Эдикт Фонтенбло

редактировать

Эдикт Фонтенбло (22 октября 1685 г.) был указ, изданный Людовиком XIV французским, также известный как Отмена Нантского эдикта . Нантский эдикт (1598 г.) предоставил гугенотам право исповедовать свою религию без преследований со стороны государства. Хотя протестанты утратили свою независимость в убежищах при Ришелье из-за своего предполагаемого неповиновения, они продолжали жить в относительной безопасности и политическом довольстве. С самого начала веротерпимость во Франции была королевской, а не популярной политикой. Отсутствие всеобщей приверженности его религии не соответствовало видению Людовиком XIV совершенного самодержавия.

Содержание

  • 1 Нантский эдикт
  • 2 Отмена Нантского эдикта
  • 3 Последствия Отмена Нантского эдикта
  • 4 Конец эдикта Фонтенбло
  • 5 Извинения 1985 г.
  • 6 Известные гугеноты, покинувшие Францию ​​
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Нантский эдикт

Мемориальная доска в память Нантского эдикта

Нантский эдикт был издан 13 апреля 1598 года Генрихом IV Французским. Он предоставил кальвинистам протестантам из Франции (также известным как гугеноты ) существенные права в преимущественно Католический штат. В Эдикте Генрих стремился содействовать гражданскому единству. Эдикт относился к некоторым протестантам терпимо и открыл путь секуляризму. Он предлагал общую свободу совести отдельным лицам и многие конкретные уступки протестантам, такие как амнистия и восстановление их гражданских прав, включая право работать в любой сфере (в том числе для государство), и принести недовольство непосредственно королю. Он ознаменовал конец французских религиозных войн, поразивших Францию ​​во второй половине XVI века.

Отмена Нантского эдикта

Дворец в Фонтенбло в его нынешнем виде

Эдиктом Фонтенбло Людовик XIV отменил Нантский эдикт и приказал уничтожить Гугенотские церкви, а также закрытие протестантских школ. Эта политика сделала официальным преследование, уже проводившееся с тех пор, как драконады были созданы в 1681 году королем, чтобы запугать гугенотов и обратить в католицизм. В результате официально санкционированного преследования со стороны драгунов, которые были расквартированы на выдающихся гугенотах, многие протестанты - по оценкам, от 210 000 до 900 000 - покинули Францию ​​в течение следующих двух десятилетий. Они просили убежища в Соединенных провинциях, Швеции, Швейцарии, Бранденбурге-Пруссии, Дании., Шотландия, Англия, протестантские государства Священной Римской империи, Капская колония в Африке и Северной Америке. 17 января 1686 года Людовик XIV сам заявил, что из 800 000–900 000 гугенотов, только 1000–1500 остались во Франции.

Уже давно сказано, что ярым сторонником преследования протестантов была благочестивая вторая жена Людовика XIV мадам де Ментенон, которая, как полагали, призвала Людовика отменить указ Генриха IV. Официальных доказательств этого нет, и теперь эти взгляды оспариваются. Мадам де Ментенон была по рождению католичкой, но также была внучкой Агриппы д'Обинье, неумолимого кальвиниста. Протестанты пытались обратить ее, и всякий раз, когда она защищала протестантов, ее подозревали в том, что она вернулась к своей семейной вере. Таким образом, ее позиция была тонкой, что заставляло людей ошибочно полагать, что она выступает за преследования.

Отмена Нантского эдикта привела Францию ​​в соответствие практически со всеми остальными европейскими странами того периода (за кратким исключением Англии, Шотландии, Бранденбург-Пруссии и Речи Посполитой ), где по закону допускалась только государственная религия большинства. Эксперимент религиозной терпимости в Европе на время фактически закончился.

Последствия отмены Нантского эдикта

Французские гугеноты, бегущие в Бранденбург

Фонтенблоский эдикт сравнивается многими историками с указом 1492 Альгамбры, предписывающим Изгнание евреев из Испании ; и с изгнанием морисков в течение 1609-1614 гг. Все три схожи как вспышки религиозной нетерпимости, завершающие периоды относительной терпимости, так и по своим социальным и экономическим последствиям. На практике из-за отзыва Франция пережила своего рода раннюю утечку мозгов, так как она потеряла многих квалифицированных мастеров, в том числе ключевых дизайнеров, таких как Даниэль Маро. Покинув Францию, гугеноты взяли с собой знания о важных техниках и стилях, которые оказали значительное влияние на качество шелка, листового стекла, серебряного дела, часового дела, и краснодеревщики, отрасли тех регионов, в которые они перебазировались. Некоторые правители, такие как Фридрих Вильгельм, герцог Прусский и курфюрст Бранденбургский, издавший Потсдамский эдикт в конце октября 1685 года, призывали протестантов искать убежище в своих странах. Точно так же в 1720 году Датский Фридрих IV пригласил французских гугенотов искать убежища в Дании, что они и сделали в Фредерисии и других местах.

Конец Эдикта Фонтенбло.

На практике строгость политики, запрещающей протестантов, против которой выступали янсенисты, была ослаблена во время правления Людовика XV, особенно среди осторожных представителей высших классов.. «Тот факт, что сто лет спустя, когда к протестантам снова стали относиться терпимо, многие из них оказались как коммерчески процветающими, так и политически лояльными, указывает на то, что они жили намного лучше, чем ирландцы-католики », Р.Р. Палмер заключил.

К концу 18 века многие выдающиеся французские философы и литераторы того времени, в том числе Анн-Робер-Жак Тюрго, решительно выступали за религиозные толерантность. Усилия Гийома-Кретьена де Малешерба, министра Людовика XVI, и Жана-Поля Рабо Сент-Этьена, представителя протестантской общины, вместе с членами провинциального апелляционного суда или парламента Ancien Régime, были особенно эффективны в убеждении короля открыть французское общество, несмотря на опасения, выраженные некоторыми из его советников. Таким образом, 7 ноября 1787 года Людовик XVI подписал Версальский эдикт, известный как эдикт о терпимости, зарегистрированный в парламенте два с половиной месяца спустя, 29 января 1788 года. Этот указ предлагал облегчение основной альтернативы вероисповедания кальвинистов гугенотов, лютеран и евреев, предоставив своим последователям гражданское и юридическое признание, а также право открыто создавать общины после 102 лет запрета.

Полной свободы вероисповедания пришлось ждать еще два года с принятием Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Однако указ 1787 года стал решающим шагом в устранении религиозной розни и официально положил конец религиозным преследованиям во Франции. Более того, когда французские революционные армии вторглись в другие европейские страны в период с 1789 по 1815 годы, они следовали последовательной политике освобождения преследуемых или ограниченных религиозных общин (римско-католических в некоторых странах, протестантских в других, евреев в большинстве).

1985 г. извинения

В октябре 1985 г. президент Франции Франсуа Миттеран принес публичные извинения потомкам гугенотов по всему миру.

Известные гугеноты, покинувшие Францию ​​

См. Также

  • icon Портал христианства
  • flag Портал Франции

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бэрд, Генри Мартин. Гугеноты и отмена Нантского эдикта (1895 г.) онлайн.
  • Дюбуа, инопланетянин «Отмена нанского эдикта - триста лет позже 1685–1985 гг. " История европейских идей 8 № 3 (1987): 361-365. рассматривает 9 новых книг. онлайн
  • Сковилл, Уоррен Кэндлер. Преследование гугенотов и французское экономическое развитие, 1680-1720 (1960).
  • Сковилль, Уоррен К. «Гугеноты во французской экономике, 1650-1750». Quarterly Journal of Economics 67.3 (1953): 423-444.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:00:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте