Роберт Каммингс Невилл (родился 1 мая 1939 года в St. Луис, штат Миссури, США) - американский систематический философ и теолог, автор множества книг и статей, бывший декан Школы теологии Бостонского университета. Дж. Харли Чепмен и Нэнси Франкенберри, редакторы festchrift - сборника критических эссе, написанных в честь Невилла, озаглавленного «Интерпретация Невилла», считают его «одним из самых значительных философов и богословов нашего времени». Невилл был деканом гуманитарных наук и изящных искусств в Государственном университете Нью-Йорка в Стоуни-Брук, преподавал в Йельском университете, Фордхэм и Государственный университет Нью-Йорка.. В настоящее время он профессор Бостонского университета В 1996 году Институт Дальнего Востока Российской академии наук присвоил ему почетную докторскую степень.
Наиболее значительным научным вкладом Невилла является его метафизическая теория бытия (или бытия-самого себя): новая теория, которая включает оригинальное решение древней проблемы одного и многих. Он разработал эту теорию для своей докторской диссертации в Йельском университете (выпуск 1963 г.), в которую его первая книга, Бог-Творец, представляет собой существенную переработку. Изучение последствий этой теории позволило ему создать философию природы, которая соперничает с философией Альфреда Норта Уайтхеда по размаху и силе, как это видно из его трехтомной «Аксиологии мышления». Первый том этой трилогии, Реконструкция мышления (1981), был провозглашен Дональдом У. Шербурном, редактором исправленного издания книги Уайтхеда «Процесс и реальность», как «действительно важная книга. Это первое подлинно нео-Уайтхедское предложение по теме. большой, систематический масштаб ». Второй том трилогии «Восстановление меры: интерпретация и природа» (1989) также был хорошо принят. Выдающийся конфуцианский ученый и философ Дэвид Л. Холл писал о нем следующим образом: «Из-за его своевременности, яркости его аргументов и глубины его выводов есть веские основания полагать, что эта работа вскоре станет в центре внимания искренняя и широко распространенная дискуссия. С публикацией этой последней части его «Аксиологии мышления» Невилл становится одним из самых сильных голосов американской философии ». Сложность, систематическая широта и аналитическая глубина мысли Невилла наиболее очевидны во втором томе его трилогии.
Невилл также хорошо известен как ученый-религиовед, особенно благодаря его сравнительному богословию. Он является автором нескольких книг в области сравнительного религиоведения: Дао и Даймон (1981), За масками Бога (1991), Бостонское конфуцианство (2000), Ритуал и почтение (2008) и Реализм в религии (2009).. Кроме того, Невилл является редактором трех томов, созданных в результате «Проекта сравнительных религиозных идей», финансируемого Национальным фондом гуманитарных наук, Фондом Генри Люса и Бостонским университетом: религиозная правда, высшая реальность и состояние человека, ( все 2001 г.). Последние три текста представляют теорию сравнения, которая использует понятие «неопределенности» К. С. Пирса для развития того, что Невилл называет нечеткими категориями сравнения. (Неопределенная категория - это любая категория мысли, которая остается открытой для взаимно несовместимых спецификаций, чтобы допускать интерпретации, которые могут противоречить друг другу. Например, «все лебеди - черные» указывает нечеткое суждение, что все лебеди окрашены таким образом, который противоречит все лебеди белые.) Невилл утверждает, что разумное использование таких категорий позволяет проводить сравнения таким образом, чтобы уважать целостность и разнообразие религиозных традиций.
Сравнительная работа Невилла в области религии и его систематическая философия собраны вместе в многочисленных богословских трудах, которые пытаются интерпретировать христианскую традицию таким образом, чтобы не только уважать, но даже учитывать не- Христианские голоса. В этой попытке его вдохновляет интерпретация доктрины творения ex nihilo, которую он разработал в своей первой книге «Бог-Творец» (1968). В этой книге Невилл утверждает, что быть определенным - значит быть определенным, что быть определенным - значит противопоставляться другим определениям в контексте взаимной релевантности и что конечный контекст взаимной релевантности - то, что является основанием для многих определений бытия - есть чистая неопределенность. Но если все вещи являются тем, чем они являются, в силу контраста с неопределенностью, тогда они возникают из ничего: они созданы ex nihilo. По словам выдающегося философа-уайтхедовца Льюиса Форда, теория Невилла является одной из «двух наиболее отличительных теорий творения в двадцатом веке, как с точки зрения того, что означает воплощение реальности в жизнь, так и с точки зрения финансирования отношений между Богом и существом. мир в его самой широкой перспективе ". (Другая теория, которую имеет в виду Форд, - это теория Альфреда Норта Уайтхеда.) Хотя творение ex nihilo обычно ассоциируется с персоналистскими разновидностями теизма, Творец Невилла - это чисто неопределенная основа существ. По этой причине его поощряют исследовать возможность буддийских, даосских и конфуцианских параллелей в таких текстах, как «Дао и Даймон» (1982) и «За масками Бога» (1991). В настоящее время (апрель 2011 г.) он пишет трилогию богословских текстов, первая часть которой была опубликована в 2006 г. под названием «О масштабах и истине теологии: богословие как символическое взаимодействие». Богословие Невилла критически обсуждается многочисленными авторами в сборнике под названием «Богословие в глобальном контексте: очерки в честь Роберта Каммингса Невилла» (2004 г.) под редакцией Амоса Йонга и Питера Хельцела.
Роберт Невилл - сторонник конфуцианства как мировой философии. Вместе с несколькими учеными из Бостона в Соединенных Штатах, особенно включая Ту Веймина из Гарвардского университета, Невилл поощряет развитие того, что получило название «бостонского конфуцианства ». Как следует из названия, бостонское конфуцианство - это «не восточноазиатское» выражение конфуцианской традиции. Невилл выпустил несколько книг, посвященных конфуцианским темам, в том числе одну, которая подробно аргументирует законность и демонстрирует жизнеспособность и важность бостонского конфуцианства: Бостонское конфуцианство: переносимая традиция в мире позднего Нового времени (2000). Его вклад в китайскую философию привел к тому, что ему было присвоено почетное китайское имя: НАН Ло Шана.
Невилл - бывший президент Американской академии религии, Международное общество китайской философии, Метафизическое общество Америки, Ассоциация объединенных методистских теологических школ и попечители Бостонского теологического института. Он является бывшим членом Комиссии по аккредитации Ассоциации теологических школ в США и Канаде и Комиссии по теологическому образованию Объединенной методистской церкви. В настоящее время Невилл является членом редакционной коллегии журналов «Звуки» и Журнала Американской академии религии, а также заместителем редактора статей по поведенческим и неврологическим вопросам в «Энциклопедии биоэтики». Ранее он был членом редакционной коллегии Quarterly Review. Рукоположенный старейшина Восточной конференции Миссури Объединенной методистской церкви, Невилл был пастором в Миссури и Нью-Йорке, а с 2005 по 2009 год был капелланом Бостонского университета.
Он женат Бет Невилл, от которой у него трое детей и несколько внуков. Опытный художник (уделяя особое внимание масляным и акварельным картинам, иллюстрациям пером и тушью), Бет создает большую часть иллюстраций для книг Роберта Невилла. Несколько цветных пластин с ее работами фигурируют в его «Символах Иисуса».