Риека

редактировать
«Фиуме» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Fiume (значения). Эта статья о городе в Хорватии. Для использования в других целях, см Риека (значения).

Риека
Город
Град Риека Город Риека
Риека Рива.jpg Korzo Night.png PalaceModello.jpg Театр Ивана пл. Зайц, Риека.jpg Риека-пляж-сабличево-8.jpg RijekaUckapano.jpg По часовой стрелке, сверху: набережная Рива, дворец Модельло, пляж Сабличево, вид на Риеку и гору Учка, Хорватский национальный театр Иван пл. Зайц, главная улица Корзо
Флаг Риеки Флаг Герб Риеки Герб
Риека находится в Хорватии. Риека Риека Расположение Риеки в Хорватии
Координаты: 45 ° 19′38 ″ N 14 ° 26′28 ″ E / 45,32722 ° с. Ш. 14,44111 ° в. / 45.32722; 14,44111 Координаты : 45 ° 19′38 ″ N 14 ° 26′28 ″ E / 45,32722 ° с. Ш. 14,44111 ° в. / 45.32722; 14,44111
Страна Хорватия
округ Приморье-Горски Котар
Правительство
 • Мэр Марко Филипович ( СДП )
 •  Городской совет 31 член
Площадь
 •  Город 44 км 2 (17 квадратных миль)
 • Городской 825 км 2 (319 квадратных миль)
 • Метро 3200 км 2 (843 квадратных миль)
Высота 0–499 м (0 - 1,561 футов)
численность населения  (2011)
 •  Город 128 624
 •  Городской 213 666
 •  Метро 245 054
Часовой пояс UTC + 1 ( CET )
 • Лето ( DST ) UTC + 2 ( CEST )
Почтовый Код 51000
Код (а) города 051
Регистрация автомобиля RI
Святые покровители Святой Вит
Веб-сайт www.rijeka.hr / en /

Риека ( / г я ɛ к ə, г я eɪ K ə / ree- EH -kə ree- А.Ю. -kə, также США : / г я J ɛ K ə / ree- YEH -kə, Хорватский:  [RIJEKA ] ( слушайте ) Об этом звуке ; венгерский : Fiume, итальянский : Fiume [ˈFjuːme] ; Словенский : Reka ; Немецкий : Санкт-Файт-ам-Флаум) - главный морской порт и третий по величине город Хорватии (после Загреба и Сплита ). Он расположен в Приморско-Горски Котар Каунти на залив Кварнер, впуском от Адриатического моря и в 2011 году было население 128,624 жителей. Исторически сложилось так, что из-за его стратегического положения и превосходного глубоководного порта, город был предметом ожесточенных споров, особенно между Италией, Венгрией (которая является самымбольшим и наиболее важным портом Венгерского королевства ) и Хорватией, что привело к смене правителей и демографической ситуации. раз на протяжении веков. Согласно данным переписи 2011 года, большинство его граждан - хорваты, а также небольшое количество сербов, боснийцев и итальянцев.

Риека - главный город и уезд Приморско-Горски-Котарского уезда. Экономика города во многом зависит от судостроения ( верфи « 3. Май » и « Верфь Виктора Ленаца ») и морского транспорта. В Риеке находится Хорватский национальный театр «Иван пл. Зайц, построенный в 1765 году, а также Риекский университет, основанный в 1973 году, уходят корнями в теологическую школу 1632 года.

Помимо хорватского и итальянского, лингвистический городом является домом для его собственного уникального диалекта венецианского языка, Fiuman, с примерно 20000 спикерами среди автохтонных итальянцев, хорватов и других меньшинств. Исторически Фьюман служил основным языком общения между многими этническими группами, населявшими многонациональный портовый город. В некоторых пригородах современного расширенного муниципалитета коренное население все еще говорит на чакавском диалекте хорватского языка.

В 2016 году Риека была выбрана культурной столицей Европы 2020 года вместе с Голуэем, Ирландия.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Древние и средневековые времена
    • 3.2 Под правилом Габсбургов
    • 3.3 Первая мировая война
    • 3.4 «Вопрос Фиуме» и итало-югославский спор
    • 3.5 Регентство Карнаро
    • 3.6 Свободное государство Фиуме
    • 3.7 Территория Фиуме входит в состав Королевства Италия
    • 3.8 Вторая мировая война и немецкая оперативная зона
    • 3.9 Последствия Второй мировой войны
  • 4 Международный карнавал в Риеке
  • 5 Демография
  • 6 Панорам
  • 7 известных людей из Риеки
  • 8 Основные достопримечательности
  • 9 Климат
  • 10 Транспорт
  • 11 Спорт
  • 12 Международные отношения
    • 12.1 Города-побратимы - города-побратимы
  • 13 В популярной культуре
  • 14 См. Также
  • 15 Ссылки
    • 15.1 Библиография
    • 15.2 Примечания
  • 16 Внешние ссылки

Имя

Исторически Риека также называлась Фарсатика, Витополис ( букв.  «Город [святого] Вита ») или Флюмен ( букв.  «Река») на латинском языке. Город называется Риека по- хорватски, Река по- словенски и Река или Рика на местных диалектах чакавского языка. Он называется Фиуме ( [ˈFjuːme] ) на итальянском языке. Все эти имена означают «река» на соответствующих языках. Между тем, венгерский язык принял итальянское название, а на немецком языке город назывался Санкт-Файт-ам-Флаум - Сен-Витус-на-Флауме - или Пфлаум ( [pflaʊm] ).

География

Риека Бэй

Риека расположена в западной части Хорватии, в 131 километре (81 миле) к юго-западу от столицы Загреба, на берегу залива Кварнер, в северной части Адриатического моря. Географически Риека находится примерно на одинаковом расстоянии от Милана (485 км [301 миль]), Будапешта (502 км [312 миль]), Мюнхена (516 км [321 миль]), Вены (516 км [321 миль]) и Белграда (550. км [340 миль]). Другие крупные региональные центры, такие как Триест (76 км [47 миль]), Венеция (240 км [150 миль]) и Любляна (115 км [71 миль]) расположены относительно близко и легко доступны. Залив Риека, граничащий с Вела Врата (между Истрией и островом Црес ), Средней Врата (между Цресом и островом Крк ) и Мала Врата (между Крком и материком), соединен с заливом Кварнер и имеет достаточно глубокую глубину. (около пятидесяти метров или 160 футов) для размещения крупных торговых судов. Город Риека расположен в устье реки Речина и в микрорайоне Винодол на хорватском побережье. С трех сторон Риека окружена горами. На западе виден хребет Учка высотой 1396 метров (4580 футов). К северу / северо-востоку находится плато Снежник и 1528 м (5013 футов) массив Рисняк с национальным парком. К востоку / юго-востоку находится 1533-метровый (5030 футов) хребет Велика Капела. Такая конфигурация местности не позволяла Риеке развиваться дальше вглубь страны (на север), и город в основном расположен на длинной и относительно узкой полосе вдоль побережья. В Риеке начинаются два важных маршрута внутреннего транспорта. Первый маршрут пролегает на северо-восток в Паннонский бассейн. Этот маршрут основан на расположении Риеки недалеко от точки, где Динарские Альпы являются самыми узкими (около пятидесяти километров или 31 миля) и легче всего пересекаются, что делает его оптимальным маршрутом от венгерской равнины к морю. Это также делает Риеку естественной гаванью Паннонского бассейна (особенно Венгрии ). Другой маршрут проходит на северо-запад через Постойнские ворота, соединяющие Риеку со Словенией и далее через Люблянский разрыв с Австрией и далее. Третий еще прибрежный маршрут проходит с востока на запад, соединяя Риеку (и, соответственно, прибрежные города Адриатики на юге) с Триестом и северной Италией.

История

Основные статьи: История Риеки и Хронология Риеки

Древние и средневековые времена

Римская арка (Rimski luk), старейший архитектурный памятник Риеки и вход в старый город. Замок Трсат находится на месте древней иллирийской и римской крепости.

Хотя в этом регионе можно найти следы неолитических поселений, самыми ранними современными поселениями на этом месте были кельтская Фарсатика (современный Трсат, ныне часть Риеки) на холме и племя моряков Либурни в естественной гавани внизу. Город долгое время сохранял свой двойственный характер. Риека впервые упоминается в I веке нашей эры Плинием Старшим как Тарсатика в его « Естественной истории» (III, 140). Риека (Тарсатика) снова упоминается около 150 г. н.э. греческим географом и астрономом Птолемеем в его « Географии» при описании «Расположение Иллирии или Либурнии и Далмации» (Пятая карта Европы). Во времена Августа, то римляне перестроен Tarsatica как муниципия Flumen (MacMullen 2000), расположенный на правом берегу речки Рьечина (чье имя означает «большая река»). Он стал городом в римской провинции Далмация до 6 века. В этот период город является частью липов Либурнии (система стен и укреплений от набегов варваров). Остатки этих стен кое-где видны и сегодня.

Башня с часами в стиле барокко над арочными воротами, соединяющими Корзо с внутренним центром города, спроектированная Филбертом Базаригом в 1876 году. Главная улица Корзо

После 4-го века Риека была повторно посвящена Святому Виту, покровителю города, как Terra Fluminis sancti Sancti Viti или по-немецки Санкт-Файт-ам-Пфлаум. Начиная с V века, городом последовательно правили остготы, византийцы, лангобарды и авары. Город был сожжен в 452 году войсками Аттилы Гунна в ходе их кампании в Аквилеи. Хорваты заселили город с 7 века, дав ему хорватское название Рика светога Вида («река Святого Вита »). В то время Риека была феодальной крепостью, окруженной стеной. В центре города, на его высшей точке, стояла крепость.

В 799 году Риека подверглась нападению франкских войск Карла Великого. Их осада Трсата была сначала отражена, во время которой был убит франкский командующий герцог Эрик Фриули. Однако франкские войска наконец заняли и опустошили замок, в то время как герцогство Хорватия перешло под власть Каролингской империи. Примерно с 925 г. город входил в состав Королевства Хорватия, с 1102 г. - в личной унии с Венгрией. Замок Трсат и город были перестроены под властью Дома Франкопанов. В 1288 году жители Риеки подписали Кодекс законов Винодола, один из старейших сводов законов в Европе.

В период с 1300 по 1466 год Риека находилась под властью ряда дворянских семей, самой известной из которых была немецкая семья Вальзее. Риека даже конкурировала с Венецией, когда она была продана Рамбером II Вальзее габсбургскому императору Фридриху III, эрцгерцогу Австрии в 1466 году. Она оставалась под властью австрийских Габсбургов более 450 лет (за исключением короткого периода французского правления между 1809 и 1813 годами).) до конца Первой мировой войны в 1918 году, когда он был оккупирован хорватскими, а затем итальянскими иррегулярными войсками.

Под властью Габсбургов

Риека и Трсат Река Речина в центре города

Присутствие Австрии в Адриатическом море рассматривалось Венецианской республикой как угроза, и во время войны Камбрейской лиги венецианцы совершили набег и опустошили город с огромными человеческими жертвами в 1508 году и снова в 1509 году. и оставаться под властью Австрии. За ожесточенное сопротивление венецианцам он получит титул «самого лояльного города» («fidelissimum oppidium»), а также торговые привилегии от австрийского императора Максимилиана I в 1515 году. Османские войска несколько раз атаковали город, но так и не смогли. занял это. Начиная с 16 века, нынешний стиль Риеки в стиле ренессанс и барокко начал формироваться. Император Карл VI объявил Порт Риека в свободный порт (вместе с портом Триест ) в 1719 году и имел торговый путь в Вену расширен в 1725 году.

28 ноября 1750 года в Риеке произошло сильное землетрясение. Разрушения были настолько масштабными, что город пришлось почти полностью восстанавливать. В 1753 году австрийская императрица Мария Тереза утвердила финансирование восстановления Риеки как «нового города» («Civitas nova»). Восстановленная Риека существенно отличалась - она ​​была преобразована из небольшого средневекового городка, обнесенного стеной, в более крупный торговый и морской город, сосредоточенный вокруг порта.

По приказу императрицы Марии Терезии в 1779 году город был присоединен к Венгерскому королевству и управлялся как corpus separatum непосредственно из Будапешта назначенным губернатором, как единственный международный порт Венгрии. С 1804 года Риека входила в состав Австрийской империи ( Королевство Хорватия-Славония после Компромисса 1867 года ), в провинции Хорватия-Славония.

Во время наполеоновских войн Риека была ненадолго захвачена Французской империей и включена в Иллирийские провинции. Во время французского правления, между 1809 и 1813 годами, была завершена критически важная Луизианская дорога (названная в честь жены Наполеона Марии Луизы ). Дорога была кратчайшим путем из Риеки во внутренние районы ( Карловац ) и дала мощный импульс развитию порта Риеки. В 1813 году французское правление подошло к концу, когда Риека была сначала обстреляна Королевским флотом, а затем снова захвачена австрийцами под командованием ирландского генерала Лаваля Нугента фон Вестмита. У британской бомбардировки есть интересная побочная история. Город, по-видимому, был спасен от уничтожения молодой девушкой по имени Каролина Белинич, которая - в разгар хаоса и разрушительных бомбардировок - пришла к командующему английским флотом и убедила его, что дальнейшие бомбардировки города не нужны (небольшой французский гарнизон был быстро разбит. и выехал за город). Легенда о Каролине и сегодня с теплотой вспоминается населением. Она стала народной героиней Каролины Риечки (Каролина из Риеки), ее прославляли в пьесах, фильмах и даже в рок-опере.

В начале 19 века самым выдающимся экономическим и культурным лидером города был Андрия Людевит Адамич. Фиуме также имел значительную военно-морскую базу, а в середине 19 века он стал местом Австро-Венгерской военно-морской академии (KuK Marine-Akademie), где австро-венгерский флот тренировал своих офицеров.

Во время венгерской революции 1848 года, когда Венгрия пыталась получить независимость от Австрии, Риека была захвачена хорватскими войсками (лояльными Австрии) под командованием Пан Йосипа Елачича. Затем город был присоединен непосредственно к Хорватии, хотя и сохранил определенную автономию. Риека была возвращена под прямое правление Венгрии в 1868 году с хорватско-венгерским соглашением об урегулировании, возобновившим ее статус «corpus separatum» (венгерский « остров » в пределах Хорватии). Положение города было определено отдельным приложением к мировому соглашению, так называемым «Риекским пятном» («Riječka krpica» на хорватском языке).

Джованни де Чотта (мэр с 1872 по 1896 год) оказался авторитетным местным политическим лидером. Под его руководством началась впечатляющая фаза расширения города, отмеченная крупным развитием портов, подпитываемая общим расширением международной торговли и связью города (1873 г.) с австро-венгерской железнодорожной сетью. Современные промышленные и торговые предприятия, такие как Королевская венгерская морская навигационная компания " Адрия ", конкурирующая судоходная компания Ungaro-Croata (основана в 1891 году) и бумажная фабрика Smith and Meynier (которая эксплуатировала первый паровой двигатель в Юго-Восточной Европе), расположенный в каньоне Речина, производит сигаретную бумагу, продаваемую по всему миру.

Вторая половина 19 века и начало 20 века (до Первой мировой войны) были периодом большого процветания, быстрого экономического роста и технологического динамизма для Риеки. Многие авторы и свидетели описывают Риеку того времени как богатый, терпимый, зажиточный город, предлагавший хороший уровень жизни и бесконечные возможности для заработка. Папский делегат Селсо Костантини отметил в своем дневнике «религиозное безразличие и апатию города». Дальнейшее промышленное развитие города включало в себя первый промышленный нефтеперерабатывающий завод в Европе в 1882 году и первый в мире завод по производству торпед в 1866 году после Роберта Уайтхеда, менеджера Stabilimento Tecnico Fiumano (австрийской инженерной компании, занимающейся поставкой двигателей). для австро-венгерского флота ), спроектировал и успешно испытал первую в мире торпеду. Помимо торпедной фабрики Уайтхеда, открывшейся в 1874 г., нефтеперерабатывающего завода (1882 г.) и бумажной фабрики, в эти годы были созданы или расширены многие другие промышленные и торговые предприятия. К ним относятся фабрика по производству рисовой шелухи и крахмала (одна из крупнейших в мире), деревообрабатывающая и мебельная компания, элеватор и мельница для пшеницы, судостроительная промышленность Ganz-Danubius, фабрика какао и шоколада, кирпичная фабрика, табачная фабрика. (крупнейший в монархии), коньячный завод, макаронный завод, завод по производству бочек и сундуков в Оссойнаке, большой кожевенный завод, пять литейных заводов и многие другие. В начале 20 века более половины промышленных мощностей Хорватии (в то время в основном аграрных) располагалось в Риеке.

Австро-венгерская морская академия в Риеке стала новаторским центром высокоскоростной фотографии. Работавший в Академии австрийский физик Петер Зальчер сделал первую фотографию пули, летящей со сверхзвуковой скоростью, в 1886 году, разработав метод, который позже использовал Эрнст Мах в своих исследованиях сверхзвукового движения.

Casa Veneziana в Риеке Пизанская башня Собор Святого Вита

Порт Риеки претерпел огромное развитие благодаря щедрым венгерским инвестициям, став основным морским выходом для Венгрии и восточной части Австро-Венгерской империи. К 1913–14 годам порт Фиуме стал десятым по загруженности портом в Европе. Население быстро росло - всего с 21 000 в 1880 году до 50 000 в 1910 году. В число основных гражданских зданий, построенных в это время, входит Дворец губернатора, спроектированный венгерским архитектором Алайошом Хаусманном. Между Риекой и Триестом, главным морским выходом Австрии, продолжалось соперничество, отражающее соперничество между двумя составляющими Двойной монархии. Австро-венгерский флот стремился сохранить баланс, заказывая новые боевые корабли с верфей обоих городов.

В этот период в городе было итальянское большинство. Фактически, согласно переписи 1880 года, в Риеке проживало 9 076 итальянцев, 7 991 хорват, 895 немцев и 383 венгра. Некоторые историки утверждают, что в начале 19 века в городе было славянское большинство, потому что перепись 1851 года показала, что большинство жителей хорватов. Однако эта перепись считается не очень надежной, особенно итальянскими историками. Во время последней австро-венгерской переписи в 1910 году в корпусе сепаратума проживало 49 806 человек, и он состоял из следующих языковых сообществ:

Языки в 1911 г. 49806 жителей (100%)
Итальянский 23 283 (46,9%)
хорватский 15 731 (31,7%)
словенский 3 937 (7,9%)
венгерский язык 3 619 (7,3%)
Немецкий 2,476 (5,0%)
английский 202 (0,4%)
чешский язык 183 (0,3%)
сербский 70 (0,14%)
французкий язык 40 (0,08%)
Польский 36 (0,07%)
румынский 29 (0,06%)

По вероисповеданию перепись 1910 года показывает, что из 49 806 жителей было 45 130 католиков, 1696 евреев, 1 123 кальвинистов, 995 православных и 311 лютеран. Еврейское население быстро росло, особенно в 1870-1880-х годах, и в 1907 году построили большую синагогу (которая была разрушена в 1944 году во время немецкой оккупации). Накануне Первой мировой войны в Риеке было 165 гостиниц, 10 отелей с ресторанами, 17 кафе, 17 ювелиров, 37 парикмахерских и 265 ателье.

Риека в начале 20 века
  • Трамвай в Риеке, улица Л. Кошута, около 1910 г.

  • Риека, Римская арка в Старом городе, около 1900 г.

  • Гавань Риеки, около 1900 г.

  • Риека - Корсо, гр. 1900 г.

Первая Мировая Война

Производство торпед в Риеке, гр. 1914 г.

Первая мировая война положила конец «золотой эре» мира, стабильности и быстрого экономического роста Риеки. Город никогда не смог бы полностью восстановиться до прежнего уровня благосостояния. Поначалу это было похоже на нормальность (город находился далеко от линии фронта), однако все большая часть мужского населения стала мобилизоваться армией и флотом. Промышленность города, связанная с войной, продолжала работать на полную мощность и внесла значительный вклад в военные усилия Австро-Венгрии, особенно военно-морской флот. Верфь Ganz-Danubius произвела ряд боевых кораблей и подводных лодок, таких как подводные лодки класса U-27, крейсера класса Novara, большой линкор SMS Szent István и другие. Всего с начала 1900-х по 1918 год верфи города выпустили для военно-морского флота 1 линкор, 2 крейсера, 20 эсминцев, 32 торпедных катера и 15 подводных лодок. Риека была также главным центром производства торпед. Однако многое изменилось, когда война превратилась в затяжной конфликт, особенно с объявлением Италией войны Австро-Венгрии в мае 1915 года. Это открыло линию фронта всего в 90 км от города и вызвало повсеместное чувство беспокойства среди большого итальянского населения.. Несколько сотен итальянцев, которых власти считали нелояльными (вражескими некомбатантами), были депортированы в лагеря в Венгрии ( Тапиосюли и Кишкунхалаш ), где многие умерли от недоедания и болезней. Завод по производству торпед был атакован итальянским дирижаблем «Читта ди Новара» в 1915 году (позже сбит австрийскими гидросамолетами) и получил повреждения. Как следствие - большая часть производства торпед была перенесена в Санкт-Пёльтен в Австрии, подальше от линии фронта. В 1916 году город снова подвергся атаке итальянских самолетов и получил незначительные повреждения. Военно-морская академия прекратила свою деятельность и была преобразована в военный госпиталь (в зданиях бывшей военно-морской академии до сих пор находится городской госпиталь). 10 февраля 1918 года итальянский флот совершил налет на близлежащую бухту Бакар, причинив небольшой материальный ущерб, но добившись значительного пропагандистского эффекта. По мере затягивания войны экономика города и уровень жизни населения резко ухудшались. Из-за морской блокады движение порта резко упало - с 2 892 538 тонн в 1913 году (до войны) до 330 313 тонн в 1918 году. Многие заводы, испытывая недостаток рабочей силы и / или сырья, сократили производство или просто закрылись. Нехватка продуктов питания и других предметов первой необходимости стала повсеместной. Даже общественная безопасность стала проблемой из-за увеличения числа краж, инцидентов с применением насилия и спекуляции на войне. Кризис обострился 23 октября 1918 года, когда хорватские войска, дислоцированные в Риеке (79-й полк), подняли мятеж и временно взяли город под свой контроль. На фоне растущего хаоса Австро-Венгерская империя распалась через несколько недель, 12 ноября 1918 года, начав долгий период нестабильности и неопределенности для города.

"Вопрос Фиуме" и итало-югославский спор

Основная статья: Вопрос Фиуме Жители Фиуме приветствуют Д'Аннунцио и его легионеров, сентябрь 1919 года. В то время в Фиуме проживало 22 283 итальянца (46,9% от общей численности населения в 49 608 жителей). Замок Трсат, юг

Распад Австро-Венгрии под властью Габсбургов в октябре 1918 года в последние недели Первой мировой войны привел к созданию в городе конкурирующих хорватско-сербских и итальянских администраций; как Италия, так и основатели нового Королевства сербов, хорватов и словенцев (позднее Королевство Югославия) заявили о суверенитете на основе своего « ирредентистского » («неискупленного») этнического населения.

Предварительная банкнота в 10 фиумских крон (1920 г.)
Предварительная банкнота в 10 фиумских крон (1920 г.)

После непродолжительной военной оккупации Королевством сербов, хорватов и словенцев, за которой последовала односторонняя аннексия Белградом бывшего корпуса сепаратум, в ноябре 1918 года в город вошли международные силы из британских, итальянских, французских и американских войск. Их будущее стало главный барьер на пути к соглашению во время Парижской мирной конференции 1919 года. Президент США Вильсон даже предложил сделать Риеку вольным городом и штаб-квартирой недавно сформированной Лиги Наций.

Расположение Свободного государства Фиуме (1920–1924) Адриатическая площадь и дворец Адриа

Основная проблема возникла из-за того, что Риека не была отнесена ни к Италии, ни к Хорватии (ныне Югославия) по Лондонскому договору, который определял послевоенные границы в этом районе. Он оставался закрепленным за Австро-Венгрией, потому что - до самого конца Первой мировой войны - предполагалось, что Австро-Венгерская империя переживет Первую мировую войну в той или иной форме, и Риека должна была стать ее единственным морским портом (Триест должен был быть аннексирован Италией). Однако после распада империи статус города стал предметом споров. Италия основывала свое заявление на том факте, что итальянцы составляли самую крупную национальность в городе (46,9% от общей численности населения). Хорваты составляли большую часть оставшейся части и составляли большинство в окрестностях. Андреа Оссойнак, которая была последним делегатом от Фиуме в венгерский парламент, была допущена на конференцию в качестве представителя Фиуме и, по сути, поддержала заявления Италии. Тем не менее, на тот момент в городе в течение многих лет существовала сильная и очень активная Автономистская партия, стремящаяся к Риеке особого независимого статуса среди народов как многокультурного адриатического города. У этого движения даже был представитель на Парижской мирной конференции - Руджеро Готхарди.

Регентство Карнаро

Основная статья: Итальянское Регентство Карнаро

10 сентября 1919 года был подписан Сен-Жерменский договор, объявивший о распаде Австро-Венгерской монархии. Переговоры о будущем города были прерваны двумя днями позже, когда отряд итальянских националистических нерегулярных формирований во главе с поэтом Габриэле д'Аннунцио захватил город. Поскольку итальянское правительство, желая соблюдать свои международные обязательства, не хотело аннексировать Фиуме, Д'Аннунцио и интеллектуалы на его стороне в конечном итоге создали независимое государство, итальянское Регентство Карнаро, уникальный социальный эксперимент для той эпохи и революционный культурный опыт, в котором приняли участие различные международные интеллектуалы из разных слоев общества (такие как Осберт Ситуэлл, Артуро Тосканини, Генри Ферст, Филиппо Томмазо Маринетти, Харукичи Шимой, Гульельмо Маркони, Альцест Де Амбрис, Уитни Уоррен и Леон Кохницкий).

Среди многочисленных политических экспериментов, которые имели место во время этого опыта, Д'Аннунцио и его люди предприняли первую попытку создать движение неприсоединившихся стран, в так называемой Лиге Фиума, организация антитетического в вильсоновскому Лигу Наций, в котором он видел средство сохранения коррумпированного и империалистического статус-кво. Организация была нацелена в первую очередь на помощь всем угнетенным национальностям в их борьбе за политическое достоинство и признание, установление связей со многими движениями на разных континентах, но так и не нашла необходимой внешней поддержки, и ее главным наследием остается признание Советской России Регентством Карнаро., первое государство в мире, сделавшее это.

Фиуме (Риека) в 1937 году

Либеральный Джолитти стал премьером Италии снова в июне 1920 года; это сигнализировало об ужесточении отношения официальных лиц к перевороту Д'Аннунцио. 12 ноября Италия и Югославия заключили Рапалльский договор, который предусматривал, что Фиуме станет независимым государством, Свободным государством Фиуме, под управлением правительства, приемлемого для обеих держав. Ответ Д'Аннунцио был характерно ярким и сомнительным: его объявление войны Италии вызвало бомбардировку итальянскими королевскими войсками, которая привела к его сдаче города в конце года после пятидневного сопротивления (известного как Кровавое Рождество ). Итальянские войска освободили город от ополченцев Д'Аннунцио в последние дни декабря 1920 года. После мировой войны и дополнительных двух лет экономического паралича городская экономика приближалась к коллапсу, а население было истощено.

Свободное государство Фиуме

Основная статья: Свободное государство Фиуме

В ходе последующих демократических выборов 24 апреля 1921 года электорат Фьюме одобрил идею свободного государства Фьюме-Риека с консорциумом Фьюме-Итало-Югославской структурой собственности на порт, что дало подавляющую победу независимым кандидатам Автономистской партии. Таким образом, Фиуме стал полноправным членом Лиги Наций, и последовавшие за этим выборы первого президента Риеки, Риккардо Занеллы, были встречены официальным признанием и приветствиями со стороны всех крупных держав и стран мира. Несмотря на многие положительные события, приведшие к созданию новых государственных структур, последующее формирование учредительного собрания штата не положило конец раздорам в городе. Кратковременный захват власти итальянскими националистами закончился вмешательством итальянского королевского комиссара, а еще один недолгий мир был прерван местным фашистским путчем в марте 1922 года, который закончился третьей итальянской интервенцией для восстановления прежнего порядка. Семь месяцев спустя итальянское королевство попало под власть фашистов, и судьба Фиуме была решена, так как итальянская фашистская партия была среди самых решительных сторонников присоединения Фиуме к Италии. Таким образом, Свободное государство Фиуме должно было официально стать первой страной, ставшей жертвой фашистского экспансионизма.

Капуцинская церковь Богоматери Лурдской

Территория Фиуме входит в состав Королевства Италия

Период дипломатической вражды завершился двусторонним Римским договором (27 января 1924 г.), подписанным Италией и Югославией. Этим две соседние страны договорились о разделе территории небольшого государства. Большая часть старой территории Corpus Separatum стала частью Италии, а несколько хорватских / словеноязычных деревень к северу от города были аннексированы Югославией. Аннексия де-факто произошла 16 марта 1924 года и положила начало примерно двадцатилетнему правлению итальянского города над городом в ущерб хорватскому меньшинству, которое стало жертвой дискриминации и политики целенаправленной ассимиляции.

Город стал резиденцией недавно образованной провинции Карнаро. В этот период Фиуме потерял свои коммерческие внутренние районы и, следовательно, часть своего экономического потенциала, поскольку он стал приграничным городом, не имеющим стратегического значения для Королевства Италия. Однако, поскольку он сохранил статус Свободного порта и свой культовый образ в мифе о государственном строительстве, он получил множество экономических уступок и субсидий от правительства в Риме. Они включали отдельный налоговый режим от остальной части Италии и непрерывный приток инвестиций из итальянского государства (хотя и не столь щедрый, как предыдущие венгерские). Город восстановил хороший уровень экономического процветания и был намного богаче, чем окружающие югославские земли, но экономический и демографический рост замедлился по сравнению с предыдущим австро-венгерским периодом.

Вторая мировая война и немецкая оперативная зона

Риека под бомбардировкой Королевских ВВС, 1944 год. Рынок

В начале Второй мировой войны Риека сразу же оказалась в затруднительном положении. Город был преимущественно итальянским, но его непосредственные окрестности и город Сушак, прямо через реку Речина (сегодня часть собственно Риеки), были населены почти исключительно хорватами и частью потенциально враждебной державы - Югославии. После того, как державы Оси вторглись в Югославию в апреле 1941 года, хорватские районы, окружающие город, были оккупированы итальянскими военными, что подготовило почву для интенсивного и кровавого мятежа, который продлится до конца войны. Партизанские действия включали партизанские атаки на изолированные позиции или колонны снабжения, саботаж и убийства мирных жителей, которые, как считается, были связаны с итальянскими и (позже) немецкими властями. Это, в свою очередь, было встречено жесткими репрессиями со стороны итальянских и немецких военных. 14 июля 1942 года в отместку за убийство партизанами (повстанцами, возглавляемыми коммунистами) четырех гражданских лиц итальянского происхождения итальянские военные убили 100 человек из пригородной деревни Подхум, а оставшиеся 800 человек переселили в концентрационные лагеря.

После капитуляции Италии союзникам в сентябре 1943 года Риека и прилегающие территории были оккупированы и аннексированы Германией, став частью Адриатической прибрежной зоны. Партизанская деятельность продолжалась и усиливалась. 30 апреля 1944 года в соседнем селе Липа немецкие войска убили 263 мирных жителя в отместку за убийство нескольких солдат во время партизанской атаки.

Трансадрийское здание

Из-за своей промышленности (нефтеперерабатывающий завод, торпедный завод, верфи) и портовых сооружений город также стал целью более 30 англо-американских воздушных атак, которые привели к обширным разрушениям и сотням жертв среди гражданского населения. Некоторые из самых тяжелых бомбардировок произошли 12 января 1944 г. (атака на нефтеперерабатывающий завод, часть нефтяной кампании ), 3–6 ноября 1944 г., когда в результате серии атак погибло не менее 125 человек, а в период с 15 по 25 февраля 1945 г. (200 человек) погибших, 300 раненых).

Район Риеки был сильно укреплен еще до Второй мировой войны (остатки этих укреплений можно увидеть сегодня на окраине города). Это была укрепленная граница между Италией и Югославией, которая в то время пересекала территорию города и его окрестности. Когда югославские войска подошли к городу в апреле 1945 года, последовало одно из самых ожесточенных и крупнейших сражений в этом районе Европы. 27 000 немецких и дополнительные итальянские войска RSI упорно сражались из-за этих укреплений (переименованных немцами в Ingridstellung - линию Ингрида). Под командованием немецкого генерала Людвига Кюблера они нанесли тысячи потерь атакующим югославским партизанам, которые были вынуждены своим начальством атаковать хорошо укрепленные позиции к северу и востоку от города. Югославское командование не щадило потерь, чтобы ускорить захват города, опасаясь возможной высадки англичан в этом районе, которая помешает их продвижению к Триесту до окончания войны. После крайне кровопролитного боя и больших потерь на стороне нападавших немцы были вынуждены отступить. Перед тем как покинуть город, в акте бессмысленного разрушения (война почти закончилась) немецкие войска уничтожили большую часть гавани и другую важную инфраструктуру с помощью взрывных устройств. Однако попытка немцев вырваться из окружения к северо-западу от города не увенчалась успехом. Из примерно 27 000 немецких и других войск, отступающих из города, 11 000 были убиты или казнены после сдачи, а остальные 16 000 были взяты в плен. Югославские войска вошли в Риеку 3 мая 1945 года. Город сильно пострадал во время войны. Экономическая инфраструктура была почти полностью разрушена, а из 5 400 зданий в городе на тот момент 2 890 (53%) были либо полностью разрушены, либо повреждены.

Последствия Второй мировой войны

Основная статья: Истрийско-далматинский исход Губернаторский дворец, Морской и Исторический музей хорватского побережья Самые высокие жилые небоскребы в Хорватии

Судьба города снова была решена сочетанием силы и дипломатии. Несмотря на настойчивые просьбы правительства Фьюмана в изгнании о сотрудничестве с партизанами и призывы уважать международно признанный суверенитет города-государства, а также несмотря на щедрые первоначальные обещания, данные югославскими властями полной независимости, а затем и широкой автономии для города-государства ( местным жителям обещали различные степени автономии в разные моменты войны, в первую очередь возможность стать государством Союзная Республика Югославия), город был аннексирован Югославией и включен в состав федеративного государства Хорватия. Все многочисленные голоса инакомыслия среди населения были заглушены в течение 12 месяцев после окончания войны. Ситуация, созданная югославскими войсками на местах, была в конечном итоге формализована Парижским мирным договором 1947 года между Италией и союзниками 10 февраля 1947 года, несмотря на жалобы последнего демократически избранного правительства и его президента в изгнании Риккардо Занелла и попытки опытного министра иностранных дел Италии Карло Сфорца отстоять предыдущие планы Вильсона по созданию мультикультурного Свободного государства с местной штаб-квартирой для недавно созданной Организации Объединенных Наций. После того, как переход к югославскому суверенитету был официально оформлен, и, в частности, в годы, приведшие к Триестскому кризису 1954 года, 58 000 из 66 000 жителей города были постепенно вынуждены либо эмигрировать (они стали известны на итальянском языке как esuli или изгнанные из Истрии, Фиуме и Далмация ) или пережить жестокий гнет нового югославского коммунистического режима. Югославская коммунистическая партия выбрала заметно сталинский подход к решению местного этническому вопроса, в частности, после того, как сочувствующие автономистском получила массовую поддержку в первых местных выборах, проводимых на территории города в период между 1945 и 1946 гг.

Дискриминация и преследования, которым многие жители подверглись со стороны югославских властей в последние дни Второй мировой войны и первые годы мира, до сих пор остаются болезненными воспоминаниями для местных жителей и эсули и являются своего рода табуированной темой для жителей Риеки. политическая среда, которая до сих пор во многом отрицает происходящее. Суммарные казни предполагаемых фашистов (часто хорошо известных антифашистов или открыто аполитичных), направленные на поражение местного интеллектуального класса, автономистов, коммерческих классов, бывших итальянских государственных служащих, военных и часто также простых гражданских лиц (по крайней мере, 650 казней итальянцев, имевших место после окончания войны, в конечном итоге вынудили большинство италофонов (разных национальностей) покинуть Риеку / Фиуме, чтобы не стать жертвами более жесткого возмездия. Удаление было тщательно спланированной операцией, направленной на то, чтобы убедить трудно ассимилируемую итальянскую часть автохтонного населения покинуть страну, о чем десятилетия спустя засвидетельствовали представители югославского руководства.

Комплекс бассейнов в Кантриде Астрономический центр Риека

Самыми заметными жертвами политических и этнических репрессий против местных жителей в этот период была чистка автономистов Фиуме, поразившая всех автономистов, все еще живущих в городе и теперь связанных с Движением автономистов Либурнии. Автономисты активно помогали югославским партизанам в освобождении региона от фашистской и нацистской оккупации, и, несмотря на различные обещания большой политической автономии для города, в конечном итоге все они были убиты югославской тайной полицией ОЗНА в дни, предшествовавшие югославской войне. победный марш армии в город и его последствия. В последующие годы югославские власти присоединились к муниципалитетам Фиуме и Сушак, и после 1954 года менее одной трети первоначального населения теперь объединенных муниципалитетов (в основном то, что ранее было хорватским меньшинством в Фиуме и большинством в Сушаке) осталось в город, потому что старый муниципалитет Фиуме потерял за эти годы более 85% первоначального населения. Югославские планы по более послушной демографической ситуации в Риеке достигли кульминации в 1954 году во время кризиса в Триесте, когда югославская коммунистическая партия объединила многих местных членов, чтобы разрушить или уничтожить наиболее заметные пережитки итальянского / венецианского языка и все двуязычные надписи в городе ( который получил законный статус полностью двуязычного после оккупации в 1945 году), в конечном итоге также `` де-факто '' (но не `` де-юре ''), исключив двуязычие, за исключением нескольких избранных двуязычных школ и внутри собственного здания итальянского сообщества. После войны местные этнические итальянцы Риеки покинули Югославию и перебрались в Италию ( истрийско-далматинский исход ).

Затем город был заселен иммигрантами из разных частей Югославии, что еще раз сильно изменило демографию города и его языковой состав. Эти годы совпали также с периодом общей реконструкции и новой программы индустриализации после разрушительной войны. В период правления югославских коммунистов между 1950-ми и 1980-ми годами город стал главным портом Союзной Республики и снова начал расти, как в демографическом, так и в экономическом отношении, используя преимущества недавно восстановленных внутренних районов, которые раньше не имели во время итальянского периода, а также восстановление после войны традиционных производств, морской экономики и портового потенциала. Это, в сочетании с его богатой коммерческой историей, позволило городу вскоре стать вторым по величине (ВВП на душу населения) районом Югославии. Однако многие из этих отраслей и компаний, основанные на социалистической плановой экономической модели, не смогли пережить переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов.

После распада Югославии в 1991 году бывшее Федеральное государство Хорватия стало независимым, а в последовавшей за этим войне за независимость Хорватии Риека стала частью недавно получившей независимость Хорватии. С тех пор в городе наблюдается экономический застой, и его демография резко упала. Некоторые из ее крупнейших отраслей промышленности и работодатели прекратили свою деятельность, наиболее известными из них являются судоходная компания Jugolinija, фабрика торпед, бумажная фабрика и многие другие малые или средние производственные и коммерческие компании. Другие компании изо всех сил пытались оставаться экономически жизнеспособными (например, судостроительная верфь 3-го мая ). Число людей, работающих на производстве, сократилось с более чем 80 000 человек в 1990 году до 5 000 только через два десятилетия. Приватизационные скандалы и крупномасштабная коррупция, ознаменовавшая переход Хорватии от социализма к капитализму, а также несколько лет военной экономики сыграли значительную роль в крахе экономики города в 1990-х и начале 2000-х годов. Трудный и неопределенный переход экономики города от производства к экономике, основанной на услугах и туризме, все еще продолжается.

В 2018 году было объявлено, что спустя 65 лет после отмены итальянского в качестве официального языка города, новые хорватско-итальянские двуязычные указатели будут снова размещены в части Фиуме современного объединенного муниципалитета.

В 2020 году Риека была признана культурной столицей Европы наряду с Голуэем с запланированной программой, включающей более 600 мероприятий культурного и социального значения.

Здание городской администрации

Международный карнавал в Риеке

Основная статья: Карнавал в Риеке

Карнавал в Риеке (хорватский: Riječki karneval) проводится каждый год перед Великим постом (с конца января по начало марта) в Риеке, Хорватия. Основанный в 1982 году, он стал крупнейшим карнавалом в Хорватии. Ежегодно карнавалу предшествуют многочисленные мероприятия. Сначала мэр Риеки передает символический ключ города Мештару Тони, который является «маэстро» карнавала, и он становится мэром города во время карнавала, хотя это только образно. В этот же день проходят выборы королевы карнавала. Поскольку во всех городах вокруг Риеки во время карнавала проводятся свои мероприятия, королева и Мештар Тони посещают большинство из них.

Карнавал в Риеке

Также ежегодно в Губернаторском дворце в Риеке проводится благотворительный карнавальный бал. В нем принимают участие политики, представители спорта и СМИ, а также ряд послов.

В выходные перед главным событием проходят еще два мероприятия. Один из них - ралли Париж – Бакар (после ралли «Дакар» ). Начало - это часть Риеки, которая называется Париж, в честь расположенного там ресторана, а конец - в городе Бакар, расположенном примерно в 20 километрах (12 милях) к юго-востоку. Все участники автопробега носят маски, а автомобили в большинстве своем - это модифицированные старые автомобили. Второе мероприятие - детский карнавал, который, как и основной, проводится на главной аллее Риеки, Корзо. Участвующие группы в основном из детских садов и начальных школ, включая группы из других частей Хорватии и соседних стран. В 1982 году на главной улице Риеки, Корзо, было всего три группы в масках. В последние годы международный карнавал собрал около 15 000 участников со всего мира, организованных в более 200 карнавальных групп с более чем 100 000 толп.

Демография

Историческое население
Год Поп. ±%
1880 г. 37 904 -    
1890 г. 48 959 + 29,2%
1900 г. 61 419 + 25,4%
1910 г. 76 042 + 23,8%
1921 г. 61 157 −19,6%
1931 г. 72 111 + 17,9%
1948 г. 67 088 −7,0%
1953 г. 73 718 + 9,9%
1961 г. 98 759 + 34,0%
1971 г. 129 173 + 30,8%
1981 г. 158 226 + 22,5%
1991 г. 165 904 + 4,9%
2001 г. 144 043 -13,2%
2011 г. 128 624 -10,7%
Источник: Naselja i stanovništvo Republike Hrvatske 1857–2001, DZS, Zagreb, 2005.

По переписи 2011 года население города составляло 128 624 человека, в том числе:

Хорваты 106 136 (82,52%)
Сербы 8 446 (6,57%)
Боснийцы 2650 (2,06%)
Итальянцы 2,445 (1,90%)

Остальные группы, включая словенцев и венгров, составляли менее 1% каждая.

Перепись населения Хорватии выявила два населенных пункта в пределах города Риека - сам город с населением 128 624 человека и « Бакар » (население 240 человек), который находится отдельно от соседнего муниципалитета Бакар. 27 февраля 2014 года городской совет принял решение о присоединении поселка «Бакар» («часть» - Святой Кузам) к поселку Риека.

В следующих таблицах перечислено население города, а также население бывшего муниципалитета (расформированного в 1995 году), городского и столичного районов.

Год Собственно город Муниципалитет Городской метро
1981 г. 158 226 193 044 222 318 251 768
1991 г. 165 904 206 229 236 028 268 016
2001 г. 144 043 191 647 220 538 252 933
2011 г. 128 624 185 125 213 666 245 054
численность населения Площадь (км 2) Плотность
Собственно город 128 624 44 год 2 923
Бывший муниципалитет 56 501 473 119
Промежуточный итог 185 125 517 358
Городской район 28 541 308 93
Промежуточный итог 213 666 825 259
Район метро 31 388 840 37
Общий 245 054 1,665 147

Панорамы

Вид на гавань Риеки из Опатии Вид на Риеку и Учку Вид на залив Риека ночью Вид на Губернаторский дворец

Известные люди из Риеки

Ученые, профессора и изобретатели

Искусство и культура

Политика и институты

Экономисты и предприниматели

  • Андреа Лодовико Адамич, торговец-аристократ из Фиуме, строитель, один из самых выдающихся сторонников экономического и культурного развития города.
  • Роберт Уайтхед, английский серийный предприниматель, известный разработкой первой эффективной самоходной морской торпеды в сотрудничестве с Джованни Лупписом из Фиуме.
  • Луиджи Оссойнак, серийный предприниматель и бизнесмен, один из главных факторов экономического бума Фиуме во второй половине XIX века.

Спортсмены

  • Мирза Джомба, хорватский гандболист, чемпион мира и олимпийский чемпион
  • Эцио Лоик, итальянский футболист, член команды Grande Torino, выигравшей 5 титулов подряд в серии А в 1940-х годах, и сборной Италии.
  • Абдон Памич, фиумано-итальянский спортсмен, золотой медалист летних Олимпийских игр 1964 года в Токио.
  • Ульдерико Серго, фиумано-итальянский боксер-профессионал, золотой медалист летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине.
  • Орландо Сирола, Фьюман-итальянский теннисист
  • Лучано Сушань, фьюмано-хорватский политик, чемпион Европы по легкой атлетике
  • Оскар Вичич, футболист
  • Владимир Вуясинович, сербский ватерполист, чемпион мира и Европы, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр

Музыкантов

  • Иван Зайц, фиумано-хорватский композитор, дирижер, режиссер и педагог
  • Дино Чиани, фиумано-итальянский пианист
  • Дамир Урбан, хорватский музыкант и автор-исполнитель, бывший участник группы Laufer

Другой

Центр башни Риека

Основные достопримечательности

Итальянская средняя школа Турецкий дом на рынке Palace Modello в Риеке Художественная инсталляция «Мастера» на рыбном рынке Риеки.
  • Творница "Торпедо" (завод "Торпедо"). Первые европейские прототипы самоходной торпеды, созданные Джованни Лупписом, военно-морским инженером в отставке из Риеки. Остатки этого завода до сих пор существуют, в том числе хорошо сохранившаяся стартовая площадка, использовавшаяся для испытаний самоходных торпед, на которой в 1866 году была испытана первая торпеда.
  • Здание Хорватского национального театра. Это грандиозное здание театра, официально открытое в октябре 1885 года, включает работы известного венецианского скульптора Августа Бенвенути и художника по потолку Франца Матча, сотрудничавшего с Эрнстом и Густавом Климтом. Художественная инсталляция «Пляж Балтазартауна» на пляже Грчево. Файл: Rijeka20200305 HNK-IPZajc CargoContainersTrain полдень iPhoneMOVtoOGG.ogv Воспроизвести медиа Городской пейзаж площади Хорватского национального театра ИП Зайц и грузовые контейнеры поезд
  • Светиште Майке Божье Трсацкое - Святилище Трсатской Богоматери. Построенный на высоте 135 м (443 фута) над уровнем моря на холме Трсат в период позднего средневековья, он представляет собой хранителя путешественников, особенно моряков, которые приносят ей подношения, чтобы она охраняла их или помогала им во время неприятностей или болезней. Здесь находится готическая скульптура Мадонны из Слуня и работы художника эпохи барокко К. Ташче.
  • Замок Трсат, крепость 13 века, с бастионов и валов открывается великолепный вид на долину реки Речина, доки и залив Кварнер.
  • Лестница Петара Кружича (или лестница Трсат), которая связывает центр Риеки с Трсатом. Лестница состоит из 561 каменной ступени и была построена для паломников как путь к Святилищу Богоматери Трсат.
  • Старые ворота или римская арка. Сначала считалось, что это римская триумфальная арка, построенная римским императором Клавдием Готиком, но позже выяснилось, что это всего лишь портал в преториум, армейское командование в поздней античности.
  • Кафедральный собор Риеки, посвященный св. Виту.
  • Palace Modello, спроектированный Buro Fellner amp; Helmer и построенный в 1885 году.
  • Стадион Кантрида был включен в список самых знаковых и необычных футбольных стадионов мира по версии CNN в 2011 году.
  • Установка Art «Masters», сайт-специфическое искусство установки чешского художника Павла Mrkus была постоянно находились под высоким сводом потолка на внутренних балконах рыбного рынка Риеки в. Инсталляция состоит из видеофрагмента - проекции видео Мркуса, записанного на рыболовном траулере DIMI во время ловли рыбы в водах Кварнерича, - и сопровождается аудиофрагментом звуков моря и рыбацкой лодки, которые можно услышать только в галерея рыбного рынка. Это история, которая отдает дань уважения тем, кого здесь никогда не видели, но без которых на столах не было бы рыбы.
  • Художественная инсталляция «Пляж Balthazartown», специфическая для сайта художественная инсталляция, нашла свое место на пляже Грчево, более известном как Пайол или Шестица, в самом конце Печина, недалеко от верфи Виктора Ленаца. Под наставничеством художника Игоря Эшкини студенты Академии прикладных искусств Университета Риеки разработали стальную скульптуру, которая меняет восприятие окружающей среды наблюдателем, и создали 15 надписей на бетонном плато, которые побуждают всех играть и видны только при контакте с водой. Художественный процесс вдохновлен темой всемирно известного и отмеченного наградами мультсериала « Профессор Бальтазар », в котором сценограф использовал Риеку в качестве основного источника вдохновения для создания Balthazartown.

Климат

Пляж Сабличево Горнолыжный курорт Платак, к северу от Риеки

В Риеке влажный субтропический климат (Cfa по классификации климата Кеппена ) с теплым летом и относительно мягкой и дождливой зимой. Конфигурация ландшафта, с горами, круто поднимающимися всего в нескольких километрах от берега Адриатики, обеспечивает поразительные климатические и ландшафтные контрасты в пределах небольшой географической области. Пляжи можно наслаждаться в течение лета в типично средиземноморской обстановке вдоль прибрежных районов города на восток (Pećine, Кострена ) и запад (Kantrida, Preluk). В то же время горнолыжный курорт Платак, расположенный всего в 10 км от города, предлагает катание на горных лыжах и обилие снега в зимние месяцы (иногда до начала мая). Залив Кварнер и его острова видны от горнолыжных склонов. В отличие от типичных средиземноморских мест, в Риеке обычно не бывает летней засухи. Снег бывает редко (обычно три дня в году, почти всегда пятнами). Есть 20 дней в году с максимальной температурой 30 ° C (86 ° F) или выше, в то время как в один день в году температура не превышает 0 ° C (32 ° F). Туман появляется примерно четыре дня в году, в основном зимой. Климат также характеризуется частыми осадками. Зимой обычны холодные ( бора ) ветры.

Климатические данные для Риеки (1971–2000 гг., Экстремальные периоды 1948–2014 гг.)
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Рекордно высокая ° C (° F) 20,0 (68,0) 21,4 (70,5) 24,0 (75,2) 28,9 (84,0) 33,7 (92,7) 36,7 (98,1) 40,0 (104,0) 39,2 (102,6) 34,8 (94,6) 28,8 (83,8) 25,5 (77,9) 20,4 (68,7) 40,0 (104,0)
Средняя высокая ° C (° F) 9,1 (48,4) 9,9 (49,8) 12,6 (54,7) 15,9 (60,6) 21,1 (70,0) 24,6 (76,3) 27,9 (82,2) 28,1 (82,6) 23,5 (74,3) 18,5 (65,3) 13,2 (55,8) 10,1 (50,2) 17,9 (64,2)
Среднесуточное значение ° C (° F) 5,8 (42,4) 6,3 (43,3) 8,8 (47,8) 12,0 (53,6) 16,8 (62,2) 20,3 (68,5) 23,1 (73,6) 23,1 (73,6) 18,8 (65,8) 14,2 (57,6) 9,6 (49,3) 6,8 (44,2) 13,8 (56,8)
Средняя низкая ° C (° F) 2,9 (37,2) 3,2 (37,8) 5,5 (41,9) 8,4 (47,1) 12,8 (55,0) 16,0 (60,8) 18,6 (65,5) 18,6 (65,5) 14,9 (58,8) 10,9 (51,6) 6,6 (43,9) 4,0 (39,2) 10,2 (50,4)
Рекордно низкая ° C (° F) -11,4 (11,5) -12,8 (9,0) -7,7 (18,1) -0,2 (31,6) 2,1 (35,8) 7,4 (45,3) 10,4 (50,7) 9,1 (48,4) 4,8 (40,6) -1,2 (29,8) -4,5 (23,9) -8,9 (16,0) -12,8 (9,0)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 128,7 (5,07) 104,1 (4,10) 113,0 (4,45) 113,8 (4,48) 103,3 (4,07) 119,9 (4,72) 70,1 (2,76) 101,5 (4,00) 156,5 (6,16) 203,9 (8,03) 181,9 (7,16) 155,6 (6,13) 1552,4 ( 61,12)
Среднее количество дней с осадками (≥ 0,1 мм) 10,7 8,5 10,3 12,6 12,5 12,3 8,8 9.0 10,6 12.1 11,7 11.2 130,1
Средние снежные дни (≥ 1,0 см) 0,8 0,3 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 1.4
Средняя относительная влажность (%) 65,1 60,3 60,4 62,6 63,7 62,4 56,4 56,0 63,7 67,4 67,3 66,4 62,7
Среднее количество солнечных часов в месяц 111,6 135,6 155,0 171,0 232,5 249,0 297,6 279,0 201,0 161,2 111,0 99,2 2 203,7
Процент возможного солнечного света 41 год 50 47 47 57 год 61 71 71 58 51 42 40 55
Источник: Хорватская метеорологическая и гидрологическая служба.
Климатические данные для Риеки
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Средняя температура моря ° C (° F) 11,4 (52,5) 10,6 (51,1) 11,2 (52,2) 13,5 (56,3) 17,9 (64,2) 22,6 (72,7) 24,7 (76,5) 24,9 (76,8) 23,5 (74,3) 19,5 (67,1) 16,9 (62,4) 14,2 (57,6) 17,6 (63,6)
Среднесуточный световой день 9.0 10.0 12.0 14.0 15.0 16.0 15.0 14.0 13,0 11.0 10.0 9.0 12,3
Средний ультрафиолетовый индекс 1 2 3 5 7 8 8 7 5 3 2 1 4.3
Источник: Weather Atlas.

Транспорт

См. Также: Порт Риека и аэропорт Риека. Международный аэропорт Риека Железная дорога в Риеке Паром в гавани Риеки

Порт Риека является самым крупным портом в Хорватии, с грузовой пропускной способностью в 2017 г. 12,6 млн т, главным образом сырой нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов и сыпучих грузов, а также 260,337 двадцать футов эквивалентных единиц (ДФЭ). Порт управляется администрацией порта Риека. Первые упоминания о порте в Риеке относятся к 1281 году, а в 1719 году порт Риека получил чартер в качестве свободного порта. Есть паромное сообщение между Риекой и близлежащими островами и городами, но нет прямого международного сообщения пассажирских судов. Есть прибрежные линии в Сплит и далее в Дубровник, которые ходят два раза в неделю и имеют международные связи.

В город сложно добраться по воздуху вне туристического сезона. Собственный международный аэропорт города Риека расположен на соседнем острове Крк через платный мост Крк. Автобусы, время в пути около 45 минут, курсируют из центра Риеки и близлежащей Опатии с расписанием, основанным на запланированном времени прибытия и отправления рейсов. Обслуживая 200 841 пассажира в 2019 году, этот объект больше похож на чартерный аэропорт, чем на серьезный транспортный узел, хотя различные регулярные авиалинии начали обслуживать его со сравнительно большим количеством рейсов, выполняемых из аэропортов Германии. Большинство этих рейсов выполняются только во время туристического сезона с мая по октябрь. Альтернативные близлежащие аэропорты включают Пула (около 90 минут езды от Риеки), Триест (около 90 минут), Любляна (около 2 часов), Загреб (около 2 часов) и Венеция (около 3 часов).

Риека имеет хорошее дорожное сообщение с другими частями Хорватии и соседними странами. Автомагистраль A6 соединяет Риеку с Загребом через автомагистраль A1, а автомагистраль A7, построенная в 2004 году, связывает Риеку с Любляной, Словения, через Илирска-Бистрица и с Триестом, Италия. Автомагистраль A7 действует как объездная автомагистраль Риеки и облегчает доступ к автомагистрали A8 сети Истрии Y, начинающейся с туннеля Учка и связывающей Риеку с Истрией. По состоянию на август 2011 года объездная дорога расширяется на восток до района моста Крк и строятся новые подъездные дороги.

Риека интегрирована в хорватскую железнодорожную сеть и международные железнодорожные линии. Полностью электрифицированная железная дорога соединяет Риеку с Загребом и далее в направлении Копривницы и венгерской границы как часть общеевропейского коридора Vb. Риека также связана с Триестом и Любляной отдельной электрифицированной линией, идущей к северу от города. Риека имеет прямое сообщение ежедневных поездов до Вены, Мюнхена и Зальцбурга, а также ночных поездов, курсирующих через Риеку. Планируется строительство новой высокопроизводительной железной дороги между Риекой и Загребом, которая простирается до Будапешта, а также железнодорожных путей, соединяющих Риеку с островом Крк и между Риекой и Пулой.

Спортивный

История организованного спорта в Риеке началась между 1885 и 1888 годами с основания клуба Alpino Fiumano в 1885 году, Young American Cycle Club в 1887 году (первый клуб этой американской лиги, основанный в чужой стране) и Nautico Sport Клуб Quarnero в 1888 году венгерским меньшинством города. Еще раньше, в 1873 году, по инициативе Роберта Уайтхеда, в Риеке был сыгран первый футбольный матч, который оспаривается на территории нынешней Республики Хорватия: команда Венгерских железных дорог и команда английских инженеров Stabilimento Tecnico di Fiume (позже Торпедный завод Фиуме). Первый футбольный клуб в Фиуме был основан под названием Fiumei Atletikai Club.

Сегодня HNK Rijeka - главная футбольная команда города. Они выступают в Первой хорватской футбольной лиге и были чемпионами Хорватии в 2016-17 годах. До июля 2015 года HNK Rijeka базировалась на легендарном стадионе «Кантрида». Поскольку Кантрида ожидает реконструкции, они базируются на недавно построенном стадионе Руевица, их временном домашнем стадионе, расположенном в новом тренировочном лагере клуба. Кроме того, HNK Orijent 1919 базируется в Сушаке и играет во Второй хорватской футбольной лиге.

Другие известные спортивные клубы Риеки включают RK Zamet и RK Zamet ( гандбол ), VK Primorje EB ( водное поло ), KK Kvarner ( баскетбол ) и ŽOK Rijeka (женский волейбол ).

Риека принимала чемпионат Европы по плаванию на короткой воде 2008 года. За свою более чем 80-летнюю историю LEN никогда не видел такого количества рекордов, которое было установлено в Базени Кантрида (плавательный комплекс Кантрида). Всего было установлено 14 европейских рекордов, из которых 10 мировых рекордов и даже 7 лучших мировых рекордов. Этот чемпионат также стал рекордным по количеству стран-участниц. В нем приняли участие более 600 лучших спортсменов из примерно 50 европейских стран. Пловцы из 21 страны выиграли медали, и 40 из 51 национальной федерации-члена LEN присутствовали в Риеке.

Международные связи

Смотрите также: Список городов-побратимов и городов-побратимов в Хорватии

Города-побратимы - города-побратимы

Фонарь, подарок японского города Кавасаки городу Риека

Риека является побратимом :

В популярной культуре

Немецкие вестерны Виннету 1960-х годов, основанные на романах Карла Мэя, частично снимались на окраине Риеки.

Злодей Marvel Пурпурный Человек происходит из этого города, и Риека присутствует во многих историях персонажей.

Сеттинг в мультсериале 1970-х годов « Профессор Бальтазар» был вдохновлен Риекой.

Американский сериал 1980-х годов «Ветры войны» частично снимался в Риеке и окрестностях.

Стилизованная версия Фиуме в течение 1920-х годов была одной из главных сцен в фильме 1992 года « Порко Россо » всемирно известного японского режиссера Хаяо Миядзаки, как город, перед которым находится фантастический «Отель Адриано» и с которым он связан. лодочный сервис, который принимает главный герой.

Действие романа Брюса Стерлинга, написанного в ноябре 2016 года в сотрудничестве с Уорреном Эллисом, « Пиратская утопия», альтернативная история дизельпанка, происходит в Фиуме (ныне Риека) в 1920 году во время недолгого итальянского Регентства Карнаро.

Сериал « Новин» ( «Бумага»), который транслируется на Netflix с апреля 2018 года, базируется в Риеке, и этот город использовался в качестве основного места съемок.

В 2019 году в Риеке частично снимался фильм « Телохранитель жены киллера ».

В последнее время Риека с ее историческими промышленными объектами, необычной холмистой местностью, потрясающими видами и ретро-архитектурой стала популярным местом для съемок телевизионной рекламы. Примеры включают рекламу бельгийского интернет-провайдера Telenet, японского производителя шин Bridgestone, немецкой розничной сети DM, японских автомобилей Honda Civic Type R, украинской сети рыбных ресторанов Flagman, словенского бренда безалкогольных напитков Cockta, немецкого производителя автомобилей Mercedes и других.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

Смотрите также: Библиография истории Риеки
  • Крессвелл, Петерджон; Аткинс, Исмей; Данн, Лили (10 июля 2006 г.). Тайм-аут Хорватия (Первое изд.). Лондон, Беркли и Торонто: Time Out Group Ltd и Ebury Publishing, Random House Ltd. 20 Vauxhall Bridge Road, London SV1V 2SA. ISBN   978-1-904978-70-1. Проверено 10 марта 2010 года.

Примечания

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 06:33:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте