Роберт Барнс (ок. 1495 - 30 июля 1540) был англичан реформатором и мучеником.
Барнс родился в King's Lynn, Norfolk в 1495 г. и получил образование в Кембридже, где он был членом Остин Фрайарз. Где-то после 1514 года его отправили учиться в Лёвен. Барнс вернулся в Кембридж в начале 1520-х годов, где он получил степень доктора богословия в 1523 году и вскоре после этого стал приором своего Кембриджского монастыря.
Джон Фокс говорит, что Барнс был одним из кембриджских мужчин, которые собрались в таверне White Horse для чтения Библии и богословского обсуждения в начало 1530-х гг. При поддержке Томаса Билни Барнс проповедовал на Рождественской полуночной мессе в 1525 году в церкви Святого Эдуарда в Кембридже. Проповедь Барнса, хотя и против клерикальной пышности и церковных злоупотреблений, не была ни особенно необычной, ни удивительной. Однако, увидев церковного старосты, чей гражданский иск привел к тюремному заключению местного жителя, Барнс отошел от подготовленного текста и осудил судебные иски одного христианина против другого - и это в церкви, традиционно связанной с коллегией адвокатов. Произошедшие в то время, когда кардинал Вулси пытался остановить проникновение с континента копий работ Лютера, замечания Барнса казались подозрительными.
Барнс перед кардиналом Вулси, иллюстрация 1870 годаВ результате, в 1526 г. он предстал перед вице-канцлером за проповедь гетеродокса проповедь, а затем был допрошен Вулси и четырьмя другими епископами. Он был приговорен к отречению или к сожжению; и, отдав предпочтение предыдущей альтернативе, был помещен в тюрьму Флит, а затем в Остин Фрайарс в Лондоне. Несмотря на то, что он был ограничен домом, ему были разрешены посетители. Впоследствии было обнаружено, что, находясь там, Барнс стал известным распространителем контрабандных экземпляров Библии на местном языке.
Он сбежал в Антверпен в 1528 году, а также посетил Виттенберг, где он познакомился с Мартином Лютером. Он также встретил Стивена Воана, агента Томаса Кромвеля и продвинутого реформатора, который порекомендовал его Кромвелю: «Смотри хорошо, - писал он, - по книге доктора Барнса. Это такая работа, которую я еще не видел. Думаю, он запечатает ее своей кровью »(Письма и документы Генриха VIII).
В 1531 году Барнс вернулся в Англию, став одним из главных посредников между английским правительством и лютеранами Германией. В 1535 году он был отправлен в Германию в надежде убедить лютеранских богословов одобрить развод Генриха с Екатериной Арагонской, а четыре года спустя он участвовал в переговорах, связанных с Анной Клевской брак. Политика принадлежала Кромвелю, но Генрих VIII уже в 1538 году отказался принять лютеранское богословие и статут Шести статей (1539), за которым последовал неудачный брак короля с Анной Клевской. (1540 г.) привели к гибели агентов этой политики.
Нападение Барнса на епископа Гардинера во время проповеди на Крест Святого Павла стало сигналом к ожесточенной борьбе между протестантами и реакционные партии в совете Генриха, бушевавшие весной 1540 года. Барнс был вынужден извиниться и отречься; и Гардинер произнес серию проповедей на Кресте Святого Павла, чтобы противодействовать оскорблениям Барнса. Но примерно через месяц Кромвель стал графом Эссекса, друг Гардинера, епископ Сэмпсон был отправлен в Тауэр, и Барнс вернулся к лютеранству. Это была обманчивая победа. В июле Кромвель был схвачен, Анна Клевская развелась, а Барнс был сожжен (30 июля 1540 г.).
Барнс был одним из шести казненных в один день: двое, Уильям Джером и Томас Джеррард, были, как и он сам, сожжены за ересь в соответствии с шестью статьями ; трое, Томас Абель, Ричард Фетерстон и Эдвард Пауэлл, были повешены за измену в отрицании королевского превосходства. И лютеране, и католики на континенте были шокированы. Лютер опубликовал признание Барнса с собственным предисловием как Bekenntnis des Glaubens (1540 г.).
Некоторые историки пришли к выводу, что Барнс сыграл решающую роль в том, чтобы английские протестанты и католики одинаково понимали Реформацию вокруг них.