Роберт Камбер (ок. 1628–1677) был французским композитором в основном из оперы. Его опера Помона была первой настоящей французской оперой.
Родился в Париже ок. 1628, он изучал музыку у Шамбоньера. Его первая должность была органистом в церкви Сент-Оноре в Париже. В 1655 году он женился на Мари дю Мустье. В это время он попал под покровительство кардинала Мазарини, который сыграл важную роль в его назначении музыкальным суперинтендантом вдовствующей королевы Австрии Анны, матери Людовика XIV. Ранние произведения Камбера с либретто, написанные Пьером Перреном, в этот период часто исполнялись при дворе. Однако после смерти могущественного Мазарини и последующего ухода королевы в монастырь положение Камберта при дворе было ослаблено, поскольку при дворе вступили в силу новые полномочия.
В 1669 году Перрен основал Королевскую академию музыки под эгидой французского короля. Камбера пригласили присоединиться к Перрену в управлении проектом, который сегодня считается одним из основополагающих элементов большой оперы. Однако и Перрина, и Камбера в конце концов заменил в академии Люлли. Камбер, разъяренный оскорблением и отсутствием интереса к его работе со стороны французской монархии, покинул Францию в 1673 году, чтобы продолжить свою карьеру в Англии.
В Англии он был тепло встречен при дворе короля Карла II и вскоре был назначен «Мастером Королевского оркестра». Различные его произведения, которых избегали во Франции, теперь исполнялись в Лондоне, но, хотя он был принят английским двором, он не пользовался большим успехом у широкой английской публики. Его оперы Помоне, и были во всяком случае менее англосаксонским вкусом, чем французские.
Камберт умер загадочным образом в Лондоне. В то время широко сообщалось, что его смерть была самоубийством; Другая широко распространенная теория гласит, что его отравил один из своих слуг. Некоторые обвиняют Люлли в соучастии в гибели Камбера.
Фильм Жерара Корбио 2000 года Le Roi danse (Король танцует) изображает Камбера, выглядящего намного старше (Йохан Лейсен ) как главный соперник Люлли и символ старого придворного католического истеблишмента Мазарини. Испытывая отвращение к распутнику и язычнику Люлли, он отчаянно пытается помешать его возвышению, и их враждебность переходит в новое измерение после того, как любовница Камбера Мадлен Ламберт, дочь Мишеля Ламбера, выходит замуж за Люлли.