Часть серии по |
Стратегия |
---|
Основные размеры |
Основные мыслители |
Концепции |
Фреймворки и инструменты |
|
Ресурсный подходом ( рибавирин) является управленческой базой, используемой для определения стратегических ресурсов фирма может использовать для достижения устойчивого конкурентного преимущества.
Статья Барни 1994 г. «Ресурсы фирм и устойчивые конкурентные преимущества» широко цитируется как основная работа в возникновении взглядов на ресурсы. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что в 1930-х годах были доказательства существования фрагментарной теории, основанной на ресурсах. RBV предполагает, что фирмы неоднородны, потому что они обладают разнородными ресурсами, что означает, что фирмы могут иметь разные стратегии, потому что у них разное сочетание ресурсов.
RBV фокусирует внимание руководства на внутренних ресурсах фирмы в попытке определить те активы, возможности и компетенции, которые потенциально могут обеспечить превосходные конкурентные преимущества.
В 1990-е годы взгляд на фирму, основанный на ресурсах (также известный как теория ресурсного преимущества), стал доминирующей парадигмой в стратегическом планировании. RBV можно рассматривать как реакцию на школу позиционирования и ее несколько предписывающий подход, который сосредоточил внимание руководства на внешних факторах, особенно на структуре отрасли. Так называемая школа позиционирования доминировала в этой дисциплине на протяжении 1980-х годов. В противоположность этому, ресурсная точка зрения утверждала, что устойчивое конкурентное преимущество проистекает из развития превосходных возможностей и ресурсов. Статья Джея Барни 1991 г. «Ресурсы фирм и устойчивые конкурентные преимущества» рассматривается как решающая для появления взглядов, основанных на ресурсах.
Ряд ученых отмечают, что фрагментарная ресурсная перспектива была очевидна с 1930-х годов, отмечая, что Барни находился под сильным влиянием более ранней работы Вернерфельта, в которой была представлена идея о том, что барьеры ресурсного положения примерно аналогичны входным барьерам в школе позиционирования. Другие ученые предполагают, что взгляд, основанный на ресурсах, представляет собой новую парадигму, хотя и уходит корнями в экономические теории Рикардо и Пенроза, согласно которым фирмы могут получать устойчивую сверхнормальную прибыль, если и только если у них есть превосходные ресурсы и эти ресурсы защищены некоторыми людьми. форма изолирующего механизма, препятствующего их распространению по отрасли ». Хотя его точное влияние обсуждается, книга Эдит Пенроуз 1959 года «Теория роста фирмы», по мнению двух ученых-стратегов, сформулировала многие концепции, которые впоследствии повлияют на современную теорию фирмы, основанную на ресурсах.
RBV - это междисциплинарный подход, который представляет собой существенный сдвиг в мышлении. Ресурсный подход является междисциплинарным в том смысле, что он был разработан в рамках таких дисциплин, как экономика, этика, право, менеджмент, маркетинг, управление цепочкой поставок и бизнес в целом.
RBV фокусирует внимание на внутренних ресурсах организации как на средстве организации процессов и получения конкурентного преимущества. Барни заявил, что для того, чтобы ресурсы имели потенциал в качестве источников устойчивого конкурентного преимущества, они должны быть ценными, редкими, несовершенными и не поддающимися замене (теперь широко известные как критерии VRIN). Взгляд, основанный на ресурсах, предполагает, что организации должны развивать уникальные, специфичные для фирмы, ключевые компетенции, которые позволят им превзойти конкурентов, действуя по-другому.
Несмотря на то, что в литературе представлено много разных идей вокруг концепции перспективы преимущества ресурсов, в ее основе общая тема состоит в том, что ресурсы фирмы являются финансовыми, юридическими, человеческими, организационными, информационными и связанными; ресурсы неоднородны и несовершенно мобильны, и ключевая задача руководства состоит в том, чтобы понять и организовать ресурсы для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества. Ключевые теоретики, которые внесли свой вклад в развитие связной литературы, включают Джей Б. Барни, Джордж С. Дэй, Гэри Хэмел, Шелби Д. Хант, Дж. Хули и К. К. Прахалад.
Достижение устойчивого конкурентного преимущества лежит в основе большей части литературы по стратегическому менеджменту и стратегическому маркетингу. Ресурсный подход предлагает стратегам возможность оценить потенциальные факторы, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества. Ключевой вывод, вытекающий из подхода, основанного на ресурсах, заключается в том, что не все ресурсы одинаково важны и не обладают потенциалом стать источником устойчивого конкурентного преимущества. Устойчивость любого конкурентного преимущества зависит от того, в какой степени ресурсы можно имитировать или заменять. Барни и другие отмечают, что понимание причинно-следственной связи между источниками преимущества и успешными стратегиями может быть очень трудным на практике. Таким образом, необходимо приложить немало управленческих усилий для выявления, понимания и классификации основных компетенций. Кроме того, руководство должно инвестировать в организационное обучение, чтобы развивать, развивать и поддерживать ключевые ресурсы и компетенции.
С точки зрения ресурсов стратеги выбирают стратегию или конкурентную позицию, которая наилучшим образом использует внутренние ресурсы и возможности по сравнению с внешними возможностями. Учитывая, что стратегические ресурсы представляют собой сложную сеть взаимосвязанных активов и возможностей, организации могут занять множество возможных конкурентных позиций. Хотя ученые спорят о точных категориях используемых конкурентных позиций, в литературе есть общее согласие, что взгляд, основанный на ресурсах, гораздо более гибок, чем предписывающий подход Портера к формулированию стратегии.
Ключевые управленческие задачи:
Учитывая центральную роль ресурсов в обеспечении конкурентного преимущества, в литературе по менеджменту и маркетингу тщательно определяются и классифицируются ресурсы и возможности.
Барни определяет ресурсы фирмы как «все активы, возможности, организационные процессы, атрибуты фирмы, информацию, знания и т. Д., Контролируемые фирмой, которые позволяют фирме разрабатывать и реализовывать стратегии, повышающие ее эффективность и результативность».
Возможности - это «особый тип ресурса, в частности, организационно встроенный непередаваемый, специфический для фирмы ресурс, целью которого является повышение производительности других ресурсов, которыми обладает фирма».
Барни определил конкурентное преимущество как «когда [фирма] способна реализовать стратегию создания стоимости, которая одновременно не реализуется никакими текущими или потенциальными конкурентами».
Ресурсы фирмы могут быть материальными или нематериальными.
Они особенно ценны с точки зрения ресурсов, поскольку дают компаниям преимущества в использовании ресурсов. Например, патенты не позволяют другим фирмам использовать свои ресурсы таким же образом, и бренд может быть единственным, что отличает продукт от продукта конкурента.
Ресурсы и возможности также могут быть внутриорганизационными или межорганизационными:
В то время как исследователи RBV традиционно сосредотачивались на внутриорганизационных ресурсах и возможностях, недавние исследования указывают на важность межорганизационных процедур. Процедуры между организациями и способность управлять межорганизационными отношениями могут улучшить производительность. Такие возможности сотрудничества, в частности, поддерживаются возможностями разработки контрактов. Эффективное использование контрактов в управлении межорганизационными отношениями может облегчить передачу информации, улучшить организационное обучение и помочь в развитии капитала отношений.
Ресурсы делятся на два важных допущения:
Говорят, что фирмы, владеющие ресурсом или сочетанием ресурсов, которые редки среди конкурентов, имеют сравнительное преимущество. Это сравнительное преимущество позволяет фирмам производить маркетинговые предложения, которые либо (а) воспринимаются как имеющие более высокую ценность, либо (б) могут быть произведены с меньшими затратами. Следовательно, сравнительное преимущество в ресурсах может привести к конкурентному преимуществу на рынке.
С точки зрения ресурсов стратеги выбирают стратегию или конкурентную позицию, которая наилучшим образом использует внутренние ресурсы и возможности по сравнению с внешними возможностями. Учитывая, что стратегические ресурсы представляют собой сложную сеть взаимосвязанных активов и возможностей, организации могут занять множество возможных конкурентных позиций. Хотя ученые спорят о точных категориях используемых конкурентных позиций, в литературе есть общее согласие, что взгляд, основанный на ресурсах, гораздо более гибок, чем предписывающий подход Портера к формулированию стратегии. Hooley et al. предлагаем следующую классификацию конкурентных позиций:
В дополнение к представлениям, основанным на ресурсах, представления, основанные на ценностях, предоставляют дополнительный способ создания организационных управленческих связей между сотрудниками компании на основе их основных ценностей и убеждений.
Шаги к взгляду на стратегию, основанную на ценностях:
Основная причина этих альтернативных шагов для просмотра стратегии состоит в том, чтобы предоставить метод, который концентрируется на ценностях практики управления, а не просто на стратегии, основанной на ресурсах.
Широко цитируется ряд критических замечаний по поводу RBV:
Другие критические замечания включают: