Религия в Судане

редактировать

Религия в Судане - прогноз на 2020 год. от Исследовательского центра Pew

Ислам (90,7%) Христианство (5,4%) Традиционное африканское (2,8%) Неаффилированное (1,0%) Другие религии (0,1%)

Религия играет важную роль в Судане, где от 90 до 97% населения страны придерживаются ислама. Подавляющее большинство мусульман в Судане - сунниты, принадлежащие к малики школе исламского права. По данным Pew Research Center, ислам является преобладающей религией в Судане у 90,7% населения, в то время как христианство составляет 5,4% населения. В сентябре 2020 года Судан по конституции стал светским государством после того, как переходное правительство Судана согласилось отделить религию от государства, положив конец 30-летнему исламскому правлению и исламу как официальной государственной религии в североафриканской стране. Он также отменил закон о вероотступничестве и публичную порку.

Содержание

  • 1 Ислам
    • 1.1 Пять столпов
    • 1.2 Ислам в суданском законодательстве
    • 1.3 Другие влияния
    • 1.4 Движения и религиозные порядки
  • 2 Христианство
    • 2.1 Римский католицизм
  • 3 Коренные религии
  • 4 Безбожие
  • 5 Религиозная свобода
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Ислам

в основном Судан цветной голубой (Малики сунниты)

До 2010 года в стране было 80% мусульман; по состоянию на 2018 год доля выросла до 85%. Большинство суданских мусульман являются приверженцами суннитской ветви ислама, подавляющее большинство придерживается маликских обрядов, хотя шафи и Присутствуют также ханафитские обряды.

Шиизм и связанная с ним махдистская идеология в последнее время стали популярны в Судане. Например, все большее число шиитов появилось в Хартуме и близлежащих деревнях.

Суфизм и шиитский ислам поддерживают родословную пророка Мухаммада, Ахль аль-Байт. Некоторые шииты предпочитают исповедовать свою веру под эгидой суфизма ради безопасности, поскольку суфизм, как правило, менее противоречив в социальном и политическом плане в Судане, чем шиитский ислам. Однако салафиты и джихадисты совершили кровавые нападения на представителей суфийских, шиитских и других сект, которые они считают еретическими.

Суннитский ислам в Судане. однако не отмечен единообразием веры и практики. Некоторые мусульмане выступали против аспектов суннитской ортодоксии, и обряды, имеющие неисламское происхождение, были широко распространены, принимались как неотъемлемая часть ислама или иногда признавались как отдельные. Подавляющее большинство мусульман Судана придерживаются суфизма или находятся под его сильным влиянием, что делает Судан одной из самых терпимых стран с мусульманским большинством в мире.

Пять столпов

Омдурман Главная мечеть в 1936 году

Суннитский ислам требует от верующих пяти основных обязательств, которые составляют Пять столпов ислама. Первый столп, шахада или исповедание веры, - это утверждение: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - Его посланник». Это первый шаг к тому, чтобы стать мусульманином. Вторая обязанность - молиться в пять определенных часов дня. Третий предписывает раздачу милостыни. Четвертый требует поста в светлое время суток месяца Рамадан. Пятый требует паломничества в Мекку для тех, кто способен его совершить, для участия в особых обрядах, которые происходят в течение двенадцатого месяца лунного календаря. Большинство суданских мусульман рождены в вере и отвечают первому требованию. Соответствие второму требованию более вариативно. Многим мужчинам в городах и крупных городах удается молиться пять раз в день: на рассвете, в полдень, в полдень, на закате и вечером. Состоятельные люди мало работают во время Рамадана, а многие предприятия закрываются или работают по сокращенному графику. В начале 1990-х годов его соблюдение было широко распространено, особенно в городских районах и среди оседлых суданских мусульман.

A минарет в Порт-Судан

паломничество в Мекку обходится суданцам менее дорого и труднее, чем для многих мусульман. Тем не менее, это требует времени (или денег, если путешествие осуществляется по воздуху), и рядовой суданский мусульманин, как правило, испытывает трудности с выполнением этой задачи, редко предпринимая ее до достижения среднего возраста. Некоторые присоединились к паломническим обществам, члены которых ежемесячно платят небольшую сумму и выбирают одно из своего числа, когда накопится достаточно средств, чтобы отправить кого-нибудь в паломничество. Вернувшийся паломник имеет право использовать почетный титул хадж или хаджих для женщины.

Другая обычно наблюдаемая церемония - это великий праздник Ид аль-Адха (также известный как Ид аль-Кабир), представляющий жертву, принесенную в последние дни паломничества. Центральным событием дня является забой овцы, которую раздают бедным, родственникам, соседям и друзьям, а также ближайшим родственникам.

Ислам устанавливает стандарты поведения, поощряющие щедрость, справедливость и честность по отношению к другим мусульманам. Суданские арабы, особенно богатые, ожидают от своих единоверцев великодушия.

Ислам в суданском законодательстве

В соответствии с исламским законом большинство суданских мусульман не употребляют свинину. Соблюдение запретов на азартные игры и алкоголь распространено реже. Ростовщичество также запрещено исламским законом, но исламские банки разработали другие способы сделать деньги доступными для населения.

В Судане (до 1983 года) в целом преобладали современные уголовные и гражданские, в том числе коммерческие, законы. На севере, однако, ожидалось, что шариат будет регулировать то, что обычно называется семейным и личным правом, то есть такие вопросы, как брак, развод и наследование. В городах и некоторых оседлых общинах шариат был принят, но в других оседлых общинах и среди кочевников, вероятно, преобладали местные обычаи - особенно в отношении наследования.

В сентябре 1983 года Нимейри ввел шариат по всей стране, отменив гражданский и уголовный кодексы, по которым страна управлялась в двадцатом веке. Традиционные исламские наказания применялись за кражу, супружескую измену, убийство и другие преступления. Рвение, с которым выполнялись эти наказания, способствовало падению Нимейри. Права меньшинств строго ограничены шариатом.

В июле 2020 года был отменен ряд этих законов, в том числе тот, который предусматривал смертный приговор за вероотступничество, отказ мусульманина от ислама.

Другие влияния

Ислам является монотеистической религией и настаивает на том, что между человеком и Богом не может быть заступников. Тем не менее, суданский ислам включает веру в духов как в источники болезней или других недугов и в магические способы борьбы с ними. имам мечети - молитвенник и проповедник проповедей. Он также может быть учителем и в небольших сообществах совмещает обе функции. В последней роли его называют факих (мн. Фукаха), хотя факих не обязательно должен быть имамом. В дополнение к обучению в местной коранической школе (халва), факих должен писать тексты (из Корана) или магические стихи, которые будут использоваться в качестве амулетов и лекарств. Его благословение можно попросить при рождении, свадьбе, смерти и других важных случаях, и он может участвовать в совершенно неисламских обрядах сбора урожая в некоторых отдаленных местах. Все эти функции и возможности делают факих наиболее важной фигурой в популярном исламе. Но он не священник. Его религиозный авторитет основан на его предполагаемом знании Корана, шариата и методов борьбы с оккультными угрозами здоровью и благополучию. Представление о том, что слова Корана защитят от действий злых духов или сглаза, глубоко укоренилось в популярном исламе, а амулеты, приготовленные с помощью факиха, предназначены для чтобы защитить своих владельцев от этих опасностей.

В Судане, как и в большей части африканского ислама, культ святого имеет большое значение, хотя некоторые мусульмане отвергли бы его. Развитие культа тесно связано с наличием религиозных орденов; многие, кто стал считаться святыми после их смерти, были основателями или лидерами религиозных орденов, которые, как считалось, при жизни имели барака, состояние блаженства, подразумевающее пребывающую в себе духовную силу, присущую религиозному служению. Барака усиливается после смерти, когда умерший становится вали (буквально другом Бога, но в этом контексте переводится как святой). Гробница и другие места, связанные со святым существом, становятся локусом бараки человека, и в некоторых представлениях он или она становится духом-хранителем этой местности. Заступничества вали ищут во многих случаях, особенно те, кто ищет исцеления, или бесплодные женщины, желающие иметь детей. Ежегодный святой день святого - это праздник местного праздника, который может привлечь большое количество людей.

Более образованные мусульмане в Судане могут участвовать в молитве у могилы святого, но утверждают, что молитва адресована только Богу. Многие другие, однако, видят святого не просто заступником и представителем Бога, но также как почти автономный источник благословения и силы, тем самым приближаясь к «популярному» в отличие от ортодоксального ислама.

Движения и религиозные ордена

Ислам оказал самое глубокое и продолжительное влияние в Судане благодаря деятельности исламских религиозных братств или орденов. Эти порядки возникли на Ближнем Востоке в XII веке в связи с развитием суфизма, реакции, основанной на мистицизме, на строго законническую ориентацию мейнстрима ислама. Эти приказы впервые пришли в Судан в шестнадцатом веке и приобрели значительный характер в восемнадцатом. Суфизм ищет своих приверженцев более тесных личных отношений с Богом через особые духовные дисциплины. Упражнения (или зикр ) включают чтение молитв и отрывков из Корана, а также повторение имен или атрибутов Бога при выполнении физических движений в соответствии с формулой, установленной основателем определенного ордена. Могут быть представлены пение и танцы. Результатом упражнения, которое длится намного дольше, чем обычная ежедневная молитва, часто бывает состояние экстатической заброшенности.

Мистический или религиозный путь (Sing. tariqa ; pl. Turuq) является основой для образования отдельных орденов, каждый из которых также называется тарикатом. Специалисты в религиозном праве и образовании поначалу косо смотрели на суфизм и суфийские ордена, но лидеры суфийских орденов в Судане добились признания, признав значение шариата и не заявив, что суфизм заменяет его.

Основные турук значительно различаются по своей практике и внутренней организации. Некоторые заказы жестко иерархически организованы; другие предоставили своим местным отделениям значительную автономию. В Судане может быть целая дюжина турук. Некоторые ограничены этой страной; другие широко распространены в Африке или на Ближнем Востоке. Некоторые туруки, практически независимые, являются ответвлениями более старых орденов и были учреждены людьми, которые существенно или незначительно изменили тарикат орденов, к которым они прежде были присоединены.

Самый старый и самый распространенный из турук - Кадирия, основанный Абдул Кадиром Джилани в Багдаде в двенадцатом веке и завезенный в Судан. в шестнадцатом. Главным соперником Кадирии и крупнейшим тарикатом в западной части страны была Тиджания, секта, начатая Сиди Ахмедом ат-Тиджани в Тиджани в Марокко, которое в конечном итоге проникло в Судан примерно в 1810 году через западный Сахель (узкая полоса саванны, граничащая с южной Сахарой, простирающаяся через Африку). Многие тиджани стали влиятельными в Дарфуре, а другие приверженцы поселились в северном Курдуфане. Позже возник класс тиджанских торговцев по мере того, как в городах росли рынки и расширялась торговля, что сделало их менее заинтересованными в обеспечении религиозного лидерства. Более важное значение для Судана имела тарика, установленная последователями Сайида Ахмада ибн Идриса, известного как Аль-Фаси, который умер в 1837 году. Хотя он жил в Аравии и никогда не посещал Судан, его ученики распространились по долине Нила, основав коренные суданские ордена, которые включают Мадждубию, Идрисию, Исмаилию и Хатмию.

Организация Хатмия (или Миргания по имени основателя ордена) по организации сильно отличается от других братств. Основанная в начале девятнадцатого века Мухаммадом Усманом аль-Миргани, она стала наиболее организованной, наиболее политически ориентированной и могущественной из турук в восточном Судане (см. Турки ). Миргани был учеником Сайида Ахмада ибн Идриса и присоединился к нескольким важным орденам, назвав свой орден печатью путей (Хатим в Туруке - отсюда Хатмия). Отличительные черты Хатмии - исключительный статус семьи Миргани, члены которой только могут возглавлять орден; верность порядку, гарантирующему рай; и централизованное управление филиалами заказа.

Мухаммад Ахмад

Центр Хатмии находился в южной части штата, а ее самые большие последователи - в восточном Судане и в частях прибрежной зоны. Семья Миргани смогла превратить Хатмию в основу политической власти, несмотря на ее широкое географическое распространение, благодаря жесткому контролю, который они осуществляли над своими последователями. Более того, подарки от последователей на протяжении многих лет дали семье и порядку богатство для политической организации. Однако эта сила не равнялась силе главного соперника Миргани, ансаров, или последователей Махди, нынешним лидером которого был Садик аль-Махди, великий - внук Мухаммада Ахмада, который изгнал египетскую администрацию из Судана в 1885 году.

Большинство других орденов были либо меньше, либо менее хорошо организованы, чем Хатмия. Более того, в отличие от многих других африканских мусульман, суданские мусульмане, похоже, не все чувствовали необходимость идентифицировать себя с тем или иным тарикатом, даже если принадлежность была номинальной. Многие суданские мусульмане предпочитали больше политических движений, которые стремились изменить исламское общество и систему управления, чтобы они соответствовали их собственным представлениям об истинной природе ислама.

Махдист в Омдурмане, 1936 г.

Одно из этих движений, Махдизм, было основано в конце девятнадцатого века. Его сравнивают с религиозным орденом, но это не тарика в традиционном смысле. Махдизм и его приверженцы, ансары, стремились возродить ислам и в целом критиковали турук. Мухаммад Ахмад ибн ас Сайид Абдаллах, факих, провозгласил себя аль-Махди аль-Мунтазар («долгожданный проводник на правильном пути»), посланником Бога и представителем Пророка Мухаммеда, утверждение, которое стало Символом веры среди ансаров. Он сказал, что он был послан, чтобы подготовить путь для второго пришествия Пророка Исы (Иисуса) и грядущего конца света. В ожидании Судного Дня было важно, чтобы люди вернулись к простому и строгому, даже пуританскому исламу (см. Махдия ). Идея прихода Махди уходит корнями в суннитские исламские традиции. Проблема для суданцев и других мусульман заключалась в том, был ли Мухаммад Ахмад на самом деле Махди.

За столетие, прошедшее после восстания махдистов, неомахдистское движение и ансары, сторонники махдизма с запада, сохраняли свою политическую силу в Судане. Многие группы, от кочевников Baqqara крупного рогатого скота до преимущественно оседлых племен Белого Нила, поддерживали это движение. Ансары были иерархически организованы под контролем преемников Мухаммада Ахмада, которые все были членами семьи Махди (известной как ашраф ). Амбиции и различные политические взгляды разных членов семьи привели к внутренним конфликтам, и оказалось, что Садик аль-Махди, предполагаемый лидер ансаров с начала 1970-х годов, не пользовался единодушной поддержкой всех махдистов. Казалось, что политические цели и амбиции махдистской семьи превалируют над изначальной религиозной миссией движения. Таким образом, современные ансары были более верны политическим потомкам Махди, чем религиозному посланию махдизма.

Движение, которое широко распространилось в Судане в 1960-х годах в ответ на усилия по секуляризации исламского общества, было Братья-мусульмане (Аль Ихван аль-Муслимин). Первоначально «Братья-мусульмане», часто известные просто как «Братство», задумывались как движение религиозного возрождения, которое стремилось вернуться к основам ислама таким образом, чтобы это было совместимо с технологическими инновациями, привнесенными с Запада. Дисциплинированное, высоко мотивированное и хорошо финансируемое «Братство» стало мощной политической силой в 1970-х и 1980-х годах, хотя и представляло лишь небольшое меньшинство суданцев. В правительстве, сформированном в июне 1989 года после бескровного государственного переворота, Братство оказывало влияние через свое политическое крыло, партию Национальный исламский фронт (НИФ), в которую входили несколько членов кабинета министров..

Христианство

Фреска, показывающая рождение Иисуса в Фарасе соборе

Судан был преимущественно коптским христианином во время прихода ислама в седьмой и восьмой века. Коренные нубийцы христиане-копты продолжали составлять значительную часть населения региона вплоть до девятнадцатого века, когда большинство из них были обращены в ислам при махдистском государстве (1881-1898). Коптская православная церковь Александрии все еще незначительно присутствует в Судане, с несколькими сотнями тысяч сторонников. В 2011 году преимущественно христианские районы Южного Судана отделились и образовали новую страну. Христиане в Нубийских горах, которые суданское правительство сохранило за минеральные богатства региона, по-прежнему особенно подвержены преследованиям. Военные действия суданского правительства против народа нуба были названы этническими чистками.

Римский католицизм

Св. Католический собор Матфея, Хартум

В Судане (до раздела) проживало около 1,1 миллиона католиков, что составляло около 3,2 процента от общей численности населения. Судан образует одну церковную провинцию, состоящую из одной архиепархии (Архиепископия Хартума ) и одной суфраганской епархии (епархии Эль-Обейда ). Подавляющее большинство суданских католиков после раздела оказались в Южном Судане.

Религии коренных народов

Каждая религия коренных народов уникальна для определенной этнической группы или части группы, хотя несколько групп могут иметь общие элементы веры и ритуалов из-за общего происхождения или взаимное влияние. Группа служит собранием, и человек обычно принадлежит к этой вере в силу принадлежности к группе. Вера и религиозные поступки являются частью повседневной жизни и связаны с социальными, политическими и экономическими действиями и отношениями группы. Верования и обычаи коренных религий Судана не систематизированы, поскольку люди обычно не пытаются связать воедино свои доктрины и ритуалы, которые они практикуют.

Представление о высшем духе или божестве, обычно рассматриваемом как создатель, а иногда как конечная ответственность за действия низших духов, является общим для большинства суданских групп. Часто высшее божество удалено, и верующие относятся к другим духам как к автономным, ориентируя свои ритуалы на этих духов, а не на верховного бога. Такие духи могут восприниматься как силы природы или как проявления предков. Духи могут вмешиваться в жизнь людей либо потому, что отдельные лица или группы нарушили нормы общества, либо потому, что они не уделили должного внимания ритуалу, который должен быть адресован духам.

Представления о колдовстве можно найти в различных формах у народов, включая кочевых и других арабов, считающих себя мусульманами. Среди арабов и других мусульманских народов распространено поверье о сглазе. Хотя физиологическая особенность глаза (судак или косоглазие ) может считаться признаком дурного глаза, любое лицо, проявляющее чрезмерный интерес к личным заботам другого человека, может быть заподозрено в нанесении преднамеренного вреда с первого взгляда.. В отличие от большинства колдовства, где преступник известен жертве и часто находится рядом с ней, сглаз обычно приписывается незнакомцам. Дети считаются наиболее уязвимыми.

Существуют способы защитить себя от колдовства или сглаза. Многие магико-религиозные специалисты - прорицатели и колдуны - занимаются этими вопросами в суданских обществах. Прорицатель может определить, колдовство или колдовство является причиной недуга, и обнаружить его источник. Он также защищает и лечит, предоставляя амулеты и другие защитные устройства за плату или помогая жертве наказать (оккультным способом) колдуна, чтобы излечиться от недуга. Если считается, что злой дух овладел человеком, может быть вызван экзорцист. В некоторых группах эти задачи может выполнять один и тот же человек; в других степень специализации может быть больше. В северном Судане среди мусульманских народов факих может проводить больше времени в качестве прорицателя, раздающего амулеты, целителя и экзорциста, чем в качестве учителя Корана, имама мечети или мистика.

Безбожие

Истинное количество атеистов или агностиков в Судане неизвестно из-за страха и предубеждений, которым страдают немусульмане. До июля 2020 года, когда был отменен суданский закон о вероотступничестве, атеистам грозила смертная казнь, если они родились от отца-мусульманина или в какой-то момент приняли ислам, а затем отреклись от него.

Свобода религии

Хотя Временная национальная конституция 2005 г. (ВНК) предусматривает свободу религии на всей территории страны Судан, ВНК закрепляет шариат как источник законодательства на севере и официальных законов и политики правительства в пользу ислама в этой части страны.

См. Также

  • значок Религиозный портал

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 12:24:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте