Права природы

редактировать

Права природы - это юридическая и юридическая теория, которая описывает неотъемлемые права как связанные с экосистемами и видами, аналогично концепции основных прав человека. Концепция прав природы бросает вызов законам двадцатого века, которые, как правило, основаны на некорректной структуре природы как «ресурс», который должен принадлежать, использоваться и деградировать. Сторонники утверждают, что законы, основанные на правах природы, побуждают человечество действовать надлежащим образом и в соответствии с современной системной наукой, которая демонстрирует, что люди и мир природы фундаментально взаимосвязаны.

Эта школа мысли основана на двух основных рассуждениях. Во-первых, поскольку признание прав человека частично основано на философской вере в то, что эти права проистекают из собственного существования человечества, логически также и неотъемлемые права природного мира возникают из самого естественного мира. Второй, более прагматичный аргумент утверждает, что выживание людей зависит от здоровых экосистем, и поэтому защита прав природы, в свою очередь, способствует правам человека и благополучию.

С точки зрения прав природы, большинство экологических законов двадцатого века основано на устаревшей структуре, которая считает, что природа состоит из отдельных и независимых частей, а не из компонентов большего целого. Более серьезная критика заключается в том, что эти законы, как правило, подчиняются экономическим интересам и нацелены на реагирование и лишь частичное смягчение последствий деградации, вызванной экономикой, вместо того, чтобы ставить право природы на процветание в качестве основной цели этих законов. Эта критика существующих экологических законов является важным компонентом такой тактики, как судебное разбирательство по делу об изменении климата, которое направлено на принуждение общества к действиям по смягчению последствий изменения климата.

По состоянию на 2021 год законы о правах природы существуют на местном и национальном уровнях в 17 странах, включая десятки городов и округов по всей территории Соединенных Штатов. Они принимают форму конституционных положений, договорных соглашений, статутов, местных постановлений и судебных решений.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Основные принципы
  • 2 Основы и развитие
    • 2.1 Критика антропоцентрических правовых систем
    • 2.2 Основы науки и этики
  • 3 История
    • 3.1 Общие корни с мировоззрением коренных народов
    • 3.2 Общие корни с мировыми религиями
    • 3.3 Общие корни с правами человека
    • 3.4 Развитие 20-го и 21-го веков
  • 4 Природоохранные права
    • 4.1 Договоры
      • 4.1.1 Новая Зеландия
    • 4.2 Конституционное право
      • 4.2.1 Эквадор
    • 4.3 Судебные решения
      • 4.3.1 Бангладеш
      • 4.3.2 Колумбия
      • 4.3.3 Эквадор
      • 4.3.4 Индия
    • 4.4 Национальные, субнациональные и местные законы
      • 4.4.1 Боливия
      • 4.4.2 Мексика
      • 4.4.3 Уганда
      • 4.4.4 США
    • 4.5 Международные организации и мягкое право
      • 4.5.1 Организация Объединенных Наций
      • 4.5.2 Международный союз охраны природы
  • 5 Связанные инициативы
  • 6 В популярной культуре
  • 7 Известные документы
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки

Основные принципы

Сторонники прав природы утверждают, что, как права человека все чаще признаются в законе, так и права природы должны быть признаны и включены в человеческую этику и законы. Это утверждение подкрепляется двумя аргументами: та же этика, которая оправдывает права человека, также оправдывает права природы, и что собственное выживание людей зависит от здоровых экосистем.

Томас Берри - историк культуры США, который представил правовую концепцию земного права, который предложил, чтобы законы общества вытекали из законов природы, объясняя, что «Вселенная - это совокупность субъектов, а не совокупность объектов».

Во-первых, утверждается, что если неотъемлемые права человека проистекают из человеческого существования, так логично, что неотъемлемые права природного мира возникают из самого естественного мира. Права человека и связанные с ними обязанности по защите этих прав со временем расширились. В частности, в 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ), которая официально закрепила признание широких категорий неотъемлемых прав человека. Составители Всеобщей декларации прав человека заявили о своей убежденности в том, что концепция основных прав человека возникла не из «решения мирской державы, а, скорее, из факта существования».

Некоторые ученые впоследствии утверждали, что, учитывая, что основные права человека проистекают из собственного существования человека, права природы аналогично возникают из аналогичного существования природы, и поэтому правовые системы людей должны продолжать расширяться, чтобы признавать права природы.

Некоторыми известными сторонниками этого подхода являются историк культуры США Томас Берри, южноафриканский поверенный Кормак Каллинан, индийский физик и экологический защитник Вандана Шива, а также канадский профессор права и специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде Дэвид Бойд.

Вандана Шива - индийский ученый и активист, который много писал о земном праве и земной демократии, которые, по ее словам, основаны на «местных сообществах, организованных на принципах включения, разнообразия, экологической и социальной ответственности»

Томас Берри представил концепцию философии и этики права, называемую земной юриспруденцией, которая определяет законы Земли как первичные и объясняет, что все в силу факта своего существования, следовательно, имеет внутреннее право на существование и развитие. Юриспруденция о Земле получает все большее признание и продвигается во всем мире учеными-юристами, Организацией Объединенных Наций, законодателями, философами, экономистами-экологами и другими экспертами в качестве основы для управления, ориентированного на Землю, включая законы и экономические системы, которые защищают основные права природы.

Во-вторых, поддержка прав природы также поддерживается через утилитарный аргумент, что человечество может процветать в долгосрочной перспективе только путем принятия целостного сосуществования людей с миром природы. Берри отметил, что концепция человеческого благополучия, полученная из природных систем без фундаментального права на существование, по своей сути нелогична, и что, защищая права природы, люди продвигают свои собственные интересы.

Юридическая и философская концепция прав природы предлагает сдвиг от структуры природы как собственности или ресурса к природе как взаимосвязанному партнеру земного сообщества. Эта школа мысли нацелена на то, чтобы пойти по тому же пути, что и движения за права человека, когда сначала признание прав бесправных казалось «немыслимым», но позже превратилось в широко распространенное мировоззрение.

Кристофер Стоун, профессор права в Университете Южной Калифорнии, подробно написал на эту тему в своем основополагающем эссе «Стоит ли деревьям стоять», на которое ссылается Верховный суд США, выступивший против решения Sierra Club v. Morton по поводу позиции, согласно которой «экологические проблемы должно быть предложено самой [природой] ". Как описано Стоуном и другими, права человека с течением времени все чаще «обнаруживаются» и объявляются «самоочевидными», как в Декларации независимости США, даже там, где они по существу не предусмотрены законом. Успехи прошлых и нынешних движений за права человека преподают уроки нынешнему движению по расширению круга земного сообщества, чтобы включить в него природные системы и популяции видов в качестве субъектов, обладающих правами.

Основы и развитие

Критика антропоцентрических правовых систем

Сторонники перехода к системе права, более защищающей окружающую среду, утверждают, что нынешние правовые и экономические системы терпят неудачу, потому что они рассматривают природу как собственность, которая может быть деградирована ради прибыли и человеческих желаний. Они указывают на то, что взгляд на природу как в первую очередь на экономический ресурс уже привел к такой значительной деградации некоторых экосистем и видов, что теперь известные политические эксперты изучают стратегии «сортировки исчезающих видов», чтобы решить, какие виды будут отпущены, а не пересматривать экономика, ведущая к деградации. Хотя экологические законы двадцатого и двадцать первого веков действительно обеспечивают определенный уровень защиты экосистем и биологических видов, утверждается, что такая защита не может остановить, не говоря уже об обратном, общее ухудшение состояния окружающей среды, поскольку природа по определению подчинена антропогенным и экономическим интересам. а не биоцентрическое благополучие.

Сторонники прав природы утверждают, что переосмысление действующего экологического законодательства с точки зрения прав природы демонстрирует ограничения существующих правовых систем. Например, Закон США о видах, находящихся под угрозой исчезновения, ставит во главу угла защиту существующих экономических интересов, активизируя их только тогда, когда популяция видов приближается к исчезновению. Напротив, «Закон о здоровых видах» будет отдавать приоритет достижению процветающих популяций видов и способствовать экономическим системам, которые стимулируют сохранение видов.

В качестве другого примера, Рамочная директива ЕС по водным ресурсам 2000 года, «широко принятая как наиболее существенная и амбициозная часть европейского экологического законодательства на сегодняшний день», опирается на цель «хорошего состояния» всех вод ЕС, что включает рассмотрение необходимых «экологические потоки». Однако спустя десятилетия после принятия Директивы, несмотря на научные достижения в определении взаимосвязей между стоком и экологией, в ЕС не осталось ни определения «экологического потока», ни единого понимания того, как его следует рассчитывать. Рамки прав природы будут признавать не только существующее право человека на воду для основных нужд, но также признавать права водных путей на адекватные, своевременные и чистые водные потоки и соответственно определять такие основные экологические потребности.

Основы науки и этики

Современные экологические законы начали возникать в 1960-х годах на основе фундаментальной перспективы окружающей среды, которую лучше всего регулировать отдельными частями. Например, в начале 1970-х годов начали приниматься такие законы Соединенных Штатов, как Закон о чистой воде, Закон о чистом воздухе, Закон об исчезающих видах, Закон о защите морских млекопитающих и многие другие, чтобы рассматривать различные элементы мира природы отдельно от других элементов.. Некоторые законы, такие как Закон о национальной экологической политике США, призывают к более целостному анализу предлагаемых инфраструктурных проектов и требуют раскрытия информации об ожидаемых негативных воздействиях на окружающую среду. Однако для этого не требовалось принимать меры по устранению этих воздействий, чтобы обеспечить здоровье экосистемы и видов.

Эти законы отражали науку того времени, основанную на редукционистском анализе мира природы; Современное системное понимание мира природы и взаимосвязи человека с ним все еще находилось в стадии разработки. Первый крупный учебник по экологической науке, описывающий мир природы как систему, а не как совокупность различных частей, был написан только в 1983 году. Гипотеза Гайи, которая предлагала научное видение мира как саморегулирующейся сложной системы, впервые возник в 1970-х годах. Системная динамика аналогичным образом начала эволюционировать от бизнес-фокуса, чтобы включить социально-экономические и природные системы, начиная с 1970-х годов. С тех пор научные дисциплины сходятся и продвигаются к концепции, согласно которой люди живут в динамичном, основанном на отношениях мире, который «отрицает возможность изоляции».

В то время как наука в конце двадцатого века перешла на системную перспективу, описывая естественные системы и человеческое население как фундаментально взаимосвязанные на общей планете, законы окружающей среды в целом не эволюционировали вместе с этим сдвигом. Редукционистские законы США об окружающей среде, принятые в начале 1970-х годов, остались в основном неизменными, и другие национальные и международные режимы экологического права также перестали охватывать современную науку о системах.

Лингвист и ученый девятнадцатого века Эдвард Пейсон Эванс, один из первых сторонников теории природы и автор «первого обширного американского утверждения (...) экологической этики», писал, что каждый человек является «действительно частью и продуктом Природы, как и любой другой. животное, и [] попытка поставить его в изолированном месте вне его является философски ложной и морально пагубной ».

Томас Берри предложил, чтобы законы общества вытекали из законов природы, объясняя, что «вселенная - это совокупность субъектов, а не совокупность объектов». С научной точки зрения, согласно которой вся жизнь возникла из контекста вселенной, Берри предложил этическую точку зрения, согласно которой неправильно рассматривать людей как единственных субъектов вселенной, а все другие существа - просто совокупность объектов, которыми нужно владеть и использовать. Скорее, рассмотрение жизни как сети отношений, восходящей к общему предку, наделяет всех статусом субъекта, включая неотъемлемые права, связанные с этим статусом. Законы, основанные на признании внутренней моральной ценности мира природы, создают новый моральный компас общества, который более эффективно направляет взаимодействие общества с миром природы на благо всех.

Альдо Леопольд - ученый и лесник, который выступал за то, чтобы «рассматривать землю как сообщество, к которому мы принадлежим», а не как «принадлежащий нам товар» (фотография 1946 года)

Ученые, которые аналогичным образом писали в поддержку расширенного нравственного развития человека и этических обязательств, включают естествоиспытателя Джона Мьюира и ученого и лесничего Альдо Леопольда. Леопольд выразил мнение, что «[когда] мы рассматриваем землю как сообщество, к которому мы принадлежим», а не «принадлежащий нам товар», мы можем «начать использовать его с любовью и уважением». Леопольд предложил рекомендации по реализации своей позиции, заявив, что «вещь правильная, когда она имеет тенденцию сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Это неправильно, когда она стремится к иному». Берри также заметил, что «все, что сохраняет и улучшает этот луг в естественных циклах его преобразования, - хорошо; то, что противостоит этому лугу или отрицает его, - плохо». Врач и философ Альберт Швейцер определил правильные действия как те, которые признают благоговение перед жизнью и «волю к жизни».

Результатом научных и этических достижений в области природных систем и видов является предлагаемая новая структура для правовых и управленческих систем, основанная на этике и языке, которые уводят поведение от экологических и социальных практик, которые игнорируют или минимизируют взаимосвязи между человеком и природой. Вместо видения просто « устойчивого развития », которое отражает структуру природы, поддерживаемую как экономическое сырье, ученые, поддерживающие права природы, предполагают, что общество начинает рассматривать такие концепции, как «процветающие сообщества», где «сообщества» включают природу как элемент полный предмет, а не просто объект, который нужно использовать.

История

Общие корни с мировоззрением коренных народов

Этико-философская основа правовой теории и движения прав природы - это мировоззрение уважения к природе, в отличие от мировоззрения «господства над природой», лежащего в основе концепции природы как объекта и собственности. Профессор права коренных народов Джон Борроуз заметил, что «[в] рамках правовых традиций коренных народов рассказы о сотворении мира... дают представление о том, как жить с миром», а не жить в противоречии с ним. Международная декларация коренных народов 2012 года обнаружила, что современные законы разрушают землю, потому что они не уважают «естественный порядок творения». В Декларации отмечалось, что люди «занимают свое место и наши обязанности в священном порядке Творения» и извлекают выгоду из «поддержания радости, когда все происходит в гармонии с Землей и со всей жизнью, которую она создает и поддерживает».

Мировоззрение коренных народов согласуется с природоохранным правом и ускоряет его развитие, в том числе в Эквадоре и Боливии. Эквадор внес поправки в свою конституцию в 2008 году, признав права природы в свете осознанной необходимости лучше защищать и уважать Пачамаму - термин, который включает как физические, так и духовные аспекты мира природы. Боливия также внесла поправки в свою конституцию и ввела в действие статуты о правах природы, чтобы отразить традиционное уважение коренных народов к Пачамаме и мировоззрение о природных системах и людях как о части одной семьи.

Профессор права Новой Зеландии Кэтрин Йорнс Магалланес заметила, что традиционные мировоззрения коренных народов воплощают в себе настолько глубокую связь с природой, что природа считается живым предком. Из этого мировоззрения возникает обязанность защищать природу, как члена семьи, и потребность в правовой структуре, отражающей основные рамки ответственности перед миром природы как с родственными.

Общие корни с мировыми религиями

Многие другие религиозные и духовные традиции мира предлагают идеи, согласующиеся с мировоззрением о правах природы. Восточные религиозные и философские традиции охватывают целостную концепцию духовности, которая включает в себя Землю. Китайский даосизм и неоконфуцианство, а также японский буддизм учат, что мир - это динамическое силовое поле энергий, известное как бушё ( природа Будды или ци ), материальная сила, протекающая через людей, природу и вселенную. Как объяснил первый философ -неоконфуцианец XI века Чжан Цзай, «то, что простирается по всей вселенной, я считаю своим телом, а то, что направляет вселенную, я считаю своей природой».

И в индуизме, и в буддизме карма («действие» или «декларация» на санскрите ) отражает реальность сетевых взаимоотношений человечества с Землей и вселенной. Буддийские концепции «взаимозависимого возникновения» аналогичным образом утверждают, что все явления неразрывно связаны. « Сеть Индры» буддизма Махаяны символизирует вселенную бесконечно повторяющихся взаимоотношений, в которых ничто не доминирует.

Западные религиозные и философские традиции также признают контекст Земли и Вселенной в предоставлении духовного руководства. От неолита до бронзового века общества « Старой Европы » почитали многочисленные женские божества как воплощения Матери-Земли. В ранней Греции богине земли Гайе поклонялись как верховному божеству. В Филеб и Тимей, Платон утверждал, что «мир действительно живое существо, наделенное душой и умом (...) единого видимого живого существа, содержащее все другие живые существа, которые по своей природе все связанные». Средневековый богослов св. Фома Аквинский позже писал о месте человека не в центре бытия, а как об одной части единого целого, в котором Вселенная является первичной, утверждая, что «Порядок вселенной - это высшее и благороднейшее совершенство в мире. вещи."

Совсем недавно папа Бенедикт XVI, глава католической церкви, размышлял о том, что «послушание голосу Земли более важно для нашего будущего счастья... чем желания момента. Наша Земля говорит с нами. и мы должны прислушаться к нему и расшифровать его послание, если мы хотим выжить ». Его преемник, Папа Франциск, особенно много говорил об отношениях человечества с Землей, описывая, как люди должны изменить свои текущие действия в свете того факта, что «истинное« право на окружающую среду »действительно существует». Он предостерег против нынешнего пути человечества, заявив, что «самые глубокие корни наших нынешних неудач» лежат в направлении и значении экономического роста и всеобъемлющего правила «обожествленного рынка».

Коран, основной орган власти ислама во всех вопросах личной и общественной жизни, отражает то, что «все творение прославляет Бог его очень быть». Ученые описывают «конечную цель шариата » как «всеобщее общее благо, благополучие всего творения» и отмечают, что «ни одно создание, настоящее или будущее, не может быть исключено из рассмотрения при принятии решения о ходе действие."

Объединив западные и коренные традиции, архиепископ Десмонд Туту говорил об « Убунту », африканском этическом понятии, которое примерно переводится как «Я есть, потому что вы есть», отметив, что: «Убунту особенно говорит о том, что вы не можете существовать как человек в изоляции. Это говорит о нашей взаимосвязанности... Мы слишком часто думаем о себе как о отдельных личностях, отделенных друг от друга, в то время как вы связаны, и то, что вы делаете, влияет на весь мир ».

Общие корни с правами человека

Права человека развивались веками, и наиболее заметным результатом этого стало принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Ключом к развитию этих прав являются концепции естественных прав и прав человека. исходящий из существования человечества.

Родерик Фрейзер Нэш, профессор истории и экологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, проследил историю прав на виды и мир природы до начала Великой хартии вольностей XIII века, которая лежит в основе концепции " естественных прав ". современный правозащитный дискурс.

Питер Бердон, профессор юридического факультета Университета Аделаиды и исследователь земного права, расширил анализ Нэша, предложив, что трансформационный тезис о естественных правах английского философа и врача семнадцатого века Джона Локка привел к Американской революции через концепцию, что Британская монархия лишала колонистов их естественных прав. Основываясь на этой концепции, президент, поверенный и философ США Томас Джефферсон утверждал, что «законы природы и Бога природы» раскрывают «самоочевидные» истины о том, что «все люди созданы равными», обладая «определенными неотъемлемыми правами»., особенно «жизнь, свобода и стремление к счастью». Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года позже также признала «естественные, неотъемлемые и священные права человека», добавив, что «конечной целью каждого политического института является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.. "

Расширение прав продолжалось и на животных: английский философ и теоретик права в XVIII-XIX веках Джереми Бентам утверждал, что «может наступить день, когда остальная часть животного мира получит те права, которые никогда не могли быть у них лишены, кроме как со стороны общества». рука тирании ». Лингвист и ученый девятнадцатого века Эдвард Пейсон Эванс заметил, что:

«[В] прослеживая историю эволюции этики, мы находим признание взаимных прав и обязанностей, ограничиваемых сначала членами одной и той же орды или племени, затем распространялось на поклонников тех же богов и постепенно расширялось, чтобы включать каждая цивилизованная нация, пока, наконец, все человеческие расы не будут, по крайней мере, теоретически задуманы как объединенные общими узами братства и благожелательного сочувствия, которые теперь медленно расширяются и включают не только высшие виды животных, но и все чувствительные воплощение органической жизни ».

Принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) Организацией Объединенных Наций стало еще одной вехой, подкрепленной верой в то, что основные права человека вытекают из «факта существования». Движение за права природы построено на этой вере, утверждая, что если «существование» является определяющим условием для основных прав, это определяющее условие не может ограничиваться правами только одной формы существования и что все формы существования должны пользоваться основные права. Например, земельная этика Альдо Леопольда недвусмысленно признавала «право природы на продолжение существования» и стремилась «изменить роль Homo sapiens с завоевателя земельного сообщества на простого члена и гражданина его».

Сторонники прав природы также утверждают, что от отмены рабства до предоставления права голоса женщинам, до движения за гражданские права и признания других основных прав общества продолжали расширять права параллельно с растущее признание неотъемлемой моральной ценности потенциальных новых правообладателей. И что это расширение круга сообщества должно продолжать расти, чтобы охватить мир природы, позиция, которая получила растущее признание в конце двадцатого века и в начале двадцать первого.

Сторонники предполагают, что права, вытекающие из существования в природе, не предоставляют права человека всем существам, а скорее предоставляют уникальные права различным видам существ. Томас Берри выдвинул теорию о том, что права «видоспецифичны и ограничены»; то есть «реки имеют права на реку», «птицы имеют права птиц» и «люди имеют права человека». По его мнению, разница «качественная, а не количественная».

Расширяя эту точку зрения, общее этическое и моральное обоснование прав человека и прав природы порождает концепцию «одновременного нарушения» прав, определяемую как «ситуация, в которой правительства, отрасли или другие лица нарушают как права человека, так и права человека». природа и права человека, включая права коренных народов, одним действием ". Например, в эквадорской Амазонии загрязнение от буровых работ Texaco (ныне Chevron ) по бурению нефтяных скважин с 1967 по 1992 год привело к эпидемии врожденных дефектов, выкидышей и, по оценкам, 1400 смертей от рака, которые были особенно разрушительными для коренных общин. Эти операции также вызвали обезлесение более одного миллиона акров и загрязнение местных водотоков 18 миллиардами галлонов токсичных сточных вод и загрязняющих веществ, серьезно повредив прежде нетронутые тропические леса с необычайным биоразнообразием. Утверждая, что одни и те же человеческие действия, которые привели к таким воздействиям, нарушили основные права как людей, так и природных систем, утверждается, что этические и правовые теории, признающие оба набора прав, будут лучше направлять человеческое поведение для признания и уважения взаимосвязанных отношений людей с каждым из них. прочее и мир природы.

Как и в случае признания прав человека, ученые-юристы обнаруживают, что признание прав природы изменяет рамки человеческих законов и обычаев. Профессор права из Гарварда Лоуренс Трайб предположил далее, что «решение предоставить природе братскую, а не эксплуатируемую роль... вполне может сделать нас отличными от манипуляторов и поработителей, которыми мы рискуем стать».

События 20-го и 21-го веков

Принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году официально закрепило признание широких категорий неотъемлемых прав человека во всем мире. Они включают признание того, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», что «каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность» и что «каждый имеет право на жизнь». право на эффективное средство правовой защиты компетентными национальными судами в случае нарушения предоставленных основных прав ". Признание основных прав в инструментах « мягкого права », таких как Всеобщая декларация прав человека, послужило руководством для стран всего мира, которые с тех пор разработали конституционные положения, статуты, судебные решения, постановления и другие своды законов, основанные на Всеобщей декларации прав человека и ее правах человека. чемпионы.

Десятилетия спустя профессор права USC Кристофер Стоун призвал к признанию юридического статуса и связанных с ним прав естественного мира в соответствии с «последовательным расширением прав» на протяжении всей истории права. Как было сделано в Всеобщей декларации прав человека, Стоун обрисовал в общих чертах необходимые элементы участия природы в правовых системах человека, описав такую ​​правовую систему как обязательно включающую: признание травм подлежащими возмещению государственным органом, право возбуждать судебные иски (с опекунами, действующими на от имени физического лица), возмещение, рассчитанное за собственный ущерб физического лица, и возмещение, действующее в пользу потерпевшего физического лица.

Помимо юридической работы Стоуна, другие движущие силы движения за права природы в конце двадцатого и начале двадцать первого века включают взгляды коренных народов и работу движения за права коренных народов ; труды Арне Нэсса и движения « Глубинная экология »; Юридический призыв Томаса Берри 2001 года признать законы природы «первичным текстом»; публикация книги Кормака Куллинана « Дикий закон» в 2003 году, за которой последовало создание одноименной ассоциации юристов в Великобритании; растущее беспокойство по поводу власти корпораций за счет расширения юридического статуса корпораций ; принятие сообществами США местных законов, касающихся прав природы; создание в 2010 г. Глобального альянса прав природы (некоммерческая организация, продвигающая права на природу во всем мире); и рост глобальной обеспокоенности по поводу исчезновения видов, разрушения экосистем и реальной угрозы изменения климата.

Эти и другие факторы способствовали разработке Всеобщей декларации прав Матери-Земли 2010 г. (UDRME). UDRME была принята представителями 130 стран на Всемирной народной конференции по изменению климата и правам Матери-Земли, созванной в Боливии после опасений многих по поводу неутешительных результатов переговоров по климату в Копенгагене в 2009 году. Подобно тому, как ООН признала права человека проистекающими из существования, UDRME пришла к выводу, что «неотъемлемые права Матери-Земли неотчуждаемы в том смысле, что они проистекают из того же источника, что и существование». Как и UDHR, UDRME защищает правообладатель (природу и ее элементы) от эксцессов властей. Эти права включают, среди прочего, признание того, что «Мать-Земля и все существа, из которых она состоит, имеют... право на жизнь и существование», а также «право на целостное здоровье». UDRME добавляет, что «каждое существо имеет право на место и играть свою роль в Матери-Земле для ее гармоничного функционирования».

Подобно тому, как права, защищаемые Всеобщей декларацией прав человека, могут быть обеспечены «правом на эффективные средства правовой защиты компетентными национальными судами», также ЕДРМЕ требует, чтобы люди и их институты «признавали и поощряли полное осуществление и соблюдение прав и обязательства, признанные в настоящей Декларации ". UDRME обращается к правоприменительной практике, требуя «исправления» «ущерба, причиненного нарушением неотъемлемых прав человека», и привлечения виновных к ответственности. [88] Более того, он призывает государства «дать возможность людям и учреждениям защищать права Матери-Земли и всех существ».

Президент Боливии Эво Моралес призвал тогдашнего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна сделать принятие ООН UDRME своим приоритетом. Хотя эта рекомендация еще предстоит выполнить, с тех пор UDRME использовалась для информирования других международных и национальных усилий, таких как Резолюция 2012 года Международного союза охраны природы (МСОП), предлагающая Всеобщую декларацию прав природы. Инкорпорация прав природы была принята на Всемирном конгрессе по охране природы МСОП на Гавайях (2016 г.).

По состоянию на 2021 год права природы были отражены в договорах, конституциях, решениях судов, а также в статутных и административных законах на всех уровнях государственного управления. Крейг Кауфман, профессор политологии в Университете Орегона и исследователь прав природы и глобального управления, утверждает, что развивающиеся инициативы и сети в области прав природы представляют собой «важное новое глобальное движение», возникшее из «неформальной системы глобального управления... построены гражданами, разочарованными неспособностью правительств принять более решительные меры для решения двойных кризисов, связанных с изменением климата и утратой биоразнообразия ".

Права природы закон

В начале 2000-х годов произошло значительное расширение естественных прав в форме конституционных положений, договорных соглашений, национальных и субнациональных законодательных актов, местных законов и судебных решений. По состоянию на 2021 год законы о правах природы действуют в 17 странах, в том числе в Канаде, семи племенных государствах в США и Канаде, а также в десятках городов и округов по всей территории Соединенных Штатов. По состоянию на 2019 год общее количество стран, в которых существуют или ожидаются законодательные положения о правах природы, составляло 28.

Новая Зеландия - в 2012 году договорное соглашение между правительством и коренной группой маори иви учредило реку Уонгануи (верхнее изображение) и ее притоки в качестве юридического лица с собственным статусом. Точно так же гора Таранаки (нижнее изображение) была признана в 2014 году «самостоятельным юридическим лицом».

Договоры

Новая Зеландия

Правовой статус природных систем в Новой Зеландии возник вместе с новым вниманием к давно игнорируемым договорным соглашениям с коренными народами маори. В августе 2012 года договорное соглашение, подписанное с маори иви, признало реку Уонгануи и ее притоки юридическим лицом, «неделимым и живым целым» со своим собственным статусом. В марте 2017 года был принят национальный закон «Те Ава Тупуа», который закрепил этот статус.

В 2013 году в соглашении о лесном соглашении Те-Уревера было также признано юридическое лицо леса, а в 2014 году был подписан Закон Те-Уревера, закрепивший этот статус. В 2017 году было подписано мировое соглашение с маори, согласно которому гора Таранаки была признана «самостоятельным юридическим лицом».

Каждое из этих событий продвигало местный принцип, согласно которому экосистемы являются живыми, духовными существами, обладающими внутренней ценностью, неспособными быть собственниками в абсолютном смысле.

Конституционное право

Эквадор

Смотрите также: Права природы в Эквадоре - Сумак Кавсай Национальный парк Ясуни, Эквадор

В 2008 году народ Эквадора внес поправки в свою Конституцию, признав неотъемлемые права природы, или Пачамама. Новый текст возник в значительной степени в результате космологии движения за права коренных народов и действий по защите Амазонки в соответствии с концепцией Sumac Kawsay («buen vivir» на испанском языке, «хорошая жизнь» на английском языке) или инкапсуляции жизнь в гармонии с природой с людьми как часть экосистемы. Среди других положений, Статья 71 гласит, что «Природа или Пачамама, где жизнь воспроизводится и существует, имеет право существовать, сохраняться, поддерживать себя и восстанавливать свои собственные жизненные циклы, структуру, функции и свои эволюционные процессы». Статья также добавляет формулировку правоприменения, заявляя, что «Любой человек... может требовать соблюдения прав окружающей среды перед государственными органами», и, повторяя Кристофера Стоуна, Статья 72 добавляет, что «Природа имеет право на полное восстановление.... независимо от обязательства... выплачивать компенсацию людям ».

Судебные решения

Река Тураг, недалеко от Дакки, Бангладеш

Бангладеш

В 2019 году Высокий суд Бангладеш вынес решение по делу о загрязнении и незаконной застройке реки Тураг, верхнего притока Буриганги.

Среди своих выводов верховный суд признал реку как живое существо с законными правами и далее постановил, что то же самое применимо ко всем рекам в Бангладеш. Суд обязал Национальную комиссию по охране рек служить стражем Турага и других рек.

Колумбия

Река Атрато в Колумбии - в постановлении Конституционного суда 2016 года, касающемся загрязнения реки, суд заявил, что река является предметом прав, и что люди являются «лишь еще одним событием в длинной эволюционной цепочке [и] никоим образом... владелец других видов, биоразнообразия или природных ресурсов или судьба планеты ".

Колумбия не принимала статутов или конституционных положений, касающихся прав природы (по состоянию на 2019 год). Однако это не помешало колумбийским судам признать права природы неотъемлемыми. В деле 2016 года Конституционный суд Колумбии постановил очистить загрязненную реку Атрато, заявив, что природа является «истинным субъектом прав, которые должны признаваться государствами и осуществляться... например, общинами, которые населяют ее или имеют особые отношения с ним ». Суд добавил, что люди являются« лишь еще одним событием в длинной эволюционной цепочке [и] никоим образом... владельцем других видов, биоразнообразия или природных ресурсов или судьбы планеты ».

В 2018 году Верховный суд Колумбии рассмотрел дело об изменении климата, поданное группой детей и молодых людей, которое также подняло вопросы основных прав. Помимо юридических выводов, касающихся прав человека, суд постановил, что колумбийская Амазонка является «субъектом прав, имеющим право на защиту, сохранение, поддержание и восстановление». Он признал особую роль обезлесения Амазонки в создании выбросов парниковых газов в Колумбии, и в качестве средства правовой защиты обязал страну и ее административные органы к 2020 году прекратить вырубку лесов. требование от агентств отчитываться перед сообществами и наделение их полномочиями информировать суд, если агентства не достигают своих целей по обезлесению.

Эквадор

Значительная часть прецедентного права была расширена в Эквадоре для реализации конституционных положений страны, касающихся прав природы. Примеры включают судебные иски в областях загрязнения биодигесторами, нарушения стока реки Вилкабамба и гидроэнергетики.

Индия

Ганготри ледник, исток Ганги реки Река Ямуна у ледника Ямунотри

Как и в Колумбии, по состоянию на 2019 год в Индии не было законодательных актов или конституционных положений, конкретно определяющих права природы. Тем не менее, Верховный суд Индии в 2012 году подготовил почву для рассмотрения дел по правам природы, установив, что «экологическая справедливость может быть достигнута только в том случае, если мы отойдем от принципа антропоцентризма к экоцентрическому... люди являются частью природы. а нечеловеческое имеет внутреннюю ценность ".

Уттаракханд Высокий суд применил принцип экоцентрическому закона в 2017 году, признав юридическую личностность из Ганга и Ямуна рек и экосистем, и называя их «живые человеческие сущности» и юридические и моральные лица. Суд быстро вынес аналогичные решения в отношении ледников, связанных с реками, включая Ганготри и Ямунотри, и других природных систем. Хотя Верховный суд Индии оставил решение по делу Ганга и Ямуна по просьбе местных властей, эти власти поддержали предложенный правовой статус в концепции, но запросили «рекомендации по реализации».

Национальное, субнациональное и местное право

Боливия

После принятия формулировки прав природы в своей Конституции 2009 года, в 2010 году законодательный орган Боливии принял Закон о правах Матери-Земли, Закон № 071. Боливия последовала этому широкому контуру прав природы, приняв Закон 2012 года о Матери-Земле и комплексном развитии для жизни. Что ж, действуй. № 300, в котором представлены некоторые детали реализации в соответствии с правами природы. В нем, в частности, говорится, что «нарушение прав Матери-Земли в рамках комплексного развития программы Living Well является нарушением публичного права, а также коллективных и индивидуальных прав». Хотя это шаг вперед, этот правоприменительный элемент еще не поднялся до уровня конкретного механизма правоприменения.

Мексика

В Мексике возникли государственные, региональные и местные законы и местные конституционные положения, включая принятие конституций мексиканских штатов Колима и Герреро и Мехико.

Уганда

Часть 1, раздел 4 Национального закона Уганды об окружающей среде 2019 года касается прав природы, в частности, заявляя, что «Природа имеет право существовать, сохраняться, поддерживать и восстанавливать свои жизненные циклы, структуру, функции и процессы в эволюции». Защитники, которые добивались включения такой формулировки, отметили, что « право угандийцев на здоровую окружающую среду не может быть реализовано, если не будет защищено здоровье самой природы», и что принятие языка отразило «недавние достижения растущего африканского движения за земную юриспруденцию ».

Соединенные Штаты

На местном уровне по состоянию на 2019 год были приняты десятки постановлений о правах природы на всей территории Соединенных Штатов и на племенных землях, расположенных в пределах границ США. Большинство из них были переданы в ответ на конкретную угрозу благополучию местного населения, такую ​​как угрозы, связанные с гидроразрывом, добычей подземных вод, добычей гравия и ископаемым топливом. Например, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, был принят закон о борьбе с гидроразрывом, который включал следующее положение, укрепляющее защиту: «Природные сообщества и экосистемы... обладают неотъемлемыми и фундаментальными правами на существование и процветание». В постановлении говорится, что «жители... должны иметь юридический статус для обеспечения соблюдения этих прав».

Пляж штата Санта-Моника - в 2013 году город принял «Постановление о правах на устойчивое развитие», признающее «фундаментальные и неотъемлемые права» «естественных сообществ и экосистем».

Жители Санта-Моники, Калифорния, активно стремились признать права природы в местном законодательстве после того, как Верховный суд США расширил корпоративные права в деле Citizens United v. FEC. В 2013 году городской совет Санта-Моники принял «Постановление о правах на устойчивое развитие», признающее «фундаментальные и неотъемлемые права» «естественных сообществ и экосистем» в городе на «существование и процветание». В постановлении подчеркивалось, что «[c] orporate entity... не пользуются особыми привилегиями или полномочиями в соответствии с законом, которые подчиняют права сообщества их частным интересам». В нем конкретно определены «естественные сообщества и экосистемы», включающие «подземные водоносные горизонты, атмосферные системы, морские воды и местные виды». Санта-Моника обновила План устойчивого развития города в 2014 году, чтобы усилить свою систематизированную приверженность правам природы. В 2018 году городской совет принял Постановление об устойчивом управлении подземными водами, в котором конкретно упоминаются неотъемлемые права местного водоносного горизонта на процветание.

В ноябре 2020 года избиратели в округе Ориндж, штат Флорида, приняли поправку к уставу о «праве на чистую воду» с разницей в 89%, которая защищает водные пути в округе от загрязнения и позволяет гражданам подавать иски для защиты от такого загрязнения, становясь крупнейшее сообщество в стране, принявшее такую ​​инициативу о правах природы. Это стало основой инициативы по включению в конституцию штата принципа сбора подписей под петицией о внесении поправки в избирательный бюллетень 2022 года для рассмотрения всеми избирателями Флориды.

Международные организации и мягкое право

Организация Объединенных Наций

Достижения в начале двадцать первого века в области международного « мягкого права » (квазиправовые инструменты, обычно не имеющие юридически обязательной силы) спровоцировали более широкие дискуссии о возможности интеграции прав природы в правовые системы. По состоянию на 2019 год Организация Объединенных Наций провела девять диалогов Генеральной ассамблеи «В гармонии с природой », посвященных системам и философии управления, ориентированным на Землю, включая обсуждение прав природы, в частности. Сопутствующая инициатива ООН «Гармония с природой» объединяет законы о правах природы во всем мире и предлагает ООН «Сеть знаний» практикующих специалистов в области земного права. Эти диалоги ООН и инициатива «Гармония с природой» могут стать основой для разработки принятой Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав природы, которая, как и Всеобщая декларация прав человека ООН, может стать основой для правозащитных законов во всем мире. Примером может служить UDRME 2010 г., неофициальное, но широко поддерживаемое соглашение о правах природы, основанное на Всеобщей декларации прав человека.

Международный союз охраны природы

В 2012 году Международный союз охраны природы (МСОП, единственная международная организация-наблюдатель при Генеральной Ассамблее ООН, имеющая опыт работы в области окружающей среды) принял резолюцию, в которой конкретно содержится призыв к Всеобщей декларации прав природы. МСОП подтвердил свою приверженность правам природы на своем следующем заседании в 2016 году, на котором орган проголосовал за включение прав природопользования в предстоящий четырехлетний рабочий план МСОП. Подгруппа юридических экспертов МСОП, Всемирная комиссия по экологическому праву, позже выпустила «Всемирную декларацию МСОП о верховенстве права окружающей среды», признав, что «природа имеет неотъемлемое право на существование, процветание и развитие».

Связанные инициативы

Развитие более сильных и более активных транснациональных прав природоохранных сетей в начале 2000-х годов является вероятной причиной более широкого принятия этих отстаиваемых принципов в качестве закона. Это произошло в тесной интеграции с другими, меняющими систему инициативами и движениями за права, включая: разработку и внедрение новых экономических и финансовых моделей, которые стремятся лучше отражать права человека и права природы; лидерство коренных народов в продвижении как прав коренных народов, так и прав природы; международные общественные движения, такие как право человека на воду ; продвижение практических решений, согласующихся с рамками прав природы, таких как восстановление лесов ; и наращивание потенциала движения за права природы, в том числе за счет развития центров движения за права природы во всем мире.

Чтобы продемонстрировать выполнение законов о правах природы, Глобальный альянс за права природы учредил Международные трибуналы по правам природы. Эти трибуналы являются инициативой гражданского общества и выносят необязательные рекомендации. Трибуналы объединяют защитников прав природы, прав человека и прав коренных народов в процесс, аналогичный трибуналам постоянных народов. Цель трибуналов - обеспечить официальное общественное признание, видимость и голос людей и природных систем, пострадавших в результате предполагаемых нарушений основных прав и маргинализированных в соответствии с действующим законодательством, а также предложить модель возмещения за такие травмы.

По мере распространения осведомленности о правах естественного права и юриспруденции развивается новая область академических исследований, в которой ученые-юристы и другие ученые начали предлагать стратегии и анализ для более широкого применения таких законов, особенно перед лицом первых успехов в реализации. и проблемы.

В популярной культуре

Документальный фильм 2018 года `` Права природы: глобальное движение '', снятый Исааком Геккерицем, Хэлом Криммелем и Валерией Беррос, исследует проблемы создания новых правовых структур в отношении прав природы.

В 2020 году был выпущен документальный фильм под названием « Невидимая рука» о правах природы, режиссер Джошуа Боаз Прибанич и Мелисса Траутман из Public Herald, исполнительный продюсер и рассказчик - актер Марк Руффало. Он получил четыре награды за лучший документальный фильм, а также получил официальные награды на 11 кинофестивалях.

The Overstory, получившая Пулитцеровскую премию 2019 года в области художественной литературы и более года проработавшая в списке бестселлеров New York Times, исследует отношения с деревьями и права на них.

Известные документы

Смотрите также

Примечания

использованная литература

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 07:06:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте