Возвращение джедая | |
---|---|
Афиша театрального релиза Кадзухико Сано | |
Режиссер | Ричард Маркуанд |
Сценарий от | |
История | Джордж Лукас |
Произведено | Говард Казанджян |
В главных ролях | |
Кинематография | Алан Хьюм |
Отредактировано | |
Музыка от | Джон Уильямс |
Производственная компания | Лукасфильм Лтд. |
Распространяется | 20 век Фокс |
Дата выхода | |
Продолжительность | 132 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 32,5–42,7 миллиона долларов |
Театральная касса | 475,1 миллиона долларов |
«Возвращение джедая» (также известное как «Звёздные войны: Эпизод VI — Возвращение джедая») — американская эпическая космическая опера 1983 года режиссёра Ричарда Маркванда. Сценарий написан Лоуренсом Кэзданом и Джорджем Лукасом по рассказу Лукаса, который также был исполнительным продюсером. Продолжение «Звездных войн» (1977 г.) и «Империя наносит ответный удар» (1980 г.), это третья часть оригинальной трилогии «Звездных войн », третий снятый фильм и шестой по хронологии фильм « Саги о Скайуокерах ». В фильме снимались Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Энтони Дэниелс, Дэвид Проуз, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью и Фрэнк Оз.
Через год после «Империи наносит ответный удар » Галактическая Империя строит вторую Звезду Смерти, чтобы уничтожить Альянс повстанцев. Имея информацию о том, что Император будет на борту, Флот повстанцев начинает полномасштабную атаку на Звезду Смерти в надежде уничтожить ее и Императора. Тем временем герой-повстанец Люк Скайуокер, ныне рыцарь- джедай, изо всех сил пытается вернуть своего отца Дарта Вейдера на светлую сторону Силы.
После обсуждения Лукасом и Кэзданом создания «Возвращения джедая » фильм был запущен в производство. Стивен Спилберг, Дэвид Линч и Дэвид Кроненберг должны были руководить проектом до того, как Маркуанд стал режиссером. Производственная группа полагалась на раскадровки Лукаса во время подготовки к съемкам. Во время написания сценария съемок Лукас, Кэздан, Маркуанд и продюсер Ховард Казанджян провели две недели на конференции, обсуждая идеи по его созданию. Из-за графика Казанджяна съемки начались на несколько недель раньше, чтобы у Industrial Light amp; Magic было больше времени для работы над эффектами фильма на этапе постпродакшна. Съемки проходили в Англии, Калифорнии и Аризоне с января по май 1982 года. ( 1982-05)
Фильм был показан в кинотеатрах 25 мая 1983 года и получил положительные отзывы. Во время первого проката он собрал 374 миллиона долларов, став самым кассовым фильмом 1983 года. За десятилетия последовало несколько переизданий и исправлений фильма, в результате чего его общая валовая прибыль составила 475 миллионов долларов. Библиотека Конгресса США выбрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов в 2021 году. После того, как Лукас закончил свою сагу из шести фильмов, сняв трилогию приквелов, Disney приобрела Lucasfilm и выпустила сиквел трилогии. Кроме того, он выпустил The Mandalorian, первый телесериал в прямом эфире во франшизе, для потокового сервиса Disney+. Действие сериала и его спин-оффов происходит через пять лет после «Возвращения джедая».
Через год после поимки Хана Соло C-3PO и R2-D2 отправляются во дворец криминального авторитета Джаббы Хатта на Татуине в рамках торговой сделки, заключенной Люком Скайуокером, чтобы спасти Хана, который все еще заморожен в карбоните. Под видом охотника за головами Боуша принцесса Лея проникает во дворец под предлогом сбора награды за Чубакку и размораживает Хана, но ее ловят и порабощают. Вскоре прибывает Люк, чтобы договориться об освобождении своих друзей, но Джабба бросает его через люк, чтобы его съел ранкор. После того, как Люк убивает его, Джабба приговаривает его, Хана и Чубакку к смерти, скармливая их сарлакку, смертоносному зверю, погребенному на дне пустыни, который переваривает свою добычу в течение тысячелетия. Спрятав свой новый световой меч внутри R2-D2, Люк освобождает себя и своих друзей, и они сражаются с людьми Джаббы на борту парусной баржи криминального авторитета. Во время хаоса Боба Фетт падает в сарлакк после того, как Хан непреднамеренно повредил свой реактивный ранец, а Лея задушила Джаббу до смерти своими цепями. Группа уничтожает парусную баржу Джаббы и убегает.
Пока остальные встречаются с Альянсом повстанцев, Люк возвращается на Дагоба, чтобы завершить свое обучение джедаям с Йодой, который, как он обнаруживает, умирает. Йода подтверждает, что Дарт Вейдер, когда-то рыцарь-джедай Энакин Скайуокер, является отцом Люка, и показывает, что есть еще один Скайуокер, прежде чем исчезнуть и стать единым целым с Силой. Затем дух Силы Оби-Вана Кеноби говорит Люку, что Лея - его сестра-близнец, и что он должен снова встретиться с Вейдером, чтобы закончить свое обучение и победить Империю.
Альянс узнает, что Империя строит вторую Звезду Смерти под наблюдением Императора. Поскольку станция защищена энергетическим щитом, Хан возглавляет ударную группу, в которую входят Люк, Лея и Чубакка, чтобы уничтожить генератор щита на лесной луне Эндора ; это позволит Флоту повстанцев уничтожить Звезду Смерти. Команда использует украденный имперский шаттл, чтобы прибыть незамеченной, и встречает племя эвоков, завоевав их доверие после первоначального конфликта. Позже Люк говорит Лее, что она его сестра, а Вейдер - их отец, и что он должен противостоять ему. Сдавшись имперским войскам, он предстает перед Вейдером, и ему не удается убедить его отвергнуть темную сторону Силы.
Вейдер приводит Люка к Императору, который намеревается обратить его на темную сторону, и показывает, что его друзья и Флот повстанцев направляются в ловушку. На Эндоре команда Хана захвачена имперскими войсками, но контратака эвоков позволяет повстанцам проникнуть в генератор щита. Тем временем Лэндо Калриссиан на « Тысячелетнем соколе» и адмирал Акбар возглавляют атаку повстанцев на вторую «Звезду Смерти», обнаружив, что ее щит все еще активен, а имперский флот ждет их.
Император сообщает Люку, что Звезда Смерти полностью исправна, и приказывает запустить ее суперлазер, уничтожая звездолет повстанцев. Он искушает Люка поддаться своему гневу. Люк пытается напасть на него, но вмешивается Вейдер, и они вступают в дуэль на световых мечах. Вейдер чувствует, что у Люка есть сестра, и угрожает обратить ее на темную сторону, если он этого не сделает. В отместку Люк побеждает Вейдера, отрубая ему протез руки. Император приказывает Люку занять место Вейдера, но Люк отказывается, объявляя себя джедаем. В ярости Император начинает пытать Люка до смерти молнией Силы. Не желая позволить своему сыну умереть, Вейдер предает Императора, сбросив его в шахту реактора насмерть, но при этом он смертельно поражен электрическим током. По последней просьбе своего искупленного отца Люк снимает маску Энакина и после короткого разговора мирно умирает на руках Люка.
После того, как ударная группа уничтожает генератор щита, Лэндо ведет истребителей повстанцев в ядро Звезды Смерти. В то время как флот повстанцев уничтожает командный корабль Империи, Лэндо и пилот истребителя X-wing Ведж Антиллес уничтожают главный реактор «Звезды Смерти» и убегают, прежде чем станция взорвется. Тем временем Люк убегает на шаттле. На Эндоре Лея рассказывает Хану, что Люк — ее брат. Люк сжигает пустую броню Вейдера на костре и воссоединяется со своими друзьями. Когда повстанцы празднуют свою победу, Люк замечает духов Силы Оби-Вана, Йоды и Энакина, наблюдающих за ними поблизости.
Денис Лоусон повторяет свою роль Веджа Антиллеса, пилота крестокрыла в Восстании, из двух предыдущих фильмов. Кеннет Колли и Джереми Буллох повторяют свои роли из «Империя наносит ответный удар» в роли адмирала Пиетта, командира флагмана Дарта Вейдера « Палач » и охотника за головами Бобы Фетта соответственно. Майкл Пеннингтон играет моффа Джерджеррода, командира второй Звезды Смерти. Уорвик Дэвис дебютировал в художественном фильме и появляется в роли Уикета Уоррика, эвока, который дружит с принцессой Леей и ведет ее и ее друзей к племени эвоков. Первоначально Бейкер пробовался на роль Уикета, но его заменил Дэвис после того, как он заболел пищевым отравлением утром во время съемок. У Дэвиса не было предыдущего опыта игры в кино, и он был выбран только после того, как его бабушка обнаружила открытый конкурс гномов для нового фильма «Звездные войны ». Кэролайн Блэкистон играет Мон Мотму, соучредителя и лидера Альянса повстанцев. Майкл Картер играет помощника Джаббы Хатта, Биба Фортуну (озвучивает Эрик Бауэрсфельд ), а Феми Тейлор и Клэр Дэвенпорт появляются как первые танцовщицы-рабыни Джаббы.
Чтобы изобразить многочисленные инопланетные виды, представленные в фильме, было задействовано множество кукловодов, актеров озвучивания и каскадеров. Адмирала Акбара, командующего флотом повстанцев во время битвы при Эндоре, исполнил кукловод Тим Роуз, а его голос предоставил Эрик Бауэрсфельд. Ниен Нунб, второй пилот « Тысячелетнего сокола» вместе с Лэндо в фильме, был изображен Ричардом Боунхиллом в костюме для выстрелов в полный рост, в то время как в остальном он был марионеткой, управляемой Майком Куинном, а его голос озвучивал Кипсанг Ротич. Роуз также управлял Salacious B. Crumb, чей голос был предоставлен Марком Додсоном. Куинн также играл Ри-Йеса и Уола Кэббашита. Сай Снутлс была марионеткой, которой управляли Роуз и Куинн, а ее голос озвучивала Энни Арбогаст. Другие включали Саймона Дж. Уильямсона в роли Макса Ребо, гаморреанского гвардейца и мон-каламари ; Дип Рой в роли Друпи Маккула ; Айлса Берк в роли Аманамана ; Пол Спрингер в роли Ри-Йиса, гаморреанской гвардии и мон-каламари; Хью Спайт в роли гаморреанского стража, Элома и мон-каламари; Суи Лим в роли Аттарка Пылесоса; Ричард Робинсон в роли Юззума ; Джеральд Хоум в роли Тессека и офицера мон-каламари; Фил Герберт в роли Эрми Одла; Тик и Ток ( Тим Драй и Шон Кроуфорд) в роли Вифида и Як-Морды; Фил Типпет в роли Ранкора с Майклом МакКормиком; и Пэт Уэлш, озвучивающий Боуш.
Джаббой Хаттом управляли Тоби Филпотт, Дэвид Барклай и Майк Эдмондс (который также изображает эвока Логрея). Ларри Уорд изображает голос на языке хаттов, а Куинн, среди прочего, контролирует глаза. Барклай, Куинн и Дэвид Гринуэй помогали Фрэнку Озу в исполнении Йоды.
Алан Рикман пробовался на роль моффа Джерджеррода, но проиграл роль Майклу Пеннингтону.
После переговоров между создателем «Звездных войн » Джорджем Лукасом и продюсером Ховардом Казанджяном в производство было быстро запущено продолжение «Империя наносит ответный удар ». Как и в случае с предыдущим фильмом, Лукас лично финансировал «Возвращение джедая». Лукас также решил не снимать «Возвращение джедая » и начал искать режиссера. Хотя первым выбором Лукаса был Стивен Спилберг, их отдельная вражда с Гильдией режиссеров привела к тому, что ему запретили снимать фильм. Лукас обратился к Дэвиду Линчу, который недавно был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру фильма « Человек-слон» в 1980 году, чтобы возглавить «Возвращение джедая », но Линч отказался, заявив, что у него «по соседству нулевой интерес». Дэвиду Кроненбергу также была предложена возможность стать режиссером, но он отклонил предложение сняться в « Видеодроме » и «Мертвой зоне». Также рассматривался Ламонт Джонсон, директор Spacehunter: Adventures in the Forbidden Zone. В конце концов Лукас выбрал Ричарда Маркванда. Лукас, возможно, лично руководил частью работы второго подразделения, поскольку стрельба грозила выйти за рамки графика; это функция, которую Лукас охотно выполнял в предыдущих случаях, когда он только официально продюсировал фильм (например, More American Graffiti, Raiders of the Lost Ark ). Лукас несколько раз использовал камеру B на съемочной площадке. Сам Лукас признался, что часто бывал на съемочной площадке из-за относительной неопытности Марканда в работе со спецэффектами. Лукас похвалил Маркана как «очень хорошего человека, который хорошо работал с актерами». Маркванд отметил, что Лукас заметно присутствовал на съемочной площадке, шутя: «Это похоже на попытку поставить « Короля Лира » - с Шекспиром в соседней комнате!»
Сценарий был написан Лоуренсом Кэзданом и Лукасом (при незарегистрированном участии Дэвида Пиплса и Маркванда) на основе истории Лукаса. Кэздан утверждает, что сказал Лукасу, что «Возвращение джедая » было «слабым названием», и позже Лукас решил назвать фильм « Месть джедая». Сам сценарий не был закончен до довольно поздней стадии подготовки к съемкам, задолго до того, как Казанджян составил производственный график и бюджет, и был нанят Маркванд, что было необычно для фильма. Вместо этого производственная группа полагалась на историю Лукаса и черновой набросок, чтобы начать работу с художественным отделом. Когда пришло время официально писать сценарий съемок, Лукас, Кэздан, Марканд и Казанджян провели две недели на конференции, обсуждая идеи; Кэздан использовал магнитофонные записи этих встреч, чтобы затем составить сценарий.
Вопрос о том, вернется ли Харрисон Форд для финального фильма, возник во время подготовки к съемкам. В отличие от других звезд первого фильма, Форд не подписал контракт на создание двух сиквелов, а «В поисках утраченного ковчега » он сделал его еще большей звездой. Продюсер «Возвращение джедая» Говард Казанджян (который также продюсировал «В поисках утраченного ковчега») убедил Форда вернуться:
Я сыграл очень важную роль в возвращении Харрисона в « Возвращение джедая». Харрисон, в отличие от Кэрри Фишер и Марка Хэмилла, подписал контракт только на две картины. Именно поэтому он был заморожен в карбоните в «Империи наносит ответный удар». Когда я предложил Джорджу вернуть его, я отчетливо помню, как он сказал, что Харрисон никогда не вернется. Я сказал, что, если бы я убедил его вернуться. Джордж просто ответил, что мы тогда запишем его в джедаи. Я совсем недавно вел переговоры о его контракте на «В поисках утраченного ковчега» с Филом Гершем из агентства Герш. Я позвонил Филу, который сказал, что поговорит с Харрисоном. Когда я снова перезвонил, Фил был в отпуске. Дэвид, его сын, ответил на звонок, и мы договорились о сделке с Харрисоном. Когда через несколько недель Фил вернулся в офис, он перезвонил мне и сказал, что я использовал его сына в своих интересах в переговорах. Я не имел. Но агенты есть агенты.
Форд предложил убить Хана Соло самопожертвованием. Кэздан согласился, сказав, что это должно произойти в начале третьего акта, чтобы вызвать сомнения в том, выживут ли остальные, но Лукас был категорически против и отверг эту концепцию. Гэри Курц, который продюсировал «Звездные войны» и «Империя наносит ответный удар», но был заменен на посту продюсера « Возвращения джедая » Казанджианом, сказал в 2010 году, что постоянный успех товаров и игрушек по «Звездным войнам » заставил Джорджа Лукаса отказаться от идеи убить Хана Соло. в средней части фильма во время рейда на имперскую базу. Люк Скайуокер также должен был уйти один и измученный, как герой спагетти-вестерна, но, по словам Курца, Лукас выбрал более счастливый конец, чтобы стимулировать более высокие продажи товаров. Сам Харрисон Форд согласился с этим мнением, заявив, что Лукас «не видел будущего в мертвых игрушках Хань».
Изначально Йода не должен был появляться в фильме, но Маркуанд твердо считал, что возвращение на Дагобу необходимо для решения дилеммы, поднятой предыдущим фильмом. Включение побудило Лукаса вставить сцену, в которой Йода подтверждает, что Дарт Вейдер - отец Люка, потому что после обсуждения с детским психологом он не хотел, чтобы молодые кинозрители отвергли утверждение Вейдера как ложь. Многие идеи из оригинального сценария были исключены или изменены. Например, эвоки должны были стать вуки, а « Тысячелетний сокол » будет использоваться для прибытия на лесистую луну Эндора. После поражения Императора фильм изначально должен был закончиться возвращением к жизни Оби-Вана Кеноби и Йоды из их призрачного существования в Силе вместе с Энакином Скайуокером, благодаря тому, что Йода смог помешать ему стать единым с Сила. Затем они присоединятся к остальным персонажам в их праздновании на Эндоре.
Съемки начались 11 января 1982 года и продлились до 20 мая 1982 года, что на шесть недель короче, чем у «Империи наносит ответный удар». График Казанджяна отодвигал съемки как можно раньше, чтобы дать Industrial Light amp; Magic (ILM) как можно больше времени для работы над эффектами, и заставил некоторых членов съемочной группы усомниться в своей способности полностью подготовиться к съемке. Работая над бюджетом в 32,5 миллиона долларов, Лукас был полон решимости избежать превышения бюджета, как это произошло с «Империя наносит ответный удар». Продюсер Говард Казанджян подсчитал, что использование ILM (полностью принадлежащей Lucasfilm) для спецэффектов сэкономило производство примерно 18 миллионов долларов. Однако тот факт, что Lucasfilm не состояла в профсоюзе, усложнял и удорожал приобретение съемочных площадок, несмотря на то, что «Звездные войны» и «Империя наносит ответный удар» имели большой успех. Проект получил рабочее название Blue Harvest со слоганом «Ужас за гранью воображения». Это скрыло от фанатов и прессы то, что на самом деле снимала съемочная группа, а также предотвратило взвинчивание цен поставщиками услуг.
Первый этап производства начался за 78 дней на студии Elstree Studios в Англии, где фильм занял все девять этапов. Съемки начались со сцены, позже удаленной из готового фильма, где герои попадают в песчаную бурю, покидая Татуин. (Это был единственный крупный эпизод, вырезанный из фильма во время монтажа.) Пытаясь снять битву Люка Скайуокера с злобным зверем, Лукас настоял на том, чтобы попытаться создать сцену в том же стиле, что и фильмы Тохо о Годзилле, с помощью каскадера. внутри костюма. Производственная группа предприняла несколько попыток, но не смогла добиться адекватного результата. В конце концов Лукас уступил и решил снять ранкора как высокоскоростную марионетку. В апреле съемочная группа переехала в пустыню Юма в Аризоне на две недели экстерьеров Татуина. Затем производство переместилось в леса секвойи в северной Калифорнии недалеко от Кресент-Сити, где две недели были потрачены на съемку экстерьеров леса Эндора, а затем завершились в ILM в Сан-Рафаэле, Калифорния, на десять дней съемок на синем экране. Одна из двух «скелетных» постпродакшн-единиц, снимавших фоновые матовые пластины, провела сутки в Долине Смерти. Другим был специальный блок Steadicam, снимавший фон леса с 15 по 17 июня 1982 года для погони за спидером в середине фильма. Изобретатель стедикама Гаррет Браун лично делал эти кадры, когда шел по замаскированной тропинке в лесу, снимая со скоростью менее одного кадра в секунду. При ходьбе со скоростью около 5 миль в час (8 км / ч) и проецировании отснятого материала со скоростью 24 кадра в секунду движение, наблюдаемое в фильме, выглядело так, как будто оно двигалось со скоростью около 120 миль в час (190 км / ч). Небольшие похороны Дарта Вейдера были сняты на ранчо Скайуокеров.
Пока Lucasfilm тестировала фильм в коммерческом кинотеатре, у них начались проблемы. Джордж Лукас и его сотрудники не могли слышать многие звуковые эффекты, которые они микшировали. Например, во время одной из классических сцен с принцессой Леей ее темы нигде не было слышно. Вневременного саундтрека и звуковых эффектов, которые сделали «Звездные войны» такими запоминающимися, не было. Что еще хуже, фоновый шум в кинотеатре стал настолько сильным, что заглушал большую часть звука из фильма, когда он воспроизводился через коммерческую звуковую систему кинотеатра. Во многих театрах в то время была плохая акустика помещения с монофоническим объемным звуком. Лукас решил проблему, обеспечив, чтобы кинотеатры, в которых показывались его фильмы, воспроизводили весь предполагаемый звук, который он слышал во время сведения. Поэтому он решил создать новую компанию под названием THX. Харрисон Форд изменил некоторые сцены во время съемок, из-за чего Билли Ди Уильямс забыл некоторые из своих реплик, что расстроило Маркванда. Маркуанд и Энтони Дэниелс также несколько поссорились, что привело к тому, что последний вместо этого записал свой ADR с Лукасом.
Тем временем работа над спецэффектами в ILM быстро привела к тому, что компания достигла предела своих возможностей. Хотя научно-исследовательская работа и опыт, полученные в предыдущих двух фильмах трилогии, позволили повысить эффективность, это было компенсировано желанием, чтобы заключительный фильм поднял планку, установленную каждым из этих фильмов. Усугубляющим фактором было намерение нескольких отделов ILM либо взять на себя другую работу с фильмами, либо сократить штат во время медленных циклов. Вместо этого, как только производство началось, вся компания сочла необходимым продолжать работать по 20 часов в день в течение шестидневной недели, чтобы достичь своих целей к 1 апреля 1983 года. Из примерно 900 кадров со спецэффектами все оптические эффекты VistaVision остались. внутри компании, поскольку ILM была единственной компанией, способной использовать этот формат, в то время как около 400 оптических приборов с 4 перфорациями были переданы в субподряд сторонним агентствам эффектов. Прогресс в области оптики был серьезно задержан на время, когда ILM отказалась от около 30 000 метров (100 000 футов) пленки, когда перфорация пленки не прошла испытания на совмещение изображений и устойчивость.
Джон Уильямс написал и дирижировал музыкой к фильму в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Кредиты оркестровки также включают Томаса Ньюмана. Первоначальный выпуск саундтрека к фильму был выпущен на лейбле RSO Records в США. Sony Classical Records приобрела права на музыку к классической трилогии в 2004 году после получения прав на выпуск саундтреков ко второй трилогии ( «Скрытая угроза» и «Атака клонов» ). В том же году Sony Classical перепечатала выпуск RCA Victor 1997 года « Возвращение джедая» вместе с двумя другими фильмами трилогии. Набор был выпущен с новым оформлением, отражающим первый выпуск фильма на DVD. Несмотря на цифровой ремастеринг Sony, который минимально улучшил звук, слышимый только на высококачественных стереосистемах, этот выпуск 2004 года по сути такой же, как выпуск RCA Victor 1997 года.
Театральный прокат « Возвращения джедая » состоялся 25 мая 1983 года. Первоначально он был намечен на 27 мая, но впоследствии был изменен, чтобы совпасть с датой выхода в 1977 году оригинального фильма «Звездные войны ». С помощью масштабной всемирной маркетинговой кампании иллюстратор Тим Ример создал изображение для постера фильма и другой рекламы. На момент выхода фильм рекламировался на плакатах и товарах просто как «Звёздные войны: Возвращение джедая », несмотря на то, что на экране он назывался «Эпизод VI». Оригинальный фильм был позже переиздан в кинотеатрах в 1985 году.
В 1997 году, к 20-летию выхода « Звёздных войн» (переименованного в « Эпизод IV: Новая надежда»), Лукас выпустил трилогию «Звёздные войны: Специальное издание». Наряду с двумя другими фильмами оригинальной трилогии, «Возвращение джедая » было перевыпущено 14 марта 1997 года (перенесено на одну неделю вперед по сравнению с первоначально объявленной датой выхода 7 марта из-за кассового успеха фильма «Империя наносит ответный удар» за месяц до этого).), с рядом изменений и дополнений, включая вставку нескольких инопланетных участников группы и другую песню в тронном зале Джаббы, модификацию Сарлакка, включающую клюв, замену музыки в заключительной сцене и монтаж разные инопланетные миры, празднующие падение Империи. Продолжительность специального выпуска фильма 1997 года и всех последующих выпусков примерно на пять минут больше, чем у оригинальной театральной версии.
Оригинальный тизер-трейлер к фильму носил название « Месть джедая». В декабре 1982 года Лукас решил, что «Месть» не подходит, поскольку «настоящий джедай никогда не должен мстить», и вернулся к своему первоначальному названию. К тому времени были напечатаны и распространены тысячи тизер-постеров «Revenge» (с иллюстрациями Дрю Струзана). Lucasfilm прекратила доставку плакатов и продала оставшиеся 6800 плакатов членам фан-клуба «Звездных войн » за 9,50 долларов.
«Звездные войны: Эпизод III — Месть ситхов», выпущенный в 2005 году как часть трилогии приквелов, позже намекал на уволенное название «Месть джедаев».
Первоначальная театральная версия « Возвращения джедая » несколько раз выпускалась на видеокассетах и лазерных дисках в период с 1986 по 1995 год, после чего в период с 1997 по 2000 год последовали выпуски специального выпуска в тех же форматах. Некоторые из этих выпусков содержали короткометражки; некоторые из них были отдельными выпусками только этого фильма, а другие представляли собой бокс-сеты всех трех оригинальных фильмов.
21 сентября 2004 года оригинальная трилогия «Звездных войн » была выпущена в бокс-сете на DVD с цифровой реставрацией и дополнительными изменениями, внесенными Лукасом. В этой версии « Возвращения джедая » изображение духа Энакина Себастьяном Шоу заменено Хайденом Кристенсеном, который изобразил Энакина в «Атаке клонов» и «Мести ситхов». Все три фильма трилогии были выпущены по отдельности на DVD ограниченным тиражом 12 сентября 2006 г., а оригинальные неизмененные версии были включены в качестве бонусных функций. Они были собраны в бокс-сет 4 ноября 2008 года.
Версия саги «Звездные войны » из шести фильмов на диске Blu-ray была выпущена в сентябре 2011 года и включала более мелкие изменения в «Возвращение джедая », в том числе заставляло эвоков моргать и заставляло Вейдера кричать «Нет!» когда он сбрасывает Императора в шахту Звезды Смерти; последнее изменение вызвало резкую негативную критику. Несколько удаленных сцен из фильма были включены в качестве специальных функций, в том числе завершенная сцена, в которой Вейдер общается с Люком через Силу, когда Люк собирает свой новый световой меч перед проникновением во дворец Джаббы, сцена с песчаной бурей после спасения из Ямы Сарлакка и сцена с участием Моффа. Офицеры Джерджеррода и Звезды Смерти во время битвы при Эндоре.
7 апреля 2015 года Walt Disney Studios, 20th Century Fox и Lucasfilm совместно объявили о цифровом релизе шести выпущенных фильмов «Звездных войн ». «Возвращение джедая » было выпущено в iTunes Store, Amazon Video, Vudu, Google Play и Disney Movies Anywhere 10 апреля 2015 года.
Walt Disney Studios Home Entertainment переиздала «Возвращение джедая » на Blu-ray, DVD и в цифровом формате 22 сентября 2019 года. Кроме того, все шесть фильмов были доступны для потоковой передачи 4K HDR и Dolby Atmos на Disney+ после запуска сервиса 12 ноября. 2019. Эта версия фильма была выпущена Disney на бокс-сете 4K Ultra HD Blu-ray 31 марта 2020 года.
«Возвращение джедая» собрало 309,3 миллиона долларов в США и Канаде и 166 миллионов долларов на других территориях, на общую сумму 475,3 миллиона долларов по всему миру при производственном бюджете около 32,5 миллиона долларов.
Фильм собрал 23 миллиона долларов в 1002 кинотеатрах в первые выходные и рекордные 45,3 миллиона долларов в первую неделю. Он занял первое место по кассовым сборам в течение шести из первых семи недель выпуска, заняв второе место только один раз после Супермена III в его четвертый уик-энд. По оценкам Box Office Mojo, на первом тираже фильма в США было продано более 80 миллионов билетов. Когда он был переиздан в 1985 году, он собрал 11,2 миллиона долларов, в результате чего его первоначальный театральный сбор во всем мире составил 385,8 миллиона долларов.
Согласно сайту - агрегатору рецензий Rotten Tomatoes, 83% критиков дали фильму положительную оценку со средней оценкой 7,2/10 на основе 98 рецензий критиков. Консенсус критиков сайта гласит: «Хотя « Возвращение джедая » не смогло достичь кинематографических высот своих предшественников, оно остается увлекательным научно-фантастическим приключением и достойным завершением классической трилогии». На Metacritic фильм получил средневзвешенную оценку 58 из 100 на основе 24 отзывов основных критиков, что указывает на «смешанные или средние отзывы».
Кинокритик Роджер Эберт дал фильму четыре звезды из четырех, назвав его «полным развлечением, праздником для глаз и наслаждением для воображения. Немного удивительно, как Лукас и его соратники продолжают побеждать». Джин Сискель из Chicago Tribune также дал фильму четыре звезды из четырех и написал: «С того момента, как знакомые вступительные слова «Звездных войн» начинают ползти по экрану, «Возвращение джедая» вызывает детское наслаждение. Это лучшая видеоигра. вокруг. И для профессиональных киноманов особенно приятно наблюдать за каждым аспектом кинопроизводства в лучшем виде». Джеймс Харвуд из Variety назвал фильм «визуальным наслаждением во всем», но подумал, что «Хэмилл недостаточно драматический актер, чтобы нести здесь сюжетную нагрузку», а Харрисон Форд «на этот раз присутствует больше телом, чем духом, учитывая мало делать, но реагировать на спецэффекты. И нельзя сказать, что Кэрри Фишер или Билли Ди Уильямс поднялись до прежних усилий. Но Лукас и режиссер Ричард Маркванд перебили эти недостатки исполнителя поистине удивительным набором существ, старых и новых. плюс знакомое космическое оборудование». Шейла Бенсон из Los Angeles Times написала, что фильм «полностью удовлетворяет, он честно оправдывает все надежды его сторонников. В этом последнем из центрального цикла «Звездных войн » возникает ощущение замыкания круга, оставив позади настоящих друзей. Это достигается с весом и новой зрелостью, которые кажутся вполне подходящими, но фильм не потерял своего чувства веселья; он взрывается новой изобретательностью ».
Гэри Арнольд из «Вашингтон пост » сказал: « Возвращение джедая», подвиг массового очарования, ставит счастливые последние штрихи в саге Джорджа Лукаса о « Звездных войнах ». культура — научно-фантастический эпос, состоящий из трех частей, продолжительностью 6¼ часов и посвященный беззастенчивым героическим наклонностям». Фильм также был показан на обложке журнала TIME от 23 мая 1983 года (где он был помечен как «Звездные войны III»), где рецензент Джеральд Кларк сказал, что, хотя он не был таким захватывающим, как первый фильм «Звездные войны ». «лучше и приятнее», чем «Империя наносит ответный удар», которую многие теперь считают лучшей из оригинальной трилогии. Винсент Кэнби из The New York Times назвал « Возвращение джедая » «безусловно самым тусклым приключением из всех» и заявил: «Радости от наблюдения за космическими сражениями, которые представляют себе волшебники в студиях и лабораториях, не безграничны». Полин Кель из The New Yorker заявила: «Некоторые трюковые эффекты могли бы показаться чудесными, если бы образы имели хоть какой-то блеск, но « Возвращение джедая » - безличный и довольно дрянной фильм».
Кристофер Джон сделал рецензию на «Возвращение джедая » в журнале Ares № 15 и прокомментировал, что « Звездные войны, возможно, и не умерли, но «Возвращение джедая» — это провал, и это дешевая и потускневшая корона для сериала, который потряс мир кино, когда это началось… давным-давно, в той далекой-далекой галактике».
Колин Гренланд сделал рецензию на «Возвращение джедая » для журнала Imagine и заявил, что «можно подумать, что сериалы вроде «Звездных войн», подпитываемые общественным обожанием, движущиеся на гипердвигателе собственных гипербол, будут неумолимо ухудшаться. Это не так. становиться лучше."
На 56-й церемонии вручения премии «Оскар» в 1984 году Ричард Эдлунд, Деннис Мурен, Кен Ралстон и Фил Типпетт получили «Награду за особые достижения в области визуальных эффектов ». Норман Рейнольдс, Фред Хоул, Джеймс Л. Шоппе и Майкл Форд были номинированы на «Лучшее художественное оформление/декорацию». Бен Бертт был номинирован на «Лучший монтаж звуковых эффектов». Джон Уильямс получил номинацию «Лучшая музыка, оригинальный саундтрек». Бертт, Гэри Саммерс, Рэнди Том и Тони Доу были номинированы на «Лучший звук». В 1984 году на церемонии вручения наград BAFTA Awards Эдлунд, Мурен, Ралстон и Кит Уэст выиграли в номинации «Лучшие специальные визуальные эффекты». Типпетт и Стюарт Фриборн также были номинированы на «Лучший макияж». Рейнольдс был номинирован на «Лучший дизайн-постановку / художественное оформление». Бертт, Доу и Саммерс также были номинированы на «Лучший звук». Уильямс также был номинирован на «Лучший альбом с оригинальной музыкой, написанный для специального фильма или телевидения». Фильм также получил премию Hugo Awards 1984 года в номинации « Лучшая драматическая постановка», старую награду за научную фантастику и фэнтези в кино.
В 2021 году фильм был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США как «культурно, исторически или эстетически значимый».
Джеймс Кендрик из Q Network Film Desk, рецензируя переиздание Special Edition 1997 года, оценил «Возвращение джедая » как «наименее из трех» оригинальных фильмов, но «все еще великолепный опыт сам по себе. Его главная проблема в том, что он имеет тенденцию слишком полагаться на гладкий коммерциализм, порожденный первыми двумя частями». Джеймс Берардинелли из ReelViews.net написал о специальном выпуске:
Хотя было очень весело пересматривать «Звездные войны» и «Империя наносит ответный удар» на большом экране, «Возвращение джедая » не вызывает такого же удовольствия. И хотя Лукас усердно работал над тем, чтобы оживить каждую часть трилогии, Джедаю нужно нечто большее, чем патчи с улучшенным звуком, подчищенные визуальные эффекты и несколько новых сцен. Тем не менее, несмотря на недостатки, это все еще «Звездные войны » и, как таковые, представляет собой пару легко развлекательных часов, проведенных с персонажами, которых мы узнали и полюбили за эти годы. «Возвращение джедая », пожалуй, самая слабая часть серии, но его положение в качестве финала делает его обязательным для просмотра всем, кому понравился его предшественник.
В то время как последовательность битвы с Сарлаком, погоня на спидербайке, космическая битва и дуэль Люка против Вейдера хорошо известны, битва между эвоками и штурмовиками остается спорной. Поклонники разделились во мнениях относительно вероятности того, что эвоки (примитивная раса маленьких существ) победят вооруженные наземные силы, состоящие из «лучших войск Империи». Лукас защищал сценарий, говоря, что цель эвоков состояла в том, чтобы отвлечь имперские войска, и на самом деле они не победили. Его вдохновением для победы эвоков послужила война во Вьетнаме, где Вьетконг одержал победу над технологически превосходящими Соединенными Штатами.
Романизация « Возвращения джедая » была написана Джеймсом Каном и выпущена 12 мая 1983 года, за тринадцать дней до выхода фильма.
Трехчасовая радиодраматическая адаптация фильма была написана Брайаном Дейли с дополнительными материалами, предоставленными Джоном Уитменом, и была произведена и транслировалась по Национальному общественному радио в 1996 году (более чем через десять лет после радиоадаптации первых двух фильмов « Звездные войны »).. Он был основан на персонажах и ситуациях, созданных Джорджем Лукасом, и на сценарии Кэздана и Лукаса. Энтони Дэниелс повторил свою роль из фильма в роли C-3PO, но Марка Хэмилла и Билли Ди Уильямса (которые озвучивали предыдущие радиоадаптации) заменили новичок Джошуа Фардон и характерный актер Арье Гросс соответственно. Бернард Беренс и Брок Питерс исполнили свои роли Оби-Вана Кеноби и Дарта Вейдера соответственно. Йоду озвучил Джон Литгоу, а Бобу Фетта сыграл опытный характерный актер Эд Бегли-младший. Эд Аснер озвучил Джаббу Хатта, говоря только ворчанием.
Marvel Comics опубликовали комикс-адаптацию фильма писателя Арчи Гудвина и художников Эла Уильямсона, Карлоса Гарсона, Тома Палмера и Рона Френца. Адаптация появилась в Marvel Super Special # 27 и в виде ограниченной серии из четырех выпусков. Позже он был переиздан в мягкой обложке для массового рынка, а также в сборниках одноименной серии Marvel « Звездные войны ». Marvel Super Special # 27 был ошибочно выпущен в апреле 1983 года, за месяц до выхода самого фильма, из-за чего были раскрыты спойлеры к сюжету фильма. Хэмилл - фанат комиксов, и, находясь в магазине комиксов, он обнаружил, что комикс продается там, и предупредил Lucasfilm. По словам Кэрол Калиш, которая в то время была менеджером по прямым продажам Marvel, Marvel быстро отозвала книгу, узнав об этой ошибке, хотя это не помешало преждевременному раскрытию секретов сюжета фильма. Калиш сохранила свою работу, как и все остальные в отделе продаж, поскольку инцидент, по всей видимости, был сочтен простой ошибкой.
Lucasfilm адаптировала сюжет для детской книги и пластинки. Выпущенная в 1983 году 24-страничная книга для чтения «Звездные войны: Возвращение джедая » сопровождалась 18-сантиметровой (7-дюймовой) граммофонной пластинкой со скоростью вращения 33⅓ об/мин. На каждой странице книги был вырезан кадр из фильма с сокращенной и сжатой версией рассказа. Пластинка была произведена Buena Vista Records.
Спустя 16 лет после выхода « Возвращения джедая » Лукас написал и снял трилогию приквелов, состоящую из фильмов «Скрытая угроза», «Атака клонов » и «Месть ситхов». В фильмах рассказывается об истории между Оби-Ваном Кеноби и Энакином Скайуокером, а также о переходе последнего на темную сторону и превращении в Дарта Вейдера. Трилогия приквелов имела финансовый успех и вызвала неоднозначную реакцию критиков и фанатов из-за сюжетных линий и некоторых новых персонажей. После продажи Лукасом франшизы « Звездные войны » компании «Уолт Дисней» в 2012 году Дисней разработал трилогию сиквелов, состоящую из «Пробуждения силы», «Последних джедаев » и «Скайуокера. Актеры оригинальной трилогии, включая Форда, Хэмилла и Фишера, повторили свои роли вместе с новыми персонажами, которых сыграли Дейзи Ридли, Джон Бойега, Адам Драйвер и Оскар Айзек. Также были выпущены отдельные фильмы и телесериалы, рассказывающие о приключениях, происходящих вокруг основных арок трилогии. Что наиболее важно, потоковые шоу Disney + «Книга Бобы Фетта », «Мандалорец » и предстоящие спин-оффы последнего начинаются через несколько лет после «Возвращения джедая » и соединяют период времени между этим фильмом и «Пробуждением силы».