Отчет Комиссии по расследованию прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике | |
---|---|
Комиссары Марзуки Дарусман, Соня Бисерко и Майкл Кирби (слева в центре) представляют свой отчет в Организации Объединенных Наций в 2014 году. | |
Представлено | 7 февраля 2014 г. (общее распространение) |
Место нахождения | Женева, Швейцария, Совет ООН по правам человека ; Также доступно онлайн |
Авторы) | Майкл Дональд Кирби (председатель, Австралия), Соня Бисерко (Сербия), Марзуки Дарусман ( Специальный докладчик, Индонезия) |
Цель | Расследовать серьезные, систематические и широко распространенные нарушения прав человека в Северной Корее. |
Часть серии по |
Права человека в Северной Корее |
---|
Нарушения прав человека |
Политические тюрьмы (Кванлисо) |
Лагеря перевоспитания (Kyohwaso) |
Похищения и военнопленные |
Международные реакции |
|
Часть серии по |
Северная Корея и ООН |
---|
Северная Корея и ООН |
Ядерное распространение |
Корейская война |
|
Доклад Комиссии по расследованию по правам человека в Корейской Народно-Демократической Республики является документом, веха в результате исследований по правам человека в Северной Корее по заказу Совета по правам человека Организации Объединенных Наций в 2013 году и заключенных в 2014 году.
В отчете недвусмысленно сделан вывод о том, что правительство Северной Кореи систематически нарушало права человека, включая свободу мысли, выражения мнений и религии ; свобода от дискриминации ; свобода передвижения и проживания; и право на питание.
Комиссия также установила, что Северная Корея совершила преступления против человечности и явно не выполнила свои обязательства по защите. Эти преступления влекут за собой «истребление, убийство, порабощение, пытки, тюремное заключение, изнасилование, принудительные аборты и другое сексуальное насилие, преследование по политическим, религиозным, расовым и гендерным мотивам, насильственное перемещение населения, насильственное исчезновение людей и бесчеловечные акты совершения преступлений». умышленное причинение длительного голодания ».
Основываясь на выводах отчета, Генеральная Ассамблея ООН в 2014 году приняла резолюцию 69/188, осуждающую нарушения прав человека и призывающую Совет Безопасности ООН передать ситуацию в Международный уголовный суд (МУС). В том же году Совет Безопасности впервые собрался для рассмотрения прав человека в Северной Корее, но резолюция не была принята.
С растущим количеством свидетельств нарушений прав человека в Северной Корее, документально подтвержденных неправительственными организациями и правительствами в течение предшествующих трех десятилетий, с 2003 года Генеральная Ассамблея ООН и Совет ООН по правам человека (СПЧ) неоднократно принимали резолюции, выражающие свою озабоченность нарушениями прав человека в Северная Корея.
Комиссия ООН по правам человека (предшественница СПЧ) учредила мандат Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Северной Корее в 2004 году, ежегодно публикуя отчеты. Северная Корея не сотрудничала с этим мандатом. Кроме того, в 2009 году правительство Северной Кореи было первым государством, которое не приняло ни одну из 167 рекомендаций, полученных в результате принятия его первого Универсального периодического обзора (обзора прав человека, проведенного КПЧ для всех членов ООН). И Специальный докладчик, и комиссар ООН по правам человека осудили серьезные нарушения, причем последний заявил, что ситуация в КНДР «самая худшая во всем мире».
Прежде чем КПЧ создал комиссию по расследованию, Совет Безопасности единогласно одобрил резолюцию 2094, усиливающую санкции против режима Северной Кореи в отместку за проведение третьего ядерного испытания месяцем ранее.
Специальные докладчики, работающие с одним единственным помощником, указали в своих ежегодных докладах «необходимость создания механизма расследования с адекватными ресурсами», который «мог бы составить более полную картину, количественно оценить и квалифицировать нарушения с точки зрения международного права. возложить ответственность на конкретных участников или исполнителей этих нарушений и предложить эффективные международные действия ».
Эту потребность поддержали в 2012 году 179 перебежчиков из Северной Кореи, которые написали министрам иностранных дел многих стран, призывая их создать комиссию по расследованию. Более 40 правозащитных организаций (под лозунгом Международной коалиции за прекращение преступлений против человечности в Северной Корее ) и законодатели по всему миру поддержали эту идею. Намерение состояло в том, чтобы привлечь внимание международного сообщества к ядерной программе Северной Кореи к правам человека.
21 марта 2013 года Совет ООН по правам человека, состоящий из 47 стран, учредил Комиссию по расследованию (COI) по правам человека в КНДР резолюцией 22/13. Ни один член СПЧ не требовал, чтобы решение было вынесено на голосование, так что это был первый раз, когда решение о создании комиссии было принято без какого-либо возражения. Спонсорами резолюции выступили Европейский Союз и Япония и поддержали Соединенные Штаты. Поскольку в то время в Совете не голосовали ни Китай, ни Россия, у Северной Кореи не было союзника, готового выступить против расследования.
В состав ИСП входили три неоплачиваемых эксперта: Майкл Кирби (председатель; Австралия), Марзуки Дарусман (нынешний Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в КНДР; Индонезия) и Соня Бисерко (Сербия). Группу поддерживал секретариат из девяти должностных лиц по правам человека, предоставленный Верховным комиссаром по правам человека.
Мандат Комиссии заключался в расследовании «систематических, широко распространенных и серьезных нарушений прав человека в КНДР», включая, в частности, нарушения в девяти конкретных основных областях: 1) право на питание; 2) лагеря для военнопленных; 3) пытки и бесчеловечное обращение; 4) произвольный арест и задержание ; 5) дискриминация в отношении основных прав и свобод человека; 6) свобода слова; 7) право на жизнь; 8) свобода индивидуального передвижения; 9) насильственные исчезновения и похищения граждан других государств.
В мандате указано, что расследование должно преследовать три взаимосвязанные цели: углубленное расследование нарушений прав человека; документировать показания свидетелей; и обеспечить ответственность, особенно за преступления против человечности.
Комиссары Марзуки Дарусман, Соня Бисерко и Майкл Дональд Кирби (председатель) представляют свой отчет Совету ООН по правам человека.Отчет комиссии был обнародован 7 февраля 2014 года. Он был охарактеризован как наиболее авторитетная оценка прав человека в Северной Корее и призван сместить международное внимание к Северной Корее с ядерных вопросов на права человека.
Комиссия пришла к выводу, что правительство Северной Кореи совершает «невыразимые зверства» против собственного народа в огромных масштабах и совершает «широко распространенные, систематические и грубые» нарушения прав человека, которые равносильны преступлениям против человечности. Председатель комиссии назвал эти зверства «поразительно похожими» на преступления, совершенные нацистской Германией во Второй мировой войне. Преступления включали казнь, порабощение, голод, изнасилование и принудительные аборты.
Презентация отчета COI по Северной Корее в Совете по правам человекаОсновываясь на выводах ИСП, 26 марта 2014 года КПЧ принял резолюцию (30 за, 6 против, 11 воздержавшихся), призывающую Генеральную Ассамблею передать выводы в Совет Безопасности, а Совет Безопасности принять меры, включая передачу Международный уголовный суд (МУС).
17 апреля 2014 года члены Совета Безопасности созвали неофициальное заседание, чтобы услышать мнение группы о том, что следует делать дальше. Это было необычно быстрое собрание, первое, на котором обсуждались вопросы прав человека в Северной Корее. Китай и Россия не присутствовали.
18 декабря 2014 года Генеральная Ассамблея приняла несколько резолюций (включая 69/188; 116 за, 20 против, 53 воздержавшихся), осуждающих нарушения прав человека в стране и призывающих Совет Безопасности передать отчет в МУС.
22 декабря 2014 года Совет Безопасности провел заседание для оценки отчета комиссии, первое официальное заседание по обсуждению прав человека в КНДР. Китай возразил против встречи, что привело к необычному процедурному голосованию, первому за восемь лет, по вопросу о том, следует ли проводить встречу. Только Россия согласилась с Китаем. Несмотря на эти возражения, собрание было проведено, поскольку процедурное голосование не позволяет наложить вето. Однако Китай сможет использовать свое право вето, чтобы заблокировать решение о передаче отчета в МУС, что делает маловероятным принятие такого решения.
В декабре 2015 года США добавили «нарушения прав человека в Северной Корее» в постоянную повестку дня СБ ООН, сделав эту тему постоянным предметом обсуждения с этого момента. Китай снова выразил протест (наряду с Анголой, Россией и Венесуэлой) против этого предложения, заявив, что права человека не являются темой для обсуждения в СБ ООН, призвал к процедурному голосованию, но проиграл его.
Также в декабре 2015 года Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн призвал СБ ООН передать КНДР в МУС.
В 2017 году Совет ООН по правам человека принял резолюцию, разрешающую использование экспертов по уголовному правосудию для разработки правовых стратегий для возможного судебного преследования нарушений со стороны Северной Кореи. Он также санкционировал создание центрального хранилища доказательств, которые будут использоваться при таком судебном преследовании. Фактическое судебное преследование остается неопределенным.
Обзор: КНДР стремится к абсолютному «промыванию мозгов» своему населению. Он подвергается тщательной идеологической обработке на протяжении всей жизни; осуществляет полный контроль над потоком внутренней и внешней информации; предотвращает любые социальные или идеологические вызовы, запрещая любые другие идеологии, религии или независимые организации гражданского общества; и усиливает свою монополию мысли суровыми наказаниями, включая пытки и смерть.
Обзор: место жительства, род занятий, суровость уголовного наказания и доступ к пище, жилью, здравоохранению и образованию зависели от системы наследуемого социального класса, закрепленной государством ( сонбун). Эта система сдувается с рыночной экономикой 1990-х годов после голода; в государственной системе занятости женщины зарабатывают больше благодаря предпринимательству, чем мужчины. Женщины страдают от повсеместного взяточничества, сексуальных посягательств и гендерного насилия по мере того, как контролируемое мужчинами государство становится коррумпированным, бедным и недовольным.
Обзор: Государство навязывает гражданам, где они должны жить и работать в соответствии с их социальным классом ( сонгбун), ограничивает их внутреннее передвижение и в целом запрещает поездки за границу. Китай часто принудительно репатриирует северокорейских беженцев, которые по возвращении будут подвергаться суровым наказаниям, особенно если они были в контакте с другими идеологиями.
Обзор: Государство обладает монополией на распределение продуктов питания. Он уделяет приоритетное внимание кормлению тех, кто, по мнению властей, имеет решающее значение для поддержания режима, а не тех, кого считают расходным материалом. Помимо дефицита, неподконтрольного государству, решения, действия и бездействие государства привели к гибели по меньшей мере сотен тысяч людей во время голода 1990-х годов. Те, кто выжил, получили необратимые физические и психологические травмы, превратившись в низкорослое поколение.
Карта продовольственной уязвимости и отсутствия безопасности в КНДР, 2008 г., включена в отчет по ИСПОбзор: Государство установило высокоцентрализованную политику крайнего преследования политических преступлений, внушая страх для сохранения статус-кво. Пытки используются для принуждения к признанию. Задержанных лишают свободы без справедливого судебного разбирательства. Семьи сокамерников политзаключенного больше никогда не узнают о судьбе задержанного родственника. В лагерях для заключенных происходят зверства, в том числе умышленный голод, принудительный труд, казни, пытки и изнасилования. Сотни тысяч человек погибли в этих лагерях в результате сознательной и систематической политики государства. В настоящее время насчитывается от 80 000 до 120 000 политических заключенных.
Иллюстрации сделаны беглецом и опубликованы в отчете. Автор объясняет, как работает так называемая «голубиная пытка». [Y] наши руки скованы наручниками за вашей спиной. А потом вас вешают, чтобы вы не могли ни стоять, ни сидеть. (...) ты не можешь стоять, ты не можешь спать. Если вас так вешают три дня, четыре дня, вы мочитесь, испражняетесь, вы полностью обезвожены. … [Пытка голубем] была самой мучительной из всех пыток… [она] была настолько болезненной, что я почувствовал, что лучше умереть.Обзор: С 1950 года КНДР занимается систематическими похищениями, отказом в репатриации и последующим насильственным исчезновением потенциально более 200 000 человек из других стран. Большинство из них проживает в самых суровых условиях жизни в стране. К насильственным похищениям относятся мирные жители Южной Кореи, которые использовались в качестве рабочих во время и после Корейской войны, за которыми на протяжении десятилетий следовали выборочные продолжающиеся похищения японцев, корейцев и других иностранных граждан для обучения агентов шпионов. Государство также удерживает силой военнопленных из Республики Корея и этнических корейцев из Японии, которые добровольно мигрировали в КНДР.
В подробном отчете есть штамп, который включает в себя секретное сообщение от репатрианта из Японии в Северную Корею, предупреждающего других членов семьи, все еще находящихся в Японии, воздержаться от переезда в Северную Корею. Автор написал: «Мы не можем покинуть село. Старший брат не пришел. Мама говорит, что хочет тебя видеть. Скажи и нашей сестре в Тояме, чтобы она не приезжала. То, что сказал отец Бунто, верно ». Сигео Иидзука, председатель Ассоциации семей жертв похищения Северной Кореей, дает свидетельские показания в ООН.В докладе говорится, что преступления против человечности в Северной Корее «не имеют аналогов в современном мире» и возникают непосредственно из «политики, установленной на самом высоком государственном уровне».
Эти преступления против человечности влекут за собой истребление, убийство, порабощение, пытки, тюремное заключение, изнасилование, принудительные аборты и другое сексуальное насилие, преследование по политическим, религиозным, расовым и гендерным мотивам, насильственное перемещение населения, насильственное исчезновение людей и бесчеловечные акты умышленного причинения длительного голодания. Комиссия также установила, что преступления против человечности продолжаются в КНДР, потому что политика, институты и модели безнаказанности, лежащие в их основе, остаются в силе.
Доклад комиссии по расследованию прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике, пункт 76.
Этот доклад был первым докладом Организации Объединенных Наций, в котором было установлено, что преступления против человечности были совершены в КНДР. Говоря об этих преступлениях, председатель ИСП заявил: «В отличие от прежних тоталитарных государств и репрессивного поведения, мир теперь не может сетовать,« если бы мы только знали... »Теперь мир знает. И вопрос в том, мир отреагирует эффективно и примет необходимые меры ".
Согласно выводам Комиссии, сотни тысяч заключенных были истреблены в лагерях для политических заключенных и других местах в течение более пяти десятилетий. На протяжении трех поколений целые группы людей, в том числе семьи с детьми, гибли в лагерях для заключенных из-за того, кем они были, а не из-за того, что они сделали лично.
Комиссия отметила, что идея уничтожения КНДР целого класса людей путем преднамеренного создания условий, ведущих к массовой гибели людей, может рассматриваться как сродни геноциду.
Однако истребление только на основании политической принадлежности не включено в современное определение геноцида по международному праву. Комиссия решила вместо этого подчеркнуть, что преступления против человечности сами по себе являются преступлениями такой серьезности, что они не только вызывают ответственность соответствующего государства, но и международного сообщества по выполнению своей обязанности по защите населения КНДР.
Запрещение преступлений против человечности является частью свода императивных норм ( jus cogens), которые связывают все международное сообщество в соответствии с обычным международным правом. Таким образом, лица, совершающие преступления против человечности в КНДР, могут быть привлечены к ответственности, хотя КНДР еще не включила преступления против человечности в свое внутреннее уголовное законодательство и не является государством-участником Римского статута Международного уголовного суда. Тот факт, что виновные в совершении этих преступлений действовали по приказу начальника, не освобождает их от уголовной ответственности.
В отчете комиссии указаны лица и учреждения, которые должны быть привлечены к ответственности, включая Верховного лидера, Департамент государственной безопасности, Министерство народной безопасности, прокуратуру и судебную систему, Корейскую народную армию, Рабочую партию Кореи и Национальную оборону. Комиссия.
COI рекомендовал международному сообществу действовать, выделяя три основных варианта:
Внешнее видео | |
---|---|
Выдержки из публичных слушаний комиссии по расследованию (23 минуты) Свидетельские показания о нарушениях прав человека, из слушаний в Сеуле, Токио, Лондоне и Вашингтоне ( UN Web TV ) |
Группа вела свои расследования в течение нескольких месяцев, полагаясь на свидетелей и потерпевших из первых рук как на основной источник информации. Восемьдесят беглецов, беженцев и похищенных дали публичные показания, а еще 240 были опрошены конфиденциально, чтобы защитить их или их семьи от мести со стороны Северной Кореи. Интервью проводились во время посещения Сеула, Токио, Бангкока, Лондона и Вашингтона, округ Колумбия, а также посредством видеоконференций и телефонных звонков. Множество других отчетов и письменных материалов, подготовленных ООН, НПО, правительствами, исследовательскими институтами и учеными, были использованы для контекста и подтверждения. Исторические официальные документы, опубликованные из стран бывшего Советского Союза (включая архивные записи из СССР), и просочившиеся записи из Китая и КНДР также послужили основой для исследования комиссии. Комиссия также использовала коммерчески доступные спутниковые снимки лагерей для заключенных, а также подпольно записанные видео и фотографии с подтвержденной подлинностью.
Комиссия заявила в своем отчете, что осведомлена о том, что большинство потерпевших и свидетелей, сотрудничающих с Комиссией, в целом отрицательно относятся к властям КНДР. Для обеспечения баланса Комиссия неоднократно предлагала КНДР предоставить информацию, но всегда отказывала. В отсутствие прямого вклада КНДР комиссия рассмотрела документацию, ранее опубликованную КНДР. В отчете также отмечается, что китайские лидеры отказались разрешить комиссии посетить приграничные провинции Китая с Северной Кореей и с самого начала выступили против расследования Комиссии. Комиссия направила письмо правительству Китая, в котором говорилось, что они «пособничают преступлениям против человечности».
Установление фактов было основано на стандарте доказанности «разумных оснований», при этом все факты независимо подтверждались по крайней мере одним другим достоверным источником информации.
Комиссия полагалась главным образом на обязательные юридические обязательства, которые страна добровольно взяла на себя как государство-участник: Международного пакта о гражданских и политических правах ; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ; Конвенция о правах ребенка ; и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комиссия также полагалась на другие нормы международного и обычного права, включая международное гуманитарное право.
После принятия резолюции 22/13 КПЧ КНДР публично заявила, что она «полностью отвергнет и проигнорирует» резолюцию, которую она считает «продуктом политической конфронтации и заговора». Сразу после создания Комиссии посол Северной Кореи в ООН Со Се Пхён осудил Комиссию как «инструмент, служащий политическим целям враждебных сил в их попытке дискредитировать имидж» Северной Кореи, отрицая при этом это любые нарушения прав человека имели место в его стране.
Комиссия подала несколько запросов с просьбой о сотрудничестве с Северной Кореей. Комиссия предложила правительству тщательно изучить ее работу, поделиться информацией и предоставить доказательства в поддержку своего утверждения о защите прав человека. Один из запросов включал отправку письма лидеру страны Ким Чен Ыну. Все запросы были отклонены или остались без ответа. Бланкетный отказ Северной Кореи также включал отказ во въезде в страну (с 2004 года Специальному докладчику также было отказано во въезде).
На протяжении всего процесса северокорейские официальные лица распускали Комиссию, описывая ее и ее результаты как «политический заговор Соединенных Штатов и враждебных сил», при этом участвующие свидетели были преступниками и «человеческими отбросами». КНДР заявила, что доказательства, приведенные комиссией, были «сфабрикованы и выдуманы», и отклонила Комиссию как «очаг конфронтации и недоверия».
Официальные лица Северной Кореи заявили, что в Северной Корее «нет лагерей для заключенных», но есть «центры содержания под стражей, где люди улучшаются с помощью своего менталитета и смотрят на свои проступки». Официальные лица также заявили, что Северная Корея является «переходным обществом», и поэтому «могут возникнуть некоторые проблемы, например, в экономической и других областях, нам может потребоваться построить больше домов и социальных объектов, чтобы обеспечить людям лучшие условия жизни.. "
Фрагмент другой новости, опубликованной Центральным информационным агентством Кореи с протестом против Комиссии по расследованию.Через несколько месяцев после публикации отчета группы Северная Корея выпустила собственный отчет о правах человека. Отчет из пяти глав был подготовлен Ассоциацией исследований в области прав человека КНДР, «чтобы обнажить ложную и реакционную природу безрассудного анти-северокорейского рэкета в области прав человека и искоренить предрассудки и недоразумения». В докладе утверждается, что северокорейцы пользуются надежными правами человека, включая свободу слова и религии, а также защиту от рабства и пыток. В отчете не упоминались тюремные лагеря, о которых подробно рассказали свидетели комиссии.
Северная Корея также опровергла обвинения в правонарушениях, опубликовав собственный анализ ситуации с правами человека в Соединенных Штатах и Южной Корее.
Вскоре после публикации отчета ИСП давление на КНДР усилилось. Генеральная Ассамблея ООН рассматривала возможность принятия резолюции, которая грозила привлечь руководство КНДР к международному трибуналу. Кроме того, несколько правительств пересмотрели свои отношения со страной с учетом выводов отчета и сократили объемы поставок помощи.
Это давление в середине и конце 2014 года заставило Северную Корею изменить свою позицию, и ее министр иностранных дел впервые за 15 лет отправился на Генеральную ассамблею. Там он заявил о готовности КНДР вести «диалог по правам человека со странами, не враждебными ей». Также после публикации отчета ИСП в мае 2014 года, накануне второго отчета Универсального периодического обзора по правам человека в Северной Корее, КНДР опубликовала (на три года позже установленного ООН крайнего срока) подробный ответ на первый цикл 167. рекомендации. Правительство изменило свою прежнюю позицию, полностью отвергнув внешнюю критику своих прав человека, приняв большую часть рекомендаций и заявив, что они выполняются. Вскоре после этого, во время второго цикла УПО, было вынесено 268 рекомендаций по продвижению прав человека в КНДР. КНДР снова приняла некоторые из них. Однако в обоих случаях он исключил из рассмотрения или исправления наиболее серьезные нарушения, в том числе те, которые, по мнению ИСП, перешли «высокий порог преступлений против человечности».
Несмотря на заявления КНДР об успехах, в июне 2014 года Специальный докладчик Дарусман отметил, что никакие рекомендации не выполняются.
После того, как Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2014 года передала выводы Комиссии в Совет Безопасности, Пхеньян отказался от дальнейшего сотрудничества с правозащитными механизмами ООН.
Совет ООН по правам человека продлил мандат Специального докладчика в 2014 году. Голосование позволило Дарусману продолжить с того места, на котором Комиссия остановилась за месяц до этого. Он также призвал Управление Верховного комиссара по правам человека создать «полевое присутствие» в стране, назначив постоянных сотрудников для наблюдения за развитием ситуации в области прав человека. Офис был открыт 23 июня 2015 года. КНДР отреагировала решительным протестом против создания такого офиса и пригрозила сотрудникам ООН «безжалостно наказать».
В январе 2015 года Син Дон Хёк, громкий и выдающийся перебежчик, отказался от ключевых моментов своей жизни, которые сделали его самым известным символом пыток и других нарушений прав со стороны Северной Кореи. Его опровержение произошло на фоне растущего давления со стороны других сбежавших из Северной Кореи людей и южнокорейских СМИ с целью прояснить подозрения относительно его прошлого. ООН и правозащитники утверждали, что отчет остается убедительным даже без отчета Шина, поскольку отчет основан на интервью с сотнями других перебежчиков и экспертов по правам человека в Северной Корее. Перед отречением Шина, в 2013 году, The New York Times отметила, что рассказы Шина были «драматичными, но не особенно новыми; на протяжении многих лет перебежчики из Северной Кореи, в том числе горстка выживших из ее тюремных лагерей, таких как г-н Шин, рассказывали похожие истории ".
В 2016 году британский ученый Хейзел Смит охарактеризовала описание продолжающегося голода в Северной Корее в отчете как «ошибочное». Она заявила, что ситуация значительно улучшилась с 1990-х годов и далеко не уникальна во всем мире.
Отчет комиссии
COI выпустил две версии отчета: краткую из 36 страниц и подробную из 372 страниц.
Связанные резолюции
Заседания Совета Безопасности
Организация Объединенных Наций выпускала и продолжает выпускать другие (менее подробные) периодические отчеты о ситуации с правами человека в КНДР. Ниже перечислены отчеты, которые предшествовали отчету Комиссии или были одновременно с ним. К ним относятся Универсальный периодический обзор (каждые 3 или 4 года) и ежегодные доклады Специального докладчика, которые подробно выпускаются Совету по правам человека, а в более сжатой форме - Генеральной Ассамблее:
Универсальный периодический обзор, доклады Совета по правам человека