Ретрофутуризм (прилагательное ретрофутуризм или ретрофутуризм) - это движение в изобразительном искусстве, демонстрирующее влияние изображений будущего, созданных в более раннюю эпоху. Если футуризм иногда называют «наукой», стремящейся предвидеть грядущее, то ретрофутуризм - это запоминание этого ожидания. Ретрофутуризм, характеризующийся смесью старомодных « ретро-стилей » с футуристическими технологиями, исследует темы напряженности между прошлым и будущим, а также между отчуждающими и усиливающими эффектами технологий. Ретрофутуризм, прежде всего отраженный в художественных творениях и модифицированных технологиях, реализующих воображаемые артефакты параллельной реальности, можно рассматривать как «оживляющую перспективу на мир».
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, раннее использование этого термина появляется в рекламе Bloomingdales в выпуске The New York Times за 1983 год. В рекламе говорится об украшениях из «посеребренной стали и гладкого серого цвета, которые создают ретро-футуристический вид». В примере, более связанном с ретрофутуризмом как исследованием прошлых видений будущего, этот термин появляется в форме «ретрофутурист» в обзоре 1984 года фильма « Бразилия» в газете The New Yorker. Критик Полин Кель пишет: «[Терри Гиллиам] представляет ретро-футуристическое фэнтези».
Несколько веб-сайтов сослались на предполагаемую книгу 1967 года, опубликованную Pelican Books под названием « Ретро-футуризм » Т. Р. Хинчлиффа, в качестве источника термина, но этот счет не подтвержден. Нет никаких записей об этой книге или авторе.
Ретрофутуризм основан на идеях футуризма, но последний термин действует по-разному в нескольких разных контекстах. В авангардных художественных, литературных и дизайнерских кругах футуризм - это давний и хорошо зарекомендовавший себя термин. Но в своей более популярной форме футуризм (иногда называемый футурологией ) - это «ранний оптимизм, сосредоточенный на прошлом и уходящий корнями в девятнадцатый век,« золотой век »начала двадцатого века, который продолжался долгие годы до 1960-х годов». Космический век ».
Ретрофутуризм в первую очередь основан на современных, но меняющихся представлениях о «будущем». Как отмечает Гаффи, ретрофутуризм - это «недавний неологизм», но он «основан на лихорадочных представлениях футуристов о космических колониях с летающими автомобилями, роботами-слугами и межзвездными путешествиями, демонстрируемыми там; где футуристы приняли свои обещания как должное, возник ретрофутуризм. как более скептическая реакция на эти сны ». Свою нынешнюю форму он приобрел в 1970-х годах, когда технологии быстро менялись. С момента появления персонального компьютера до рождения первого ребенка из пробирок этот период характеризовался интенсивными и быстрыми технологическими изменениями. Но многие в обществе начали сомневаться в том, сможет ли прикладная наука достичь своего прежнего обещания - что жизнь неизбежно улучшится благодаря техническому прогрессу. После войны во Вьетнаме, разграбления окружающей среды и энергетического кризиса многие комментаторы начали сомневаться в преимуществах прикладной науки. Но они также удивлялись, иногда с трепетом, иногда в замешательстве, перед научным позитивизмом, проявленным предыдущими поколениями. Ретрофутуризм «просочился в академическую и популярную культуру в 1960 - х и 1970 - х годах», словоизменительного Джордж Лукас «s Звездных войн и картину поп - исполнитель Kenny Scharf похожи». Геодезия оптимистического футуризма в начале двадцатого века, историки Джо кукурузный и Брайан Хорриган напомните нам, что ретрофутуризм - это «история идеи или система идей - идеология. Будущее, или конечно, существует только как акт веры или воображения ".
Ретрофутуризм включает в себя две пересекающиеся тенденции, которые можно кратко охарактеризовать как будущее с точки зрения прошлого и прошлое с точки зрения будущего.
Первая тенденция, собственно ретрофутуризм, напрямую вдохновлена воображаемым будущим, которое существовало в умах писателей, художников и кинематографистов в период до 1960 года, которые пытались предсказать будущее, либо в серьезных проекциях существующих технологий (например, в журналах как наука и изобретения ) или в научно-фантастических романах и рассказах. Такие футуристические видения обновляются и обновляются для настоящего и предлагают ностальгический, контрфактический образ того, каким могло быть будущее, но не так.
Вторая тенденция - противоположность первой: футуристическое ретро. Он начинается с ретро-привлекательности старых стилей искусства, одежды и обычаев, а затем привносит в него современные или футуристические технологии, создавая смесь элементов прошлого, настоящего и будущего. Стимпанк, термин, относящийся как к ретрекции футуристических технологий в альтернативную викторианскую эпоху, так и к применению неовикторианских стилей к современным технологиям, является весьма успешной версией этой второй тенденции. В фильме « Космическая станция 76» (2014) человечество достигло звезд, но одежда, технологии, мебель и, прежде всего, социальные табу намеренно сильно напоминают середину 1970-х годов.
На практике эти две тенденции нельзя четко различить, поскольку они взаимно способствуют формированию схожих взглядов. Ретрофутуризм первого типа неизбежно находится под влиянием научного, технологического и социального осознания настоящего, и современные ретрофутуристические творения никогда не являются просто копиями их идей до 1960 года; скорее, им придают новый (часто кричащий или ироничный) поворот, поскольку они рассматриваются с современной точки зрения.
Точно так же футуристическое ретро во многом обязано своим ароматом ранней научной фантастике (например, работам Жюля Верна и Герберта Уэллса ), и в поисках стилистической аутентичности может продолжать привлекать писателей и художников желаемого периода.
Обе ретрофутуристические тенденции сами по себе не относятся к конкретному времени. Когда для истории указывается период времени, это может быть контрфактический подарок с уникальной технологией; фантастическая версия будущего; или альтернативное прошлое, в котором воображаемые (вымышленные или спроектированные) изобретения прошлого действительно были реальными.
Важность ретрофутуризма в последние годы стала предметом серьезных дискуссий. Некоторые, например, немецкий архитектурный критик Никлас Маак, рассматривают ретрофутуризм как «не что иное, как эстетическую петлю обратной связи, напоминающую утраченную веру в прогресс, старые образы когда-то радикально нового». Брюс Макколл называет ретрофутуризм «искусственной ностальгией» - ностальгией по будущему, которого никогда не было.
Хотя ретрофутуризм из-за различных периодов времени и футуристических видений, на которые он ссылается, не обеспечивает единой тематической цели или опыта, общей нитью является неудовлетворенность или дискомфорт настоящим, которому ретрофутуризм представляет собой ностальгический контраст.
Похожая тема - недовольство самим современным миром. Мир высокоскоростного воздушного транспорта, компьютеров и космических станций (по любым стандартам прошлого) «футуристичен»; тем не менее, поиск альтернативы и, возможно, более многообещающего будущего наводит на мысль, что желаемое или ожидаемое будущее не удалось материализовать. Ретрофутуризм предлагает альтернативный путь и, помимо чистой ностальгии, может служить напоминанием о старых, но теперь забытых идеалах. Это недовольство также проявляется в виде политического комментария в ретрофутуристической литературе, в которой визионерская ностальгия парадоксальным образом связана с утопическим будущим, смоделированным по консервативным ценностям, как видно на примере использования Fox News эстетики BioShock в передаче 2014 года.
Ретрофутуризм также предполагает переоценку технологий. В отличие от полного отказа от постсредневековых технологий, присущих большинству жанров фэнтези, или принятия любых и всех возможных технологий, которые можно найти в какой-то научной фантастике, ретрофутуризм требует создания в человеческом масштабе, в значительной степени понятной технологии, поддающейся доработке и менее непрозрачной, чем современная технология черного ящика.
Ретрофутуризм не является универсально оптимистичным, и когда его ориентиры касаются мрачных периодов, таких как Вторая мировая война или паранойя холодной войны, он сам может стать мрачным и антиутопическим. В таких случаях альтернативная реальность вселяет страх, а не надежду, хотя она все еще может сочетаться с ностальгией по миру большей морали, а также механической прозрачности.
Жанры ретрофутуризма включают в себя киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк и готику Raygun, каждый из которых относится к технологии определенного периода времени.
Первым из них, названным и признанным как отдельный жанр, стал киберпанк, зародившийся в литературе с начала до середины 1980-х благодаря работам Брюса Бетке, Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Пэта Кэдигана. Его сеттинг почти всегда представляет собой антиутопическое будущее с сильным акцентом либо на преступниках, взламывающих машины футуристического мира (часто компьютеры и компьютерные сети), либо даже на постапокалиптических условиях. Постапокалиптический вариант обычно ассоциируется с ретрофутуризмом, когда персонажи будут полагаться на смесь старых и новых технологий. Кроме того, синтвейв и паровая волна - это ностальгические, юмористические и часто ретрофутуристические возрождения ранней эстетики киберпанка.
Вторым, кто был назван и признан, был стимпанк в конце 1980-х. Как правило, он более оптимистичен и ярче, чем киберпанк, действие которого разворачивается в альтернативной истории, очень напоминающей наш длинный 19 век, начиная с эпохи Регентства и вплоть до 1914 года, только технологии 20 века или даже футуристические основаны на силе пара. Жанровые темы также часто включают отсылки к электричеству как к пока еще не загадочной силе, которая считается утопическим источником энергии будущего, а иногда даже считается обладающей мистической целительной силой (во многом как с ядерной энергией примерно в середине прошлого века). 20 век). Жанр часто сильно напоминает оригинальные научные романсы и утопические романы жанровых предшественников Уэллса и Жюля Верна, и начал в его современной форме с литературой, такие как Мервина Пика «s Тита Наедине (1959), Рональд У. Кларк » s Bomb королевы Виктории (1967), Майкл Муркок «s уполномоченный консультант по времени Streams серии (1971-1981), KW Джетер » s Morlock Night (1979), и Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг Разница двигателя (1990), и с такими фильмами, как Машина времени (1960) или Замок в небе (1986). Ярким ранним примером стимпанка в комиксах является франко-бельгийская серия графических романов Les Cités obscures, начатая ее создателями Франсуа Шуитеном и Бенуа Петерсом в начале 1980-х годов. Иногда стимпанк как жанр пересекается со Странным Западом.
Самым недавно названным и признанным ретрофутуристическим жанром является дизельпанк, также известный как декоденс (термин дизельпанк часто ассоциируется с более мясистой формой и декором, названным в честь направления современного искусства ар-деко, с более сложной формой), установленный в альтернативных версиях эпоха, относящаяся примерно к периоду 1920–1950-х гг. Ранние примеры включают концептуальные альбомы 1970-х годов, их дизайн и маркетинговые материалы немецкой группы Kraftwerk (см. Ниже), персонаж комиксов Рокетир (впервые появившийся в его собственном сериале в 1982 году), серию видеоигр Fallout и подобные фильмы. как Бразилия (1985), Бэтмен (1989), Ракетчик (1991), Бэтмен возвращается (1992), Прокси Хадсакера (1994), Город потерянных детей (1995) и Темный город (1998). В частности, нижний предел жанра сильно имитирует целлюлозную литературу той эпохи (например, фильм 2004 года « Небесный капитан» и «Мир будущего» ), а фильмы этого жанра часто ссылаются на кинематографические стили нуар и немецкий экспрессионизм. Иногда этот жанр пересекается с жанром альтернативной истории другой Второй мировой войны, например, с победой Оси.
Хотя ретрофутуризм слабо связан с футуризмом начала двадцатого века, он опирается на более широкий спектр источников. Безусловно, ретрофутуристское искусство и литература часто черпают из фабрик, зданий, городов и транспортных систем эпохи машин. Но можно сказать, что футуристическое видение 20-го века нашло свое окончательное выражение в развитии дизайна Googie или Populuxe. Применительно к художественной литературе этот вид ретрофутуристического визуального стиля начал формироваться в рассказе Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбака». Здесь и в других местах он упоминается как Raygun Gothic, общий термин для визуального стиля, который включает в себя различные аспекты архитектурных стилей Googie, Streamline Moderne и Art Deco в применении к ретрофутуристической научной фантастической среде.
Хотя Raygun Gothic больше всего похож на стиль Googie или Populuxe, а иногда и является его синонимом, это название в первую очередь применяется к изображениям из научной фантастики. Этот стиль по-прежнему остается популярным в ретро-фантастике в фильмах и видеоиграх. Наибольшее влияние на Raygun Gothic оказали декорации Кеннета Стрикфадена и Фрица Ланга. Этот термин был придуман Уильямом Гибсоном в его рассказе « Континуум Гернсбэка»: «Коэн представил нас и объяснил, что Диалта [известный историк поп-арта] была главной движущей силой последнего проекта Баррис-Уотфорд, иллюстрированной истории того, что она "Американский обтекаемый модерн". Коэн назвал его "Raygun Gothic". Их рабочее название было "Airstream Futuropolis: Завтра, которого никогда не было ".
Аспекты этой формы ретрофутуризма также могут быть связаны с концом 1970-х - началом 1980-х годов неоконструктивистским возрождением, которое возникло в кругах искусства и дизайна. Такие дизайнеры, как Дэвид Кинг в Великобритании и Паула Шер в США, имитировали крутой футуристический облик русского авангарда в годы после русской революции.
С тремя из своих альбомов 1970-х годов немецкая группа Kraftwerk воплотила более широкое ретрофутуристическое видение, объединив свою новаторскую футуристическую электронную музыку с ностальгическими визуальными эффектами. Ретро-футуризм Kraftwerk в их визуальном языке 1970-х годов был назван немецким литературным критиком Уве Шютте, читателем из Астонского университета в Бирмингеме, «чистым ретро-стилем», а в трехчасовом документальном фильме 2008 года Kraftwerk и электронная революция: Ирландско-британский музыкальный ученый Марк Дж. Прендергаст ссылается на своеобразную «ностальгию по будущему» Kraftwerk, явно ссылаясь на межвоенную [прогрессивную] Германию, которой никогда не было, но могло бы быть, а теперь [благодаря их влиянию как группы] можно надеяться. вновь случилось". Историк дизайна Элизабет Гаффи написала, что если машинные образы Kraftwerk были заимствованы из русских дизайнерских мотивов, которые когда-то считались футуристическими, они также представляют «захватывающее, хотя и несколько пугающее, видение мира, в котором музыкальный экстаз передан круто, механически и точно. " Три ретрофутуристических альбома Kraftwerk:
Начиная со своего альбома 1981 года Computer World и далее, Kraftwerk в значительной степени отказались от своих ретро-понятий и выглядят в основном только футуристически. Единственные отсылки к их раннему ретро-стилю сегодня появляются в отрывках из их промо-клипов 1970-х, которые проецируются между более современными сегментами их сценических шоу во время исполнения этой старой песни.
Ретрофутуристическая одежда - это особое воображаемое видение одежды, которую можно было бы носить в далеком будущем, которая обычно встречается в научно-фантастических фильмах 1940-х годов, а также в журналистике и другой популярной культуре. Предусматриваемая одежда, как правило, представляла собой либо цельнокроеную одежду, либо облегающую одежду, либо и то, и другое, обычно выглядевшие как комбинезон или трико, часто носимые вместе с пластиковыми ботинками. Во многих случаях предполагается, что одежда будущего будет в высшей степени однородной.
Клише футуристической одежды теперь стало частью идеи ретрофутуризма. Футуристическая мода играет на этих ныне избитых стереотипах и использует их в качестве элементов для создания модной одежды из реального мира.
«Мы действительно видели, как этот образ расползается на подиумах еще в 1995 году, хотя он не был широко популярен или приемлем для уличной одежды даже в 2008 году», - сказала Брук Келли, редактор отдела моды и автор журнала Glamour. «В течение последних 20 лет мода пересматривала времена прошлого, десятилетие за десятилетием, и то, что мы видим сейчас, - это сочетание разных эпох в одном целостном образе. Будущая мода - это стиль, превосходящий все, что мы еще осмеливались носить., и это будет рай для законодателей моды ».
Ретрофутуризм появился в некоторых примерах постмодернистской архитектуры. Для таких критиков, как Никлас Маак, этот термин предполагает, что «стиль будущего» - это «простая цитата из его собственной иконографической традиции», а ретрофутуризм - это не более чем «петля эстетической обратной связи». В примере, показанном справа, верхняя часть здание не предназначено для интеграции со зданием, а скорее должно выглядеть как отдельный объект - огромный космический корабль, похожий на летающую тарелку, лишь случайно прикрепленный к обычному зданию. Похоже, это предназначено не для того, чтобы вызвать даже отдаленно возможное будущее, а скорее для того, чтобы представить это будущее в прошлом или воссоздать футуристическое видение архитектуры Googie.
Тема здания в международном аэропорту Лос - Анджелеса напоминает космический корабль приземлилсяКогда-то футуристическое тематическое здание международного аэропорта Лос-Анджелеса было построено в 1961 году как выражение тогдашней новой реактивной и космической эры, включая то, что позже стало известно как элементы дизайна Googie и Populuxe. Обнародованные в 2008 году планы расширения LAX включали ретрофутуристические темы летающих тарелок / космических кораблей в предложениях по новым терминалам и залам.
Ретрофутуризм также применялся к видеоиграм, например к следующим:
Информационные заметки
Цитаты
дальнейшее чтение