Religio licita («разрешенная религия», также переводится как «утвержденная религия») - это фраза используется в Apologeticum из Тертуллиана для описания особого статуса евреев в Римской империи. Это не было официальным термином в римском праве.
. Хотя оно встречается только в одном святоотеческом тексте и ни в каких классических римских источниках или надписях, эта фраза породила множество научных предположение о его возможном значении. Некоторые ученые зашли так далеко, что вообразили, что все религии Империи имели юридический статус либо licita, либо illicita, несмотря на отсутствие каких-либо древних текстов, относящихся к этим категориям. Наиболее крайняя точка зрения состоит в том, что фраза Тертуллиана означает, что все иностранные религии требуют разрешения от римского правительства. Однако был римский обычай разрешать или даже поощрять подчиненные народы римской провинции и иностранные общины в Риме сохранять свою религию предков, если только конкретные практики не рассматривались как разрушительные или подрывные: "A Religio was licita для определенной группы на основе племени или национальности и традиционных обычаев, в сочетании с оговоркой, что ее обряды не были оскорбительными для римского народа или ее богов."
Тертуллиан использует эту фразу в отрывке, утверждающем, что христиане должны быть предоставили ту же свободу исповедовать свою религию, как и любым другим жителям империи; сам отрывок, а не фраза Religio licita, свидетельствует об общей терпимости, предусмотренной Римская система религии.
Religio licita иногда как формальное признание или устав h Юлий Цезарь и воплощено в различных частях римского законодательства, касающихся евреев, задуманных как последовательная политика. Фактически, различные привилегии и льготы, предоставленные евреям, были ответом на конкретные жалобы или просьбы, сделанные в контексте традиционной патронажной сети, и не имели ничего общего с предполагаемым религиозным статусом. В той мере, в какой римляне уважали иудаизм, это произошло из-за большой древности религии, когда предки считались источником социальной и политической стабильности.
Было замечено, что "римские магистраты относились к евреям так, как они поступали не потому, что они были сознательно терпимы, а просто потому, что у них не было причин препятствовать свободному осуществлению иудейских религиозных обрядов ».
Некоторые ученые утверждали, что христианство было объявлено Religio illicita (недопустимой или незаконной религией) Домицианом в 80-х нашей эры. Хотя этот термин нигде не встречается, было высказано предположение, что объявление христианства незаконным явилось правовой основой для официальных преследований. Однако не было «закона, ни существующего раздела уголовного права, ни специального законодательства, направленного против христиан, по которому христиане подвергались судебному преследованию в первые два столетия». В Риме не было единой политики или правового кодекса, относящегося к иностранным культам, и до христианской гегемонии в 4 веке не существовало юридического языка для обозначения концепции, аналогичной «ереси » или преступлениям против ортодоксальной религии.
При Константине Великом, христианство и другие религии стали терпимы с Миланского эдикта в 313 году. Терпимость не распространялась на религии, которые практиковали человеческое жертвоприношение, например Друидизм. Такое положение дел продолжалось до 380 г., когда никейское христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи, после чего преследования нехристианских и неверующих - Начались никейские культы. Присциллиан был казнен за ересь в 385 году, а Феодосий I начал запрещать традиционные религиозные ритуалы Рима в 391.