Рейнальдо Хан

редактировать

фотография элегантно одетого белого человека с аккуратными усами и бородой в шляпе, приподнятой под ярким углом; у него сигарета в правой руке Хан в 1906 году

Рейнальдо Хан ( испанское произношение:  [ʁɛ.nal.do ha: n] ; 9 августа 1874 - 28 января 1947) - французский композитор, дирижер, музыкальный критик и певец, родившийся в Венесуэле. Он наиболее известен своими песнями - мелодиями, из которых он написал более 100.

Хан родился в Каракасе, но его семья переехала в Париж, когда он был ребенком, и он прожил там большую часть своей жизни. После успеха его песни «Si mes vers avaient des ailes» («Если бы у моих стихов были крылья»), написанной ему в 14 лет, он стал видным членом французского общества fin de siècle. Среди его ближайших друзей были Сара Бернар и Марсель Пруст. После Первой мировой войны, в которой он служил в армии, Hahn адаптированы к новым музыкальным и театральным тенденциям и пользовались успехом у его первая оперетты, Ciboulette (1923) и совместно с Гитри, музыкальной комедией Моцарта (1926). Во время Второй мировой войны Хан, еврей по происхождению, укрылся в Монако, а в 1945 году вернулся в Париж, где был назначен директором Оперы. Он умер в Париже в 1947 году в возрасте 72 лет.

Хан был плодовитым композитором. Его вокальные произведения включают светские и духовные произведения, лирические сцены, кантаты, оратории, оперы, комические оперы и оперетты. Оркестровые произведения включают концерты-балеты, музыкальные стихи, музыку к пьесам и фильмам. Он написал ряд камерной музыки и произведений для фортепиано. Он пел, а также исполнял свои собственные песни, а также делал записи в качестве солиста и аккомпанировал другим исполнителям. После его смерти его музыкой пренебрегли, но с конца 20 века возрастающий интерес привел к частым выступлениям многих его произведений и записям всех его песен и фортепианных произведений, большей части его оркестровой музыки и некоторых его сценических работ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1,2 с 1896 по 1913 год
    • 1,3 с 1914 по 1929 год
    • 1,4 с 1930 по 1947 гг.
  • 2 Работы
    • 2.1 Мелодии
    • 2.2 Оперы, оперы и музыкальные комедии
    • 2.3 Оркестровый и концертный
    • 2.4 Камерное и сольное фортепиано
  • 3 записи
  • 4 Примечания, ссылки и источники
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Ссылки
    • 4.3 Источники
      • 4.3.1 Книги
      • 4.3.2 Журналы
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Ранние годы

Хан родился в Каракасе, Венесуэла, 9 августа 1874 года, был младшим ребенком Карлоса ( урожденного Карла) Хана (1822–1897) и его жены Елены Марии, урожденной Эченагуциа (1831–1912). Карлос Хан, старший сын еврейской семьи из Гамбурга, эмигрировал в Венесуэлу в 1845 году в возрасте двадцати двух лет, сделав там очень успешную деловую карьеру. Он обратился в католицизм, чтобы жениться на Елене де Эченагуциа; по отцовской линии она имела испанское происхождение, а по матери - голландско-англичанку. Когда его друг и соратник Антонио Гусман Бланко стал президентом страны в 1877 году, Карлос стал финансовым советником Бланко. У Ганов было одиннадцать или двенадцать детей, девять из которых дожили до взрослого возраста. Рейнальдо, известный как «Нано», был самым младшим, на двадцать лет моложе своего старшего брата. Он был воспитан, бегло говорил по-немецки, по-испански и (с няней из Великобритании) по-английски.

Когда первый срок полномочий Бланко подошел к концу в 1877 году, семья Хан покинула Венесуэлу и поселилась в Париже, где у них были родственники и друзья с хорошими связями. Именно Франция, как выразился писатель 21-го века, «определит и определит музыкальную идентичность Гана в дальнейшей жизни». Среди парижских друзей семьи была принцесса Матильда, племянница Наполеона I ; молодой Хан пел для нее и дебютировал на публике в возрасте шести лет на музыкальном вечере в ее гостиной. Он начал уроки композиции с итальянским учителем, когда ему было восемь лет.

Четыре учителя Хана: по часовой стрелке сверху слева, Эмиль Декомб, Жюль Массне, Теодор Дюбуа и Альбер Лавиньяк.

В 1885 году, в возрасте одиннадцати лет, Хан был принят на подготовительный курс Парижской консерватории. Он продолжал изучать фортепиано с Эмилем Декомбом (в том же классе, что и Морис Равель и Альфред Корто ), гармонию с Альбертом Лавиньяком и Теодором Дюбуа, а также композицию с Шарлем Гуно и Жюлем Массне. Последний стал другом и наставником Хана на всю жизнь. В молодости Массне получил высшую музыкальную стипендию Франции, Prix ​​de Rome, но Хан не мог ему подражать: только французские подданные имели право на участие, а Ганы не принимали французское гражданство. Кроме того, посоветовал Массне, с богатыми родителями Хан не нуждался в стипендии, как его менее обеспеченные коллеги. Через Массне Хан познакомился с Камиллой Сен-Санс, с которой он учился в частном порядке в дополнение к урокам в консерватории.

Еще будучи студентом, Хан добился раннего успеха своей мелодией «Si mes vers avaient des ailes» («Если бы у моих стихов были крылья») на стихотворение Виктора Гюго. Песня входила в набор мелодий Гана, опубликованных ведущим музыкальным издателем Hartmann et Cie в 1890 году. Le Figaro подхватила ее - «Мы чувствуем, что должны воспроизвести эту изящную пьесу, которая явно обозначает тонкого и оригинального музыканта» - и посвятила ей половину листовая страница для печати слов и музыки.

Хан посвятил «Si mes vers avaient des ailes» своей сестре Марии, вышедшей замуж за художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. В их доме Хан познакомился со многими ведущими деятелями искусства, в том числе с Альфонсом Доде, для пьесы которого «Препятствие» Хан-подросток сочинил эпизодическую музыку. Пьеса была представлена ​​в Театре Гимнаса в декабре 1890 года. Доде называл музыку Гана своей «любимой музыкой». В доме Daudets' в 1893 году певица Сибил Сэндерсон премьера Хана шансона Grises, настройки стихов Поля Верлена. Поэт присутствовал и был тронут до слез тем, как Ган перестраивает свои стихи. Стефан Малларме также присутствовал и писал:

Le Pleur qui chante au langage Du poète, Reynaldo Hahn temprement le dégage Comme en l'allée un jet d'eau.

Плач, который поет в словах поэта, Рейнальдо Хан нежно выпускает его, Как фонтан на тропинке.

Марсель Пруст, любовник Хана, а позже и друг на всю жизнь

В начале 1890-х годов Хан работал над своей первой оперой «Лил дю реве», «полинезийской идиллией», написанной по заказу Массне. В этот период он впервые встретился с Марселем Прустом в салоне Мадлен Лемер 22 мая 1894 года. Насколько известно, романтические привязанности 19-летнего Гана до этого были интимными, но платоническими отношениями со знаменитой парижанкой. красавицы Клео де Мерод и Лиана де Пуги. До этого момента он был обеспокоен до точки враждебности по отношению к гомосексуализму и гомосексуалистам, но эти двое мужчин быстро завязали интенсивную любовную связь, единственную настоящую связь Пруста. Их роман длился немногим более двух лет, но перерос в тесную дружбу на всю жизнь. Пруст писал: «Все, что я когда-либо делал, всегда было благодаря Рейнальдо». Ученый-музыковед Джеймс Хардинг отмечает: «Именно Хан предложил Прусту знаменитую миниатюрную фразу, которая символически повторяется в À la recherche du temps perdu и является не чем иным, как навязчивой темой из скрипичной сонаты ре минор Сен-Санса».

Хан закончил консерваторию удовлетворительно, но, по выражению его биографа Жака Деполи, «не произвел никаких искр на экзаменах и конкурсах». Массне ушел с факультета в мае 1896 года, и Хан ушел одновременно со своим наставником.

С 1896 по 1913 год

В 1896 году Пруст написал слова, а Хан - музыку для « Портретов людей» для чтеца и фортепиано, премьера которой состоялась в доме Мадлен Лемер, где они и познакомились. Позже в том же году Хан сформировал еще одну из своих самых близких друзей: он долгое время восхищался актрисой Сарой Бернар, а в конце 1896 года он встретил ее и быстро стал частью ее ближайшего круга друзей и помощников. Он часто навещал ее в гримерке во время и после выступлений, обедал с ней в ее парижском таунхаусе, ездил с ней в Лондон и на гастроли и сочинял музыку для ее постановок.

Премьера « Лил дю реве» состоялась в 1898 году, когда благодаря влиянию Массне Комическая Опера поставила пьесу с прекрасным актерским составом под управлением Андре Мессжера. Сообщения прессы были враждебными, и после семи спектаклей пьеса была снята. Пока это было на репетиции, Пэрис была взволнована судом над Золя в продолжающемся деле Дрейфуса. Дело резко разделило французское мнение; Хан, как Пруст и Бернхардт, был в лагере Дрейфусарда. Антисемитский подтекст кампании против Дрейфусарда глубоко обеспокоил его, но его преданность Франции была непоколебимой.

сложная декорация с большим актерским составом, с монахиней в центре сцены Кармелит (1902 г.): церемония снятия чадры, отрезанная под давлением религиозных протестующих вскоре после премьеры.

В 1898 году, после успеха своего первого набора из 20 мелодий, опубликованного двумя годами ранее, Хан начал сочинять второй набор. над которым он работал более 20 лет. В том же году он начал работу над 12 «Ронделями» для солистов, хора и фортепиано, завершенную в следующем году. В 1899 году, следуя давней традиции французских композиторов, которые дополняли свои доходы написанием музыкальных обзоров, он стал критиком La Presse.

В декабре 1902 года в Комической опере состоялась премьера второй оперы Гана « Кармелит», названной «музыкальной комедией» с либретто Катюля Мендеса. Эмма Кальве сыграла главную роль Луизы де ла Валлиер, Мессагер снова стал дирижером, и пьеса была щедро смонтирована, но была принята скорее вежливо, чем с энтузиазмом, и не получила места в оперном репертуаре. Его перспективам не помогло решение Комической оперы уступить религиозным лоббистам и прервать кульминационную сцену, в которой Луиза принимает чадру; эта сцена получила признание критиков как «вдохновляющая», в то время как остальная часть партитуры была сочтена искусной, красивой и энергичной, но без характера.

После этого разочарования Хан отвлекся от оперы. В 1905 году он написал одно из самых популярных своих произведений - сюиту для камерного ансамбля Le Bal de Béatrice d'Este ; в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Патрик О'Коннор отмечает, что это произведение, «задуманное просто как дивертисмент », остается одним из самых известных и наиболее часто исполняемых композитором.

Хан начал привлекать внимание как дирижер. Выступления Дон Жуана под его управлением в 1903 году хвалили за его «гибкость и легкость» и за его научную - и в то время необычную - верность музыке Моцарта. В 1906 году он и Густав Малер были дирижерами двух опер, представленных на Зальцбургском фестивале, посвященном 150-летию Моцарта. Малер дирижировал «Свадьбой Фигаро» ; Хан дирижировал Дон Жуаном с Венской филармонией и актерским составом, в который входили Лилли Леманн и Джеральдин Фаррар.

В декабре 1907 года Хан стал натурализованным гражданином Франции. В том же году он сочинил свой набор из шести Песен и Мадригалов, установив слова французских поэтов средневековья и эпохи Возрождения, в которые он включил музыку в стиле Антуана Бёссе, придворного композитора Людовика XIII.

Хан следил за танцами Le Bal de Béatrice d'Este с двумя полными балетными партитурами: La Fête chez Thérèse (1910) и Le Dieu bleu (1912). Последний был первый балет с партитурой французского композитора, представленный Сергеем Дягилевым «s балетов русов ; Премьера прошла хорошо, но эту пьесу затмили два других балета с французскими партитурами, представленные позже в этом сезоне: « Апре-миди-фауна» Дебюсси и « Дафнис и Хлоя» Равеля.

1914-1929 гг.

Когда в 1914 году началась война, Хан, который был старше официального предельного возраста для призыва на военную службу, пошел добровольцем в армию в качестве рядового. Большую часть войны он служил клерком адъютанта, работая на фронте, под частыми бомбардировками. Когда это было возможно, он продолжал сочинять музыку для своего полка, участвовал в ревю для войск и работал над двумя новыми операми, одна из которых была основана на « Одиссее», а другая - на «Венецианском купце». Он установил пять стихов Роберта Луи Стивенсона в виде песенного цикла для детей. В 1917 году он получил звание капрала в качестве диспетчера, а в последний год войны был направлен в военное министерство в Париже в качестве шифровальщика. За свои военные заслуги он был награжден « Круа де Гэрр» и назначен в Почетный легион.

Когда Хан вернулся к гражданской жизни, Корто, директор недавно основанной École Normale de Musique de Paris, назначил его профессором интерпретации и пения. Хан был известен высокими стандартами, которые он ожидал от певцов, и опубликовал статьи и книгу Du chant (1921) об интерпретации и технике пения. В 1919 году он познакомился с тенором Гаем Феррантом, с которым у него началось долгое и счастливое личное партнерство.

большая сцена с большим составом костюмов середины 19 века в ансамблевом номере, за ней рынок Les Halles Сцена из спектакля "Сибулетт", 1923 год.

В 1921 году старый друг, драматург Роберт де Флерс пригласил Гана написать музыку для оперетты, либретто для которой Флерс и его соавтор Франсис де Круассе написали. У Гана были оговорки: пьеса была установлена ​​на рынке Les Halles, который был декорацией для комической оперы Шарля Лекока « La fille de Madame Angot», написанной пятьдесят лет назад, но все еще пользующейся огромной популярностью. Кроме того, героиню звали Ciboulette, что означает « чеснок », что Хан считал неромантичным, и самым интересным персонажем была не героиня и не герой, а их наставник, «что-то вроде пожилого Родольфо из« Богемы ». Тем не менее Хан принял приглашение.

Между началом работы над « Сибулет» и его премьерой Хан потерял двух своих ближайших друзей. Пруст умер в ноябре 1922 года, а Бернхардт - в марте следующего года. Он продолжал работать, и в апреле 1923 года « Сибулет» открылся в Театре вариантов. Фильм получил хорошие отзывы и имел огромный кассовый успех. Он был возрожден в Париже несколько раз при жизни Гана и остался в репертуаре во Франции, с возрождением 21-го века в Опера-Комик и в других местах.

мужчина и женщина, последняя в мужской одежде, одетая в костюм 18 века Моцарт, 1925: Саша Гитри и Ивонн Принтемпс

В 1924 году Хан был произведен в офицеры Почетного легиона. В следующем году у него был второй большой успех в театральной карьере. Актер и драматург Гитри пригласил его написать музыку для нового Комеди мюзикла под названием Моцарт. Произведение было основано на ранних этапах жизни композитора, и в нем должны были сыграть Гитри и его жена Ивонн Принтемпс, последняя en travesti в роли молодого Моцарта. Хан согласился и сочинил партитуру, включающую в себя различные отрывки из произведений Моцарта, а также его собственную оригинальную музыку. Шоу открылось в декабре 1925 года в Театре Эдуарда VII и получило восторженные отзывы: Мессагер, писавший в Le Figaro, назвал его «произведением редкого качества» и отметил, что музыка настолько хороша, что трудно определить, где заканчивается музыка Моцарта. и началось у Гана: это, по его словам, была высшая похвала. Шоу имело большой успех в Париже, в то время как отличное шоу длилось семь месяцев. Затем Guitrys перевезли производство в Лондон в 1926 году, где он был хорошо принят. В конце того же года на Бродвее вышли две версии: компания Guitry в течение ограниченного сезона играла французский оригинал, а английский перевод шел в другом театре с Фрэнком Селье и Ирен Бордони в главных ролях.

1930-1947 гг.

В 1930 году Хан написал концерт для фортепиано с оркестром, премьера которого состоялась в феврале 1931 года, его посвященная Магда Тальяферро выступила в роли солистки и дирижировала композитором; согласно Гроуву, это стало самой известной концертной работой Хана. Позже Тальяферро и Хан записали произведение для граммофона; запись переиздана на компакт-диске. В 1931 году Хан написал музыку для оперы Браммел. В 1933 году он стал музыкальным критиком Le Figaro. В том же году Сибулет был снят для кино. Молодой режиссер Клод Отан-Лара сделал довольно вольную экранизацию сценического произведения с Симоной Беррио в главной роли; он открылся в Париже в ноябре 1933 года и был хорошо принят.

Единственным крупным заказом Гана для Парижской Оперы была работа по «Венецианскому купцу», которую он начал сочинять во время войны. «Маршан де Венеция» со стихотворным либретто Мигеля Замакоиса был впервые показан в марте 1935 года. Он был встречен с энтузиазмом, и, хотя он не был возрожден в Париже при жизни Гана, позже он поставил несколько новых постановок. Гитри и Хан работали вместе над другим шоу, O mon bel inconnu (O My Beautiful Stranger, 1933) с Арлетти в главной роли. Рецензент в « Лирике» прокомментировал: «Это оперетта? Нет; комическая опера? Тоже не та; водевиль? Ни в коей мере. Так что это? Не знаю, но она простенькая и очаровательная». Он добавил: «Ни один из двух авторов, столь одаренных, не проявил себя наилучшим образом, но крошек, которые они небрежно бросили со стола, по-прежнему достаточно, чтобы составить хорошую еду». Хан написал музыку для двух других музыкальных комедий в течение 1930-х годов, а также большое количество эпизодов музыки для пьес и фильмов.

Во второй половине десятилетия Хан снова стал выдающимся дирижером, руководя исполнениями «Волшебной флейты», «Сераля» и «Женитьба Фигаро». Его верность Моцарту была отмечена в прессе: после многих лет постановок в Opéra-Comique, в которых речитативы композитора в Фигаро были заменены разговорным диалогом, Хан использовал новый, более научный текст отредактировал Адольф Бошо. В концертном зале он установил музыкальные партнерские отношения с более молодыми исполнителями; Помимо Тальяферо, он регулярно сопровождал Ферранта и сопрано Нинон Валлен.

Когда немцы оккупировали Париж в 1940 году, Хан уехал на юг Франции, а затем в нейтральное Монако. Там он был менее подвержен риску нацистских антисемитских преследований, но едва избежал смерти от взрыва шального снаряда с британской подводной лодки, нацеленного на немецкий военный корабль, пришвартованный рядом с его комнатами на фронте в Монте-Карло. Он вернулся в Париж в феврале 1945 года, и был избран в Институте де Франс «s Академии изящных искусств, и назначен директором Парижской Оперы. Его последняя концертная работа, « Прованский концерт», была впервые представлена ​​в эфире Radiodiffusion Française 30 июля 1945 года и дан концерт в апреле следующего года.

В 1946 году вместе с Тальяферо и Валлином Хан совершил концертный тур, выступив в Лондоне, Женеве, Брюсселе, Марселе и Тулоне. Он заболел, и ему сделали операцию по лечению опухоли головного мозга, которая, по мнению его врачей, могла быть вызвана взрывом в Монте-Карло.

Хан умер в Париже 28 января 1947 года в возрасте 72 лет. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, недалеко от могилы Пруста.

Работает

Дополнительная информация: Список сочинений Рейнальдо Хана и Список сочинений для сцены Рейнальдо Хана. картина маслом белого человека, сидящего за роялем, но смотрящего на зрителя. У мужчины аккуратные каштановые волосы, усы и аккуратная борода. Хан: портрет 1907 года

Грэм Джонсон пишет, что Хан «никогда не был настоящим человеком двадцатого века»; В течение многих лет его считали главным воплощением духа Парижа конца века. Он не симпатизировал более явно современной музыке первых десятилетий 20-го века, но он шел в ногу со временем. Согласно анализу 2020 года:

Обученный канонам позднего романтизма у своего наставника и покровителя Жюля Массне, он сумел приспособить свой стиль к современности фоллов Анне, сочиняя музыкальные комедии с отголосками джаза, фокстрота и аргентинского танго, мастерски используя саксофон и музыку. фортепиано в его оркестре... каталог произведений, начиная от камерной музыки - возвышенного фортепианного квартета и фортепианного квинтета - до балета и оркестрового репертуара.

Биограф Хана Жак Деполис, писавший в 2006 году, комментирует, что многие композиторы после смерти переживают период забвения, а затем их открывают заново. Этот процесс известен во Франции как la traversée du désert - пересечение пустыни. В 1947 году одна британская газета заметила, что Гана «сегодня почти не вспоминают за пределами Франции». В 1961 году, через 14 лет после смерти композитора, музыковед Ганс Хайнц Штукеншмидт назвал Гана «талантливым сплетником, обладавшим даром перемалывать оперетты и небольшие, со вкусом исполненные баллады в неограниченном количестве». В последние десятилетия 20-го века наблюдается возрождение интереса к музыке Хана: Джонсон (2002) говорит о «постоянно расширяющемся диапазоне его мелодий, которые можно регулярно слышать на концертной площадке».

Мелодии

Хан наиболее известен своими песнями. Он написал чуть больше 100; большинство из них были написаны в течение тридцатилетнего периода с 1888 года до конца Первой мировой войны, после чего спрос на песни с фортепианным сопровождением уменьшился, и он обратился к другим формам. Его стиль в ранних песнях отражает влияние Массне, но он считал Габриэля Форе верховным мастером мелодии и отдавал предпочтение некоторым избранным Форе поэтам, включая Виктора Гюго, Теофиля Готье и Поля Верлена. Ему было всего тринадцать, когда он написал постановку Гюго «Si mes vers avaient des ailes», позже включенную в его первый сборник из 20 мелодий (1895). Джонсон пишет, что песня отображает все отличительные черты стиля композитора:

Обложка тома музыки, украшенная рисунками красных роз Обложка сборника песен Хана 1895 г. … Аккомпанемент, который волнообразно движется на заднем плане, как медленное разворачивание мотка роскошного материала, фон, казалось бы, не имеющий большого значения, который, тем не менее, формирует мелодию, как если бы аккомпаниатор держал легчайшие руки на гончарном круге; вокальная линия, проистекающая из интимности речи, но содержащая в себе семена чудесной мелодии, которую действительно нужно петь.

Его первый опубликованный набор песен был Chansons grises (Песни в сером, 1890), который включал постановку «La bonne chanson» Верлена, которую поэт предпочел известной версии Форе. Комментатор Джеймс Дэй отмечает, что песни в постановке демонстрируют «зрелость, весьма примечательную для шестнадцатилетнего подростка, и совершенно неожиданное сочувствие к поэту для музыканта любого возраста».

После того, как Chansons grises, Хан сочинил следующие циклы песен в течение следующих 25 лет. Рондель (1898–99) со словами Шарля д'Орлеана, Теодора де Банвиля и Катюля Мендеса был примером увлечения композитора прошлым, устанавливая оригинальные и современные версии старых стихотворных форм ронделя. В «Латинских исследованиях» (1900) Хан установил десять стихов Леконта де Лиля, напоминающих о греко-римской древности. В трех песнях к солисту и пианисту присоединяется припев. Хан снова экспериментировал с комбинациями голосов в « Венеции» (1901), набором из шести текстов на венецианском диалекте, в котором финальная песня представляет собой дуэт тенора и сопрано с припевом. Для « Les feuilles blessés» (« Раненые листья», 1901–1906) Хан обратился к современному поэту Жану Мореасу, известному своими символистскими стихами. В 1907 году Хан вернулся к более старым формам с « Chansons et madrigaux», включив слова Орлеана, Жана-Антуана де Баифа и других в цикл из шести песен для четырех голосов. «Любовь без крыльев» (1911) - это набор из трех стихов Мэри Робинсон на английском языке, и Хан снова поставил английские тексты в « Пять маленьких песен» (1915) на стихи Роберта Луи Стивенсона. Гроув перечисляет последний цикл Chansons espagnoles (1947).

Помимо песенных циклов, при его жизни были изданы два сборника мелодий Хана, по двадцать песен каждый. Оба набора включают некоторые песни, ранее изданные по отдельности, и еще двенадцать песен не являются частью цикла или включены в опубликованный сборник.

Оперы, оперы и музыкальные комедии

Хан написал пять опер и оставил одну незавершенную. Первый, L'Ile du rêve, «идиллическая полинезийская» в трех действиях, имеет либретто Андре Александра и Жоржа Хартмана, адаптированное из полуавтобиографического романа Пьера Лоти 1880 года « Рараху» или «Мариаж де Лоти», действие которого происходит на Таити. Он побежал за семь выступлений в 1898 году и был восстановлен в Каннах в 1942 году, проведенного композитором, но не был снова увидеть в Париже до 2016 года, когда производство с Театром - де - ла - купе d'Or, Рошфор был представлен на Théâtre de l'Athénée. Анри Бюссер считал работу «очаровательной… очень музыкальной»; он является сквозным и в нем нет стандартных номеров. Хан использует лейтмотивы, следуя примеру Массне.

«Кармелит» (1902 г.), историческая пьеса, действие которой происходит во время правления Луи XIV, не произвела большого впечатления, хотя ее дирижер, Мессагер, который был музыкальным руководителем Ковент-Гардена, а также Комической оперы, рассматривал возможность ее постановки в Лондоне; идея не была реализована. Ни одна из следующих двух опер Гана - Nausicaa (1919, либретто Рене Фошуа ) и La Colombe de Bouddha (Голубь Будды, 1921), одноактная работа на слова Андре Александра - не была написана для Парижа и не была там поставлена. Первый был дан в Опере Монте-Карло, а второй - в муниципальном театре Канн, где Хан часто дирижировал.

Рисунок белого бритого мужчины средних лет в цилиндре, доброжелательно улыбающегося Жан Перье в роли Дюпарке в Ciboulette (1923)

«Маршан де Венеция» (1935) - самая успешная из серьезных опер Гана. Он был хорошо принят; Бюссер писал:

«Маршан де Венеция» раскрыл замечательное драматическое искусство не только своим дизайном, но и изучением характеров каждого персонажа. Шейлок, венецианский купец, беспокоит нас и трогает ".

Другие критики отметили моцартовскую легкость партитуры и взгляд Гана на драму Шекспира как на комедию, а не трагедию. После американской премьеры оперы критик Герберт Купферберг назвал ее «очаровательной и драматичной» и потребовал записи. Произведение было возрождено Комической оперой (1979) и Большим театром Массне в Сент-Этьене (2015). Хан оставил незаконченную оперу Le Oui des jeunes filles (Согласие девушек), которую закончил Бюссер; он был подарен труппой Opéra-Comique в июне 1949 года.

Ciboulette, первое предприятие Гана в оперетте, было его самым успешным и продолжительным. В исследовании оперетты Джеймс Хардинг пишет, что партитура Хана, хотя и в традициях более ранних композиторов, в частности Лекока, «омолаживает старую технику с необычайной яркостью мелодии и искусными комбинациями голоса и инструмента». После первого показа в 1923 году пробуждения были в Париже в 1926, 1931 и 1935 годах, а после смерти Гана пробуждения прошли в Комической опере в 1953, 2013 и 2014 годах. Когда работа была впервые представлена ​​в Лондоне, восемьдесят лет спустя. К парижской премьере критик Майкл Кеннеди писал: «Я не могу себе представить, почему его нет в регулярном международном репертуаре, ведь во многих отношениях он равен« Бледной вдове » и « Веселой вдове » … в пьесе нет слабого номера». Хан написал еще две оперетты, которые были хорошо восприняты, не соперничая с успехом Сибулетт: Браммел (1931) и Мальвина (1935).

После « Сибулетт » наибольшим кассовым успехом Гана стал «Музыкальная комедия» Моцарта, написанный совместно с Сашей Гитри. Хардинг описывает произведение как «тонкий узор аллюзии восемнадцатого века, позолоченный безошибочным остроумием Саши». Printemps имел большой успех в главной роли, но позже произведение было успешно возрождено с другими звездами: 1951 год с Жанной Бойтель, 1952 год с Грациеллой Скиутти и 2009 и 2011 годы с Софи Одебург. Последовали дальнейшие музыкальные комедии: Le Temps d'aimer (1926), mon bel inconnu (1933, с Гитри) и Beaucoup de bruit pour rien ( Много шума из ничего, 1936), «Музыкальная шекспировская комедия».

Оркестровый и концертный

Среди самых известных оркестровых произведений Гана - сюита Le Bal de Béatrice d'Este (1905) для небольшого ансамбля духовых инструментов, арф, фортепиано и ударных. Напоминая об итальянских придворных развлечениях 15 века, он демонстрирует способности Гана как стилиста. Гроув описывает это как дивертисмент, и более поздняя работа Хана специально обозначена таким образом, Дивертисмент для духовых инструментов (включая саксофон), фортепиано, струнного квартета и оркестра (1931).

Хан написал два концерта для солистов и обычных оркестровых коллективов. Концерт для скрипки (1928) - более масштабный из двух. Вступительная часть, отмеченная как «Décidé», богато озвучена, перемещаясь между сильно ритмичными и лирическими пассажами. Центральное движение Chant d'amour с подзаголовком «Souvenir de Tunis» вызывает жар и вялость Северной Африки. В 2002 году обозреватель Gramophone написал, что он «колеблется между танцем и бредом». Финал начинается мягко, а затем быстро переходит в живой завершающий танец. Рецензируя первое исполнение, Поль Бертран писал в « Le Ménestrel» : «Этот концерт, на самом деле, с чисто музыкальной точки зрения, является чудом вкуса, утонченности, и в то же время он чудесно подходит для того, чтобы подчеркнуть все качества. исполнителя и снискать ему наибольший успех ». Концерт для фортепиано с оркестром (1931) - более легкое произведение; вторая часть длится менее трех минут. Концерт описан в «Путеводителе по записанной классической музыке для пингвинов» как «очаровательное произведение» с вступительной темой, имеющей «английский колорит, легко лиричный», ведущий к вариациям, полным резких, искрящихся контрастов… хотя в этом нет никаких глубоких эмоций. это восхитительное произведение ».

Для театра Хан сочинил музыку для более чем 20 постановок в период с 1890 по 1939 год, задействовав самые разные силы, от меццо-сопрано и детского хора или солистов и двух фортепиано до полного оркестра. Драматурги были от Доде и Гюго до Расина и Мигеля Замакуа. В 1934 году он написал музыку к экранизации « Дама о Камелиас» и « Сафо» Леонса Перре. Помимо балета Дягилева 1912 года Le Dieu bleu, он поставил оригинальные балетные или другие танцевальные партитуры для пяти других театральных постановок в период с 1892 по 1939 год.

Камерное и сольное фортепиано

Титульный лист партитуры с названиями 53 составных частей и сложной декоративной рамкой. Le Rossignol éperdu (1913), самая обширная фортепианная партитура Гана

Хан, чье музыкальное мировоззрение сформировалось в 19 веке, считал Форе последним великим композитором, а музыкальные аналитики отметили влияние композитора более старшего возраста в некоторых камерных произведениях Гана. В фортепианном квинтете (написанном в 1922 году и опубликованном в следующем году) есть стилистические и тематические отголоски Форе, особенно в медленной части до-диез минор, хотя в анализе 2001 года Фрэнсис Потт также отмечает влияние Дворжака. В Сонате для скрипки (1926) есть дальнейшие отголоски музыки Фора во вступительной части («пропитанной галльской сдержанностью и гибкой выразительностью» по словам комментатора Джереми Филселла), но Хан отходит от условностей, делая большую часть последней части нежной и мягкой. меланхоличный, а не шумный. Фортепианный квартет (1946), поздняя работа, состоит из трех частей, в которых чередуются безмятежные отрывки и более бурные части. Как и Соната для скрипки, это сжатое произведение, для исполнения которого требуется чуть более 20 минут.

Большинство сочинений Хана для фортепиано соло относятся к первой половине его карьеры. Некоторые из них представлены в традиционных формах, в том числе набор из десяти вальсов (1896 г.), сонатина (1907 г.), « Различная тема сюр ле ном де Гайдна» (1910 г.) и два этюда (1927 г., его единственные послевоенные фортепианные произведения). Сонатина - это полноценная фортепианная соната, но, как и Равель, Хан был напуган любым возможным сравнением с поздними фортепианными сонатами Бетховена и предпочел более скромное название. Другие сольные фортепианные произведения представлены в необычных формах, например, « Портреты пейнтров» (1894), написанные для исполнения между стихами, или «Россиньоль éperdu» (Обезумевший соловей), наиболее обширное фортепианное сочинение Гана, сочиненное между 1902 и 1910 годами и опубликованное. в 1913 году, состоящий из 53 коротких пьес, сгруппированных в четыре части. Хан написал пять произведений для фортепиано в четыре руки и четыре для дуэта из двух фортепиано.

Записи

При жизни композитора было сделано много записей, особенно его самых популярных мелодий, которые, по словам Деполиса, любили исполнять почти все великие исполнители сольных концертов. Хан сделал множество записей, пел и аккомпанировал себе не только своими песнями, но и номерами Моцарта, Гуно, Шабрие, Массне, Бизе и Оффенбаха. В середине 20-го века среди певцов, сделавших записи многих песен Хана, были Жак Янсен и Геори Буэ. С тех пор, как в конце 20 века возродился интерес к произведениям Гана, были выпущены записи значительной части его произведений. В 2006 году Деполлис перечислил записи мелодий Гана, в том числе сопрано Мэди Меспле и Фелисити Лотт, меццо-сопрано Сьюзан Грэм, Мари-Николь Лемье и Анн-Софи фон Оттер, теноров Мартина Хилла и Яна Бостриджа и баритонов Дидье. Генри и Стивен Варко. С тех пор в выпусках был выпущен четырехдисковый компакт-диск 2019 года от Французского центра романтической музыки «Рейнальдо Хан: Полные песни», состоящий из 107 песен, исполненных Тассисом Христояннисом в сопровождении Джеффа Коэна.

Полная фортепианная музыка Хана для двух исполнителей была записана Кун-Ву Пайком и Хусейном Серметом. В 21 веке за полным набором Le Rossignol éperdu (2001) Эрла Уайлда последовали такие же наборы от Кристины Арианьо (2011), Билли Эйди (2015) и Юнджонга Хана (2019). В 2015 году на лейбле Aevea был выпущен набор из четырех компакт-дисков под названием «Hahn: Intégrale Piano Music» в исполнении Алессандро Дельжавана.

Из сценических работ Гана « Сибулет» был записан EMI в 1983 году с актерским составом во главе с Меспле в главной роли, а также Хосе ван Дамом (Дюпарке) и Николаем Гедда (Антонин). Работа была снова записана в 2013 году в Комической опере под управлением Лоуренса Эквилби ; опубликованы аудио и видео версии. В 2020 году Эрве Нике провел первую запись L'île du rêve, выпущенную на лейбле Bru Zane. Ивонн Принтемпс записала отрывки из Моцарта в 1925 году с оркестром под управлением Марселя Каривена ; среди более поздних записей музыки к пьесе, полная партитура была записана RTF Radio Lyrique в 1959 году с актерским составом во главе с Буэ под управлением Пьера-Мишеля Ле Конте. Запись трансляции Браммелла 1963 года под управлением Cariven была выпущена в виде набора компакт-дисков в 2018 году. Запись трансляции O mon bel inconnu 1971 года на ORTF была выпущена на компакт-диске, а новая запись с Вероник Женс в главной роли была выпущена Брю Зейном в Февраль 2021 г.

Примечания, ссылки и источники

Примечания

использованная литература

Источники

Книги

  • Блей, Филипп (2021). Рейнальдо Хан. Париж: Файярд. ISBN   978-2-213-62262-0.
  • Картер, Уильям (2000). Марсель Пруст: Жизнь. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   978-0-300-09400-8.
  • Деполи, Жак (2007). Рейнальдо Хан (на французском). Биарриц: Атлантика. ISBN   978-2-84049-484-3.
  • Галло, Рубен (2014). Латиноамериканцы Пруста. Балтимор: JHU Press. ISBN   978-1-4214-1346-4.
  • Гэнцл, Курт (2001). Энциклопедия музыкального театра. Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN   978-0-02-864970-2.
  • Гэнцл, Курт; Эндрю Лэмб (1988). Книга Музыкального театра Гэнцля. Лондон: Бодли-Хед. OCLC   966051934.
  • Гавоти, Бернард (1976). Рейнальдо Хан: le musicien de la Belle Époque (на французском языке). Париж: Букет Частель. OCLC   954560497.
  • Жиру, Винсент (2020). «Полинезийская идиллия времен Гогена». L'le du rêve. Венеция: Французский центр романтической музыки. ISBN   978-84-09-21786-1.
  • Григорьев, С.Л. (1960). Балет Дягилева, 1909–1929. Хармондсворт: Пингвин. OCLC   1033647372.
  • Хардинг, Джеймс (1965). Сен-Санс и его круг. Лондон: Чепмен и Холл. OCLC   1071102794.
  • Хардинг, Джеймс (1979). Фоли де Пари: Взлет и падение французской оперетты. Лондон: Chappell and Elm Tree Books. ISBN   978-0-903443-28-9.
  • Жиру, Винсент (2020). «Полинезийская идиллия времен Гогена». L'le du rêve. Венеция: Французский центр романтической музыки. ISBN   978-84-09-21786-1.
  • Хан, Рейнальдо (1901). Венеция (PDF). Пэрис: Хойгель. ISBN   9780720616804. OCLC   844323412.
  • Джонсон, Грэм (2002). Компаньон французской песни. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-924966-4.
  • Колб, Кэтрин (2014). Берлиоз о музыке: Избранная критика, 1824–1837. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-939195-0.
  • Массне, Жюль (1919) [1910]. Мои воспоминания. Бостон: Маленький Мейнард. OCLC   774419363.
  • Николс, Роджер (2011). Равель: Жизнь. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   978-0-300-10882-8.
  • Ноэль, Эдуард; Эдмонд Стауллиг (1891). Les Annales du théâtre et de la musique, 1890. Париж: Шарпантье. OCLC   172996346.
  • Прествич, П. Ф. (1999). Перевод воспоминаний: Воспоминания молодого Пруста. Лондон: Питер Оуэн. ISBN   978-0-7206-1056-7.
  • Scheijen, Sjeng (2010). Дягилев: Жизнь. Лондон: Профиль. ISBN   978-1-84765-245-4.
  • Стауллиг, Эдмонд (1899). Les Annales du théâtre et de la musique, 1898. Париж: Оллендорф. OCLC   172996346.
  • Стауллиг, Эдмонд (1903). Les Annales du théâtre et de la musique, 1902 год. Париж: Оллендорф. OCLC   172996346.
  • Штукеншмидт, Ганс Хайнц (1968). Морис Равель: вариации на тему его жизни и творчества. Филадельфия: Книжная компания Чилтон. ISBN   9780720616804. OCLC   1150275875.

Журналы

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-31 07:28:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте