Река Клайд

редактировать

Ривер Клайд
EastGlasgow.JPG Река Клайд в Глазго Брумиелоу
Местоположение
СтранаШотландия
Суверенное государствоUK
ОкругаАргайл, Эйршир, Ренфрюшир, Ланаркшир, Данбартоншир, Инверклайд
ГородГлазго
Физические характеристики
ИсточникЛоутер-Хиллз в Южном Ланаркшире
• местоположениеЮг Ланаркшир, Шотландия, Соединенное Королевство
• координаты55 ° 24′23,8 ″ с.ш., 3 ° 39′8,9 ″ з.д. / 55,406611 ° с.ш., 3,652472 ° з.д. / 55,406611; -3,652472
Устье Ферт-оф-Клайд
• местоположениеСеверный Эйршир, Шотландия, Соединенное Королевство
• координаты55 ° 40′46,3 ″ с.ш., 4 ° 58′16,7 ″ Вт / 55,679528 ° с.ш., 4,971306 ° Вт / 55,679528; -4,971306 Координаты : 55 ° 40'46,3 ″ N 4 ° 58'16,7 ″ W / 55,679528 ° N 4,971306 ° W / 55,679528; -4.971306
Длина170 км (110 миль)
Размер бассейна4000 км (1500 квадратных миль)
Характеристики бассейна
Обозначение
Рамсарские водно-болотные угодья
Официальное названиеУстье Внутреннего Клайда
Обозначено5 сентября 2000 г.
Регистрационный номер1036

Река Клайд (шотландский гэльский : Abhainn Chluaidh, произносится, Scots : Clyde Watter, или Watter o Clyde) река, которая впадает в Ферт-оф-Клайд в Шотландии. Это восьмая по длине река в Соединенном Королевстве и вторая по длине в Шотландии. Путешествуя через главный город Глазго, он был важной рекой кораблестроения и торговли в Британской империи. Для римлян это была Клотта, а в раннем средневековье камбрический язык он был известен как Клуд или Клут и был центральным в Королевстве Стратклайд (Тейрнас Истрад Клут).

Содержание

  • 1 Курс
  • 2 Промышленный рост
    • 2.1 Углубление Верхнего Клайда
    • 2.2 Судостроение и морская инженерия
  • 3 Яхтенное дело и яхтостроение
  • 4 Глазго гуманное общество
  • 5 Судостроение упадок
  • 6 Регенерация
  • 7 Загрязнение
  • 8 Среда
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Курс

Меандры Carstairs

Клайд образован слиянием двух потоков: Даэр Уотер (верхние воды которого перекрыты плотиной, образуя Водохранилище Даэр ) и Потрейл Уотер. Путь Южного нагорья пересекает оба ручья до того, как они встретятся в Watermeetings (ссылка на сетку NS953131 ), образуя собственно реку Клайд. На данный момент Клайд находится всего в 10 км (6 милях) от Твидс Велл, истока реки Твид, и на таком же расстоянии от Аннанхед-Хилл, источника Река Аннан.

Отсюда она извивается на северо-восток, прежде чем повернуть на запад, ее пойма, используемая для многих основных дорог в этом районе, пока не достигает города Ланарк. На берегу Клайда промышленники Дэвид Дейл и Роберт Оуэн построили свои мельницы и образцовый поселок Нью-Ланарк. Мельницы используют силу водопада Клайд, самым впечатляющим из которых является Кора Линн. гидроэлектростанция здесь до сих пор вырабатывает электроэнергию, хотя мельницы сейчас являются музеем и объектом всемирного наследия.

водосбором реки Клайд притоками реки Клайд

Затем река течет на северо-запад, минуя (но не через) города Уишоу на восточной стороне и Ларкхолл на западной стороне, при этом окружающая среда становится все более пригородной.. Между городами Мазервелл и Гамильтон, русло реки было изменено, чтобы создать искусственное озеро в Стратклайд-парке. Часть первоначального маршрута все еще можно увидеть, и он пролегает между островом и восточным берегом озера. Затем река протекает через Блантайр и Ботвелл, где разрушенный Замок Ботвелл стоит на защищаемом мысе.

Река впадает в городскую среду, здесь с Глазго на север (фон) и Южный Ланаркшир на юг (передний план). Глазго-Грин с Tidal Weir

Прошлое Уддингстон и к юго-востоку от Глазго, река начинает расширяться, извилистая русло проходит через Камбусланг, Рутерглен и Далмарнок. Протекая мимо Глазго-Грин, от Приливной плотины на запад река приливная, смешивающая пресную и соленую воду.

Река искусственно спрямлена. и расширился через центр города, и хотя новый Клайд Арк теперь препятствует доступу к традиционным докам Брумилау, морские корабли все еще могут подниматься вверх по углубленному каналу до Finnieston, где стыкуется PS Waverley. Оттуда он течет мимо центра судостроения, через Гован, Партик, Уайтинч, Скотстоун и Клайдбанк <319.>, на всех из которых располагались основные верфи, из которых остались только две.

Река течет к западу от Глазго, мимо Ренфрю и под мостом Эрскина мимо Думбартон на северном берегу до песчаной отмели в Ардмор-Пойнт между Кардроссом и Хеленсбургом. Напротив, на южном берегу, река продолжается мимо последней верфи Лоуэр-Клайд в Порт-Глазго в Гринок, где достигает Хвоста банка как река впадает в Ферт-оф-Клайд. В устье реки Клайд возникла серьезная проблема дефицита кислорода в водной толще.

Летом 2010 года Британская геологическая служба сосредоточила внимание на проливе Клайда..

Промышленный рост

Нью-Ланарк Милл-Отель и Уотерхаус у Ривер Клайд Судоходство на Клайде в Глазго, Джон Аткинсон Гримшоу, 1881 год Судоходный канал Ривер Клайд и песчаные отмели, ведущие к Хвосту Банка в Ферт-оф-Клайд, вид из Порт-Глазго с видом на реконструированную верфь Lithgows сайт и Грейт-Харбор Гринока. Гар Лох впереди, Ардмор-Пойнт справа.

Успех «Клайда» в начале промышленной революции был обусловлен расположением Глазго, который был портом. перед Америкой. Торговля табаком и хлопком началась в начале 18 века. Однако мелководный Клайд не был пригоден для плавания для крупнейших океанских судов, поэтому грузы приходилось перебрасывать в Гринок или Порт-Глазго на более мелкие суда, чтобы плыть вверх по течению в сам Глазго.

Углубление Верхнего Клайда

В 1768 году посоветовал сузить реку и усилить размыв за счет строительства причалов из щебня и выемки песчаных отмелей и отмелей. Особой проблемой было разделение реки на два мелководных канала мелководьем Дамбак около Думбартон. После отчета Джеймса Ватта об этом в 1769 году был построен причал, чтобы перекрыть южный канал. Этого было недостаточно, поэтому в 1773 году на мелководье Дамбака была построена тренировочная стена, которая не позволяла воде перетекать в южный канал. В конце 18 - начале 19 веков сотни причалов были построены на берегах между Дамбаком и набережной Брумилау в самом Глазго. В некоторых случаях это приводило к немедленному углублению, поскольку ограниченный поток воды смывал дно реки; в других случаях требовалось выемка грунта.

В середине XIX века инженеры предприняли гораздо более масштабные выемки на Клайд, удалив миллионы кубических футов ила чтобы углубить и расширить канал. Основным камнем преткновения в проекте было массивное геологическое вторжение, известное как Скала Элдерсли. В результате работы не были завершены до 1880-х годов. В это время Клайд также стал важным источником вдохновения для художников, таких как Джон Аткинсон Гримшоу и Джеймс Кей, желающих изобразить новую индустриальную эру и современный мир.

Судостроение и морское машиностроение

Верфь в Глазго в 1944 году

Завершение дноуглубительных работ было своевременным; по мере роста сталеплавильного производства в городе канал наконец стал судоходным на всем пути от Гринока до Глазго. Судостроение заменило торговлю в качестве основного вида деятельности на реке, и судостроительные компании быстро закрепились на реке. Вскоре Клайд приобрел репутацию лучшего места для судостроения в Британской империи и превратился в выдающийся мировой центр судостроения. Clydebuilt стал отраслевым эталоном качества, и речные верфи получили контракты на поставку престижных океанских лайнеров, а также военных кораблей, включая Queen Mary и Queen Elizabeth 2 позднее. лет, все они построены в городе Клайдбанк.

С момента основания верфи семьи Скотт в Гриноке в 1712 году до наших дней на реке Клайд и ее окрестностях построено более 25000 судов. Ферт и на притоке Река Кельвин и Ривер Карет вместе с верфями в Мэрихилле и Киркинтиллох на Форт-энд-Клайд Канал и Блэкхилл на канале Монкленд. В то же время, по оценкам, более 300 фирм занимались судостроением на Клайдесайде, хотя, вероятно, их количество одновременно составляет от 30 до 40.

Судостроительные фирмы стали нарицательными на Клайдсайде, но также известны во всем мире - Денни из Думбартона, Скотт из Гринока, Литгоус, из Порт-Глазго, Саймон и Лобниц из Ренфрю, Александр Стивен и сыновья из Линхауса, Фэрфилд из Гована, Инглис из Пойнтхауса, Барклай Керл Уайтинча, Коннелла и Ярроу из Скотстоуна, и это лишь некоторые из них. Почти не менее известными были инженерные фирмы, которые поставляли оборудование для управления этими судами, котлы, насосы и рулевой механизм - Rankin Blackmore, Hastie's и Kincaid из Гринока, Rowan's из Финнистона, Вейра из Каткарта, Хоудена из Трейдстона и Бэбкока и Уилкокса из Ренфрю.

Одна верфь «Клайд» даже не располагалась на одном из этих водных путей: «Сентинел Воркс» на Джесси-стрит в Полмади находится примерно в полумиле от Клайда, но считается, что построили более 500 судов, многие из которых были собраны, а затем «разобраны» в комплект для отправки в какое-то далекое и отдаленное место - одним из таких судов является SS Chauncy Maples, все еще находящийся в эксплуатации на Озеро Малави. Судостроение Clyde достигло своего пика незадолго до Первой мировой войны, и считалось, что в 1913 году было построено более 370 кораблей.

Яхт и яхтостроение

Первая зарегистрированная гоночная яхта Clyde, 46-тонный катер был построен Скоттом из Гринока в 1803 году, а великий шотландский дизайнер яхт Уильям Файф начал проектировать яхты только в 1807 году. Первым яхт-клубом на Клайде был Северный яхт-клуб, который появился в 1824 году и получил свою Королевскую хартию в 1831 году. Клуб был основан для организации и поощрения этого вида спорта, и к 1825 году шотландские и ирландские клубы соревновались друг с другом на Клайде. Тем не менее, яхтенное дело и яхтостроение не получили широкого распространения до середины 19 века.

Клайд стал известен во всем мире благодаря значительному вкладу в развитие яхтинга и яхтостроения, и был домом для многих известных дизайнеров: Уильям Файф III, Альфред Милн, Г. Л. Уотсон, Э. МакГрюер и Дэвид Бойд. Он также был домом для многих известных яхтенных верфей.

Ярд Робертсона начал ремонтировать лодки в небольшой мастерской на Сэндбанке в 1876 году, а затем стал одним из ведущих строителей деревянных лодок на Клайде. «Золотые годы» верфи Робертсона пришлось на начало 20 века, когда они начали строить классические гоночные яхты длиной 12 и 15 метров (39 и 49 футов). Робертсон построил более 55 лодок в рамках подготовки к Первой мировой войне, и верфь оставалась загруженной даже во время Великой депрессии 1930-х годов, так как многие богатые бизнесмены увлеклись гонками на яхтах на Клайде. Во время Великой Отечественной войны верфь использовала Адмиралтейство, производя большие скоростные моторные лодки Fairmile Marine (моторные торпедные катера и моторные артиллерийские катера). После войны верфь построила успешные одноклассники Loch Longs и двух 12-метровых (39 футов) претендентов на Кубок Америки по проекту Дэвида Бойда: Scepter (1958) и Sovereign (1964). В связи с тяжелыми условиями ведения бизнеса в 1965 году верфь была передана для производства стеклопластика (в основном Pipers и Etchells), пока не закрылась в 1980 году. За свою 104-летнюю историю компания Robertson's Yard построила 500 лодок, многие из которых до сих пор ходят в плавании.

Другими известными верфями на Клайде, обе расположены на полуострове Рознит на берегу Гар Лох в пределах полумили друг от друга, были Silvers (1910). -1970) и Макгрюерс (1910-1973). Обе верфи построили много известных и классических яхт, некоторые из которых ходят по сей день. McGruers построил более 700 лодок, но обе верфи больше не работают в качестве судостроителей.

Глазговское общество защиты прав человека

Глазгоское общество защиты животных патрулирует реку Клайд

Общество защиты животных Глазго является старейшая спасательная организация в мире, основанная в 1790 году и несущая ответственность за безопасность и сохранение жизни на водных путях Глазго.

Спад судостроения

Несмотря на то, что он уменьшился с высоты начала 20 века, судостроение остается важной отраслью на Клайдсайде.

Падение Клайда как крупного промышленного центра произошло во время и после Второй мировой войны. В частности, Клайдбанк стал мишенью люфтваффе и получил серьезные повреждения. В послевоенный период произошло резкое сокращение заказов на военные корабли, которое уравновешивалось длительным бумом торгового судостроения. Однако к концу 1950-х годов рост числа рекапитализированных и высокопроизводительных судостроительных стран сделал многие европейские верфи неконкурентоспособными. Несколько ярдов Клайдсайда заключили серию убыточных контрактов в надежде выдержать шторм. Однако к середине 1960-х судостроение на Клайде становилось все более нерентабельным и могло столкнуться с крахом. Кульминацией этого стало закрытие фабрики Linthouse Harland and Wolff и кризис банкротства, с которым столкнулся Fairfields of Govan. Правительство ответило созданием консорциума Upper Clyde Shipbuilders. После скандального краха консорциума в 1971 году лейбористское правительство Джеймса Каллагана позже приняло Закон об авиастроении и судостроении, который национализировал большинство верфей Клайда и сгруппировал их с другими крупными британскими верфями. такие как британские судостроители.

Сегодня две крупные верфи продолжают работать на Аппер-Клайд; они принадлежат подрядчику по военно-морской обороне BAE Systems Surface Ships, который специализируется на проектировании и строительстве технологически совершенных военных кораблей для Королевского флота и других военно-морских сил по всему миру. Два ярда - это бывший Ярроу ярд в Скотстоун и Фэрфилдс в Говане. Кроме того, док короля Георга V находится в ведении администрации порта Клайд. На Нижнем Клайде Ferguson Shipbuilders в Порт-Глазго принадлежит правительству Шотландии. Это последняя оставшаяся в живых из многих верфей, которые когда-то доминировали в Порт-Глазго и Гринок - его опорой было строительство автомобильных паромов.

Regeneration

Ожидается, что проект Clyde Waterfront Regeneration привлечет инвестиции в размере до 5,6 млрд фунтов стерлингов в районе от Глазго-Грин до Думбартона. Торговые сады и садовые центры выросли на плодородных равнинах в долине Клайд. Туризм также вернул многих на берег реки, особенно в Глазго, где бывшие доки уступили место жилью и удобствам на берегах города, например, проект Гавань Глазго, проект Глазго Научный центр и создание Шотландского выставочного и конференц-центра. С перемещением торгового порта Глазго вниз по течению в более глубокие воды Ферт-оф-Клайд река была тщательно очищена, когда-то она имела очень плохую репутацию в отношении загрязнения и сточных вод, чтобы сделать его пригодным для использования в развлекательных целях.

Уолквей Клайда - это пешеходная и велосипедная дорожка, которая следует по маршруту Клайд между Глазго и Нью-Ланарк. Он был завершен в 2005 году и теперь обозначен как один из Великих троп Шотландии Природное наследие Шотландии.

Загрязнение

Органическое химическое загрязнение, содержащееся в отложениях в устье Клайда. был оценен Британской геологической службой. Поверхностные отложения от Глазго на участке Клайд, от Каннингара до Милтона, содержали полиароматических углеводородов (ПАУ) от 630 мкг / кг до 23 711 мкг / кг и полихлорированный бифенил (ПХБ) диапазон от 5 до 130,5 мкг / кг, что классифицирует эти отложения как нетоксичные. Однако более позднее исследование показало, что концентрация ПХБ достигает 5797 мкг / кг, что превышает опубликованные пороговые уровни для хлорированных соединений. Сравнение отдельных соединений ПАУ с различной термической стабильностью показывает, что источник загрязнения ПАУ в Клайде меняется вниз по реке. ПАУ во внутреннем Клайде (от Каннингара до Милтона) происходят от источников горения (выхлопные газы автомобилей, сжигание угля), тогда как ПАУ во внешнем Клайде - от разливов нефти

Количество и тип осадочного загрязнения, содержащегося в Клайде, равны тесно связан с промышленной историей области. Оценка изменяющегося типа загрязнения во времени (с 1750 по 2002 год) была получена путем сбора семи кернов отложений глубиной в один метр, которые были датированы с использованием концентраций свинца и изменения соотношений изотопов свинца. Отложения показали долгую, но сокращающуюся историю использования угля и растущую зависимость от нефтяного топлива примерно с 1950-х годов. После этого за снижением загрязнения углеводородами последовало начало (1950-е годы), пик (1965–1977) и снижение (после 1980-х годов) общих концентраций ПХБ.

Хотя загрязнение от тяжелой промышленности и производства электроэнергии снижается, доказательства указывает на рост антропогенного загрязнения новыми синтетическими соединениями в электротехнической продукции и текстиле. Количества 16 соединений полибромдифенилового эфира (PBDE), используемых в качестве антипиренов в телевизорах, компьютерах и обивке мебели, были измерены в кернах отложений, собранных на шести участках между Принсес Док и Гринок. Сравнение количеств соединений ПБДЭ выявило снижение содержания некоторых соединений в соответствии с европейским запретом на производство смесей, содержащих экологически вредные ПБДЭ с восемью и девятью атомами брома, и рост менее вредной смеси, состоящей из десяти атомы брома.

Медиа

Клайд занимает центральное место в романах Para Handy Нила Манро и последующих адаптациях, а также в романах Аласдер Грей, Мэтью Фитт и Робин Дженкинс. Он появляется в стихах «Оссиана » Джеймса Макферсона, а также в произведениях Джона Уилсона, Уильяма МакГонагалла, Эдвин Морган, Норман Маккейг, Дуглас Данн и WS Грэм. Он фигурирует в произведениях, в частности, Уильяма МакТаггарта, Дж. М. У. Тернер, Роберт Сэлмон, Джон Аткинсон Гримшоу, Стэнли Спенсер и Джордж Уилли.

Клайд играет заметную роль в фильмах Молодой Адам, Sweet Sixteen, Just a Boys 'Game и Down Where The Buffalo Go, и был предметом Оскар - документальный фильм Море великих кораблей. Он упоминается в традиционных народных песнях «Вода Клайда » и «Черный цвет (волос моей истинной любви) », а также в «Песне Клайда. ", популяризированный Кеннетом МакКелларом.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Миллар, Уильям Джон. Клайд: от истока до моря, его развитие как судоходная река.... (1888) [1]
  • Шилдс, Джон. Построенный Клайд: история судостроения на реке Клайд (1949)
  • Уокер, Фред М. Песня Клайда: история судостроения Клайда (1984), 233 страницы
  • Уильямсон, Джеймс. Пассажирский пароход «Клайд» (1904 г.) полный текст

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ривер Клайд.
Последняя правка сделана 2021-06-04 04:49:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте