в устье залива Грейс-Харбор, Вашингтон. (Сам Грей на самом деле назвал эту гавань Снегири, но постфактум выбрал Ванкувер название, которое прижилось.)

Вход в Колумбию

Набросок Колумбии Редивива на реке, носящей ее имя

Потом Грей двинулся на юг к тому, что было, как он справедливо подозревал, устьем большой реки, и стал искать путь в эту реку. 11 мая его люди обнаружили то, что он искал, и он приказал спустить небольшую парусную лодку, чтобы попытаться найти безопасный проход через песчаные косы в процессе, известном как зондирование. Наконец, вечером 11 мая 1792 года люди Грея нашли безопасный канал, и корабль с командой вошли в устье реки Колумбия. Оказавшись там, они поплыли вверх по реке, и Грей назвал эту большую реку Колумбией в честь своего корабля.

После входа в Колумбию их встретили многие туземцы на своих каноэ, в то время как команда готовилась принять на пресной воде. Корабль и команда прошли около 21 км вверх по реке и в течение девяти дней обменивали гвозди на шкуры, лосося и мясо животных. Помимо названия реки, Грей также назвал другие достопримечательности, такие как Адамс-Пойнт и мыс Хэнкок. Однако с тех пор многие из этих мест были переименованы. Самая дальняя точка, которую исследовал Грей вверх по реке, теперь известна как Грейс-Бей, и река, которая впадает в нее Грейс-Ривер. Эти имена были даны не Греем, а Уильямом Бротоном, лейтенантом Джорджа Ванкувера, который исследовал Колумбию в октябре 1792 года. Роберт Грей составил карту залива и устья реки, и копия была приобретен Ванкувером.

Успех Грея в входе в реку в конечном итоге стал частью основания для территориальных претензий США к Стране Орегон. 20 мая Грей и команда отплыли из Колумбии, направляясь на север, чтобы встретиться со своим шлюпом Adventure, прежде чем отправиться в Китай.

В Нутка-Саунд

22 июля 1792 года Грей отплыл от Columbia Rediviva. в залив Нутка в сопровождении Хоуп при Ингрэхэме. Хуан Франсиско де ла Бодега-и-Квадра присутствовал здесь в качестве коменданта испанского поселения. Bodega ожидала прибытия Джорджа Ванкувера, чтобы они могли реализовать первую Конвенцию Нутка. Бодега намеревался передать все заведение Ванкуверу, но, ожидая Ванкувера, он начал менять свое мнение. Летом Бодега начал понимать, что Джон Мирес не только сильно преувеличил свои потери во время Нуткинского кризиса, но и незаконно управлял британскими торговыми судами под флагом Португалии. Когда Грей и Ингрэм прибыли в Нутку, Ванкувер все еще был в пути. Бодега воспользовался возможностью, чтобы спросить американцев, не дадут ли они ему свой отчет о событиях 1789 года, которые привели к кризису Нутка. Ингрэм подробно ответил на письмо Бодеги. Он написал: «Поскольку я знал все обстоятельства, капитан Грей хотел, чтобы я ответил, и он подписал его совместно».

Согласно письму, подписанному Ингрэмом и Греем, Мирес сделал много ложных заявлений о событиях 1789 г. Португальские корабли, как сказал Ингрэхэм, определенно были британскими кораблями, притворяющимися португальскими. «Дом», который, по словам Мирес, построил в Нутка-Саунд, и который прямо упоминался в Нуткинской конвенции, был всего лишь «грубой хижиной», построенной и снесенной в 1788 году. К 1789 году, когда прибыли испанцы, «там не было». остатки любого оставшегося дома ". Конвенция Нутка гласила, что Испания захватила здания и что они должны быть возвращены Великобритании. Кроме того, Ингрэм написал, что Мирес не покупал земли у Маквинны, как это утверждалось. Об аресте Джеймса Колнета Эстебаном Хосе Мартинесом, Ингрэм и Грей написали, что Колнетт оскорблял Мартинеса и угрожал ему, и что Колнетт направил свой меч на Мартинеса, оправдывая арест Колнета. Письмо заканчивалось заявлением о дружбе: «Мы искренне надеемся, сэр, что когда все будет представлено с правдой, это спасет нашего друга дона Эстевана Мартинеса от порицания... Что касается обращения с американцами со стороны Дона Эстевана, мы когда-либо свидетельствовали об этом благодаря такому гостеприимству, и мы снова счастливы, что в наших силах сделать то, что мы считаем справедливым по отношению к его поведению ". Американцы не были нейтральной стороной; Соединенные Штаты получили независимость от Британии лишь за несколько лет до этого. Кроме того, американцы составляли прямую конкуренцию британцам, но не испанцам, в торговле мехом на северо-западном побережье. В их интересах было поддержать дело Испании.

Бодега был рад получить отчет Ингрэма и Грея. По прибытии в Ванкувер Бодега использовал отчет вместе с другими тактиками, чтобы загнать Ванкувер в дипломатический тупик, когда переговоры уже начались. Если бы не письмо Ингрэма и Грея, а также позднее прибытие в Ванкувер и несколько других факторов, Бодега, вероятно, передал бы британцам весь испанский истеблишмент в Нутке. Вместо этого Бодега предложил только передать небольшую бухту, где Мирес построил свою хижину в 1789 году. Ванкувер не мог с этим согласиться. В конце концов, эти двое согласились позволить своим правительствам разобраться с этим. В результате поселение в Нутке оставалось испанским в течение нескольких лет, пока в соответствии с третьей Конвенцией Нутка обе страны не согласились покинуть порт.

Пока Грей был в Нутка-Саунд, Бодега предоставил небольшой дом рядом с его собственным. Грей оставался там, пока не покинул Нутка Саунд. Кроме того, Bodega поручила испанским мастерам, кузнецам и плотникам отремонтировать Columbia Rediviva. Bodega также каждый день предлагала свежие продукты, такие как овощи и горячий хлеб. Когда Грей и Ингрэм уехали, им дали большое количество еды, например, лосося, свинины, яиц, масла, свежего хлеба, вина, бренди и большого количества капусты и салата. Бодега отказался платить за свои услуги. Ингрэм написал в своем дневнике: «Учитывая ту часть света, в которой мы находились, я подумал, что это очень красивый подарок. Во время нашего пребывания в этом порту не прошло и дня, но каждое судно - независимо от страны или человека - получило знаки отличия. Гостеприимство дона Хуана. "

В сентябре большинство кораблей, которые посетили Нутка-Саунд, ушли, включая Columbia Rediviva, под командованием Грея, вместе со шлюпом Adventure. Бодега тоже ушла на Activa. Бодега и Грей встретились вскоре после отъезда и договорились плыть в Ней-Бей, где в последнюю неделю сентября Бодега приобрел Adventure у Грея. После этого Грей направился на «Колумбии» через пролив Хуан-де-Фука в порт Сан-Хуан (сегодня это место Порт-Ренфрю, Британская Колумбия ), где были сделаны последние приготовления к долгому путешествию через Тихий океан. Грей покинул Северную Америку 3 октября 1792 года, прибыв на Гавайские острова 29 октября и в Макао 8 декабря.

Возвращение в Бостон

В Кантон, Грей снова променял свой груз на чай, а затем отплыл на запад, в сторону Атлантического побережья Соединенных Штатов. Грей вернулся в Бостон в июле 1793 года, снова совершив кругосветное путешествие. 3 февраля 1794 года он женился на Марте Аткинс, женившись на ней в Бостоне преподобным Джоном Элиоттом. У пары было пятеро детей.

Роль в квазивойне

Позже в своей карьере Грей участвовал в франко-американской квази-войне 1798–1798 годов. 1800 г., необъявленный и чисто морской конфликт, связанный с наполеоновскими войнами.

10 сентября 1798 года Грей отплыл из Салема, командуя кораблем, в другое торговое путешествие, направлявшееся к Северо-Западному побережью, где он и был предназначен. провести сезон или два в торговле мехом, а оттуда в Кантон и снова домой, как прежде. Однако это путешествие было прервано из-за захвата корабля Грея в Южной Атлантике французским капером. Тревога была доставлена ​​компанией La Republicaine 17 ноября, примерно в 800 км к востоку от Рио-де-Жанейро, а затем отправлена ​​призовой командой (хотя и под командованием Грея) в испанский порт Монтевидео., на Рио-де-ла-Плата, прибывший 14 декабря. Там Алерт и его груз были проданы в качестве призов французского корабля. Alert покинул порт 11 января с испанским экипажем под испанским флагом, направлявшимся в Тихий океан. Грей вернулся в Соединенные Штаты и продолжил свою парусную карьеру.

В 1799 году Грей командовал капером Люси в продолжающемся споре с французами. Люси была 12-пушечным кораблем с командой из 25 человек.

Дальнейшие путешествия и смерть

21 ноября 1800 года Грей покинул Бостон, командуя шхуной «Джеймс» с грузом железа. и каменный балласт, направлявшийся в Рио-де-Жанейро, куда он прибыл 18 апреля 1801 года. Он также совершил последующие путешествия в Англию и южные Соединенные Штаты. Грей умер в море в 1806 году, недалеко от Чарльстона, Южная Каролина. Считается, что причиной его смерти стала желтая лихорадка. Он оставил жену и четырех дочерей, которые позже подали прошение в США. Конгресс на государственную пенсию на основании его путешествий и утверждения, что он был морским офицером Континентального флота во время Войны за независимость.

Петиция Марты Грей в Конгресс
Наследие

Грей не публиковал свои географические открытия ни на реке Колумбия, ни в других местах на побережье Тихого океана. Капитан Ванкувер опубликовал открытия Грея в Англии, наряду с его собственными исследованиями, и отдал ему должное. В то время эти открытия Грея не принесли ему никакой известности и не считались важными. Однако торговые возможности, которые открыл Грей (в отношении американцев), вскоре были поддержаны другими купцами Новой Англии, в результате чего индейцы Северо-Западного побережья стали называть американцев «бостонцами». Более того, приоритет Грея при входе в Колумбию позже был использован Соединенными Штатами в поддержку своих территориальных претензий на то, что американцы называли страной Орегон. Конкурирующие Британские истцы называют более южную часть этого спорного района Колумбия район, которые они черпали из-названия реки, выбранного Грея. Округ Колумбия в конечном итоге получил название колонии середины 19 века Британской Колумбии. Когда эта колония присоединилась к Канаде в 1871 году, она стала существующей провинцией Британской Колумбии.

Тезки

Карта Грейс-Харбор в Вашингтоне
См. Также
Ссылки

Книги

  • Грили, Адольфус Вашингтон (1893 г.). Исследователи и путешественники. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Хиттелл, Теодор Генри (1885). История Калифорнии, т. 3–4. Occidental Publishing.
  • Ховей, Фредерик В. (1941). Путешествие Колумбии к северо-западному побережью. Бостон: Историческое общество Массачусетса.
  • Кушнер, Говард I. (1975). Конфликт на северо-западном побережье: американо-российское соперничество на тихоокеанском северо-западе, 1790–1867 гг.. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. xii / 227pp. ISBN 0-8371-7873-8.
  • Локли, Фред (1929). Орегон Трэйл Блэйзерс. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Knickerbocker Press. п. 369. LCCN 29030534. OCLC 3562944.

Журнальные статьи

  • «Путешествие по реке Плейт, 1798–1800». Американский исторический обзор. Американская историческая ассоциация. 23 (4): 816–826. Июль 1918 г. doi : 10.2307 / 1836335. JSTOR 1836335.

Веб-сайты

Дополнительная литература
  • Манро, Уилфред Гарольд (1917). Сказки старого морского порта. Princeton University Press.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-04 06:14:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте