Ревизионистская школа исламоведения (также историко-Critical школа исламоведения и скептики / ревизионистские исламских историков) это движение в исламоведении, что вопросы традиционных мусульманские нарративов происхождения ислама.
До начала 1970-х годов немусульманские исламские ученые - хотя и не принимали рассказов о божественном вмешательстве - все же принимали его историю происхождения «в большинстве ее деталей» и признавали надежность тафсира (комментариев к Корану ), хадисов (рассказов о том, что исламский пророк Мухаммед одобрял или не одобрял) и сира (биография пророка). Вместо этого ревизионисты используют « критически важный » подход к этой литературе, а также изучают соответствующую археологию, эпиграфию, нумизматику и современную неарабскую литературу. Они считают, что эти методологии предоставляют «неопровержимые факты» и возможность проводить перекрестную проверку, в то время как традиционные исламские отчеты, написанные через 150–250 лет после Мухаммеда, являются / подвергались предвзятости и приукрашиванию со стороны авторов и передатчиков.
Предполагается, что школа возникла в 1970-х годах и включает (или включала) ученых, таких как Джон Вансбро и его ученики Эндрю Риппин, Норман Колдер, Г.Р. Хоутинг, Патрисия Кроун и Майкл Кук, а также Гюнтер Люлинг, Иегуда Д. Нево и Кристоф Люксенберг. Он «ни в коем случае не монолитен», и хотя его сторонники разделяют «методологические предпосылки», они предлагают «противоречивые отчеты об арабских завоеваниях и подъеме ислама». Иногда это противопоставляется «традиционалистским» историкам ислама, которые действительно принимают историю о традиционном происхождении, хотя приверженность этим двум подходам «обычно подразумевается», а не «заявляется открыто».
События раннего ислама необходимо заново исследовать и реконструировать с помощью историко-критического метода. Ревизионисты не хотят полагаться на Коран и хадисы. Основываясь на альтернативных первоисточниках из окружающей среды, они утверждают, что ислам возник как монотеистическое движение, в которое входили как арабы, так и евреи. Это движение зародилось на северной окраине Аравийского полуострова, недалеко от Византийской и Персидской империй. Изменение киблы, направления молитвы, из Иерусалима в Мекку может быть отголоском этого более раннего движения.
Ревизионисты рассматривают исламскую экспансию как светскую арабскую экспансию; только после восхождения Омейядского халифата (661–750 гг. н. э.) была сформирована исключительная арабская исламская идентичность, что перенесло повествование о происхождении на Аравийский полуостров. В более широком плане ревизионисты утверждают, что:
Природа раннего ислама:
Расположение раннего ислама:
Распространение ислама:
Измененная идентичность раннего ислама:
Влияние покоренных народов:
Текстовая целостность Корана:
Укрепление религиозной власти:
Влияние различных направлений в изучении ислама на Западе увеличивалось и уменьшалось. Ибн Варрак считает, что «подъем этой ревизионистской школы» может быть датирован пятым коллоквиумом Ближневосточной исторической группы Оксфордского университета в июле 1975 года, а Роберт Хойланд считает, что ревизионисты преобладали в 1970-х и 1980-х годах.
До начала 1970-х годов немусульманские исламские ученые - хотя и не принимали рассказов о божественном вмешательстве - все же принимали историю ее происхождения «в большинстве ее деталей» и признавали надежность тафсира (комментариев к Корану ), хадисов (рассказов о том, что исламский пророк Мухаммед одобрял или не одобрял) и сира (биография пророка). Вместо этого ревизионисты используют « критически важный » подход к этой литературе, а также изучают соответствующую археологию, эпиграфию, нумизматику и современную неарабскую литературу. Они считают, что эти методологии предоставляют «неопровержимые факты» и возможность проводить перекрестную проверку, в то время как традиционные исламские отчеты, написанные через 150–200 лет после Мухаммеда, были / подвергались предвзятости и приукрашиванию со стороны авторов и передатчиков.
Со времен Второй мировой войны примерно до середины 1970-х гг. Существовало то, что ученый Чарльз Адамс описывает как «особенное движение на Западе, представленное как в религиозных кругах, так и в университетах, цель которого» состояла в том, чтобы продемонстрировать «большее понимание исламского мира». религиозность »и способствовать« новому отношению к ней »и тем самым возместить« грехи антипатии, враждебности или заинтересованности в подходах, которые преследовали традицию западного ориентализма ». Герберт Берг приводит Уилфреда Кантуэлла Смита и У. Монтгомери Уотта в качестве примеров сторонников этого «иренического» (традиционалистского) подхода к истории ислама и отмечает, что этот подход неизбежно вступал в противоречие с вопросами и потенциальными ответами ревизионистов, поскольку они противоречили исламской доктрине..
Считается, что ревизионистская школа основана на изучении литературы хадисов исламскими учеными Игнаком Гольдзихером (1850-1921) и Йозефом Шахтом (1902-1969), которые утверждали, что традиционные исламские рассказы о ранних временах ислама написаны 150 до 250 лет после Мухаммеда - на них нельзя полагаться как на исторические источники. Гольдзихер утверждал (словами Р.С. Хамфриса), «что огромное количество хадисов, принятых даже в самых строго критических мусульманских сборниках, были откровенными подделками конца 8-го и 9-го веков - и, как следствие, скрупулезные иснады, которые их поддерживали. были совершенно фиктивными ".
Шахт утверждал, что исламский закон не был принят без отклонения от Мухаммеда, а «развился [...] из популярной и административной практики Омейядов, и эта практика часто расходилась с намерениями и даже с явными формулировками Корана... норм. извлеченные из Корана, почти всегда вводились в мусульманское право на вторичном этапе ».
Ревизионисты распространили этот аргумент за пределы хадисов на другие аспекты исламской литературы - сира ( биография Мухаммеда ), историю формирования Корана и исторические события при первой исламской династии, Омейядском халифате. Подлинные исторические события в самые ранние времена ислама должны быть заново исследованы и реконструированы (по мнению ревизионистов) с применением историко-критического метода, или, альтернативно, по словам Кука и Кроуна, историк должен «полностью выйти за рамки исламской традиции и» начать заново ». Это требует использования
Ревизионисты считают, что результаты этих методов указывают на то (среди прочего), что разрыв между религией, управлением, культурой доисламской персидской и византийской цивилизаций и арабских завоевателей 7-го века не был таким резким, как традиционная история. описывает (идея, выдвинутая в заявлении Пятого коллоквиума Ближневосточной исторической группы Оксфордского университета ). Организаторы коллоквиума утверждали, что если «мы начнем с предположения, что должна была существовать некоторая преемственность, нам нужно либо выйти за рамки исламских источников, либо [...] переосмыслить их».
Хойланд считает, что период расцвета ревизионизма уменьшился по мере того, как «общественное мнение об исламе» резко возросло где-то после 1980-х годов, когда (утверждает Хойланд), склонность западных ученых к «левому» либерализму, «избегающему критики ислама» «выступал за традиционалистский подход», «подталкивая скептиков / ревизионистов к более радикальным взглядам». (Хойланд пытается найти золотую середину между ревизионизмом и избеганием критики.)
Обозначение « ревизионизм» было впервые предложено противниками нового академического движения и частично используется ими до сих пор с менее чем положительной коннотацией. Затем средства массовой информации взяли это обозначение, чтобы кратко лаконично назвать новое движение. Сегодня приверженцы нового движения также используют ревизионизм для обозначения себя, но в основном написаны в кавычках и с легким самоуничижительным подтекстом.
Среди «передовых» сторонников ревизионизма - Джон Вансбро (1928-2002), Патрисия Кроун (1945-2015), Майкл Кук, Иегуда Д. Нево (1932-1992 годы и Фред М. Доннер). Новое движение зародилось в SOAS. (Школа восточных и африканских исследований) Лондонского университета с публикациями двух работ Вансбро: Quranic Studies (1977) и The Sectarian Milieu (1978). Эндрю Риппин (1950-2016), Норман Колдер, Г. Р. Хоутинг, Патрисия Кроун и Майкл Кук были учениками Уонсбро. В 1977 году Кроун и Кук опубликовали « Агаризм», в котором постулировали, среди прочего, что ислам был установлен после арабских завоеваний, а не раньше, и что Мекка не была изначальным исламским святилищем. сами считали тезисы агаризма слишком далеко идущими, но продолжали «бросать вызов как мусульманским, так и западным ортодоксальным взглядам на историю ислама». Мартин Хайндс (1941-1988), также учился в SOAS, а Роберт Г. Хойланд был учеником Патрисии Кроун.
В Германии в Саар университета, Гюнтер Lüling (1928-2014) и Герд-Рюдигер В.В.Путиным сосредоточены на историко-критическое исследование развития Корана, начиная с 1970 - х годов, а в 2000 - е годы, Карл Хайнц Олиг, Volker Попп, Кристоф Люксенберг и Маркус Гросс утверждали, что Мухаммед был легендарной, а не исторической фигурой. Ханс Янсен из Нидерландов опубликовал работу в 2005–2007 годах, в которой подробно аргументировалось, почему (он считал) известные рассказы о жизни Мухаммеда легендарными. Иегуда Д. Нево также подверг сомнению историчность Мухаммеда. Свен Калиш, принявший ислам, преподавал исламское богословие перед тем, как оставить веру в 2008 году, когда он поставил под сомнение историчность Мухаммеда (а также Иисуса и Моисея).
Джеймс А. Беллами подверг текстуальную критику Корана и предложенные им «поправки», то есть исправления традиционного текста Корана. Фред Доннер в своих нескольких книгах по ранней истории ислама утверждал, что только во время правления Абд аль-Малика ибн Марвана (685-705) ранний экуменический монотеизм арабских завоевателей начал отделяться от христиан и евреев.
Работа популярного историка Тома Холланда « В тени меча» (2012) популяризовала результаты новых исследований и описала возможный синтез различных ревизионистских подходов.
В « Агаризме: создание исламского мира» Патрисия Кроун и Майкл Кук отложили традиционную исламскую историю, чтобы воспользоваться археологическими свидетельствами и современными документами на арабском, армянском, коптском, греческом, иврите, арамейском, латинском и сирийском языках. Они изображают арабское завоевание византийских и персидских земель в VII веке, которое еще не является «исламским». В разных источниках покоренный народ (греческий Магаритай, сирийский Магре или Махграй) называет своих завоевателей « агаренами », а не мусульманами. Вместо того, чтобы вдохновляться на завоевание новым пророком, священной книгой и религией, арабы описываются как находящиеся в союзе с евреями, следуя еврейскому мессианизму, чтобы отвоевать Землю Обетованную у Византийской империи. Коран пришел позже (по мнению авторов) как произведение правок восьмому века из различных материалов, взятых из различных иудейско-христианских и ближневосточных источников, а Мухаммад был глашатаем Умара «спасителя», иудейской мессия.
В книге «Торговля Меккан и возвышение ислама» Патрисия Кроун утверждает, что Мекка не могла быть центром сухопутной торговли из Южной Аравии в Сирию во времена Мухаммеда по нескольким причинам. Он не находился на сухопутном торговом пути из Южной Аравии в Сирию, но даже если бы это было так, этот сухопутный путь не был очень важен по сравнению с морским торговым путем и перестал использоваться самое позднее к концу II века нашей эры.. Мекканская торговля, за исключением йеменских духов, велась в основном с дешевыми кожаными изделиями и одеждой, а иногда и с основными продуктами питания, которые экспортировались не на север, в Сирию (где их уже было много), а в близлежащие регионы. Кроме того, в литературе арабских торговых партнеров, которые отслеживали арабские дела ( греческий, латинский, сирийский, арамейский, коптский ), не упоминается « курайшитов (племя Мухаммеда ) и их торговый центр Мекка». Все это предполагает традиционные «истории», передаваемые о жизни Мухаммеда как мекканского торговца, путешествующего повсюду и страдания от рук могущественных мекканских племен, являются «чистыми выдумками», и гораздо более вероятно, что карьера Мухаммеда происходила не в Мекке и Медину или вообще на юго-западе Аравии, но на северо-западе Аравии.
Аргументы против правдоподобия классических исламских традиций относительно истоков ислама были резюмированы Хансом Янсеном в его работе De Historische Mohammed. Янсен отмечает, что из-за загадочного характера Корана, который обычно ссылается на события, а не описывает их, и редко описывает ситуацию, для которой было сделано откровение, исторически сомнительные традиции имеют большое значение для толкования и понимания происходящего. Коран. Многие исламские традиции возникли намного позже Мухаммеда на основе простых предположений, для какой ситуации был ниспослан аят Корана. Из-за этих исторически сомнительных традиций толкование Корана с тех пор было ограничено.
Ибн Варрак, автор, известный своей критикой ислама, собрал несколько ревизионистских эссе в своей книге « В поисках исторического Мухаммеда». Фред Доннер, рецензируя книгу, отмечает, что, отдавая предпочтение школе ревизионизма Вансбро, автор представляет «односторонний выбор», который не учитывает вызовы этой линии ревизионизма. В результате получилась «книга, которая может ввести в заблуждение многих неосторожных читателей».
Роберт Спенсер, известный исламский критик, написал популярную работу по исламским ревизионистским исследованиям под названием « Существовал ли Мухаммед?
Последовавший за этим историко-критический анализ раннего ислама вначале встретил серьезное сопротивление, с тех пор провокационные тезисы с далеко идущими последствиями были опубликованы без достаточных доказательств. Особенно резкую критику вызвала книга Патрисии Кроун и Майкла Кука « Агаризм» (1977). Между тем важные представители ревизионизма, такие как Патрисия Кроун или Майкл Кук, дистанцировались от таких радикальных тезисов и неосторожных публикаций.
Критику высказывают такие исследователи, как Тилман Нагель, который стремится к спекулятивному характеру некоторых тезисов и показывает, что некоторым ревизионистам не хватает некоторых научных стандартов. С другой стороны, Нагель принимает основной импульс нового движения, чтобы сделать больший акцент на применении историко-критического метода. Определенная тенденция серьезно относиться к ревизионистам становится очевидной, например, из-за того, что оппоненты обращаются со своей критикой уже не только к «ревизионизму», а к «крайнему ревизионизму» или «ультра-ревизионизму».
Грегор Шулер обсуждает ревизионистскую школу и описывает ранние противоречия. Шелер считает ревизионизм слишком радикальным, но приветствует общий импульс: «Заставить нас впервые задуматься обо всем этом и о гораздо более примечательных вещах - или опять же, это, без сомнения, заслуга нового поколения скептиков. '. "
Франсуа де Блуа отвергает применение историко-критического метода к исламским текстам. Он утверждает, что этот метод был разработан с учетом христианских текстов, и поэтому, хотя он был признан разумным для универсального применения к любому тексту (религиозному или нет), нет причин применять этот метод к исламским текстам.
Коран: очень краткое введение.