Рикардианский социализм - это ветвь классической экономической мысли, основанной на работах экономиста Давида Рикардо (1772–1823). Этот термин используется для описания экономистов 1820-1830-х годов, которые разработали теорию капиталистической эксплуатации на основе теории, разработанной Рикардо, в которой говорилось, что труд является источником всего богатства и меновой стоимости. Этот принцип восходит к принципам английского философа Джона Локка. Социалисты Рикардо считали, что труд имеет право на все, что он производит, и что рента, прибыль и проценты не были естественными следствиями процесса свободного рынка, а были искажениями. Они утверждали, что частная собственность на средства производства должна быть заменена кооперативами, принадлежащими ассоциациям рабочих.
Это обозначение используется в отношении экономистов в начале 19 века, которые разработали теорию капиталистической эксплуатации на основе классического экономического положения, полученного от Адама Смита и Давида Рикардо, о том, что труд является источником богатства. Хотя рикардианская социалистическая мысль оказала некоторое влияние на теории Карла Маркса, существуют разногласия по поводу того, в какой степени это так. Некоторые полагают, что Маркс отверг многие фундаментальные предположения рикардианских социалистов, в том числе мнение о том, что труд является источником всего богатства; в то время как другие полагают, что рикардианские социалисты, хотя их «обычно отвергают как бессвязных утопистов», на самом деле оказали «важное, хотя и в значительной степени игнорируемое» влияние на марксистские экономические теории.
Рикардианский социализм считается формой социализма, основанного на аргументах Рикардо о том, что равновесная стоимость товаров приблизительно соответствовала ценам производителей, когда эти товары находились в эластичном предложении, что эти цены производителей соответствовали воплощенному труду и что прибыль, процент и рента были вычеты из этой меновой стоимости. Это выводится из аксиомы Рикардо и Адама Смита о том, что труд является источником всех ценностей.
Первое обвинение в том, что ранние британские и ирландские социалисты находились под влиянием Рикардо, было сделано Карлом Марксом в его « Нищете философии» 1846 года:
Любой, кто хоть как-то знаком с тенденциями политической экономии в Англии, не может не знать, что почти все социалисты в этой стране в разные периоды предлагали уравнительное применение теории Рикардо. Мы цитируем для г-на Прудона: Hodgskin, «Политическая экономия», 1827 г.; Уильям Томпсон, Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующего человеческому счастью, 1824 г.; Эдмондс, «Практическая мораль и политическая экономия», 1828 г. [18], и т. Д., И т. Д., И еще четыре страницы и т. Д. Мы довольствуемся тем, что послушаем английского коммуниста г-на Брея. Мы дадим решающие отрывки из его замечательной работы, «Ошибки труда и лекарство труда», Лидс, 1839...
Эта связь позже была подтверждена Гербертом Фоксвеллом в его предисловии к английскому переводу книги Антона Менгера «Право на всю продукцию труда» (1899). Следовательно, категория рикардианских социалистов была принята как сторонниками, так и противниками марксизма к началу 20 века.
Однако в последние годы ряд ученых поставили под сомнение обоснованность этой категории, основываясь на отсутствии доказательств того, что ее предложенные члены либо читали «Принципы политической экономии» Рикардо, либо на противоречивых внутренних доказательствах их собственной теории ценностей, которая, кажется, должна больше Адаму Смиту, чем Рикардо. Настолько, что некоторые ученые предпочитают термин «смитанский социализм».