Реформация в Дании - Норвегии и Голштинии

редактировать

Реформация в Дании - Норвегии и Голштинии была переходом от католицизма - лютеранство в королевствах, управляемых датским домом Ольденбургским в первой половине шестнадцатого века. После распада Кальмарской унии в 1521/1523 году эти королевства включали королевства Дании (с бывшими восточными датскими провинциями в Сконеланд ) и НорвегияИсландия, Гренландия и Фарерские острова ) и герцогства Шлезвиг (датское феодальное владение) и Holstein (немецкое феодальное владение), в результате чего Дания также простиралась на сегодняшний Gotland (ныне часть Швеции) и Øsel в Эстонии.

Протестантская Реформация достигла Гольштейна и Дании в 1520-х годах. Лютеранские деятели, такие как Ганс Таузен, получили значительную поддержку среди населения и со стороны Кристиана II, и хотя преемник последнего Фридрих I официально осудил реформаторские идеи, он терпел их распространение. Его сын Кристиан III официально ввел лютеранство в свои владения в 1528 году, и, став королем в 1536 году после графской войны, лютеранство стало официальным во всей Дании-Норвегии. Католические епископы были удалены и арестованы, а церковь была реорганизована на основе лютеранских церковных приказов, составленных под эгидой друга Лютера Иоганнеса Бугенхагена в 1537 году (Дания-Норвегия) и 1542 году (Гольштейн).).

Лютеранский порядок, установленный во время протестантской Реформации, является общим корнем церкви Дании, церкви Норвегии, церкви Исландии и Церковь Фарерских островов. Это также спровоцировало неудачное участие Дании в Тридцатилетней войне при Христиане IV, который возглавлял защиту протестантской коалиции против Католической лиги Контрреформация.

Содержание
  • 1 Распространение реформаторских идей
  • 2 Выборы Кристиана III и вражда графа
  • 3 Реформация в Дании
  • 4 Реформация в Норвегии
  • 5 Реформация в Исландии
  • 6 Реформация на Фарерских островах
  • 7 Источники
    • 7.1 Ссылки
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Распространение реформаторских идей
Ганс Таузен был один из первых лютеранских проповедников, а затем епископов в Дании.

Уже в 1525 году Ханс Таузен, рыцари-госпитальеры из монастыря Антворсков, имел начал проповедовать лютеранские доктрины в Выборге. В последующие годы лютеранское движение начало распространяться по всей стране, и хотя король Фридрих I в своей håndfæstning («хартии») дал обещание бороться против лютеранства, тем не менее он издал указ для жителей Выборга в 1526 году, обязывающий их защищать Ганса Таузена.

Евангелическое движение зародилось в Германии, где Мартин Лютер разместил свой Девяносто пять тезисов в 1517 году. Движение быстро приобрело большое влияние в Дании, хотя гуманисты, такие как Поль Хельгесен, долгое время пытались поддерживать движение за реформы в католической Церковь вместо того, чтобы полностью отменить ее, как это сделали бы лютеране.

В первые годы 1530-х гг. Пассивность царя побуждала людей нападать на монастыри и церкви. Бывший король Кристиан II, живший в изгнании с 1526 года, воспользовался беспорядками и издал пропагандистские работы, агитируя за себя и новую лютеранскую доктрину. Когда Фридрих I умер в 1533 году, Совет Королевства не смог прийти к соглашению о том, кто должен быть новым королем. Католическое большинство предпочитало 12-летнего сына Фредерика Ганса Старшего из земли Шлезвиг-Гольштейн-Хадерслев, в то время как меньшинство поддерживало единокровного брата Ганса Христиана, который как герцог Слезвиг и Холстен имел ввел лютеранство здесь в 1520-е годы.

Выборы нового короля были отложены на год из-за разногласий. В то же время Совет Королевства управлял страной, позволяя епископам решать, что можно проповедовать в их соответствующих епархиях. Более того, Ганса Таузена обвинили в ереси и изгнали из Зеландии, но епископ Роскилле перезвонил ему всего через месяц. Недовольство дворянством, принявшим контроль над страной через Совет, заставило граждан Мальмё и Копенгагена вместе с крестьянами, особенно из северной Ютландии, сплотиться вокруг изгнанного короля Кристиан II.

Совет, кроме того, решил присоединиться к альянсу нидерландцев - слесвигийцев и голсасцев вместо Любека, который мэр Юрген Вулленвевер также представлял на заседании Совета.

Выборы Кристиана III и враждебность графа
Выборы Кристиана III были решающими для Реформации в Дании.

В январе 1534 года городское правительство Мальмё во главе с мэром Йорген Кок отказался выполнить приказ епископа Лунда об изгнании лютеранских проповедников. Мальмё уже долгое время был центром евангелической деятельности и в ответ на приказ захватил замок Мальмё и арестовал сюзерена. В мае за этим восстанием последовал немецкий граф Кристофер Ольденбургский, напавший на Хольстен. Его наняли Кох из Мальмё и Вулленвевер из Любека, чтобы официально завоевать Данию, чтобы восстановить короля Кристиана II. Участие графа Кристофера в следующих двух годах гражданской войны назвало его графской враждой. Главной целью графа был не Хольстен, а Зеландия, где он плыл, и он быстро получил контроль над всей датской территорией к востоку от Великого пояса.

4 июля 1534 года представители ютландской знати и советники встретились в Ржи в восточной Ютландии. Здесь меньшее дворянство вынудило епископов назначить на царство лютеранского христианина, герцога Слезвига и Хольстена. Когда к ним присоединилась знать Фюн, Кристиан согласился, и 18 августа того же года в Хорсенсе.

после того, как Фюнен и Ютландия восстали и , ему как королю Кристиану III было оказано почтение. Швеция и Пруссия были вовлечены в войну в Скании, Любек вышел из борьбы в январе 1536 года, а 6 апреля Мальмё сдался, хотя и не потерял ни привилегий, ни Евангелическое учение. После того, как население месяцами голодало, Копенгаген тоже сдался, и мэр Амброзиус Богбиндер покончил жизнь самоубийством. Как и Мальмё, Копенгаген не утратил своих привилегий, и повстанцы получили амнистию.

Реформация в Дании
Иоганнес Бугенхаген посвятил первых лютеранских епископов («суперинтендантов ») в Дании.

Кристиан III вошел в Копенгаген 6 августа 1536 г. и шесть дней спустя совершил переворот. Трое епископов, проживавших в Копенгагене, были арестованы, а остальные выслежены и также арестованы. Официальной причиной было их нерешительность избрать Кристиана королем и другие предполагаемые преступные действия. Настоящая причина, однако, заключалась в том, что Кристиан хотел убить двух зайцев одним выстрелом: провести лютеранскую реформацию и конфисковать собственность епископов, прибыль от которой была необходима для покрытия расходов на недавно закончившуюся гражданскую войну.

До того, как Кристиан III пришел к власти во всей Дании-Норвегии после графской вражды, он уже реализовал протестантскую реформацию в своих владениях. Хадерслев (Хадерслебен) и Торнинг (Торнинглен, Торнинглен), два владения в южной Ютландии, которые он получил в 1524 году. Убежденный лютеранин со времени его встречи с Лютером на сейме of Worms в 1521 году, Кристиан III ввел лютеранский церковный порядок в своих владениях в 1528 году, о чем говорится в двадцати двух статьях Хадерслев. В 1536 году он хотел ввести аналогичный приказ для всего королевства. В статьях Хадерслева уже была введена должность суперинтенданта, и арест епископов, которые не поддержали его избрание и не желали нести какие-либо его военные расходы, уступил место назначению лютеранских суперинтендантов во всей Дании. Норвегия.

После переворота Кристиан III связался с Мартином Лютером и Иоганнесом Бугенхагеном, с которыми он впервые встретился в 1529 году - оба поздравили короля. Его последующая просьба к Джону Фредерику I, курфюрсту Саксонии немедленно направить Меланхтона или Бугенхагена в Данию, была отклонена, но избиратель был готов сделать это, как только набросал черновик датского лютеранина. церковный порядок обеспечивали датские богословы. Таким образом, Кристиан III мог полагаться на группу способных датских лютеран, которые все учились в Университете Виттенберга, среди них были Педер Палладиус, Йорген Садолин, Ханс Таузен и Франс Формордсен.

Педер Палладиус

Синода была проведена в Оденсе, где был начат проект, и после этого работа продолжилась в Хадерслеве. Первый вариант был основан главным образом на статьях Хадерслева, а также на саксонском сценарии Unterricht der Visitatoren («Уроки посетителей»), на произведении Бугенхагена Van menigherleie christliken saken («О некоторых христианских вопросах»), на литургических сочинениях Лютера и датчан литургические сочинения. В апреле 1537 года проект был отправлен в Виттенберг для утверждения, после чего избиратель разрешил Бугенхагену отбыть в Данию.

После того, как Бугенхаген пересмотрел и изменил проект, он был переведен с латыни на датский и представлен в rigsrådet. После второго пересмотра Бугенхагеном церковный орден был завершен и подписан Кристианом III 2 сентября 1537 года как Ordinatio ecclesiastica regnorum Daniae et Norwegiae et ducatuum Slesvicencis, Holtsatiae и т. Д. И т. Д. («Церковный орден королевств Дании и Норвегии и герцогства Шлезвиг и Гольштейн и др. »). В Дании было создано семь суперинтендантств, которые заменили прежние епископства.

Датские суперинтенданты созданы в 1537 году
РайонСм.Суперинтендант
ЗеландияРоскиллеПедер Палладиус
Фюн- Лолланд - Фальстер ОденсеГеорг Вибург
Ютландия (часть)Вендельбо / Ольборг Педер Том
Ютландия (часть)ОрхусМатиас Ланг
Ютландия (часть)РибеИоганн Вандал
Ютландия (часть)ВиборгДжейкоб Сканирование
СканияЛундФранс Формордсен

суперинтенданты должны были встречаться с королем в синодах, высшее духовенство - с суперинтендантами на землях, а низшее - с высшим духовенством в калентах, король не должен был иметь богословских полномочий, кроме утверждения суперинтендантов, а суперинтенданты не должны были владеть феодальными владениями. или светские офисы - правило, которому не следует строго следовать. Точно так же Христиан III часто вмешивался в дела церкви.

Церковный порядок отвернулся от почитания святых, поста, безбрачия и всего остального, что считалось Католическое дурачество, и вместо этого он постановил церковные службы совершать на датском языке. Большинству монахов и монахинь было разрешено оставаться в своих монастырях и монастырях (кроме серых монахов ), а священникам было разрешено сохранять свои церкви до самой смерти. Только после смерти последнего монаха или монахини монастырь был добавлен в собственность короны. Таким образом, несмотря на более жестокие процедуры, которым особенно следовал епископ Педер Палладиус в Зеландии, Реформация стала относительно бескровным делом в Дании.

Датский перевод латинского Ordinatio ecclesiastica был одобрен rigsrådet в качестве закона в 1539 году. Бугенхаген покинул Данию в том же году, но вернулся в 1542 году для посредничества в переговорах с дворянством Гольштейна, затянувшие там выполнение церковного заказа. 9 марта 1542 года Schleswig-Holsteinische Kirchenordnung («Церковный орден Шлезвиг-Гольштейна») был утвержден ландтагом в Рендсбурге после пересмотра Бугенхагеном. Осуществление церковного порядка в Норвегии оказалось более трудным, и тем более в Исландии, где он был осуществлен только в 1552 году после казни епископа Йона Арасона в 1550 году и оспаривался местное население до семнадцатого века.

Помимо работы над датским церковным порядком, Бугенхаген также короновал Кристиана III и его жену Доротею лютеранским ритуалом 12 августа 1537 года, в день тридцать четвертого дня рождения короля и первая годовщина ареста католических епископов. Коронация, а также инаугурация суперинтендантов, которую также провел Бугенхаген, состоялись в церкви Богородицы в Копенгагене. Также в 1537 году Копенгагенский университет, закрытый со времен графской войны, был смоделирован Бугенхагеном после того, как Виттенберг был вновь открыт как лютеранский университет. В 1550 году была впервые напечатана «Библия Кристиана III» - перевод Библии Лютера, сделанный Кристианом Педерсоном от имени Кристиана III. В 1556 году Педер Палладиус опубликовал «Алтарь», сборник лютеранской литургии, который, однако, не стал обязательным для всей Дании.

Реформация в Норвегии

Реформация в Норвегии было совершено силой в 1537, когда Кристиан III объявил лютеранство официальной религией Норвегии, отправив католического архиепископа Олава Энгельбректссона в ссылку в Лиере. в Нидерландах (сейчас в Бельгии). Католические священники и епископы подвергались преследованиям, монашеские ордена подавлялись, а корона забирала церковное имущество, а некоторые церкви были разграблены и заброшены, даже разрушены. Епископы (первоначально называвшиеся суперинтендантами ) назначались королем. Первым суперинтендантом был Гжебл Педерссон, который занимал должность суперинтенданта Бьоргвина с 1537 по 1557. В 1537 году Кристиан III также сделал Норвегию наследственным королевством в реальном союзе с Данией, который продлился до 1814, когда Фридрих VI уступил Королевство Норвегию <39.>Карл XIII из Швеции.

Реформация в Исландии

Исландская Реформация происходила с 1539 по 1550 год. Исландия в то время была территорией, управляемой Данией-Норвегией и лютеранской религиозной Реформа была навязана исландцам королем Дании Кристианом III. Исландская Реформация закончилась казнью Йона Арасона, католического епископа Холара, и двух его сыновей в 1550 году, после чего страна приняла лютеранство.

Реформация на Фарерских островах
Источники

Ссылки

Библиография

  • Грелль, Оле Петер (1995). Скандинавская Реформация. От евангелического движения к институционализации реформ (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44162-5.
  • Локхарт, Пол Дуглас (2007). Дания, 1513–1660 гг. Взлет и закат монархии эпохи Возрождения. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927121-4.
  • Лоренцен, Тим (2008). Йоханнес Бугенхаген als Reformator der öffentlichen Fürsorge. Исследования позднего средневековья, гуманизма и Реформации (на немецком языке). 44 . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149613-4.
  • Уайли, Джеймс А. (2002). История протестантизма. Публикации Хартленда. ISBN 0-923309-80-2.
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 11:29:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте