Роберт Дансмюр (31 августа 1825 г. - 12 апреля 1889 г.) был шотландцем - Канадский разработчик угольных шахт, владелец и оператор, разработчик железных дорог, промышленник и политик в Британской Колумбии.
Он был признан гражданином Историческая личность в 1971 году.
Дансмюр родился в Херлфорде, Шотландия, чтобы 20-летний Джеймс Дансмюр и его жена Элизабет в 1825 году. На момент его рождения его семья занималась угольным бизнесом в его родном Эйршире. Дед Дансмюра, Роберт, арендовал угольные участки и выкупил у местных конкурентов за несколько дней до открытия железной дороги в 1840-х годах, что позволило ему повысить цены. В 1832 году, в разгар этого процветания, мать, отец, бабушка и две из трех его сестер Роберта умерли в считанные дни друг от друга в результате эпидемии холеры, охватившей весь регион. Три года спустя дед Роберт умер, будучи относительно богатым человеком, оставив треть своего состояния в доверительном управлении внукам-сиротам. Дансмюр получил образование в местной академии Килмарнок, а затем в учебном заведении, полезном в угольном бизнесе. Затем он пошел работать на местные угольные шахты под руководством мужа своей тети Бойда Гилмора.
11 сентября 1847 года в возрасте 22 лет Дансмюр женился на 19-летней Джоан Уайт. Через восемь дней у них родился первенец, Элизабет Гамильтон. Их второй ребенок, Агнес, также родилась в Шотландии в 1849 году.
В конце 1850 года наставник Дансмюра и муж его тети Бойд Гилмор подписали контракт с компанией Гудзонова залива использовать угольную находку на северо-восточном побережье острова Ванкувер в Форт-Руперт (недалеко от современного Порт-Харди ). Поскольку некоторые из тех, кто должен был путешествовать с ним, решили не продолжать слышать новости об условиях и перспективах там, Гилмор искал замену для своей группы в последний момент. Получив уведомление о возможности за 24 часа, Дансмюр подписал контракт. Они отплыли по Пекину в форт Ванкувер через мыс Горн 19 декабря 1850 года. Им потребовался 191 день, чтобы прибыть. Восемь дней спустя, 8 июля 1851 года, Джоан Дансмюр родила третьего ребенка, Джеймса Дансмюра.
18 июля 1851 года они отправились в плавание на Форт Руперт, и когда они прибыли 9 августа, начался трехлетний срок контракта с компанией Гудзонова залива. Гилмор безуспешно пытался разработать добычу угля в Форт-Руперте до 24 августа 1852 года, когда губернатор Дуглас поручил им перейти на Нанаймо, где был обнаружен угольный пласт. Работа продолжалась, но условия проживания были тяжелыми. В 1854 году, когда подошел срок их контрактов с HBC и губернатор Дуглас отказался повышать ставки заработной платы, Гилмор уехал, чтобы вернуться в Шотландию. Дансмюр остался. Затем он предложил Дугласу лично провести операцию по шву, который, как считал Гилмор, был исчерпан. 12 октября 1855 года Дансмюр приступил к работе на свой счет и в течение месяца производил семь тонн угля в день. Это предприятие имело скромный успех, но по мере того, как пласты закончились, Дансмюр снова был нанят для эксплуатации нового карьера, открытого HBC в 1860 году.
Аренда от короны, которая давала HBC права на весь уголь, найденный на острове Ванкувер, истекли в 1859 году, в результате чего компания потребовала приобрести 6 193 акра (2 506 га), которые составляли ее предприятие в Нанаймо. С введением в эксплуатацию нового карьера HBC в сентябре 1862 года продала всю свою деятельность в Нанаймо Vancouver Coal Mining and Land Company за 200 000 долларов. Время от времени Дансмюр работал суперинтендантом этой компании, а также в Harewood Coal Company своего друга доктора Альфреда Бенсона, которая не смогла собрать капитал, необходимый для реализации своих требований.
После того, как в 1859 году истек срок аренды короны, принадлежащей HBC, стало возможным предъявление претензий другим лицам. В октябре 1869 года Дансмюр ловил форель на озере Дайвер, в нескольких милях к северу и западу от Нанаймо, когда он обнаружил обнажение угля. Он сделал ставку на 1600 акров (647 га) в полосе шириной 1000 ярдов (914 м) и длиной 4 мили (6 км), включая северную половину озера Дайвер и пролегающую прямо к заливу Депарчер в области, известной как Веллингтон. Чтобы подать заявку на участие в таком размере, он должен был создать компанию, которая должна была называться Dunsmuir, Diggle Company. Его сыновья Джеймс, Александр и некоторые другие были партнерами, но подписали контракт, как только юридические требования партнеров по предприятию были выполнены. Вэдхэм Диггл, командир военного корабля Boxer, одним из первых использовавших уголь Дансмюра, вложил в это предприятие 8000 долларов. Контр-адмирал Артур Фаркуар, главнокомандующий Тихоокеанским флотом, вложил еще 12000 долларов. Два инвестора передали управление компанией Дансмюиру. К 1873 г. шахта Веллингтона производила 16 000 из 40 000 тонн, добываемых на острове Ванкувер. К концу 1875 года Дансмюр производил 50 000 тонн в год. Двумя его основными рынками были Сан-Франциско и Королевский флот. Компания выкупила Фаркухара в 1879 году, а в 1883 году Дигглу заплатили 600 000 долларов за половину его доли в бизнесе, при этом прибыль составила 500 000 долларов в год.
Дансмюр был одним из основателей компании Esquimalt and Nanaimo Railway, которая построила железнодорожную линию от Esquimalt до Nanaimo, позже расширен на Веллингтон, Виктория и Куртенэ. Его компания получила грант земли, составляющий 20% острова Ванкувер, в качестве стимула для строительства и оборудования железнодорожной линии, которая будет принадлежать компании и эксплуатироваться ею. Железнодорожная станция Дансмюра была названа его именем.
Дансмюр был избран в Законодательное собрание Британской Колумбии, представляя Нанаймо на выборах 1882 года во время европейского праздника., и был переизбран в 1886. Вскоре после избрания в законодательный орган он вошел в кабинет. Дансмюр умер в Виктории, Британская Колумбия, еще находясь на своем посту.
Дом, который он построил для своей жены Джоан Олив (Уайт) Дансмюр в Виктории, Британская Колумбия, называется Замок Крейгдаррох и является сегодня популярное туристическое направление и Национальное историческое место Канады.
У него и Джоан были следующие дети вместе:
Его сын Джеймс Дансмюр стал премьер-министром Британской Колумбии, а затем вице-губернатором провинция.
Его дочь Эффи (Энн Юфимия) Дансмюр вышла замуж в Св. Джорджа, Ганновер-сквер в Лондоне, Англия, 27 февраля 1900 г., капитану Сомерсету Гоф-Калторпу, Р.Н., военно-морскому атташе при посольстве Великобритании в Санкт-Петербурге. Он был сыном генерал-лейтенанта Достопочтенного. С.Дж. Калторп, внук 6-го лорда Калторпа.
Его дочь Мод Дансмюр вышла замуж в Лондоне, Англия, в июне 1898 года за капитана Реджинальда Спенсера Чаплина, 10-го королевского гусарского полка, единственного сына полковника Дж. У. Чаплин, VC, CB, Кенилворт-холл, Лестершир. Он служил A.D.C. фельдмаршалу лорду Робертсу и служил в Южной Африке.
Джесси София стала леди Масгрейв после брака с сэром Ричардом Масгрейвом.
Через тридцать восемь лет после прибытия в колонию на острове Ванкувер в качестве добытчика по договору на 5 долларов в неделю для компании Гудзонова залива он умер самым богатым человеком в Британской Колумбии, единолично контролируя империю, оцениваемую в 15 миллионов долларов (427 миллионов долларов сегодня). В некрологе, написанном о нем, «он не был ни политиком, ни государственным деятелем, если судить по обычным стандартам, применяемым к ним, но был очень практичным, упрямым и уравновешенным законодателем, который знал, чего хочет, и обычно принимал кратчайший путь к ее достижению.
В 1888 году Александр Дансмюр проезжал через графство Сискию, Калифорния, и, по свидетельствам современников, был настолько очарован красотой местности, что предложил ему пожертвовать фонтан новому городу, если они назовут город в его честь. Предложение было принято, и фонтан Дансмюра по-прежнему работает рядом с городским парком в Дансмюр, Калифорния.