Аллея Реви QSO MM | |
---|---|
Портрет переулка Реви работы Дэн Банчжэня. Расположен в офисах CPAFFC, Factory Street, Dongcheng District, Пекин. Однажды в посольстве Италии, затем в резиденции на аллее Реви. | |
Родился | ( 1897-12-02)2 декабря 1897 г. Спрингфилд, Новая Зеландия |
Умер | 27 декабря 1987 г. (1987-12-27)(90 лет) Пекин, Китай |
Rewi Alley QSO MM (известный в Китае как • 艾黎, Lùyì Àilí, 2 декабря 1897 - 27 декабря 1987) был новозеландским писателем и политическим активистом. Член Коммунистической партии Китая, он посвятил 60 лет своей жизни этому делу и был ключевой фигурой в создании китайских промышленных кооперативов и школ технического обучения, в том числе профессионального института Пейли (Bailie Vocational Institute или Пекинского университета Bailie).). Элли был плодовитым писателем о Китае 20-го века и особенно о коммунистической революции. Он также перевел множество китайских стихов.
Мемориальная доска в средней школе мальчиков Крайстчерча, 100-летие Элли.Реви родился в маленьком городке Спрингфилд, во внутреннем Кентербери, Новая Зеландия. Он был назван в честь Реви Маниапото, вождя маори, который, как известно, сопротивлялся британской армии во время новозеландских войн в 1860-х годах. Отец Элли был учителем, а Реви учился в начальной школе в Амберли ; затем школа Варенуи в Крайстчерче, где его отец был назначен директором в 1905 году; и, наконец , средняя школа мальчиков Крайстчерча. Его мать Клара была лидером женского избирательного движения Новой Зеландии.
Живой интерес его родителей к социальной реформе и образованию повлиял на всех их детей:
Старший брат Реви, Эрик, воевал в Первой мировой войне в полку Отаго, NZEF, и дослужился до капитана. Он был смертельно ранен в бою и умер 17 июня 1916 года в возрасте 23 лет.
В 1916 году Элли вступил в Новозеландскую армию и был отправлен на службу во Францию, где получил Военную медаль. Там он встретил рабочих Китайского трудового корпуса, которых послали работать на союзные армии. Во время войны он был ранен и пойман на нейтральной полосе. Лайалл Маккаллум и еще один мужчина спасли его и увезли в безопасное место. После войны Элли попробовал заняться сельским хозяйством в Новой Зеландии.
В 1927 году он решил поехать в Китай. Он переехал в Шанхай с мыслями о поступлении в муниципальную полицию Шанхая, но вместо этого стал пожарным и муниципальным заводским инспектором. Обязанности показали ему бедность в китайском сообществе и расизм в западных сообществах. Он присоединился к группе политических исследований, в которую входили Алек Камплин, Джордж Хатем, Рут Вайс, Труд Розенберг, Хайнц Шиппе, Ирен Видемайер, Талита Герлах, Мод Рассел, Лили Хаасс, Кора Дэн и Цао Лян.
Его политика перешла от довольно обычных правых проимперских настроений к идеям социальных реформ. В частности, голод 1929 года заставил его осознать тяжелое положение китайских деревень. Воспользовавшись своим отпуском и отгулом от работы, Элли совершил поездку по сельскому Китаю, помогая в оказании помощи. В 1929 году он усыновил 14-летнего китайского мальчика Дуан Си Моу, которого назвал Аланом.
После краткого визита в Новую Зеландию, где Алан испытал публичный расизм, Элли стал в 1932 году главным заводским инспектором Шанхайского муниципального совета. К тому времени он был тайным членом Коммунистической партии Китая и принимал участие в антикриминальной деятельности на от имени партии. В 1932 году он усыновил другого китайского сына, Ли Сюэ, которого назвал Майком. После начала войны с Японией в 1937 году Элли основал Китайские промышленные кооперативы. Он также основал школы, которые назвал школами бейли в честь своего американского друга Джозефа Бейли. Эдгар Сноу писал о работе Элли в CIC: «Там, где Лоуренс принес арабам отличительную технику партизанской войны, Элли должен был принести Китаю конструктивную технику партизанской индустрии...»
В 1945 году он стал директором школы бейли Шандан после смерти Джорджа Хогга. [1]
После победы коммунистов над националистами в 1949 году Элли попросили остаться в Китае и работать на Коммунистическую партию Китая. Он написал много работ, восхваляющих партию и правительство Китайской Народной Республики, в том числе Йо Банфа!, Человек против наводнения и внутренние районы Китая в большом скачке вперед. Некоторые из его опубликованных работ представляют исторический интерес. Несмотря на то, что Элли был заключен в тюрьму и с которым «боролись» во время Культурной революции, он оставался приверженцем коммунизма и не испытывал никаких обид.
В 1973 году государственный служащий Новой Зеландии Джеральд Хенсли и посол Новой Зеландии в Китае Брайс Харланд посетили Элли. «Ему было за семьдесят, это был лысый мужчина с розовым лицом, ярко-голубыми глазами и неиссякаемым потоком разговоров. Мы сидели и разговаривали большую часть дня, и Реви иногда вскакивал, чтобы принести книгу или проверить точку. По его словам, он потерял лучшую из двух библиотек - один раз из-за японцев, а затем из-за красных гвардейцев, которые выбросили его коллекции и разорвали его картины перед ним. Он все еще был огорчен их поведением ». Он жил в старой итальянской миссии, которая была преобразована в квартиры для ведущих иностранных друзей Китая, которые распределялись на «мрачной основе» стажа. После смерти предыдущей жительницы, Анны Луизы Стронг, Реви перебрался в лучшую переднюю квартиру, а все остальные переехали на одно место.
В отличие от большинства друзей Коммунистической партии Китая, оставшихся в Пекине, Элли легко путешествовал по миру, обычно читая лекции о необходимости ядерного разоружения. Правительство Новой Зеландии не лишило Элли его паспорта и по-прежнему гордилось его связями с важными партийными лидерами. Сообщается, что в 1950-х годах ему предложили рыцарское звание, но он отказался от этой чести. Он поддерживал коммунистический Северный Вьетнам во время войны во Вьетнаме. Он был назначен кавалером Королевского служебного ордена за общественные работы на праздновании Нового года 1985 года. На церемонии премьер-министр Новой Зеландии Дэвид Ланге выступил с трогательной и драматической речью, а в конце обратился к Элли и искренне сказал: «У Новой Зеландии было много великих сыновей, но вы, сэр, наш величайший сын».
Он умер в Пекине 27 декабря 1987 года. Премьер-министр Новой Зеландии Дэвид Ланге восхвалял его в связи с его 90-летием, всего за несколько недель до его смерти.
В его доме в Пекине сейчас располагается Китайская народная ассоциация дружбы с зарубежными странами.
В Спрингфилде, Кентербери, Новая Зеландия, воздвигнут обширный памятник аллее Реви. Он содержит большую резьбу по камню и несколько панелей, рассказывающих о его жизни.
В 2017 году по случаю 120-летия со дня рождения Аллеи открылось трехэтажное мемориальное здание на аллее Реви. Мемориальный зал действует как бесплатный общественный музей и находится на территории кампуса Бейли городского университета Ланьчжоу (на территории бывшей нефтяной школы бейли, преемницы аллеи Реви и профессионального училища бейли Джорджа Хогга в соседнем Шандане). Мемориальный зал содержит обширную и постоянную экспозицию истории аллеи Реви и хронику его вклада как педагога и интернационалиста в Китае. Зал открыт в обычные часы работы и находится рядом с бюстом на аллее Реви в университетском городке Бейли.
На реплике дома, в котором жил Элли, когда он был директором первоначальной школы Shandan Bailie, есть образцы вещей и мебели Реви, включая кровать кан, столы, пишущую машинку, книги и фотографии школьной жизни 1940-х годов.
Некоторые из частных бесед Элли раскрыли его взгляды на страны его рождения и приемные страны:
"Неважно, изучаете ли вы Китай или нет, пока вы среди обычных людей, вы получите понимание, настоящее понимание этой страны. Вы уже находитесь среди нее... Некоторые очень плохие вещи Цена за освобождение Китая от иностранного господства и плохих вещей его прошлого была огромной. По их мнению, строительство нового Китая стоило 30 миллионов жизней. Запад должен иметь немного больше благодарности за борьбу китайцев. Если не было сопротивления в Китае во время Второй мировой войны, у японцев было бы на десятки тысяч человек больше, и они, возможно, добрались бы до Австралии и Новой Зеландии. Тогда стороны были четко обозначены. Они были даже яснее. перед войной, если бы у вас хватило ума это увидеть. Я стал участником борьбы Китая и выбрал свою сторону. После войны и революции я знал, что у меня есть выбор. Я мог бы присоединиться к критикам Китая, но Китай стали как моя семья, как и во всех других семьях, хотя вы могли спорили друг с другом, когда приходят гости, вы представляете миру верное единое лицо. Я мог бы присоединиться к журналистам и так называемым китаеведам в осуждении всего, что связано с революцией, но я уже выбрал свою сторону ».
"Это место (Китай) является прекрасным примером человечества; один из самых ярких примеров борьбы человечества. Если вы не чувствуете этих людей, вы не можете ничего чувствовать к миру. Хотя это было во Франции, в Первая мировая война, что я впервые почувствовал вкус Китая. Я помню, когда было много снарядов, и у нас были наши винтовки и наши стальные шлемы, и были эти кули. Кули, это слово, которое люди не делают использовать еще много чего; но вот кем они были, эти китайские рабочие. Coolie происходит от слова горечь. Эти парни ели свою изрядную долю горечи во Франции. Военно-морские корабли для помсов, они были. Ракеты лопаются, и земля трясется, как там произошло землетрясение, и их раздели до талии и они продолжали разгружать фургоны. Я увидел стойкость и решимость, которые я редко видел раньше. Я помню, как видел мешки в переулках у позади заводов. Сначала я подумал, что это мешки с мусором, но это не так, это мертвые дети. Дети до смерти работали на фабриках, принадлежащих иностранцам. Маленькие кучки человечества работали до смерти ради чьей-то кровавой выгоды. Поэтому я решил, что буду работать, чтобы помочь Китаю. Полагаю, тогда это было похоже на своего рода брак, и я написал то, что написал, и сказал то, что сказал, из лояльности к этому браку. Я знаю недостатки и противоречия Китая; их много. Но я хотел работать в этом месте и работаю до сих пор. Я проснулся, чтобы узнать о некоторых важных вещах, и поэтому почувствовал, что в чем-то обязан Китаю ».
«У меня были человеческие принципы, и я делал выбор, основываясь на них. Я всегда был и всегда буду новозеландцем; хотя Новая Зеландия не всегда считала меня таковым. Но я знаю свои собственные мотивы. паспорт в какой-то момент, и они очень плохо обращались с моим приемным сыном. Знаете ли вы, что когда Роберт Малдун посетил Мао Цзэдуна в 1970-х, он был последним главой государства, который видел его? Ну, мне сказали это, когда Малдун спросил, что он может сделать для Мао Мао должен был сказать: «Верни Элли его паспорт». "
«Я люблю Новую Зеландию, а иногда и скучаю по ней. Новая Зеландия - хорошая страна, населенная в основном справедливыми и практичными людьми. Но в Новой Зеландии также есть фашистская полоса, и мы всегда должны быть бдительными, чтобы не допустить, чтобы она тоже Я помню, как мальчишкой гулял по пляжу возле Крайстчерча, и там была группа мужчин, возвращавшихся после забастовки или какого-то пикета. Внезапно из дюн выехала полиция верхом на лошади и поехала в этих безоружных рабочих, размахивая дубинками, как если бы они отбирали тюленей. Я буду противостоять этим силам, пока смогу стоять. Даже здесь, во время Культурной революции, когда сюда вошли какие-то молодые парни и начали ломать вещи, которые я схватил один из них положил его мне на колено и прикрыл как следует. После этого у меня стояла армейская охрана. Это было благодаря Чжоу Эньлаю, присматривавшему за старым товарищем из Шанхая, но я противостоял им. Я знаю. многие в Новой Зеландии считают меня предателем своей культуры, но я никогда не предавали Новую Зеландию. Что я предал, так это представление многих новозеландцев о том, каким должен быть киви и что является правильным и неправильным в политическом мире. Есть очень большая разница ».
«Сменявшие друг друга правительства Новой Зеландии изо всех сил пытались дискредитировать меня, как если бы я был для них какой-то коммунистической угрозой или предателем. Ну, я коммунист, но я не предатель. Я всегда любил Новую Зеландию. Я только что сказал, что Я считал это важным и правдивым ".
Анн-Мари Брэди в « Друге Китая» написала, что Реви Элли был гомосексуалистом. Джек Боди (который в 1998 году вместе с Джеффом Чапплом написал оперу, основанную на жизни Элли) заявил, что это утверждение, вероятно, было правдой, и его сексуальная ориентация была важна для понимания личности Элли и сделанного им выбора. Родерик Элли написал в «Биографическом словаре Новой Зеландии »: «Элли почти наверняка был гомосексуалистом и никогда не был женат».
Элли перевел множество китайских стихов и написал ряд оригинальных произведений. Элли описал свои произведения следующим образом: «Это стало моим способом внести свой вклад. В Китае происходило так много всего. Я чувствовал, что должен помочь людям понять это. Я не писатель. Я, конечно, не очень хороший поэт. была моей работой. Знаете, иногда мне требовалось несколько часов, чтобы закончить одну страницу ".