Кольцо Пьетроасса

редактировать
Кольцо Пьетроасса (рисунок Анри Тренк, 1875).

Кольцо Пьетроасса (или Buzău torc ) - это ожерелье, подобное золотому torc, найденное в кургане для колец в Пьетроасса (ныне Пьетроазеле ), Уезд Бузэу, южная Румыния (ранее Валахия ), в 1837 г. Он являлся частью большого золотой клад (сокровище Пьетроазеле ), датируемый 250 и 400 г. н.э.. Считается, что само кольцо имеет римское происхождение и имеет надпись на готическом языке в старшем Футарке руническом алфавите.

Кольцо с надписью остается предметом значительного научного интереса, и был предложен ряд теорий относительно его происхождения, причины его захоронения и его даты. Надпись, которой вскоре после открытия был нанесен непоправимый ущерб, больше нельзя считать достоверным, и ее пытались реконструировать и интерпретировать. Однако в последнее время стало возможным восстановить поврежденную часть с помощью вновь обнаруженных изображений кольца в его первоначальном состоянии. В целом кольцо с надписью может дать представление о природе дохристианской языческой религии готов (хотя языческая природа кольца оспаривается в недавних исследованиях: см. Mees and Markey 2018).

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Погребение
    • 1.3 Дата
  • 2 Надпись
    • 2.1 Реконструкция и интерпретация
    • 2.2 Значение
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История

Происхождение

Плакат с изображением сокровища Пьетроасса, частью которого является кольцо с надписью. Культура Вильбарка, начало III века. Черняховская культура, начало IV века. Римская империя

Оригинальный клад, обнаруженный в большом кольцевом кургане, известный холм Истрица около Пьетроазеле, Румыния, состоял из 22 предметов, включающих широкий ассортимент золотых сосудов, тарелок и чаш, а также ювелирных изделий, включая два кольца с надписями. При первом обнаружении объекты были обнаружены склеенными неидентифицируемой черной массой, что наводит на мысль, что клад мог быть покрыт каким-то органическим материалом (например, тканью или кожей) до захоронения. Общий вес находки составлял примерно 20 кг (44 фунта).

Десять предметов, в том числе одно из колец с надписью, были украдены вскоре после того, как была сделана находка, а когда остальные предметы были обнаружены, было обнаружено, что другое кольцо было разрезано как минимум на четыре части ювелир из Бухареста, в результате чего один из начертанных знаков был поврежден до невозможности разобрать. К счастью, детальные чертежи, слепок и фотография кольца, сделанная лондонским Arundel Society до того, как оно было повреждено, сохранились, и природу утраченного персонажа можно установить с относительной достоверностью.

Остальные предметы коллекции демонстрируют высокое качество ручной работы, поэтому ученые сомневаются в их коренном происхождении. Тейлор (1879) в одной из самых ранних работ, посвященных находке, предполагает, что предметы могли представлять собой часть добычи, добытой готами во время набегов на римские провинции Мезии и Фракия (238 - 251). Другая ранняя теория, вероятно, впервые предложенная Одобеску (1889) и вновь принятая Джураску (1976), идентифицирует Афанариха, языческого царя готики Тервингов, как вероятный владелец клада, предположительно приобретенного в результате конфликта с римским императором Валентом в 369 году. Каталог Голдхельма (1994) предполагает, что эти предметы также могли рассматриваться как подарки, сделанные римскими лидерами своему союзные германские князья.

Недавние минералогические исследования, проведенные на объектах, указывают, по крайней мере, на три географически несопоставимых происхождения самой золотой руды: Южный Уральские горы, Нубия (Судан ) и Персия. Коренное дакское происхождение руды исключено. Хотя Кожокару (1999) отвергает возможность переплавки римских имперских монет и их использования в некоторых объектах, Константинеску (2003) приходит к противоположному выводу.

Сравнение минералогического состава, методов плавки и ковки, и более ранний типологический анализ показывает, что золото, использованное для изготовления кольца с надписью, классифицируемого как кельто-германское, не является ни таким чистым, как золото греко-римского, ни таким легированным, как золото, обнаруженное в полихромном германском объекты. Эти результаты, по-видимому, указывают на то, что по крайней мере часть клада, включая кольцо с надписью, состояла из золотой руды, добытой далеко к северу от Дакии, и, следовательно, могла представлять предметы, которые были во владении гот до их южного направления. миграция (см. вильбарковская культура, черняховская культура ). Хотя это может поставить под сомнение традиционную теорию о римско-средиземноморском происхождении кольца, необходимы дальнейшие исследования, прежде чем можно будет окончательно установить происхождение материала, использованного при его производстве.

Погребение

Как и в случае с большинством находок этого типа, остается неясным, почему предметы были помещены в курган, хотя было предложено несколько правдоподобных причин. Тейлор утверждает, что кольцевой курган, в котором были найдены предметы, вероятно, был местом языческого храма, и что, исходя из анализа сохранившейся надписи (см. Ниже), они были частью вотивного клада Показательно для еще активного язычества. Хотя эта теория в значительной степени игнорировалась, более поздние исследования, в частности, исследование Looijenga (1997), обнаружили, что все оставшиеся предметы в кладе обладают «определенным церемониальным характером». Особого внимания в этой связи заслуживает Patera, или блюдо для возлияния, которое украшено изображениями (вероятно, германских ) божеств.

Сторонники созерцания предметов личные запасы Афанариха предполагают, что золото было закопано в попытке спрятать его от гуннов, которые победили готцев Greuthungi к северу от Черного моря и начал движение вниз в Тервинг Дакию около 375 г. Однако остается неясным, почему золото оставалось захороненным, поскольку договор Афанариха с Феодосием I (380) позволил ему поставить своих соплеменников под защиту римского владычества до его смерти в 381. Другие исследователи предположили, что клад принадлежал остготскому королю, причем Русу (1984) специально идентифицировал Гайннас, готский генерал римской армии, убитый гуннами около 400 г. в качестве владельца клада. Хотя это помогло бы объяснить, почему клад остался захороненным, он не учитывает тот факт, что бросающийся в глаза курган с кольцами был выбран в качестве места, где спрятано такое большое и ценное сокровище.

Дата

Были предложены различные даты захоронения клада, в значительной степени основанные на соображениях относительно происхождения самих предметов и способа их захоронения, хотя надпись также была важной фактор (см. ниже). Тейлор предлагает диапазон от 210 до 250. В более поздних исследованиях ученые предложили несколько более поздние даты, при этом сторонники афанарической теории предполагали конец 4-го века, дату также предложили Константинеску, а Томеску - начало 5-го века.

Надпись
Изображение рунической надписи с кольца Пьетроасса.

Реконструкция и интерпретация

На золотом кольце изображен Старший Футарк руническая надпись из 15 знаков, из которых 7-й (вероятно, ᛟ / o / ) был в основном разрушен, когда воры разрезали кольцо пополам. Поврежденная руна была предметом некоторых научных дебатов и по-разному интерпретируется как указание на ᛃ / j / (Reichert 1993, Nedoma 1993) или, возможно, на ᛋ / s / (Looijenga 1997). Если использовать фотографию Общества Арундел в качестве ориентира, то первоначально надпись гласила следующее:

gutaniowi hailag
ᚷᚢᛏᚨᚾᛁᛟᚹᛁ ᚺᚨᛁᛚᚨᚷ

Этому чтению следовали ранние ученые, в частности Тейлор, который переводит " посвященный храму готов », и Дикулеску (1923), который переводит« священный (hailag) для Юпитера (iowī, т.е. Тор ) готов ». Дювель (2001), комментируя то же прочтение, предлагает интерпретировать ᛟ как указание на þ [þal] так:

gutanī ō [þal] wī [h] hailag

Это, следуя Краузе (1966), переводится как «священное (и) неприкосновенное наследие готов». Другие ученые интерпретировали ᛟ как указание на женское окончание: Йонсен (1971) переводит «святая реликвия (= кольцо [алтаря]) Гутани »; Крогманн (1978), читая ᛗ / m / вместо ᚹᛁ / wi /, переводит «посвященный готским матерям (= женщинам-духам-хранителям готов)»; Антонсен (2002) переводит "Священное Писание готских женщин / женщин-воительниц ". Конструируя поврежденную руну как ᛋ / s /, Looijenga (1997) читает:

gutanīs wī [h] hailag

Она отмечает, что gutanīs следует понимать как раннюю форму готических gutaneis, «готских» и wī [ h] как раннеготический weih, «святилище». После этого прочтения она переводит всю надпись «Готика (объект). Sacrosanct». Рейхерт (1993) предполагает, что поврежденную руну также можно читать как ᛃ / j /, и интерпретирует ее как представителя j [ēra], таким образом:

gutanī j [era] wī [h] hailag

Райхерт переводит это как «(добрый) год готов, священный (и) неприкосновенный град». Хотя Дювель (2001) выразил сомнения относительно значения такого утверждения, Нордгрен (2004) поддерживает прочтение Райхерта, рассматривая кольцо как связанное с сакральным королем в его роли обеспечения обильного урожая (представленного ᛃ Джера ). Пайпер (2003) читает поврежденную руну как ᛝ / ŋ /, таким образом:

gutanī [i (ng)] wi [n] hailag

Он переводит это "[на] Ингвин готов. Свят. "

Значение

Несмотря на отсутствие единого мнения относительно точного значения надписи, ученые, похоже, согласны с тем, что ее язык является некоторой формой Готика и что за этим стоит религиозный замысел. Тейлор интерпретирует надпись как явно языческую по своей природе и указывающую на существование храма, для которого кольцо было вотивным подношением. Свою дату захоронения (с 210 по 250) он выводит из того факта, что христианизация готов вдоль Дуная обычно считается почти полной в течение нескольких поколений после их прибыв туда в 238 году. Хотя язычество среди готов пережило начальную фазу обращения с 250 до 300 - как мученичество обращенных христианских готов Верека, Батвин (370) и Саббас (372) от рук исконно языческих готов (в последнем случае Афанарий ) показывает, что в последующие годы он был значительно ослаблен, и вероятность внесения такого депозита была бы значительно уменьшена.

МакЛауд и Мис (2006), вслед за Мисом (2004), интерпретируют кольцо как возможно представляющее либо «храмовое кольцо», либо «священное кольцо клятвы», существование которого в язычниках раз зафиксировано в древнескандинавской литературе и археологических находках. Более того, они предполагают, что эта надпись может быть доказательством существования поклонения «богине-матери» среди готов - перекликающимся с хорошо задокументированным поклонением «богиням-матери » в других частях германского Севера. МакЛауд и Мис также предполагают, что появление обоих общегерманских терминов, обозначающих «святость» (wīh и hailag), может помочь прояснить различие между этими двумя понятиями в готическом языке, подразумевая, что кольцо считалось священным не только для он связан с одним или несколькими божествами, но также и сам по себе.

См. также
    Notes
    Ссылки
    Внешние ссылки

    Последняя правка сделана 2021-06-04 04:09:18
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте