Покаяние в иудаизме тшува"Возвращение" |
---|
Покаяние, искупление и более высокое восхождение в иудаизме |
В еврейской Библии |
Алтари Храм Корбан в Иерусалиме Пророчество в Храме |
Аспекты |
Исповедь Искупление Божьей любовью Благоговение перед Богом Мистический подход Этический подход Медитация Услуги Изучение Торы Цдака Заповеди |
В еврейском календаре |
Месяц Элул Селихот Рош ха-Шана Шофар Ташлих Десять дней покаяния Каппарот Микве Йом Кипур Суккот Симхат Тора Таанит Пасха Тиша бе-Ав Омер Шавуот |
В современном иудаизме |
Движение Баал-тшува Еврейское обновление Движение Мусар |
|
Покаяние ( иврит : תשובה, буквально, «возвращение», выраженный тшув или тшув) является одним из элементов искупительных для греха в иудаизме. Иудаизм признает, что каждый грешит иногда, но что люди могут остановить или минимизировать такие случаи в будущем, раскаявшись в прошлых проступках. Таким образом, основная цель покаяния в иудаизме - этическое самопреобразование.
Кающийся иудей традиционно известен как баал тшува ( букв., «Мастер покаяния» или «хозяин возвращения») (на иврите : בעל תשובה ; для женщины: בעלת תשובה, баалат тшува ; множественное число: בעלי תשובה, баалей тешува). Альтернативный современный термин - хозер бетешува ( חוזר בתשובה) ( букв., «Возвращающийся с покаянием»). «На месте, где стоит баалей тшува », согласно Галахе, «не устоят даже полноправные праведники».
Согласно Талмуду, Бог сотворил покаяние до того, как сотворил физическую вселенную, сделав его одним из первых созданных. ( Недарим 39б).
Каяться надо немедленно. В Талмуде ( Шаббат 153а) рассказывается притча о том, что рабби Элиэзер учил своих учеников: «Покайтесь за день до своей смерти». Ученики вежливо спросили, можно ли узнать день своей смерти, на что раввин Элиэзер ответил: «Поэтому тем больше причин для покаяния сегодня, чтобы не умереть завтра». Из-за того, что иудаизм понимает ежегодный процесс Божественного суда, евреи верят, что Бог особенно открыт для покаяния в период с начала месяца эллул до сезона высоких праздников, то есть Рош а-Шана (Судный день), Асерет Имей Тшува (Десять дней покаяния), Йом Кипур (День искупления) и, согласно Каббале, Хошана Раба. Еще одно хорошее время для покаяния - конец жизни.
Многочисленные руководства по процессу покаяния можно найти в раввинской литературе. См особенно Маймонида " Правила Покаяние в Мишне Тора.
Согласно Вратам покаяния, стандартному труду по еврейской этике, написанному Раббену Йонахом из Героны, грешник раскаивается:
Второй из «Принципов покаяния» Раббену Йоны - «оставление греха» (на иврите : עזיבת – החטא, азиват-хачет). После сожаления о грехе (первый принцип Раббену Йоны) кающийся должен принять решение никогда не повторять грех. Однако иудаизм признает, что процесс покаяния варьируется от кающегося к кающемуся и от греха к греху. Например, непривычный грешник часто чувствует укус греха острее, чем обычный грешник. Следовательно, грешнику, не имеющему привычки, будет легче покаяться, потому что он или она с меньшей вероятностью будут повторять греховное поведение.
С обычным грешником дело обстоит сложнее. Если обычный грешник вообще сожалеет о своем грехе, одно это сожаление явно не приведет к изменению поведения. В таком случае раввин Носсон Шерман рекомендует разработать «личную систему вознаграждения и наказания» и избегать обстоятельств, которые могут вызвать искушение к соответствующему греху. Рабби Иуда учил: «Кто кающийся, чье покаяние восходит до Престола Славы? Тот, кто подвергается испытанию и выходит невиновным» ( Йома 86б). Маймонид истолковал это утверждение как означающее, что признаком истинного раскаяния является тот, кто совершает грех и позже получает возможность совершить точно такой же грех, но при этом предпочитает не делать этого («Законы покаяния» 2: 1).
Когда Храм в Иерусалиме был действующим, от еврея требовалось приносить различные жертвы за определенные виды грехов и выполнять версию ритуала исповеди видуй как часть ритуала жертвоприношения. Тем не менее, даже когда Святой Храм все еще стоял, простой акт принесения жертвы никогда не заставлял Бога автоматически прощать кому-то его грехи. Танах (еврейская Библия) учит:
Во многих местах раввинистическая литература подчеркивает, что совершение благотворительных дел, молитва и изучение Торы более похвально, чем жертвоприношение животных, и что первое может заменить жертвоприношение животных, когда Храм не действует: