Замечания о цвете (немецкий : Bemerkungen über die Farben) была одной из последних работ Людвига Витгенштейна, написанной в Оксфорде в 1950 году, за год до его смерти.
Вера в то, что философские загадки, связанные с цветом, могут быть решены только путем внимания к в языковых играх, Витгенштейн рассматривает предложения Гете в Теории цвета и наблюдения Филиппа Отто Рунге в попытке прояснить использование языка о цвете. Он также рассматривает многочисленные примеры того, с чем мы не можем не согласиться и сказать о цветах, например, что зеленый - это не смесь синего и желтого. Здесь, кажется, каким-то образом присутствует элемент феноменологии. Однако
Витгенштейна интересовал тот факт, что некоторые суждения о цвете, по-видимому, не являются ни эмпирическими, ни, точнее, априорными, а являются чем-то средним, создавая впечатление некой феноменологии, такой как у Гете. Однако Витгенштейн придерживался мнения, что «феноменологии действительно не существует, но существуют феноменологические проблемы». Он был доволен тем, что рассматривал наблюдения Гете как своего рода логику или геометрию. Витгенштейн взял некоторые из своих примеров из письма Рунге, включенного в конец "Farbenlehre", например «Белый - самый светлый цвет», «Не может быть прозрачного белого», «Не может быть красновато-зеленого» и так далее. Логический статус этих положений в исследовании Витгенштейна, включая их связь с физикой, подробно обсуждался в книге Джонатана Вестфала «Цвет: философское введение» (1991).
Хотя «Замечания о цвете» считаются трудными из-за их фрагментации, его последняя работа, О достоверности ( Немецкий: Über Gewissheit) считается его наиболее рассудительным. Одно из решений этой проблемы состоит в том, что «Замечания о цвете» на самом деле не фрагментарны по своей природе, а являются устойчивым и опознаваемым аргументом против вводящего в заблуждение представления о том, что цвета являются особенностями мест в поле зрения.