Reinmar von Hagenau (также Reinmar der Alte, Рейнмар Старший) был немец миннесенгером конца XII века, сочинял и исполнял песни о любви на средневерхненемецком. Современники считали его величайший миннесэнгер до Вальтер фон дер Фогельвейде, точка зрения, широко разделяемая современными учеными. Хотя есть сомнения относительно того, какие песни можно достоверно приписать ему, значительная часть его работ - более 60 песен - выживает. Его представление о изысканной любви как о безответной любви рыцаря к даме - это «сущность классического минесана».
О жизни Рейнмара ничего не известно, кроме того, что можно сделать вывод из рукописных свидетельств песен, записанных от его имени, и из замечаний современников. В манускриптах Миннесанга он упоминается просто по имени, Хер Рейнмар (также Реймар, Реймар). В Кодексе Манесса он - Ее Рейнмар дер Альте, что отличает его от более поздних певцов, таких как Рейнмар фон Бренненберг, Рейнмар дер Фидлер или Рейнмар фон Цветер.
Титул Her («сэр») указывает на человека с рыцарским статусом, но характер и масштабы сохранившихся œvre указывают на профессионального певца, полагающегося на покровительство. В отличие от Вальтера, который называет многих людей, в любой из песен Рейнмара упоминается только один реальный человек: в песне «Si jehent der sumer der sî hie» (MF 167,31, «Они говорят, что лето здесь») Рейнмар говорит: « Какая польза от радостного времени, ведь повелитель всех радостей Луипольт лежит на земле ». Это относится к Леопольду V, герцогу Австрийскому, который умер зимой 1194 года, датируя состав этой песни и присутствие Рейнмара при Бабенбергском дворе в Вена до лета 1195 года.
В своем литературном экскурсе (Tristan, ll.4774ff.) Готфрид фон Страсбург оплакивает смерть «соловья Хагенау» как главный Миннесангер, и предполагает, что эта должность теперь принадлежит Вальтеру. Нет другого Миннсэнгера, кроме Рейнмара, которого можно было бы правдоподобно иметь в виду. Хагенау был определен как эльзасский город, современный Хагенау, который был местом расположения императорского двора династии Гогенштауфенов в двенадцатом веке и который находится В 20 милях от Страсбурга. Близость Готфрида к этому Хагенау делает маловероятным, чтобы упомянутое место было одним из многих мест, называемых Хагенау в Баварии и Австрии. Неизвестно, был ли Хагенау домом Рейнмара или это был просто двор, в котором он впервые проявил себя как певец.
Тристан Готфрида датируется примерно 1210 годом, а смерть Рейнмара, следовательно, первым десятилетием 13 век. Вальтер фон дер Фогельвейде написал элегию для Рейнмара: «Одно можно сказать наверняка, Рейнмар: я оплакиваю тебя гораздо больше, чем ты оплакивал бы меня, будь ты жив, а я умер» (Lachmann 83,1; Cormeau 55, III) и эта песня была датирована 1208/09, что подтверждает датировку Тристана.
Эта элегия и многие другие связи между песнями Рейнмара и Вальтера породили представление о литературной вражде между ними. певцы. Неизвестно, была ли замешана какая-либо личная неприязнь (в элегии «Я оплакиваю не тебя лично, а потерю твоего искусства»), но множество часто пародистических перекрестных ссылок между двумя репертуарами показывает, что публика была знакома с произведением обоих певцов. Спорным моментом во вражде было то, что Вальтер отверг строгую приверженность Рейнмара классической идее безответной придворной любви, настаивая на том, что настоящая любовь должна быть взаимной.
Все основные рукописи Миннесанга содержат существенные коллекции песен Рейнмара:
В каждой из этих рукописей только Вальтеру приписывают больше песен.
Лирика Рейнмара демонстрирует влияние романтики, которое преобладало со времен Генриха фон Вельдеке и Фридриха фон Хаузена. Они идеальны по форме и полностью «изысканны» по настроениям. Страсть и естественное чувство подавляются, царит лабиринт, правильность и порядочность. Общие размышления обычны, конкретных образов и ситуаций мало. Однако, когда Рейнмар выходит за рамки условностей и позволяет своему сердцу говорить, как в оплакивании смерти герцога, которое вкладывается в уста самой герцогини, он демонстрирует лирические способности высокого уровня. Но это случается нечасто, и большинство стихов Рейнмара демонстрируют больше элегантности формы, чем красоты чувств. Однако в обществе, где форма ценилась больше, чем содержание, такая поэзия не могла не получить одобрения.
Первостепенный статус Рейнмара, уступающий только Вальтеру, в столетие после его смерти подтверждается его упоминанием в литературном экскурсе Готфрида и его именованием в "Dichterkataloge" (списках поэтов) в ряде других повествовательных произведений, таких как Der Aventiure Crône Генриха фон дем Тюрлина (ок. 1230) и Хьюго фон Тримберга Der Renner (c.1300).
мейстерзингер 15 века обычно относил Рейнмара к числу «двенадцати старых мастеров» своего дела.