Хладагент

редактировать
Хладагент DuPont

A хладагент - это вещество или смесь, обычно жидкость, используемые в a тепловой насос и цикл охлаждения. В большинстве циклов он претерпевает фазовые переходы из жидкости в газ и обратно. Для таких целей использовалось множество рабочих жидкостей. Фторуглероды, особенно хлорфторуглероды, стали обычным явлением в 20 веке, но их использование постепенно прекращается из-за их разрушения озонового слоя. Другими распространенными хладагентами, используемыми в различных областях, являются аммиак, диоксид серы и негалогенированные углеводороды, такие как пропан.

Содержание

  • 1 Желаемые свойства
  • 2 Экологические проблемы
  • 3 История
  • 4 Использование
  • 5 Утилизация
  • 6 Хладагенты по классам и номерам R
    • 6.1 Известные смеси
  • 7 Воздух в качестве хладагента
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Желательные свойства

Идеальная рабочая жидкость или часто называемый хладагент будет иметь благоприятные термодинамические свойства, быть некоррозионными механическими компонентами и быть безопасными, включая отсутствие токсичности и воспламеняемости. Это не вызовет истощения озонового слоя или изменения климата. Поскольку разные жидкости имеют желаемые характеристики в разной степени, выбор - это вопрос компромиссов.

Желаемые термодинамические свойства: точка кипения несколько ниже целевой температуры, высокая теплота испарения, умеренная плотность в жидкой форме, относительно высокая плотность в газообразной форме и высокая критическая температура. Поскольку на точку кипения и плотность газа влияет давление, хладагенты можно сделать более подходящими для конкретного применения путем соответствующего выбора рабочих давлений.

Экологические проблемы

Наблюдаемая стабилизация концентраций ГХФУ (левые графики) и рост ГФУ (правые графики) в земной атмосфере.

Инертная природа многих галоалканов, хлорфторуглероды (CFC) и гидрохлорфторуглероды (HCFC), особенно CFC-11 и CFC-12, сделали их предпочтительным выбором среди хладагентов в течение многих лет из-за их негорючести и нетоксичности. Однако их долгая жизнь в атмосфере вместе с соответствующими им потенциалом глобального потепления и озоноразрушающей способностью вызвала опасения по поводу их использования. В порядке от самого высокого до самого низкого потенциала разрушения озона: бромхлорфторуглерод, ХФУ, затем ГХФУ.

Открытие стратосферных озоновых дыр над полярными регионами в начале 1980-х годов привело к переходу к гидрофторуглероды (ГФУ), не разрушающие озоновый слой. К ним относятся R-134a, R-143a и R-410a (смесь 50/50 R-125 / R-32 ). Эти хладагенты по-прежнему обладают потенциалом глобального потепления, в тысячи раз превышающим CO 2, и сроком службы в атмосфере, который может длиться десятилетия.

В начале 21 века были разработаны новые хладагенты, более безопасные для окружающей среды, но их внедрение было отложено из-за опасений по поводу токсичности и воспламеняемости. В настоящее время ГФУ заменяются на рынках, где возможны утечки, за счет использования хладагентов четвертого поколения, в первую очередь HFO-1234yf, зарегистрированного Chemours как Opteon -YF, потенциалы глобального потепления намного ближе к CO 2.

По состоянию на 2019 год на ХФУ, ГХФУ и ГФУ приходится около одной десятой прямого радиационного воздействия от всех долгоживущих антропогенных парниковых газов. газы. Исследование, проведенное в 2018 году некоммерческой организацией «Drawdown », поставило надлежащее управление хладагентами и их утилизацию на первое место в списке решений, влияющих на климат, с воздействием, эквивалентным устранению более 17 лет выбросов углекислого газа в США.

По сравнению с галогенированными хладагентами углеводороды, такие как изобутан (R-600a) и пропан (R-290), обладают рядом преимуществ: низкая стоимость и широкодоступность, нулевое разрушение озонового слоя. потенциал и очень низкий потенциал глобального потепления. Они также обладают хорошей энергоэффективностью, но легко воспламеняются и могут образовывать взрывоопасную смесь с воздухом в случае утечки. Несмотря на горючесть, они все чаще используются в бытовых холодильниках. Правила ЕС и США устанавливают максимальную заправку хладагента 57 или 150 граммов, сохраняя концентрацию на стандартной кухне ниже 20% от нижнего предела взрываемости. Нижний предел взрываемости может быть превышен внутри устройства, поэтому в нем отсутствуют потенциальные источники возгорания. Выключатели должны быть размещены вне холодильного отделения или заменены герметичными версиями, и могут использоваться только безискровые вентиляторы. В 2010 году примерно одна треть всех производимых в мире бытовых холодильников и морозильников использовала изобутан или смесь изобутана и пропана, и ожидалось, что к 2020 году этот показатель вырастет до 75%.

История

Ранний период в механических холодильных установках использовались диоксид серы, метилхлорид или аммиак. Будучи токсичными, диоксид серы и хлористый метил быстро исчезли с рынка с появлением ХФУ. Иногда можно встретить более старые машины с метилформиатом, хлористым метилом или дихлорметаном (в торговле называемым карреном).

Хлорфторуглероды мало использовались для охлаждения, пока более совершенные методы синтеза, разработанные в 1950-х годах, не снизили их стоимость. Их доминирование на рынке было поставлено под сомнение в 1980-х годах из-за опасений по поводу истощения озонового слоя.

в соответствии с законодательными положениями об озоноразрушающих хлорфторуглеродах (ХФУ) и гидрохлорфторуглеродах (ГХФУ), вещества, используемые в качестве заменителей хладагентов, такие как перфторуглероды (FC) и гидрофторуглероды (HFC), также подверглись критике. В настоящее время они являются предметом обсуждения запрета из-за их вредного воздействия на климат. В 1997 году ФК и ГФУ были включены в Киотский протокол Рамочной конвенции об изменении климата. В 2006 году ЕС принял Постановление о фторсодержащих парниковых газах, в котором содержатся положения, касающиеся использования FC и HFC с целью сокращения их выбросов. Положения не распространяются на хладагенты , не влияющие на климат. Углеводороды все чаще используются в качестве хладагентов.

Использует

Хладагенты, такие как аммиак (R717), двуокись углерода и негалогенированные углеводороды, не разрушают озоновый слой и не содержат (аммиак) или содержат только низкие (двуокись углерода, углеводороды) потенциал глобального потепления. Они используются в системах кондиционирования зданий, в спортивных и развлекательных заведениях, в химической / фармацевтической промышленности, в автомобильной промышленности и, прежде всего, в пищевой промышленности (производство, хранение, судостроение). отгрузка, розничная торговля). В этих условиях их токсичность вызывает меньшее беспокойство, чем в домашнем оборудовании.

Выбросы от автомобильных кондиционеров вызывают растущую озабоченность из-за их воздействия на изменение климата. С 2011 года Европейский Союз постепенно откажется от хладагентов с потенциалом глобального потепления (GWP) более 150 в автомобильных системах кондиционирования воздуха (GWP = 100-летний потенциал потепления одного килограмма газа на один килограмм. из CO 2). Это запретит использование сильнодействующих парниковых газов, таких как хладагент HFC-134a (также известный как R-134a в Северной Америке), имеющий GWP 1410, для продвижения безопасных и энергоэффективных хладагентов.

Одной из наиболее многообещающих альтернатив является CO 2(R-744 ). Двуокись углерода негорючая, не разрушающая озоновый слой, имеет потенциал глобального потепления 1. R-744 может использоваться в качестве рабочей жидкости в системах климат-контроля для автомобилей, кондиционирования воздуха в жилых помещениях, насосов горячей воды, торговое холодильное оборудование и торговые автоматы. R12 совместим с минеральным маслом, а R134a совместим с синтетическим маслом, содержащим сложные эфиры. GM объявила, что к 2013 году начнет использовать «гидрофторолефин», HFO-1234yf во всех своих марках. Диметиловый эфир (DME) также набирает популярность в качестве хладагента, но, как и пропан, он также легко воспламеняется.

Некоторые хладагенты все чаще используются в качестве рекреационных наркотиков, что приводит к чрезвычайно опасному явлению, известному как злоупотребление ингалянтами.

Утилизация

В соответствии с разделом 608 Закона Закон США о чистом воздухе запрещает преднамеренный выброс хладагентов в атмосферу. Одобренные SNAP заменители углеводородов (изобутан и пропан: R600a, R441a и R290), аммиак и CO 2 не подпадают под запрет на удаление воздуха.

После удаления хладагентов они должны быть переработаны для очистки любые загрязнения и вернуть их в рабочее состояние. Запрещается смешивать хладагенты за пределами предприятий, имеющих лицензию на это, с целью производства смесей. С некоторыми хладагентами следует обращаться как с опасными отходами, даже если они перерабатываются, и при их транспортировке требуются особые меры предосторожности в зависимости от законодательства правительства страны.

Для восстановления хладагентов для повторного использования используются различные методы утилизации хладагента.

Хладагенты по классам и номерам R

Хладагенты можно разделить на три классы в зависимости от способа поглощения или отвода тепла от охлаждаемых веществ:

  • Класс 1: Этот класс включает хладагенты, которые охлаждаются за счет фазового перехода (обычно кипения) с использованием скрытой теплоты.
  • хладагента. 2: Эти хладагенты охлаждаются за счет изменения температуры или «явного тепла », где количество тепла равно удельной теплоемкости, умноженной на изменение температуры. Это воздух, раствор хлорида кальция, раствор хлорида натрия, спирт и аналогичные незамерзающие растворы. Назначение хладагентов класса 2 - снизить температуру по сравнению с хладагентами класса 1 и передать эту более низкую температуру в охлаждаемую зону.
  • Класс 3: эта группа состоит из растворов, которые содержат абсорбированные пары сжижаемых агентов. или охлаждающая среда. Эти растворы функционируют по своей природе своей способностью переносить сжижаемые пары, которые производят охлаждающий эффект за счет поглощения тепла их раствора. Их также можно разделить на множество категорий.

Система нумерации R- # была разработана DuPont (которой принадлежал товарный знак Freon ) и систематически определяет молекулярную структуру хладагентов. сделано с одним галогенированным углеводородом. Значение кодов следующее:

  • Для насыщенных углеводородов вычитание 90 из конкатенированных чисел атомов углерода, водорода и фтора соответственно дает присвоенный номер R.
  • Если присутствует бром, за номером следует заглавная буква B, а затем - количество атомов брома.
  • Неучтенные оставшиеся связи - заняты атомами хлора.
  • Суффикс строчной буквы a, b или c указывает на все более несимметричные изомеры.

Например, R-134a имеет 2 атома углерода, 2 атома водорода и 4 атома фтора, эмпирическая формула тетрафторэтана. Суффикс «а» указывает на то, что изомер не сбалансирован на один атом, что дает 1,1,1,2-тетрафторэтан. R-134 (без суффикса «а») имел бы молекулярную структуру 1,1,2,2-тетрафторэтана.

  • Серия R-400 состоит из зеотропных смесей (тех, у которых точка кипения составляющих соединений достаточно отличается, чтобы привести к изменениям относительной концентрации из-за фракционной перегонки ) и серия R-500 состоит из так называемых азеотропных смесей. Крайняя правая цифра назначается произвольно ASHRAE, организацией по отраслевым стандартам.
  • Серия R-700 состоит из неорганических хладагентов, также обозначенных ASHRAE.

То же самое. номера используются с префиксом R- для обычных хладагентов, с префиксом «Пропеллент» (например, «Пропеллент 12») для того же химического вещества, которое используется в качестве пропеллента для аэрозольного спрея, и с торговыми названиями для соединения, такие как «Фреон 12». В последнее время появилась практика использования аббревиатур HFC- для гидрофторуглеродов, CFC- для хлорфторуглеродов и HCFC- для гидрохлорфторуглеродов из-за нормативных различий между ними.

Известные смеси

R407C диаграмма давления - энтальпия, изотермы между двумя линиями насыщения

Ниже приведены некоторые известные смешанные смеси ГФУ. Их гораздо больше (см. список хладагентов ). Все фторуглеводороды R-400 (R-4xx) и R-500 (R-5xx) являются смесями, как отмечалось выше.

  • R-401A представляет собой HCFC зеотропную смесь R-22, R-152a и Р-124. Он разработан как замена для R-12.
  • R-404A представляет собой смесь HFC «почти азеотропную » с содержанием 52 мас.% R-143a, 44 мас.% R-125 и 4 мас.% R-134a. Он разработан как замена R-22 и R-502 CFC. Его температура кипения при нормальном давлении составляет -46,5 ° C, плотность жидкости составляет 0,485 г / см.
  • R-406A представляет собой зеотропную смесь с содержанием 55 мас.% R-22, 4 мас.% R-600a и 41 мас.% R-142b.
  • R-407A представляет собой HFC зеотропную смесь 20 мас.% R-32, 40 мас.% R-125 и 40 мас.% R-134a.
  • R-407C представляет собой зеотропную гидрофторуглерод смесь R-32, R-125 и R-134a. R-32 служит для обеспечения теплоемкости, R-125 снижает воспламеняемость, R-134a снижает давление.
  • R-408A представляет собой зеотропную HCFC смесь R-22, R-125 и R-143a. Является заменителем R-502. Его точка кипения составляет -44,4 ° C.
  • R-409A представляет собой зеотропную HCFC смесь R-22, R -124 и R-142b. Его температура кипения -35,3 ° C. Его критическая температура составляет 109,4 ° C.
  • R-410A представляет собой почти азеотропную смесь R-32 и R-125. Агентство по охране окружающей среды США признает его приемлемым заменителем R-22 в бытовых и легких коммерческих системах кондиционирования воздуха. Похоже, что он получил широкое признание на рынке под несколькими торговыми наименованиями.
  • R-438A еще одна смесь ГФУ для замены R-22 с пятью компонентами: R-32, R-125 / R-134a, R-600 и R-601a, смешанные в соответствующих соотношениях 8,5 + 0,5, -1,5%; 45 ± 1,5%; 44,2 ± 1,5%; 1,7 + 0,1, - 2%; 0,6 +.1, -. 2%. Средняя молекулярная масса этой смеси составляет 99, в результате чего получено торговое название ISCEON MO99 от производителя DuPont (линейка смешанных продуктов с ГФУ, первоначально разработанных Rhodia и проданных DuPont).
  • R-500 представляет собой азеотропную смесь 73,8 мас.% R-12 и 26,2 мас.% R-152a.
  • R-502 представляет собой азеотропная смесь R-22 и R-115.
  • R-507 представляет собой HFC зеотропную смесь из R-143a и R-125.

Воздух в качестве хладагента

Воздух использовался для кондиционирования воздуха в жилых помещениях, автомобилях и самолетах с поршневыми и турбинными двигателями. и / или охлаждение. Воздух не используется более широко в качестве хладагента общего назначения, поскольку отсутствует изменение фазы, и поэтому он слишком неэффективен, чтобы быть практичным в большинстве приложений. Было высказано предположение, что при подходящей технологии сжатия и расширения воздух может быть практичным (хотя и не самым эффективным) хладагентом, свободным от возможности загрязнения или повреждения окружающей среды и почти полностью безвредным для растений и животных.

Однако взрыв может произойти в результате сжатия паров или распыленных смазочных масел для компрессоров хладагента вместе с воздухом в процессе, аналогичном дизельному двигателю.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 11:31:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте