В Нидерландах с момента вступления в силу Закона о консультативном референдуме (Wet raadgevend referendum) 1 июля 2015 года, до его отмены 18 февраля 2018 года, большинство типов основных законов может быть подвергнуто отлагающему, необязательному референдуму, если его запросить вскоре после королевского согласия и последующие прокламации. Если закон отклонялся более чем половиной поданных голосов с обязательной явкой не менее 30%, его вступление в силу приостанавливалось на неопределенный срок и должен был быть принят закон о последующих действиях, который либо отменял закон, либо предусматривал его вступление в силу.
Конституция Нидерландов не содержит положений о референдумах, а это означает, что любой референдум, проводимый на национальном или местном уровне, не может быть обязательным, пока Конституция отдает приоритет законодательным органам. Первое чтение поправки к конституции, вводящей обязательный отменяющий референдум на национальном, провинциальном, муниципальном и уровне водного совета, было завершено 15 октября 2014 года. Второе чтение не может быть проведено до следующих всеобщих выборов и потребует большинства в две трети голосов в обеих палатах Генеральных штатов. Предыдущая попытка провалилась в мае 1999 года, когда закон был отклонен во втором чтении в Сенате из-за ВВД сенатора Ханса Вигеля, восставшего против своей партии.
Со времени конституционного референдума Батавской республики в 1805 было проведено только три референдума. Первым был консультативный специальный референдум по Европейской Конституции в 2005 году. Вторым был референдум о ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС 6 апреля 2016 г., это был первый референдум в соответствии с Законом о консультативном референдуме. 21 марта 2018 г. был проведен референдум по Закону о разведке и безопасности Нидерландов 2018 г.
В Нидерландах законопроекты обычно представляются правительством, но также и отдельными членами Палаты представителей имеют право вносить законопроекты. В 2005 году члены парламента (лейбористы ), Виджнанд Дуйвендак (GreenLeft ) и Борис ван дер Хам (Демократы 66 ) внес законопроект, который станет Законом о консультативном референдуме. Прилагаемый к нему пояснительный меморандум начинается с цитаты бывшего президента США Теодора Рузвельта : «Я верю в [...] референдум, который должен использоваться не для уничтожения представительного правительства, но исправлять его всякий раз, когда он становится неверным ". Первыми спонсорами законопроекта стали (лейбористы), Фемке Халсема (GreenLeft), Пьер Хейнен (лейбористы), Иоланда Сап (GreenLeft), Линда Вортман (GreenLeft), Джерард Шоу (демократы 66) и Манон Фокке (лейбористы) до того, как он был принят обеими палатами.
Законопроект был принят Палатой представителей 14 февраля 2013 г. 98 голосами за и 52 против. Все партии, кроме коалиционной партии Народная партия за свободу и демократию и трех христианских партий - Христианско-демократический призыв, Христианский союз и Реформатская политическая партия - проголосовали «за». В Сенате противные голоса поступили от тех же четырех партий, и законопроект был принят 45 голосами "за" и 30 "против". Он был подписан 30 сентября 2014 года и вступил в силу 1 июля 2015 года.
Однако в 2018 году и собрание, и сенат проголосовали за отмену закона о референдуме
Референдум может быть запрошен по любому элементу первичного законодательства, включая ратификацию договоров, после того, как он был подписан в качестве закона и опубликован в Staatscourant, но, как правило, до его вступления в силу (за исключением случаев). Закон исключает несколько предметов, таких как законы, касающиеся: монархии или королевской семьи, национального бюджета, поправок к конституции, законодательства, принятого исключительно во исполнение договоров или решений межправительственных организаций, актов Королевства (если они не будут применяться исключительно к Нидерландам ) и законодательства, принятого в ответ на предыдущий референдум.
Процедура запроса референдума состоит из двух этапов. Для предварительного запроса необходимо получить 10 000 запросов в течение четырех недель после провозглашения закона. По завершении этого этапа действие положений, касающихся вступления в силу данного закона, приостанавливается до завершения процедуры. Для окончательного запроса необходимо получить 300 000 запросов в течение шести недель после завершения предварительного запроса. Если это не принесет успеха, 30% явка не будет соблюдена или закон будет принят, то закон может вступить в силу королевским указом. Если закон отклоняется, то приостановление его действия является бессрочным, и должен быть принят последующий закон, который либо отменяет закон, либо отменяет приостановленные положения, чтобы закон все же вступил в силу.
Комиссия референдума назначается правительством каждые четыре года. Комиссия решает дату и вопрос референдума, субсидии на кампании («за», а также «против») и дает нейтральную информацию по вопросу референдума. 1 октября 2015 года была создана первая комиссия референдума. Возглавляет его Меди ван дер Лаан, а в его состав также входят А. Бломберг, Виллемен Ден Ауден, Рууд Кул и Рейнт Ян Ренес.
Закон о консультативном референдуме подвергся критике за его требование о явке. Старший преподаватель Каспер Альберс из Университета Гронингена утверждал, что это требование приведет к «player» варианту дилеммы заключенного. Из-за требования о явке сторонники могут выбирать, голосовать ли для достижения желаемого результата, тогда как оппоненты должны голосовать. Это соображение может повлиять на результат, если сторонники решительно способствуют явке и большинство голосов против.
В преддверии референдума по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС в 2016 году, по оценкам некоторых аналитиков, явка будет примерно 30%, выразив сомнение в том, что это требование будет выполнено. Явка референдума составила 32,28% при большинстве против 61%. Министр внутренних дел Рональд Пластерк обязался дать оценку закону.
По состоянию на октябрь 2017 г. 2 акта получили достаточно предварительных запросов (>10 000) для перехода к стадии окончательного запроса. Для одного акта было получено достаточно окончательных запросов (>300 000) о проведении референдума. Ниже приведен перечень актов, по которым поступило более 50 предварительных запросов.
Act/Treaty | Год | Предварительные запросы. порог = 10 000 | Определенные запросы. порог = 300 000 |
---|---|---|---|
Соглашение об ассоциации Украина-ЕС | 2015 | 13 480 (действительные запросы) | 429 939 (действительные запросы) |
Соглашение об ассоциации ЕС-Молдова | 2015 | 100 | на |
Соглашение об ассоциации между ЕС и Грузией | 2015 | 98 | н.о. |
Денонсация голландско-марокканского договора о социальном обеспечении | 2016 | 1,971 | n.a. |
Закон о службах разведки и безопасности 2017 г. | 2017 | 17 162 (действительные запросы) | 384 126 (действительные запросы) |
Голландский Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной референдум | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голландский : Bent u voor of tegen de wet tot goedkeuring van de Associatieovereenkomst tussen de Europese Unie en Oekraïne?. Вы за или против Закона об утверждении Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной? | |||||||||||||||||||||||||
Дата | 6 апреля 2016 г. (2016-04-06) | ||||||||||||||||||||||||
|
Первый референдум, проведенный на основании Закона о консультативном референдуме, касался акта утверждения Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной и состоялось 6 апреля 2016 года. Вопрос референдума звучал так: «Вы за или против Закона об утверждении Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной?»
При явке в 32,28% порог для действительного референдума был достигнут. 61% поданных голосов были против Закона об утверждении, но составили лишь 19,5% имеющих право голоса. Поскольку закон был отклонен, Генеральные штаты должны были принять последующий закон, чтобы либо отменить закон, либо ввести его в действие в конце концов. После голосования правительство заключило дополнительное соглашение между 28 государствами-членами Европейского Союза, касающееся того, что, по мнению правительства, вызывало озабоченность в связи с отказом в голосовании в декабре 2017 года. Дополнительное соглашение не изменило соглашение об ассоциации, и ни Украина, ни Европейский Союз, ни Евратом не участвовали в дополнительном соглашении. После утверждения дополнительного соглашения в мае 2017 года был принят новый закон, утверждающий Соглашение об ассоциации, что позволило Нидерландам сдать на хранение свою ратификационную грамоту 15 июня 2017 года. Соглашение об ассоциации вступило в силу 1 сентября 2017 года.
До 2015 года в законе не было постоянного положения о референдуме. Однако с 2002 по 2005 год действовал Закон о временном референдуме, который позволял проводить необязательные референдумы, известные на голландском языке как volksraadpleging («народные консультации»), которые должны проводиться для законов, уже одобренных Палатой представителей. Референдум на основании этого закона не проводился.
Для проведения референдума 2005 года по Договору об учреждении Конституции Европы был временно принят другой закон. Этот референдум был первым общенациональным референдумом в Нидерландах после референдума 1805 года в Батавской республике, и он был результатом инициативного предложения парламентариев Фарах Карими (GreenLeft), Ниско Дуббельбоер (Лейбористы) и Борис ван дер Хам (Демократы 66), который также выступил инициатором принятия Закона о консультативном референдуме.