Ричард Дадд | |
---|---|
Ричард Дадд работает над « Противоречием: Оберон и Титания» (1854/1858). Фотография Генри Геринга. | |
Родился | ( 1817-08-01)1 августа 1817 г. Чатем, Кент, Англия |
Умер | 7 января 1886 г. (1886-01-07)(68 лет) Больница Бродмур, Беркшир, Англия |
Национальность | Британский |
Занятие | Художник |
Ричард Дадд (1 августа 1817 - 7 января 1886) был английским художником викторианской эпохи, известным своими изображениями фей и других сверхъестественных предметов, сценами ориенталистов и загадочными жанровыми сценами, выполненными с навязчиво мизерными деталями. Большинство работ, которыми он наиболее известен, были созданы, когда он был пациентом в больницах Бетлема и Бродмура.
Ричард Дадд родился в Чатеме, Кент, Англия, 1 августа 1817 года в семье химика Роберта Дадда (1788 / 9–1843) и Мэри Энн (1790–1824), дочери корабельного плотника Ричарда Мартина. Он получил образование в Королевской школе в Рочестере, где его способности к рисованию проявились в раннем возрасте, что привело к его поступлению в Королевскую академию художеств в возрасте 20 лет. В 1840 году он был награжден медалью за рисование по жизни. Вместе с Уильямом Пауэллом. Фрит, Август Эгг, Генри О'Нил и другие, он основал The Clique, в которой его обычно считали ведущим талантом. Он также прошел обучение в Академии художеств Уильяма Дадсона.
Среди его самых известных ранних работ - иллюстрации к «Книге британских баллад» (1842 г.) и фронтиспис, созданный им для «Кентишского коронала» (1840 г.).
В июле 1842 года сэр Томас Филлипс, бывший мэр Ньюпорта, выбрал Дадда в качестве своего рисовальщика в экспедиции по Европе в Грецию, Турцию, Южную Сирию и, наконец, в Египет. В ноябре того же года они провели две изнурительные недели на юге Сирии, перейдя из Иерусалима в Иорданию и вернувшись через пустыню Энгадди. К концу декабря, путешествуя по Нилу на лодке, Дадд претерпел драматические изменения в личности, став бредом, все более жестоким и полагая, что находится под влиянием египетского бога Осириса. Первоначально его состояние считалось солнечным ударом.
По возвращении весной 1843 года ему был поставлен диагноз «душевнобольные», и его семья отправила его лечиться в сельскую деревню Кобхэм, графство Кент. В августе того же года, убедившись, что его отец был замаскированным дьяволом, Дадд убил его ножом и бежал во Францию. По пути в Париж Дадд попытался убить другого пассажира бритвой, но был подавлен и арестован полицией. Дадд признался в убийстве своего отца и был возвращен в Англию, где был помещен в уголовное отделение психиатрической больницы Вифлема (также известной как Бедлам). Здесь, а затем и в недавно созданной Бродмурской больнице, о Дадде заботились врачи Уильям Вуд, Уильям Орандж и сэр У. Чарльз Худ.
Папа, вероятно, страдал параноидной шизофренией. Двое из его братьев и сестер страдали этим заболеванием, а у третьего по неизвестным причинам был «личный помощник».
В больнице Дадду предложили продолжить рисовать, и в 1852 году он создал замечательный портрет одного из своих врачей, Александра Морисона, который сейчас висит в Шотландской национальной портретной галерее. Дадд написал многие из своих шедевров в Вифлеме и Бродмуре, в том числе «Мастерский штрих феи Феллера», над которым он работал между 1855 и 1864 годами. Дадд был изображен во время работы над своим « Противоречием: Оберон и Титания » фотографом лондонского общества Генри Герингом. Также датируются 1850-ми годами 33 акварельных рисунка под названием « Зарисовки для иллюстрации страстей», в том числе « Горе или печаль», « Любовь и ревность», а также « Безумие агонии и убийство». Как и большинство его работ, они выполнены в небольшом масштабе и показывают главных героев, чьи глаза устремлены в необычный, несфокусированный взгляд. Во время госпитализации Дадд также создал множество сцен с кораблями и пейзажей, таких как неземная акварель 1861 года « Порт Стрэгглин». Они выполнены миниатюристом с вниманием к деталям, что противоречит тому факту, что они являются продуктом воображения и памяти.
После 20 лет в Бетлеме Дадд был переведен в больницу Бродмур, учреждение строгого режима за пределами Лондона. Там он оставался, постоянно рисовал и принимал нечастых посетителей до 7 января 1886 года, когда он умер «от обширной болезни легких». Ряд его работ по-прежнему выставлен в Бродмуре.
Фредди Меркьюри был вдохновлен на написание песни «Мастер-мазок феи-феллера » по мотивам картины Дадда, которую он видел в галерее Тейт. В 2013 году Нил Гейман написал эссе о картине для журнала Intelligent Life (ныне журнал 1843 ).
Анджела Картер написала « Приходи к этим желтым пескам», радиоспектакль, основанный на жизни Дадда, первый показ которого состоялся в 1979 году.
Канадский писатель Р. Дж. Андерсон признает, что Дадд является основой своего вымышленного художника Альфреда Ренфилда, который играет важную роль в ее юношеском фантастическом романе « Нож» (2009).
В 1987 году Питер Нахум обнаружил давно утерянную акварель Дадда «Остановка художника в пустыне» в телевизионной программе BBC Antiques Roadshow. Созданный в то время, когда художник находился в заключении, он основан на эскизах, сделанных во время его турне по Ближнему Востоку, и показывает его группу, разбившуюся лагерем на Мертвом море, с папой в крайнем правом углу. Позже он был продан Британскому музею за 100 000 фунтов стерлингов.
Лорина МакКеннитт показывает картину Дадда 1862 года «Вакханальная сцена» на обложке своего рождественского компакт- диска 1987 года To Drive the Cold Winter Away.
Терри Пратчетт включил «Мастерский ход феи» в свой роман «Плохой мир» 2003 года «Маленькие свободные люди». Тиффани, главная героиня, находит его в книге сказок, а затем сбегает из сновидений, снятых на картинке. В примечании автора Пратчетт описывает картину и дает краткое, но сочувственное изложение личной истории Дадда и его борьбы с психическим заболеванием.
Элизабет МакГрегор написала «Зеленую девушку в зеленом стеклянном зеркале», роман 2005 года, в котором представлены работы Дадда, в том числе вымышленная картина с изображением неизвестного папы.