Реформатская пресвитерианская церковь Шотландии

редактировать

Реформатская пресвитерианская церковь Шотландии
BlueBanner.png
КлассификацияПротестантская
ОриентацияРеформатская пресвитерианская церковь
Политика Пресвитерианская
Происхождение1690
Отдельно от воссозданной церкви Шотландии
Разделения1876 г. Большинство присоединилось к Свободной церкви Шотландии
Конгрегации5
Члены250
Официальный сайтhttp://www.rpcscotland.org/

Реформатская пресвитерианская церковь Шотландии - небольшая, Шотландская, пресвитерианская церковная деноминация. Теологически они похожи на многие другие пресвитерианские конфессии в том, что их должностные лица подписываются под Вестминстерским исповеданием веры. На практике они более консервативны в богословии, чем большинство шотландских пресвитериан, и придерживаются очень традиционной формы поклонения. В 1690 году, после революции, Александр Шилдс присоединился к Шотландской церкви и был принят вместе с двумя другими министрами. Ранее они служили группе несогласных из Объединенных обществ в то время, когда нелицензированные собрания, называемые конвенциями, были запрещены. В отличие от этих служителей, некоторые пресвитериане не присоединились к восстановленной Церкви Шотландии. На основе этих корней была образована реформатская пресвитерианская церковь Шотландии. Он рос, пока не появились собрания в нескольких странах. В 1876 году большинство реформатских пресвитериан, или RP, присоединились к Свободной церкви Шотландии, и, таким образом, нынешняя церковь, которая осталась вне этого союза, является продолжающейся церковь. В настоящее время шотландские общины RP находятся в Эйрдри, Странраре, Сторновей, Глазго и Северном Эдинбурге. На международном уровне они составляют часть реформатской пресвитерианской общины.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Обзор
    • 1.2 Предыстория
    • 1.3 Отделение от Шилдса и воссозданной церкви Шотландии
    • 1.4 Первые священники и Синод
    • 1.5 Распад 1863 года
    • 1.6 Уния 1876 года
  • 2 Текущие общины
  • 3 Иностранные миссии
    • 3.1 Франция
    • 3.2 Судан и Кипр
  • 4 Имена и ник- имена
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Внешние ссылки

История

Обзор

Подписание национального соглашения в Грейфрайарс Киркьярд, Эдинбург Национальный пакт 1638 года в Эдинбургском доме-музее Хантли. Считается, что это оригинал, с которого были сделаны копии.

энциклопедия Чемберса описывает камеруонцев, официально назначенных реформатскими пресвитерианами. Он продолжается - без сомнения, принципы тела - это те, за которые Кэмерон оспорил и умер; но он не принял отчетливой формы до революции 1688 года; и его можно вкратце определить как состоящее из небольшой группы пресвитериан, которые возражали против урегулирования революции в церкви и государстве и желали увидеть в полной мере тот вид гражданского и церковного устройства, которое преобладало в Шотландии с 1638 по 1649 год. к Торжественной Лиге и Соглашению, ратифицированным парламентами Англии и Шотландии, а также Собранием богословов в Вестминстере в 1643 году, пресвитерианство должно было поддерживаться в королевствах Англии, Шотландии и Ирландии, а также папство, прелатство и суеверия. ереси, раскол и т. д. должны были быть искоренены. Как известно, ковенантеры в Шотландии, претерпев большие страдания, боролись за этот вид пресвитерианского превосходства на протяжении всего правления Карла II и Якова VII. В качестве меры умиротворения во время революции в Шотландии парламентским актом 1690 года был учрежден пресвитерий; но он был модифицированным. По сути, церковь была сделана творением государства, особенно в том, что касается созыва Генеральных ассамблей; и в равной степени, к отвращению крайних партий, о которых мы говорим, прелатство не только было подтверждено в Англии и Ирландии, но они увидели, что существует общая терпимость к ереси - i. е., несогласие. Таким образом, мысленно, если не формально, эта бескомпромиссная партия отвергла правительство Вильгельма III и его преемников, но при этом сохраняла бессрочно связывающие обязательства Пактов. (Исторический взгляд на других шотландских пресвитерианцев см. В Fentiman) Несомненно, эти камеронианцы действовали, руководствуясь твердыми убеждениями, и лишь хотели претворить в жизнь законные принципы, которые всегда смешивались с теориями пресвитерианской церкви Шотландии; но которые, по разумным соображениям, долгое время находились в бездействии. Короче говоря, именно в стандартах этой секты мы должны искать истинное воплощение догматов, которых придерживалась большая часть английских и шотландских пресвитериан 1643 года. Другие уступили соглашению Революции, а затем нашли причину для отделения. Камеронианцы никогда не сдавались и, конечно же, никогда не отделялись.

Хотя, по сути, являясь старшей сестрой существующей церкви Шотландии и всех ее сецессий, камерунское тело, как уже было сказано, не принимало регулярную форму до революции; и это было с некоторыми трудностями, среди общего удовлетворения нации, что он организовал общение с рукоположенными служителями. Стойкость членов была подвергнута суровому испытанию из-за дезертирства их министров; и какое-то время люди были как овцы без пастыря. В конце концов, после того как их вера и терпение испытывались в течение 16 лет, к ним присоединился преп. Джон М'Миллан, из установленной церкви, в 1706 году.

Вскоре после этого к причастию присоединился г-н Джон М'Нил, лицензиат официальной церкви. В качестве средства подтверждения веры членов тела и публичного свидетельства их принципов было решено возобновить Заветы; и это торжество имело место в Ошенсахе, недалеко от Дугласа, в Ланаркшире, в 1712 году. Последующее воцарение преп. Мистер Нэрн позволил камерунцам основать пресвитерию в Брейхеде, в приходе Карнват, 1 августа 1743 года под названием реформатской пресвитерии. Позже к группе присоединились и другие проповедники, которые продолжали безвестно процветать на западе Шотландии и севере Ирландии. За их историей и принципами мы обращаемся к Свидетельству реформатской пресвитерианской церкви. (См. Современное резюме, см.)

Строго придерживаясь Соглашений и теоретически отвергая соглашение Революции, политическая позиция камерунцев (по словам Чемберса) очень своеобразна, поскольку они отказываются признавать какие-либо законы или учреждения, которые, по их мнению, враждебны учреждениям Царства Христова; по этой причине они сильно изолировали себя от общества и отказались от некоторых обязанностей и привилегий граждан. В то же время уместно сказать, что, если они ревностны и бескомпромиссны, они также являются мирным собранием христиан, которые под прикрытием свободного и терпимого правительства не трогают и возобновляют Заветы так часто, как того требует воображение.. В 1860 году в его состав входило 6 пресвитерий, в общей сложности 45 общин в Шотландии, одно из которых находилось в Эдинбурге, а 4 - в Глазго. Связанные с телом общины существуют в Ирландии и Северной Америке.

Предыстория

Памятник деклараций Санкухара
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Декларация Санкухара

Реформатские пресвитериане исторически назывались Ковенантерами Из-за их отождествления с общественным соглашением в Шотландии, начиная с 16 века. В ответ на попытки царя изменить стиль богослужения и форму правления в церквях, которые ранее были согласованы (заключены) свободными собраниями и парламентом, ряд министров подтвердили свою приверженность этим предыдущим соглашениям. Они подписали «Национальный пакт» от февраля 1638 г. в Грейфрайарс Кирк в Эдинбурге. Именно отсюда происходит Голубое знамя, провозглашающее «За корону и завет Христа», поскольку участники завета увидели попытку царя изменить церковь как попытку претендовать на ее главенство от Иисуса Христа. В августе 1643 г. Ковенантеры подписали политический договор с английскими парламентариями, названный «Торжественной лигой и соглашением ». Согласно этому завету подписавшие согласились установить пресвитерианство в качестве национальной церкви в Англии и Ирландии. Взамен «Ковенантеры» согласились поддержать английских парламентариев против Карла I Английского в Гражданской войне в Англии. Торжественная Лига и Завет утверждали привилегии «коронных прав» Иисуса как царя над церковью и государством, а также право церкви на свободу от принудительного вмешательства государства. Оливер Кромвель установил независимость у власти в Англии, обозначив конец реформ, обещанных парламентом.

Пресвитериане верили в Божественное право пресвитерии. Согласно этому образу мышления пресвитерианская форма церковного правления не была чем-то предоставленным королем или гражданским правительством; это было божественное право. Это не означает, что церковь могла подавлять гражданские власти во всем, как в римско-католической системе; они также не согласились бы с тем, что король имел абсолютные полномочия, данные ему Богом, несмотря на то, что утверждали короли Стюартов. Скорее, гражданская власть и церковная власть имеют свое место - независимо друг от друга. У них была отдельная Магистерия. Это доктрина разделения церкви и государства, как учил Жан Кальвин.

Когда монархия была восстановлена ​​в 1660 году, некоторые пресвитериане надеялись на нового заветного короля, как Карл II. поклялся соблюдать заветы в Шотландии в 1650 и 1651 годах. Карл II, однако, решил, что он не будет разговаривать о заветах. В то время как большинство населения участвовало в установленной церкви, ковенантеры категорически не соглашались; вместо этого они проводят незаконные богослужения в сельской местности. Они сильно пострадали в ходе преследований, которые последовали за ними во время правления Карла II и Якова VII. Действительно, худшие дни этого периода стали известны как Killing Times. Между тем, когда вспыхнуло преследование после того, как Карл II объявил Шотландские Заветы незаконными, десятки тысяч шотландских Ковенантеров бежали в Ольстер между 1660 и 1690 годами. Эти Ковенантеры в конечном итоге сформировали реформатскую пресвитерианскую церковь Ирландии.

Более ранние умирающие мученики протестовали, что они не только боялись Бога, но и уважали Короля; но в 1680 году сначала в Queensferry Paper, который, как предполагается, был составлен Дональдом Каргиллом, а затем в Декларации Санкухара, которая была прикреплена к Бургскому кресту эта деревня Ричардом Кэмероном, авторитетом Карла II. был отвергнут, и ему была объявлена ​​война как тирану и узурпатору. Провозглашение было актом восстания, но следует помнить, что оно было основано на том же основании, что и Уильям, когда он взошел на трон.

Откол от Шилдса и воссозданной Церкви Шотландии.

В 1691 году пресвитерианство было восстановлено в установленной церкви в Шотландии. Однако поскольку не было признания суверенитета Христа в терминах Торжественной Лиги и Завета, партия инакомыслящих отказалась вступить в это национальное соглашение, на том основании, что оно было навязано Церковью и не придерживалось ее. предыдущее заветное поселение нации. Они сформировали общества, которые в конечном итоге сформировали реформатскую пресвитерианскую церковь в Шотландии.

В 1690 году, после революции, Александр Шилдс присоединился к Шотландской церкви и 25 октября 1690 года был принят в общение со своими сподвижниками и. Эти трое ранее служили группе несогласных, когда нелицензированные собрания под названием conventicles были объявлены вне закона. В отличие от этих служителей, некоторые пресвитериане не присоединились к основанию Церкви Шотландии. В результате «Объединенные общества» остались без министра на шестнадцать лет. В течение этих шестнадцати лет Несогласные Ковенантеры поддерживали свои Общества поклонения и религиозной переписки. Обществ насчитывалось около двадцати, а общее количество членов - около семи тысяч. Шилдс привел доводы в пользу единства и противодействия расколу в книге «Исследование церковного единения».

Идея страны-участницы Завета под властью царя-пресвитерианца прочно овладела их умами несогласных, и это вызвало отвращение, когда во время Революции не было предпринято никаких усилий, чтобы вернуть исчезнувшую славу и восстановить былое превосходство Завета. Вместо этого они обнаружили, что вновь созданный порядок вопиющим образом расходился с предыдущим, а лучше, они не могли признать и подчиниться одному, не отвергая другого; и поэтому они решили сохранить такое же отношение к правительству Вильгельма, которое они придерживались по отношению к правительству двух предыдущих правителей. Они не признали бы его королем, не признали бы его суды, не заплатили бы налоги.

То, что люди, придерживающиеся таких взглядов, держались в стороне от Революционной церкви, было ожидаемым. Король слишком много внимания уделял своей организации, чтобы позволить им придерживаться ее. Следовательно, когда было восстановлено пресвитерианство, за пределами оставалась группа христиан, которые никогда не отделялись от этой более поздней церкви Шотландии, потому что они никогда не становились ее членами.

Первые служители и Синод

Приходская церковь Далсерф. Где похоронен Джон М'Миллан и установлен памятник

В конце шестнадцати лет, в 1706 г., Откр. Джон М'Миллан, священник прихода Балмаги, человек редкой силы характера и строгой честности, который пытался убедить своих собратьев-пресвитеров и священнослужителей вернуться на землю Завета, которую они покинули и которая перенес низложение за свою настойчивость, был предложен и принят на должность министра несогласных обществ.

Ранняя история этого замечательного общения очень любопытна и интересна. В течение многих лет у него не было служения; тем не менее, оно поддерживало активную жизнь посредством местных «Обществ» и «Общего собрания». Постепенно к ним присоединился служитель официальной церкви - г-н М'Миллан из Балмаги; но на протяжении более чем одного поколения он был оставлен руководить работой в одиночку.

Томас Бостон очень критически относился к тем, кого он называл «двумя проповедниками разделения», то есть Макмиллану и Макнилу. 12 декабря 1708 года он прочитал проповедь в Эттрик на тему «Зло и опасность раскола», которая была направлена ​​на то, что он считал их ошибками. Воган в своей проповеди кратко излагает доктрины. Г-н Макнейл получил лицензию от пресвитерии Пенпонта 10 мая 1669 года. Он полностью симпатизировал Макмиллану и присоединился к нему в его «Протесте, деклинатуре и апелляции», представленном на рассмотрение Ассамблеи 1708 года. Объединенные общества последовательно отказывались подчиняться. рукоположил его, пресвитерия не было, и когда он умер 10 декабря 1732 года, он был испытателем шестьдесят три года. Макмиллан и Объединенные общества не могли назначить своих собственных министров, потому что в их собственных глазах им не хватало власти; они не претендовали на роль отдельной церкви.

Макферсон говорит о проповеди Бостона: «Я не уверен, но это та проповедь, в которой Ренвик, если бы он выжил так долго, был бы вполне готов был проповедовать. Определенно был предлог, возможно, также оправдание для позиции Ренвика, которую более поздние камеронианцы не могли отстаивать свою позицию ».

Макферсон также обсуждает одну из сносок Хатчисона к книге« Информационное оправдание », написанной Ренвик и Шилдс до революции. «В ходе своего анализа« Информационного оправдания »преподобный г-н Хатчисон ссылается на обвинение, выдвинутое против его составителей в раскольниках, обвинение, которое, по его словам, им удалось отразить. Они, продолжает он,, все еще считали себя частью исторической Церкви Шотландии и имели обыкновение говорить о ней как о бедной, истерзанной и истекающей кровью матери... Они утверждают, что не покинули церковь... Приходящие в упадок и истекающие кровью мать... коррумпированная часть оставила их; они разделяются только потому, что отказываются следовать этим злым курсом... Они не претендовали на то, чтобы быть церковью, а всего лишь сообществами частных христиан, собирающихся вместе для взаимного назидания и укрепления и не имеющих представления о формировании отдельной церкви ».

Попытка побудить Эбенезера Эрскина присоединиться к Объединенным обществам, когда он вышел из установленной церкви в 1733 году, не увенчалась успехом. 1 августа 1743 г. другой министр, преп. Томас Нэрн, который оставил установленную Церковь Шотландии и присоединился к Ассоциированному пресвитерию, перешел в Общества, которые затем были образованы как Реформатское пресвитерие . Мистер Нэрн происходил из Абботхалла в Файфе, который был министром Сецессиона. Пресвитерий был учрежден в Брэхеде, Карнват, и назначил новых министров, один из которых был отправлен для поддержки дела в Пенсильвании. Александр Маршалл, который уже изучал богословие, также был рукоположен и впоследствии призван.

В 1753 году после публикации книги Джеймса Фрейзера из Бреа «Трактат об оправдании веры» в реформатском пресвитерии произошел разрыв. 103>, написавшего это, находясь в заключении на Bass Rock. Амиральдский взгляд на искупление был одобрен рядом служителей, которые какое-то время оставались группами прихожан. Некоторые учредили собственное несогласное пресвитерие, которое в конечном итоге прекратило свое существование; другие за долгие годы трансформировались и стали в 1813 году унитарной церковью Эдинбурга. Реформатская пресвитерия выпустила в 1793 году публикацию, в которой учат против унитаризма, под названием «Свидетельство и предупреждение против социнианских и унитарных ошибок». Это было официальное издание, адресованное «христианам всех деноминаций», и было написано Арчибальдом Мейсоном, первым священником церкви РП в Уишоу. Позже Мейсон получил почетную D.D. колледжа Скенектади.

Потеря двух из пяти служителей усложнила ситуацию, но не оказалась фатальной для деноминации. Были и другие расколы или подразделения в 1822, 1859, 1863 и 1876 годах, несмотря на то, что некоторые статьи в прессе утверждали, что их не было.

1 марта 1763 года было достигнуто соглашение, и Церковь разделилась на северную и южную общины. Церковь увеличивалась в численности, и в 1810 году пресвитерий был разделен на три - восточный, северный и южный пресвитерии - которые собрались в следующем году как первый Синод из реформатской пресвитерианской церкви Шотландии. . В том же году ирландская и североамериканская реформатские пресвитерианские церкви, дочери шотландской церкви, также были достаточно сильны для того, чтобы каждая из них составила свой первый Синод.

Ранние взгляды деноминации изменили ее последующее положение. до 1863 года принятие присяги или голосование на выборах считалось преступлением, подлежащим отлучению. В том году, однако, преобладали более либеральные принципы, и большинством четырех против одного Синод согласился принять это, «рекомендуя членам Церкви воздерживаться от использования права и присяги на верность. в связи с приостановлением действия и изгнанием из Церкви, прекращается ".

Развал 1863 года

В 1863 году церковь насчитывала более 10 000 человек. В соответствии с его взглядами на не заветную Морнархию, формальным Актом о свидетельских показаниях членам запрещается приносить присягу на верность или пользоваться правом голоса на выборах в Парламент, потому что избранные таким образом лица должны сами принимать та клятва. Этот запрет к середине 19 века часто игнорировался, хотя, хотя некоторые кирк-сессии временами приостанавливали или отсекали нарушителей, пресвитерия или синод ни разу после апелляции не подтвердили приговор; но с подъемом добровольческого движения в 1860 году вопрос о присяге снова приобрел известность. На некоторых сессиях предпринимались попытки помешать своим членам кирка стать волонтерами; в этой связи дело было передано в синод 1862 года, который в 1863 году постановил подавляющим большинством в соответствии с предыдущей практикой, что, «рекомендуя членам Церкви воздерживаться от использования права и присяги, верности, дисциплинарные взыскания, приводящие к отстранению от Церкви и изгнанию из Церкви, прекращаются ". Однако три министра и восемь старейшин немедленно протестовали против этого формального отказа, как они считали это, от основополагающих принципов, вышли из синода и сформировали еще один орган под тем же названием, число которого с тех пор несколько увеличилось. Таким образом, к 1874 году в Шотландии было два разных тела, носивших одно и то же название «реформатские пресвитериане». Более крупная организация (известная теперь как «Синод большинства») насчитывала сорок пять общин и содержала шесть миссионеров на Новых Гебридских островах ; в меньшем (известном как «Синод меньшинства» - отделение 1863 года) было одиннадцать конгрегаций. По переписи 1851 г. у объединенного тела было тридцать девять культовых мест. Филиалы реформатской пресвитерии были обнаружены в Ирландии и Америке, и в обеих этих ветвях подразделения произошли раньше, чем в Шотландии, на тех же общих основаниях изменения административных правил и применения фундаментальных принципов к различным обстоятельствам времени.. Следовательно, эти две шотландские организации нашли одинаковую поддержку в их более поздних противоречиях различных ирландских и американских синодов. В большом корпусе в Ирландии было около тридцати трех собраний, с приходом пресвитерия в Нью-Брансуике и Новой Шотландии, а в меньшем было семь собраний.

Впоследствии Синод большинства, насчитывавший около 10 000 человек, был в значительной степени поглощен союзом со Свободной церковью, насчитывающей более 300 000 человек, тогда как сегодняшняя церковь РП является продолжающейся церковью Синода меньшинств.

Союз 1876 года

Хронология, показывающая эволюцию церквей Шотландии с 1560 года

В мае 1864 года - в Синод большинства пришло приглашение от Объединенного унионного комитета Свободных и Объединенные пресвитерианские церкви, приглашая их принять участие в переговорах, которые тогда шли. Это приглашение было с радостью принято. Делегация во главе с доктором Гулдом была назначена для совещаний с другими церквями, и во встречах, которые проводились впоследствии, реформатские пресвитериане принимали заметное участие.

изменение условий регистрации не оказалось сложным. Было обнаружено, что все заинтересованные стороны были в значительной степени единодушны в отношении Второй Реформации, Революционного урегулирования и Главенства Христа; и 25 мая 1876 г. союз был завершен. Только один священник из реформатского пресвитерианского духовенства отказался пойти вместе со своими братьями, так что слияние было настолько полным (говорит Уокер), насколько это было возможно. Пять собраний отказались вступить в союз. Из них четверо присоединились к Синоду меньшинств после развала 1863 года.

С тех пор реформатская пресвитерианская церковь в Шотландии продолжила свое существование из Синода меньшинства. Спустя сто лет после разрушения 1863 года количество людей уменьшилось, и осталось 5 собраний и 5 служителей с членами из 5 сотен. В следующие несколько лет их количество снизилось еще больше. Сегодня все еще существует 5 собраний, в которые входят еще несколько служителей, не относящихся к деноминации; Число РП увеличилось, когда Свободная Церковь изменила свою практику пения псалмов в богослужении. Деноминация по-прежнему поддерживает тесные связи с реформатскими пресвитерианскими церквями в Ирландии и Америке.

Существующие общины

ЦерковьМестоположениеИнтернетОснование
Airdrie RPCSAirdrie, North Lanarkshire [1 ]
Глазго RPCSПартик, Глазго [2] 2011
Северный Эдинбург RPCSМюрхаус, Эдинбург [3]
Сторновей RPCSСторновей, Na h-Eileanan Siar [4]
Stranraer RPCSStranraer, Dumfries and Galloway [5]

Иностранные миссии

Франция

Шотландцы Церковь имеет непосредственный вклад в миссионерскую работу в Нанте, Франция, через миссионерский комитет, который действует под надзором ирландской и шотландской церквей RP.

Судан и Кипр

RPCS проявляет активный интерес к этим миссионерским работам, проводимым под надзором церкви RP в Северной Америке.

Имена и прозвища

Памятник и могилы мучеников на Эйрдс Мосс Далсерф Кирк и Мемориал Джона М'Миллана

Старые пресвитерианские несогласные приняли и получили название несогласных из-за той роли, которую их предки действовали во время революции в 1689 году, в то время как они открыто и откровенно не соглашались с общественностью. дела представителей нации как в церкви, так и в государстве; считая эти деяния грустным отходом от прежних похвальных достижений. Эпитет «Старый» обычно имеет префикс, чтобы обозначить, что они имеют более длительный статус, как отдельное Тело, чем любая другая деноминация пресвитериан, отделившихся от Установленной Церкви. В некоторых частях страны, особенно в Ирландии, их называли Covenanters из-за их открытой приверженности Национальному пакту Шотландии и Торжественной лиге и соглашению трех королевств.

Другие часто дают им различные прозвища. Их называли Whigs - термин, который, как известно, часто применялся к ревностным сторонникам гражданской или религиозной свободы. камероняне - из Rev. Ричард Кэмерон, который пал в Airsmoss в Кайле 20 июля 1680 года от меча своих кровавых преследователей, в то время как он и несколько его последователей внезапно и яростно атаковали, благородно защищали свою жизнь и религиозные свободы. Горцы - за то, что они придерживались той же цели, что и те, кто поддерживал и одобрял верную проповедь Евангелия в горах и болотах Шотландии во время гонений; и потому, что они сами, из-за отсутствия большего удобства, часто были вынуждены, даже после революции, совершать таинства в открытых полях, хотя сейчас это не так, как когда-то. M'Millanites - от имени первого министра, который поддержал их дело после революции. Если бы намерения самозванца были хорошими (говорит Синод), все эти прозвища можно было бы считать очень безобидными.

Их также можно было бы назвать Реформатской, или Реформационной пресвитерией ; в то время как, с другой точки зрения, их можно было бы с такой же уместностью назвать Несогласные пресвитерии .

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 11:30:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте