Право на проживание в Гонконге

редактировать

Право на проживание в Гонконге дает человеку право жить и работать на территории без каких-либо ограничений или условий пребывания. Тот, кто имеет такое право, является постоянным жителем Гонконга. Иностранные граждане могут получить право на жительство после выполнения семилетнего требования к проживанию, и им предоставляется большинство прав, обычно связанных с гражданством, включая право голоса на региональных выборах. Однако они не имеют права иметь территориальные паспорта или баллотироваться в большинстве избирательных округов Законодательного совета, если они также не натурализовались как граждане Китая.

Как особый административный регион Китая, Гонконг не имеет собственного закона о гражданстве, и его жители, как правило, являются гражданами Китая. До 1997 года территория была колонией Соединенного Королевства, и право на жительство было привязано к закону о британском гражданстве. Хотя Гонконг, материковый Китай и Макао составляют единую страну, местные жители с китайским гражданством не имеют автоматического права на проживание ни в одной из двух других юрисдикций, которые контролируют иммиграцию отдельно. И наоборот, жители материкового Китая и Macanese не имеют автоматически права на проживание или работу в Гонконге.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Политика колониальной эпохи
    • 1.2 Переходные меры
  • 2 Приобретение и потеря
  • 3 Права и ограничения
  • 4 Юридические возражения против квалификационных требований
    • 4.1 Дети, рожденные в материковом Китае
    • 4.2 Дети посетителей с материка
    • 4.3 Иностранная домашняя прислуга
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
      • 6.2.1 Публикации
      • 6.2.2 Законодательство и прецедентное право
      • 6.2.3 Новостные статьи

История

Политика колониальной эпохи

Смотрите также: британский закон о гражданстве и Гонконг и история Гонконга

Гонконг был британской колонией с 1842 года до его передачи Китаю в 1997 году. Соответственно, положения о правах на местное жительство были тесно связаны с законодательством о британском гражданстве во время колониального правления. Все британские подданные ранее имели неограниченный доступ к жизни и работе на любой британской территории. Парламент постепенно ограничивал это с 1962 по 1971 год, когда подданные, прибывшие из-за пределов Британских островов, впервые столкнулись с иммиграционным контролем при въезде в Соединенное Королевство. Гонконг последовал его примеру и ввел более строгие ограничения для субъектов, находящихся за пределами своей территории. Британским подданным, родившимся в колонии, был предоставлен статус местного жителя, чтобы указать на то, что они обладают правом проживания в Гонконге. В результате реформы закона о гражданстве в 1981 году подавляющее большинство жителей Гонконга были реклассифицированы как граждане британских зависимых территорий (BDTC).

Граница между Гонконгом и материковым Китаем не регулировалась более 100 лет после основания колонии. Пограничный контроль не существовал до 1950 года, после победы коммунистов в гражданской войне в Китае. Хотя граница охранялась, правительство Гонконга было относительно небрежно депортации нелегальных иммигрантов из-за нехватки неквалифицированной рабочей силы на территории, что позволило большому количеству из них зарегистрироваться в качестве жителей. Тем не менее, колониальные власти обладали почти неограниченными дискреционными полномочиями по депортации китайских мигрантов до 1971 года, когда те, кто проживал на территории более семи лет, получили право на землю. Это освободило их от иммиграционного контроля, хотя они все еще могли быть депортированы за серьезные преступления. Иммиграция стала более ограниченной в 1974 году, когда была введена политика Touch Base. В соответствии с этой системой незаконные иммигранты, захваченные правоохранительными органами, были немедленно депортированы, но тем, кому удалось добраться до городских районов Гонконга и найти жилье, был предоставлен законный статус. Эта политика закончилась в 1980 году, после чего вся свободная миграция была прекращена.

Китайские мигранты, переезжающие в Гонконг, лишились своего хукоу в материковом Китае и лишились права на получение китайских паспортов. С этими людьми обращались как с лицами без гражданства. Колониальное правительство выдавало документы, удостоверяющие личность, в качестве проездных документов тем, кто не мог получить паспорта. После семи лет проживания им были выданы удостоверения личности (CI).

Переходные договоренности

См. Также: Совместная китайско-британская декларация и передача Гонконга

Правительства Великобритании и Китая вступили в переговоры о будущем Гонконга в начале 1980-х годов и согласовали китайско-британскую совместную декларацию в 1984 году. Основные принципы права на жительство установлены как часть этого договора и далее определены в Гонконгской конвенции. Основной закон Конга, который охватывает право на землю с дополнительным правом, что владелец не может быть депортирован. Статус участника был переименован в статус постоянного жителя в 1987 году, когда китайским жителям, прибывшим на берег, было предоставлено право на проживание наряду с гонконгскими BDTC. Все BDTCs, которые не имеют связи с оставшейся британской зависимой территорией, кроме Гонконга потеряло статус BDTC 1 июля 1997 Бывших этнических китайцы BDTCs стала китайскими гражданами, и может сохранить только британское гражданство, если они зарегистрированы в качестве британских граждан (за рубеж) до к передаче суверенитета. Лица, не являющиеся этническими китайцами, не зарегистрированные как BN (O) s и не имевшие гражданства на тот момент, автоматически становились британскими заграничными гражданами. Владельцы кредитных удостоверений смогли заменить их паспортами особого административного района Гонконг после передачи.

Приобретение и потеря

См. Также: Постановление об иммиграции и закон о гражданстве Китая.

Чтобы стать постоянным жителем Гонконга, предъявляются несколько разные требования в зависимости от гражданства человека. Приобретение по рождению осуществляется на модифицированной основе jus soli ; Китайские граждане, рожденные в Гонконге, автоматически становятся постоянными жителями, в то время как иностранные граждане должны иметь по крайней мере одного из родителей, обладающих правом на жительство. Дети, рожденные за пределами Гонконга, получают право на жительство, если они также являются гражданами Китая при рождении. Китайское гражданство обычно предоставляется по происхождению детям, родившимся за границей, если только родители не получили постоянное место жительства в другой стране или иностранное гражданство. Однако, хотя граждане Китая, родившиеся в материковом Китае от родителей-постоянных жителей Гонконга, действительно имеют право на жительство, они должны сначала получить разрешение на одностороннее движение властями материковой части, прежде чем подавать заявление на постоянное проживание. Жители Макао также не имеют автоматического права на въезд в Гонконг.

Нерезиденты, желающие стать постоянными резидентами, должны обычно проживать в Гонконге в течение непрерывного периода не менее семи лет, прежде чем они получат право на получение статуса. Обычно проживающие в этом контексте исключают определенные классы людей, в том числе должностных лиц центрального правительства, иностранных домашних помощников и лиц, содержащихся под стражей. Граждане Китая могут претендовать на получение визы, используя любой семилетний период проживания, в то время как иностранцы имеют право только на основании семи лет, непосредственно предшествующих подаче заявления. Лица из материкового Китая, стремящиеся поселиться в Гонконге, дополнительно подлежат эмиграционному контролю со стороны центрального правительства.

Постоянные жители, не являющиеся гражданами Китая, автоматически теряют право на жительство, если они отсутствуют в Гонконге более трех лет. Затем этим лицам предоставляется право на землю, что также дает им неограниченный доступ к жизни и работе на территории. Постоянные жители-иностранцы могут натурализоваться как граждане Китая и освободиться от автоматической потери, но должны отказаться от своего предыдущего гражданства при успешном заявлении. Дети с иностранным гражданством, родившиеся в Гонконге и имеющие постоянное место жительства по происхождению, также автоматически теряют право на проживание в возрасте 21 года и получают право на землю. Впоследствии они могут повторно подать заявку на право проживания на основании семилетнего периода проживания. Граждане Китая, имеющие право на жительство, могут быть лишены статуса только в случае утраты китайского гражданства.

До 1997 года получение права на жительство зависело от британского гражданства. Лица, родившиеся за границей в BDTC, связанных с Гонконгом, также стали BDTC и постоянными жителями Гонконга по происхождению. После передачи суверенитета, если эти лица также не приобретут китайское гражданство или не вернутся в Гонконг в течение трех лет, они будут непостоянными жителями с правом на землю.

Лица, утратившие статус постоянного жителя до 1997 года, могут немедленно восстановить право на жительство при определенных обстоятельствах. Тем, кто вернулся, чтобы поселиться в Гонконге в течение 18 месяцев после передачи суверенитета, был автоматически повторно предоставлен статус, в то время как бывшие жители, которые вернулись после этого периода, могут немедленно восстановить право на проживание только в том случае, если они не отсутствовали на территории в течение какого-либо периода. дольше трех лет.

Права и ограничения

Смотрите также: удостоверение личности, Гонконг и Гонконг, специальный административный район паспорт

Постоянные жители имеют неограниченное право жить и работать в Гонконге и не могут быть депортированы с территории, независимо от их национальности. Они должны зарегистрироваться для получения постоянных удостоверений личности Гонконга (в отличие от стандартных удостоверений личности, которые выдаются любому лицу, допущенному на территорию более 180 дней), имеющих право на получение социальных пособий и право голосовать на региональных выборах. Граждане Китая с территориальным правом на жительство имеют право иметь паспорта особого административного района Гонконг, которые отличаются от паспортов, выдаваемых жителям материковой части страны. Те, кто дополнительно не обладают правом проживания в зарубежных странах могут баллотироваться в территориальных избирательных округах в Законодательный совет и может служить в качестве главных должностных лиц правительства. Ограниченное число жителей с иностранным гражданством или правом проживания в других странах может быть избрано на места в функциональных округах в законодательном органе.

Постоянные жители Гонконга не имеют автоматического права на проживание или работу в материковом Китае. Центральное правительство выдает разрешения на возвращение на родину жителям, которые являются гражданами Китая для целей путешествий, и виды на жительство, если они намерены проживать или работать на материке более шести месяцев. Постоянные жители Гонконга также подлежат иммиграционному контролю в Макао и должны получить вид на жительство, если проживают там более одного года.

Юридические возражения против квалификационных требований

Критерии отбора на право проживания были спорным вопросом и неоднократно оспаривались в суде после передачи суверенитета. Поскольку конституционные вопросы требуют пересмотра со стороны центрального правительства, судебные разбирательства по вопросам права на жительство выявили противоречивые различия между правовыми системами территории и материка и ксенофобские настроения среди местных жителей.

Дети, рожденные в материковом Китае

В 1999 году Апелляционный суд последней инстанции (CFA) вынес два решения, которые предоставили право на проживание в Гонконге детям, родившимся на материковом Китае, по крайней мере, от одного родителя, имеющего право на проживание, включая тех, чьи родители стали постоянными жителями после время рождения. Правительство региона ожидало, что 1,67 миллиона новых иммигрантов с материка будут стремиться получить право на проживание на этих условиях в течение следующего десятилетия, и прогнозировало, что Гонконг не сможет справиться с таким внезапным увеличением населения. Хотя CFA является высшим территориальным судом, Суд пояснил, что его полномочия по толкованию Основного закона исходят от Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC). Впоследствии правительство попросило Постоянный комитет дать новое толкование статьи 24 Основного закона, которая определяет право на проживание, и статьи 22, которая предусматривает, что люди из других частей Китая должны получить разрешение центрального правительства перед въездом в Гонконг. NPCSC должным образом издал интерпретацию, которая ужесточила требования к процедурам выезда с материка и ограничила право на проживание критериями, как это было до постановления CFA. CFA подтвердил свое действие в соответствии с местным законодательством в деле Лау Конг Юнг против иммиграционного директора.

Хотя интерпретация разрешила немедленный иммиграционный кризис, конституционность и законность обхода Апелляционного суда последней инстанции широко обсуждались. Многие законодатели, особенно сторонники демократии, и Ассоциация адвокатов Гонконга считали, что внесение поправок в Основной закон было бы подходящим средством правовой защиты. Они утверждали, что произвольные интерпретации NPCSC без официальных запросов на них от CFA ослабят принцип « одна страна, две системы », нанесут ущерб верховенству закона и подорвут авторитет CFA как последней апелляционной инстанции территории. Хотя конституционный судебный контроль является обычным делом в системах общего права, Пекин рассматривал этот процесс как ограничение своих полномочий как суверенной власти и предпочитал более гибкое толкование закона. Кроме того, региональное правительство считает, что пересмотр Основного закона слишком долго откладывает решение проблемы, поскольку поправки требуют рассмотрения всего Всекитайского собрания народных представителей, которое собирается только один раз каждую весну.

Дети гостей с материка

В 2001 году Апелляционный суд последней инстанции вынес еще одно постановление, согласно которому все граждане Китая, родившиеся в Гонконге, будут иметь право на проживание в этом регионе, даже если ни один из родителей не является постоянным жителем. Это изменение напрямую привело к растущей тенденции родового туризма ; все большее число будущих матерей с материка въезжают в Гонконг для родов с явной целью использования системы здравоохранения и предоставления своим детям постоянного места жительства на территории. Переполненность родильных отделений больниц стала основным фактором, способствовавшим растущему страху среди жителей и возникновению враждебной среды против туристов с материка.

Иностранные домашние помощники

Иностранные домашние прислуги (ИДП), проживающие в доме женщины-домработницы, в основном из Филиппин или Индонезии, составляют крупнейшую некитайскую группу меньшинств в Гонконге. Они не считаются обычно проживающими на территории и не могут претендовать на постоянное проживание. Расовая напряженность между этими работниками и местными жителями, повсеместное восприятие ИДП как низшего класса и нежелание широкой общественности интегрировать их привели к тому, что некоторые ИДП стали более активно протестовать против своего неблагополучного правового статуса. Однако в 2013 году Апелляционный суд последней инстанции оставил в силе существующее правительственное исключение ИДП из права проживания в деле Валлехос против Комиссара по регистрации. Большинство гонконгцев не поддержали распространение прав на жительство на эту группу меньшинства, опасаясь увеличения государственных расходов на их содержание. Существующая нормативно-правовая среда для ИДП, в том числе отсутствие доступа к праву на проживание, по-прежнему подвергается критике за то, что делает этот класс меньшинств особенно уязвимым для домашней эксплуатации и жестокого обращения.

Смотрите также

использованная литература

Цитаты

Источники

Публикации

Законодательство и прецедентное право

Новостные статьи

Последняя правка сделана 2023-04-17 10:50:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте