Родосское пианино | |
---|---|
88-клавишное фортепиано MkI Stage Rhodes Piano | |
Производитель | Гарольд Родс (1946–59) Fender Electric Instrument Company (1959–65) CBS (1965–83) Уильям Шульц (1983–87) Roland Corporation (1987–91) Rhodes Music Corporation ( 1997– настоящее время) |
Даты | 1946 ("Pre piano") 1959 (Piano bass) 1965 (MkI "чемодан") 1970 (MkI "Stage") 1979 (MkII) 1984 (Mk V) 1987 (Roland Rhodes MK 80) 2007 (Mark 7) |
Технические характеристики | |
Полифония | Полный |
Осциллятор | Наведенный ток от пикапа |
Тип синтеза | Электромеханический |
Эффекты | Тремоло, стерео автоматическое панорамирование |
Ввод, вывод | |
Клавиатура | 54, 73 или 88 клавиш |
Внешний контроль | Линейный выход или разъем DIN для подключения внешнего усилителя / микшерного пульта Педаль сустейна |
Фортепиано Rhodes (также известный как пианино Fender Rhodes) является электрическое пианино, изобретенный Harold Rhodes, которая стала популярной в 1970 - е годы. Как и обычное пианино, Rhodes генерирует звук с помощью клавиш и молотков, но вместо струн они ударяют по тонким металлическим зубцам, которые вибрируют между электромагнитным звукоснимателем. Затем сигнал передается по кабелю на внешний усилитель клавиатуры и динамик.
Инструмент развился из попытки Родса производить пианино во время обучения выздоравливающих солдат во время Второй мировой войны. Развитие продолжалось после войны и в следующее десятилетие. В 1959 году Fender начал продавать урезанную версию Piano Bass; полноразмерный инструмент появился только после продажи Fender компании CBS в 1965 году. CBS контролировала массовое производство рояля Rhodes в 1970-х годах, и в течение всего десятилетия он широко использовался, особенно в джазе, поп- музыке и соул-музыке. В 1980-х годах он использовался реже из-за конкуренции с полифоническими и цифровыми синтезаторами, такими как Yamaha DX7, и непоследовательного контроля качества, вызванного сокращением затрат.
В 1987 году компания была продана Roland, которая производила цифровые версии Rhodes без разрешения Гарольда Родса. В 1990-х годах этот инструмент снова стал популярным, что привело к тому, что Родос снова получил права на фортепиано в 1997 году. Хотя Гарольд Родс умер в 2000 году, с тех пор пианино Родоса было переиздано, и его методы обучения до сих пор используются.
Клавиатура пианино Rhodes устроена как традиционное акустическое пианино, но некоторые модели содержат 73 клавиши вместо 88. Модель с 73 клавишами весит около 130 фунтов (59 кг). Клавиатура и ее действие напоминают акустическое пианино. Нажатие на клавишу приводит к удару молотка по тонкому металлическому стержню, называемому зубцом, соединенным с более крупной «тональной полосой». Узел тон-генератора действует как камертон, поскольку тональная полоса усиливает и расширяет колебания зубцов. Датчик расположен напротив выступа, индуцировать электрический ток от колебаний как электрическая гитара. Для простого удара по зубцам не требуется внешний источник питания, и Rhodes будет издавать звук, даже если он не подключен к усилителю, хотя, как и при отключенной электрогитаре, уровень громкости и тон будут уменьшены.
Модель чемодана Rhodes включает в себя встроенный усилитель мощности и функцию тремоло, которая передает выходной сигнал от фортепиано через два динамика. На некоторых моделях этой функции неточно обозначено « вибрато » (что является вариацией высоты тона), чтобы соответствовать маркировке на усилителях Fender.
Хотя Rhodes механически работает как пианино, его звучание сильно отличается. Вибрирующие зубцы создают более мягкий тембр, а звук меняется в зависимости от положения зубцов относительно подборщика. Если положить их близко друг к другу, получится характерный «колокольный» звук. Этот инструмент сравнивают с электронным пианино Wurlitzer, в котором используется аналогичная технология, но с ударом молотков по металлическим язычкам. У Rhodes лучший сустейн, в то время как Wurlitzer издает значительные гармоники при сильном нажатии на клавиши, что придает ему «укус». По словам Бенджамина Лава из Retro Rentals, анализ спектра эквалайзера инструмента будет иметь промежуток, в котором может быть частота ведущего вокала. Это означает, что инструмент может легко поддерживать голосовое исполнение, не подавляя его.
Гарольд Родс начал преподавать игру на фортепиано, когда ему было 19 лет. Он бросил университет Южной Калифорнии в 1929 году, чтобы поддержать свою семью во время Великой депрессии, преподавая полный рабочий день. Он разработал метод, сочетающий классическую и джазовую музыку, ставший популярным в Соединенных Штатах, и привел к часовому общенациональному радио-шоу. Родс продолжал преподавать фортепиано на протяжении всей своей жизни, и его метод игры на фортепиано преподается и сегодня. Он постоянно совершенствовал и обновлял конструкцию инструмента вплоть до 1984 года.
К 1942 году Роудс служил в армейском авиационном корпусе, где он создал методику обучения игре на фортепиано для лечения солдат, выздоравливающих после боевых действий в госпитале. Из сломанных самолетов он разработал миниатюрные пианино, на которых можно было играть в постели. Родс получил награду за свои терапевтические достижения и запустил в производство электрическую модель Pre-Piano для домашнего использования в конце 1940-х годов.
В 1959 году Родс создал совместное предприятие с Лео Фендером по производству инструментов. Фендеру не нравились более высокие тона Pre-Piano, и он решил создать клавишный бас с использованием 32 нижних нот (EB), известного как Piano Bass. Инструмент представил дизайн, который станет общим для последующих роялей Rhodes, с тем же корпусом из толекса, что и усилители Fender, и верхом из стекловолокна. Топы были получены от производителя лодок, который поставил любой цвет, который оказался в наличии; следовательно, было произведено несколько фортепианных басов разного цвета.
Fender был куплен CBS в 1965 году. Родс остался с компанией и выпустил первое пианино Fender Rhodes, 73-нотную модель. Инструмент состоял из частей - фортепиано и отдельного корпуса под ним, в котором находились усилитель мощности и громкоговоритель. Как и бас фортепьяно, он был отделан черным толексом и имел верхнюю часть из стекловолокна. В конце 1960-х годов также стали доступны две модели Fender Rhodes Celeste, в которых использовались, соответственно, верхние три или четыре октавы фортепиано Fender Rhodes. Celeste плохо продавался, и сейчас его трудно найти. В 1969 году крышка из стекловолокна была заменена пластиковой вакуумной формовкой; более ранние модели стали известны ретроспективно как «серебряные вершины».
Модели Student и Instructor были представлены в 1965 году. Они были разработаны для обучения игре на фортепиано в классе. Подключив выход сети моделей учеников, учитель мог слушать каждого ученика изолированно на модели инструктора и отправлять им звуковую фонограмму. Это позволяло учителю отслеживать индивидуальные успехи учеников. Производство учебных моделей прекращено в 1974 г.
В 1970 году было представлено 73-нотное сценическое фортепиано как более легкая и портативная альтернатива существующему стилю из двух частей, с четырьмя съемными ножками (используемыми в гитарах со стальными педалями Fender), педалью сустейна, заимствованной из стойки для хай-хэта Rogers. и одно выходное гнездо. Хотя сцену можно было использовать с любым усилителем, в каталогах предлагалось использовать Fender Twin Reverb. Фортепиано более старого стиля продолжало продаваться вместе со сценой и было переименовано в пианино-чемодан. Модель с 88 нотами была представлена в 1971 году.
В течение 1970-х годов в механику Rhodes были внесены различные изменения. В 1971 году наконечники молотков были заменены на неопреновые каучуки вместо войлочных, чтобы избежать чрезмерной потребности в регулярном обслуживании, а в 1975 году опоры арфы были заменены с деревянных на алюминиевые. Хотя это удешевило производство, это немного изменило резонанс инструмента. В 1977 году конструкция усилителя мощности была изменена с 80-ваттной на 100-ваттную. Модель Mk II была представлена в конце 1979 года и представляла собой просто набор косметических изменений по сравнению с последними моделями Mk I. Ассортимент пополнился 54-нотной моделью.
Rhodes Mk III EK-10 был комбинацией электрического пианино и синтезатора, представленной в 1980 году до того, как CBS купила ARP Instruments в 1981 году. В нем использовались аналоговые генераторы и фильтры наряду с существующими электромеханическими элементами. В целом получился эффект одновременной игры на рояле Rhodes и синтезаторе. Инструмент был ненадежным из-за проблемного производства, особенно когда отгрузка 150 единиц в Японию вызвала помехи для приема местного телевидения. По сравнению с новыми полифоническими синтезаторами, продаваемыми в то же время, они были ограничены по объему и звучанию, и было продано очень мало единиц.
Последним Rhodes, выпущенным оригинальной компанией, был Mk V в 1984 году. Среди других улучшений он имел более легкий пластиковый корпус и улучшенный механизм, изменяющий динамику каждой ноты. Mark V - самое простое из оригинальных роялей Родоса для путешествующих музыкантов. Рояли Rhodes, произведенные в рамках первоначального выпуска, имели нестабильное качество, поскольку компания хотела производить инструмент серийно.
В конце 1970-х и 1980-х годах Чак Монте произвел послепродажную модификацию Rhodes, известную как Dyno My Piano. Он включал в себя рычаг, который перемещал относительное положение зубьев к звукоснимателям, изменяя звук, и подавал выходной сигнал через дополнительную электронику. Этот звук был эмулирован Yamaha DX7 с патчем, известным как DX7 Rhodes, который был популярен в 1980-х годах и заставил некоторых игроков отказаться от Rhodes в пользу DX7.
В 1983 году Rhodes был продан боссу CBS Уильяму Шульцу, который закрыл основной завод в 1985 году и продал бизнес японской корпорации Roland в 1987 году. Roland производил цифровые пианино под именем Rhodes, но Гарольд Родос не одобрял инструменты, которые были сделано без его консультации.
Rhodes Mark 7 был выпущен в 2007 году.Родос вновь приобрел права на рояль Rhodes в 1997 году. К тому времени он был болен и умер в декабре 2000 года. В 2007 году реорганизованная Rhodes Music Corporation представила копию оригинального электрического пианино Rhodes Mark 7., заключенный в литой пластиковый корпус.
В 2021 году новая компания Rhodes Music Group Ltd объявила о разработке новой модели MK8.
Двери клавишник Рэй Манзарек начал использовать Rhodes инструментов, когда группа, образованная в 1965 году он играл басы на фортепиано Басса с его левой рукой, в то время как играет орган с его правом. Он также сыграл в студии полноразмерный Rhodes, такой как Mark I Stage 73 в " Riders on the Storm ". По словам Манзарека, «если бы мистер Родс не создал клавишные басы, Doors никогда бы не существовали».
Фортепиано Rhodes стало популярным инструментом в джазе в конце 1960-х годов, особенно для нескольких сторонних музыкантов, игравших с Майлзом Дэвисом. Херби Хэнкок впервые встретился с Родосом в 1968 году, когда был назначен на тренировку с Дэвисом. Он сразу стал энтузиастом, отметив, что усиление сделало его намного более слышимым в группах по сравнению с фортепиано. Хэнкок продолжал экспериментировать с Rhodes в течение следующих лет, в том числе проигрывая его через вау-вау. Другой бывший помощник Дэвиса, Чик Кориа, начал активно использовать Rhodes в 1970-х годах, как и основатель Weather Report Джо Завинул. Начиная с « In a Silent Way» (1969), Rhodes стал самым заметным клавишником в записях Дэвиса до середины 1970-х годов. Винс Гуаральди начал использовать Rhodes в 1968 году и гастролировал как с фортепиано, так и с Rhodes. Особой известности он добился благодаря саундтреку к фильму «Рождество Чарли Брауна» и другим фильмам « Арахис / Чарли Браун».
Билли Престон был назван «Правителем Родоса» Music Radar; он играл на Родосе во время концерта Beatles на крыше в 1969 году и в хит-сингле Beatles " Get Back ". Во многих записях Стиви Уандера 1970-х годов он играет на Родосе, часто вместе с клавинетом Hohner. Донни Хэтэуэй регулярно использовал Родос; его хит-сингл " This Christmas ", который сезонно транслируется на афроамериканских станциях, широко использует этот инструмент. Рэй Чарльз, более известный по роли Вурлитцера, сыграл Родса в его исполнении « Встряхни хвостовое перо » в фильме «Братья Блюз».
Дональд Фейген из Steely Dan регулярно использовал Родос. Он также использовал Rhodes во всех его сольных альбомах и играл на каждом из своих гастрольных выступлений с 1994 годом Rhodes функций «Angela», 1978 инструментальной темы из ситкома такси по Бобу Джеймс. Французская группа Air регулярно использует в своих записях рояль Rhodes. Немецкий пианист и композитор Нильс Фрам широко использует рояль Rhodes в своей студии и на живых выступлениях.