Ричард Сен-Виктор (умер в 1173 г.) был средневековым шотландским философом и теологом и одним из самых влиятельных религиозных мыслителей своего времени. Канон регулярный, он был видным мистический богослов, и был до известной августинцев аббатства Сен - Виктор в Париже с 1162 до его смерти в 1173 году.
О происхождении и воспитании Ричарда Сен-Викторского известно очень мало. Иоанн Тулузский написал короткую биографию Ричарда в семнадцатом веке. Он сказал, что Ричард приехал из Шотландии. Джон добавил, что Ричард был принят в аббатство Святого Виктора аббатом Гилдуином (1114–1155) и был учеником Хью Святого Виктора, самого влиятельного из всех учителей викторианской эпохи (подразумевая, что Ричард вошел в общину до смерти Хью в 1141 году). Однако этот рассказ о ранней жизни Ричарда не принимается всеми современными учеными, и некоторые предполагают, что Ричард вошел в аббатство после смерти Хью в 1141 году.
Однако все ученые согласны с тем, что Ричард был магистром в 1150-х годах, а затем был повышен до подчиненного в 1159 году (как указано в документе, найденном в аббатстве). Он служил при Ахарде, избранном преемником Св. Виктора, Эрнисиусе, который не был достоин этой должности. Жизнь Ричарда была отягощена разочарованием от работы под руководством человека, который плохо подходил для выполнения его обязанностей. Эрнисиус растратил ресурсы аббатства на чрезмерно амбициозные строительные проекты и преследовал тех, кто пытался сопротивляться ему. Ричарду разрешили сохранить свой офис, но его влияние было ограничено. Ситуация стала настолько невыносимой, что папа обратился с апелляцией к Папе, который затем посетил Святого Виктора в 1162 году. В результате множества сделок Эрнисий был в конечном итоге отстранен от занимаемой должности, и Папа поблагодарил Ричарда за его постоянное участие в этом вопросе. Письма из Англии, написанные Ричарду, показывают, что он был в постоянном контакте с английскими делами, и свидетельствуют о международном характере интеллектуальной жизни в то время.
Затем он был повышен до приора в 1162 году и занимал эту должность до своей смерти 10 марта 1173 года.
Ричард писал много ( Patrologia Latina Миня содержит 34 работы, приписываемые ему, и это не полный корпус Ричарда). Есть некоторые проблемы с установлением хронологии произведений Ричарда. Самые ранние из них были написаны до 1153 года, а самые последние были написаны за год или два до его смерти. Его ранние работы похожи на общие учения и письма того периода. Его письма развиваются от основ экзегезы, теологии и философии до исследования чисто духовных вопросов. В своих ранних работах он опирается на моральные интерпретации предыдущих богословов, таких как Августин Гиппопотам, Беда, Папа Григорий I и Хью. Позже он стал более независимым и отошел от влияния Хью. Между историками ведутся споры о том, какие из текстов Ричарда являются наиболее влиятельными и важными. Поскольку работа Ричарда охватывает многие сферы мысли, его работы довольно сложно классифицировать.
Книга Двенадцати Патриархов, иногда называемая Вениамином Младшим, является одним из великих произведений Ричарда Святого Виктора о созерцании. Точно не известно, когда он был написан, но, похоже, он датируется 1162 годом. Ричард указывает, что это произведение не является трактатом о созерцании, а скорее подготавливает ум к созерцанию.
Мистический ковчег, иногда называемый Бенджамином Мажором или Милостью созерцания, завершает это изучением разума в связи с молитвой. Однако в последних главах Бенджамина Мейджора, написанных позже Малой, Ричард почти отказывается от своей темы, и обсуждение учения мистического богословия занимает значительную часть каждой оставшейся главы. Он все еще пытается научить своих последователей тексту, но он также занимается созданием системы мистического богословия.
Одной из величайших работ Ричарда была « Де Тринитате», которая, вероятно, была написана, когда Ричард был приором, между 1162 и 1173 годами. Это известно, потому что оно включает отрывки богословского текста, которые редакторы теперь находят в более ранних работах. De Trinitate - наиболее независимое и оригинальное исследование Ричарда по догматическому богословию. Это проистекает из желания показать, что догматические истины христианского откровения в конечном итоге не противоречат разуму. Богословский подход Ричарда проистекает из глубоко мистической молитвенной жизни, которая в Духе стремится вовлечь разум в продолжение традиции Августина и Ансельма.
Из-за того, что до недавнего времени этот шедевр не был доступен ни в одном английском переводе, его распространение было ограниченным, а его влияние редко выходило за пределы «Книги III», что обрекает серьезное исследование на понимание аргумента Ричарда, которое является лишь частичным. Наконец, в 2011 году благодаря стипендии Рубена Анджелики первый полный перевод книги Ричарда «De Trinitate» был выпущен для публикации на английском языке, и теперь этот шедевр схоластики доступен для более широкой аудитории и может быть оценен целиком.
Ричард написал обширный справочник по библейскому образованию под названием Liber Exceptionum ( Книга избранных / Книга заметок), важные комментарии к Священным Писаниям и множество трактатов.
Книга «Четыре степени неистового милосердия», составленная около 1170 года, с описанием того, как неистовая любовь ведет к единению с Богом и более совершенному служению ближнему, вызвала интерес писателей, интересующихся христианским мистицизмом.
Другие трактаты Ричарда представляют собой ряд коротких работ, в которых в основном рассматриваются текстовые трудности и богословские вопросы. Многие из них можно объединить в более крупные произведения. Некоторые из них представляют собой переписку между Ричардом и его учениками, в то время как другие, похоже, были написаны по просьбе друзей. Несмотря на краткость, они часто интересны, потому что позволяют современному читателю увидеть менталитет студентов, дискуссии и проблемы того времени.
Комментарий Ричарда Святого Виктора к Иезекиилю представляет особый интерес в области истории искусства, потому что объяснения, изложенные автором, сопровождаются иллюстрациями. До нас дошло несколько копий, ни одна из которых не датирована, но они написаны в стиле второй половины XII века.
Что отличает Ричарда Сен-Викторского от других теологов своего времени, так это то, что он подходит к теологическим проблемам скорее как психолог, способствуя «тщательному анализу созерцательных переживаний».