Серийный номер -позиционный эффект

редактировать
Тенденция человека вспоминать первое и последние элементы в серии - лучшие, а средние - худшие График, показывающий U-образную кривую последовательного положения, созданную эффектом последовательного положения

эффект последовательного положения - это склонность человека к лучше всего вспоминать первый и последний пункты в серии, а худшие - средние. Термин был придуман Германом Эббингаузом в ходе исследований, которые он провел на себе, и относится к открытию, что точность припоминания зависит от положения элемента в списке исследований. Когда их просят вспомнить список элементов в любом порядке (свободный отзыв ), люди склонны начинать отзыв с конца списка, вспоминая эти элементы лучше всего (эффект недавности ). Среди более ранних элементов списка первые несколько элементов вызываются чаще, чем средние элементы (эффект первичности ).

Одна из предполагаемых причин эффекта первичности состоит в том, что представленные исходные элементы наиболее эффективно сохраняются в неактивной памяти. из-за того, что им уделяется больше внимания (первый элемент списка можно репетировать сам по себе; второй нужно репетировать вместе с первым, третий вместе с первым и вторым и т. Д.) Эффект первенства уменьшается, когда элементы представляются быстро, и усиливается, когда они представляются медленно (факторы, которые уменьшают и улучшают обработку каждого элемента и, следовательно, постоянное хранение). Было обнаружено, что более длинные списки представления уменьшают эффект первенства.

Один Теоретическая причина эффекта новизны заключается в том, что эти элементы все еще присутствуют в активированной памяти, когда запрашивается отзыв. Элементы, для которых ни один из них не полезен (средние элементы), отзываются хуже всего. Дополнительное объяснение эффекта недавнего времени связано с временным контекстом: при тестировании сразу после репетиции текущий временной контекст может служить сигналом для извлечения, который предсказывает, что более свежие элементы будут иметь более высокую вероятность отзыва, чем элементы, которые были изучены в другом временном контексте (ранее в список). Эффект новизны уменьшается, когда дается мешающая задача. Промежуточные задачи задействуют рабочую память, поскольку отвлекающая активность, если ее продолжительность превышает 15–30 секунд, может нейтрализовать эффект новизны. Кроме того, если воспоминание происходит сразу после теста, эффект новизны остается неизменным независимо от длины изучаемого списка или скорости представления.

Амнезиаки с плохой способностью формировать постоянные долговременные воспоминания не проявляют эффекта первичности, но проявляйте эффект новизны, если вспоминаете сразу после изучения. Люди с болезнью Альцгеймера демонстрируют пониженный эффект первичности, но не вызывают эффекта новизны при припоминании.

Содержание

  • 1 Эффект первичности
  • 2 Эффект недавнего времени
    • 2.1 Модели с двумя магазинами
    • 2.2 Модели с одним магазином
    • 2.3 Правило соотношения
  • 3 Связанные эффекты
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Эффект первенства

Эффект первенства в психологии и социологии - это когнитивное искажение, которое приводит к тому, что субъект вспоминает первичную информацию, представленную лучше, чем информацию, представленную позже. Например, испытуемый, который читает достаточно длинный список слов, с большей вероятностью запомнит слова в начале, чем слова в середине.

Многие исследователи пытались объяснить этот феномен с помощью свободного отзыва [нулевые тесты]. Колуччиа, Гамбоз и Брандимонте (2011) объясняют, что свободное вспоминание - это попытка участников запомнить информацию без подсказки. В некоторых экспериментах в конце 20-го века было отмечено, что участники, которые знали, что их собираются пройти испытания по представленному им списку, репетировали предметы: по мере того, как предметы были представлены, участники повторяли эти предметы для себя, а когда новые предметы были представленных, участники продолжат репетировать предыдущие предметы вместе с новыми предметами. Было продемонстрировано, что эффект первичности оказывал большее влияние на запоминание, когда между презентациями заданий было больше времени, чтобы участники имели больше шансов отрепетировать предыдущие (основные) задания.

Открытая репетиция была техникой, которая использовалась был предназначен для проверки репетиций участников. В эксперименте с использованием этой техники участников просили произносить вслух то, что приходит на ум. Таким образом, экспериментатор смог увидеть, что участники будут повторять более ранние элементы чаще, чем элементы в середине списка, таким образом, репетируя их чаще и лучше запоминая основные элементы позже, чем средние элементы.

В другом эксперименте Броди и Мердока было обнаружено, что эффект новизны частично ответственен за эффект первичности. В своем эксперименте они также использовали технику открытой репетиции и обнаружили, что в дополнение к тому, что более ранние предметы репетировали чаще, чем более поздние, участники репетировали более ранние предметы позже в списке. Таким образом, более ранние предметы были ближе к тесту в плане репетиции и частично объяснялись эффектом новизны.

В 2013 году исследование показало, что эффект первенства также заметен в принятии решений на основе опыта в парадигме повторного выбора, процессе обучения, также известном как оперантное обусловливание. Авторы показали, что важность, придаваемая ценности первого вознаграждения за последующее поведение, явление, которое они обозначили как приоритет результата.

. В другом исследовании участники получили одно из двух предложений. Например, можно сказать: «Стив умен, прилежен, критичен, импульсивен и ревнив». а другой - «Стив ревнив, импульсивен, критичен, прилежен и умен». Эти два предложения содержат одинаковую информацию. Первый предполагает положительные черты в начале, а второй - отрицательные. Исследователи обнаружили, что испытуемые оценивали Стива более положительно, когда им давали первое предложение, по сравнению со вторым.

Эффект давности

Эффект новизны объясняется двумя традиционными классами теорий.

Модели с двумя хранилищами

Эти модели постулируют, что элементы исследования, перечисленные последними, извлекаются из высокодоступного краткосрочного буфера, т. Е. краткосрочного хранилища (STS) в памяти человека . Это позволяет элементам, которые недавно изучались, иметь преимущество перед теми, которые изучались ранее, поскольку элементы более раннего исследования должны с большими усилиями извлекаться из хранилища долговременной памяти (LTS).

Важным предсказанием таких моделей является то, что представление отвлекающего фактора, например решение арифметических задач в течение 10–30 секунд, в течение периода удержания (время между представлением списка и тестированием) ослабляет эффект новизны. Поскольку у STS ограниченная емкость, отвлечение вытесняет более поздние элементы списка исследований из STS, так что при тестировании эти элементы могут быть извлечены только из LTS, и теряют свое прежнее преимущество, заключающееся в более легком извлечении из краткосрочного буфера. Таким образом, модели с двумя хранилищами успешно учитывают как эффект новизны в задачах немедленного отзыва, так и ослабление такого эффекта в задаче отложенного свободного отзыва.

Основная проблема с этой моделью, однако, заключается в том, что она не может предсказать долгосрочный эффект новизны, наблюдаемый при отсроченном вспоминании, когда отвлечение вмешивается между каждым элементом исследования в течение межстимульного интервала ( непрерывная задача отвлечения). Поскольку отвлечение все еще присутствует после последнего элемента исследования, оно должно вытеснить элемент исследования из STS таким образом, чтобы ослабить эффект новизны. Таким образом, наличие этого долгосрочного эффекта новизны повышает вероятность того, что немедленные и долгосрочные эффекты новизны имеют общий механизм.

Модели с одним магазином

Согласно теориям с одним магазином, одиночный механизм отвечает за эффекты последовательного положения. Первый тип модели основан на относительной временной различимости, в которой временной лаг между изучением каждого элемента списка и тестом определяет относительную конкурентоспособность следа памяти элемента при извлечении. В этой модели элементы в конце списка считаются более отчетливыми и, следовательно, более легко извлекаемыми.

Другой тип модели основан на контекстной вариативности, которая постулирует, что извлечение элементов из памяти происходит не только на основе мысленного представления самого предмета исследования, но и контекста исследования. Поскольку контекст меняется и все больше меняется со временем, при немедленном тестировании свободного отзыва, когда элементы памяти конкурируют за извлечение, недавно изученные элементы будут иметь более похожие контексты кодирования с контекстом теста и с большей вероятностью будут отозваны.

Помимо немедленного свободного отзыва, эти модели могут также предсказывать наличие или отсутствие эффекта недавнего времени в условиях отложенного свободного отзыва и постоянного отвлекающего свободного отзыва. В условиях отсроченного отзыва контекст теста смещался бы с увеличением интервала хранения, что привело бы к ослаблению эффекта новизны. В условиях постоянного отвлекающего воспоминания, хотя увеличенные интервалы интерпретации уменьшают сходство между контекстом исследования и контекстом теста, относительное сходство между элементами остается неизменным. Пока процесс отзыва является конкурентным, побеждают недавние предметы, поэтому наблюдается эффект новизны.

Правило соотношения

В целом, важное эмпирическое наблюдение, касающееся эффекта новизны, заключается в том, что это не абсолютная продолжительность интервалов удержания (RI, время между окончанием исследования и период тестирования) или интервалов между презентациями (IPI, время между различными предметами исследования), что имеет значение. Напротив, величина недавности определяется отношением RI к IPI (правило отношения). В результате, пока это соотношение фиксировано, новизна будет наблюдаться независимо от абсолютных значений интервалов, так что новизну можно будет наблюдать во всех временных масштабах, явление, известное как масштабная инвариантность . Это противоречит моделям с двумя магазинами, которые предполагают, что новизна зависит от размера STS, и правила, регулирующего смещение элементов в STS.

Возможные объяснения либо затем объясняют эффект новизны, возникающий через одиночный, один и тот же механизм, или заново объяснить его с помощью модели другого типа, которая постулирует два разных механизма для немедленных и долгосрочных эффектов новизны. Одно из таких объяснений дано Davelaar et al. (2005), которые утверждают, что существует диссоциация между феноменами недавней и долгосрочной новизны, которые не могут быть объяснены однокомпонентной моделью памяти, и которые аргументируют существование STS, объясняющего непосредственную новизну, и второй механизм, основанный на дрейфе контекста, который объясняет долгосрочную новизну.

Связанные эффекты

В 1977 году Уильям Крано решил провести исследование, чтобы дополнить предыдущие выводы о природе эффектов порядка, в частности, о первенстве и новизне., которые были заявлены как недвусмысленные и противоположные в своих прогнозах. Специфика, проверенная Крано, была:

Гипотеза об изменении смысла
Пункты в начале списка устанавливают тему, в которую участники ожидают, что остальная часть списка попадет в нее. Участник изменил значение некоторых слов в списке, чтобы соответствовать ожиданиям, которые он или она установили. Уоткинс и Пейничиоглу (1984) объясняют это тем, что участники меняют значение слов, отклоняясь от установленной темы, чтобы уменьшить количество отклонений в представленной информации.
Дисконтирование несогласованности
Участники проигнорируют информация, которая не соответствовала ранее представленным им вопросам. Другими словами, дисконтирование предполагает представление о несогласованной информации как о имеющей меньшую ценность, чем информация, которая согласуется с другой представленной информацией (Devine Ostrom, 1985).
Гипотеза декремента внимания
Информация, представленная первой, имеет большее влияние на участников, чем информация, представленная позже, вызывая эффект первенства, даже если информация непротиворечива. Штайнер и Рейн (1989) объясняют, что люди уделяют больше внимания информации, представленной вначале, но постепенно уделяют меньше внимания информации, представленной им. Эффект первенства возникает из-за того, что участники обращают внимание на начальную информацию и игнорируют информацию, представленную позже. С другой стороны, если участники находятся в ситуации, когда они должны постоянно обращать внимание на информацию, может возникнуть эффект новизны.

эффект непрерывности или эффект запаздывания-новизны предсказывает, что успешное завершение Напомним, что следующий вызванный предмет с меньшей вероятностью поступит с удаленной серийной позиции, а не с соседней серийной позиции (Kahana, Howard, Zaromb Wingfiend, 2002). Разница между серийным положением двух предметов называется запаздыванием серийной позиции. Другой фактор, называемый вероятностью условного ответа, - это вероятность вспомнить определенное запаздывание последовательной позиции. График запаздывания последовательной позиции в сравнении с вероятностью условного ответа показывает, что следующий отозванный элемент минимизирует абсолютное запаздывание, с большей вероятностью для соседнего, чем предыдущего.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Coluccia, E.; Gamboz, N.; Брандимонте, М. А. (2011). «Нормативные данные для набора тестов на свободное вспоминание, отзывчивость и распознавание у пожилого итальянского населения». Neurol Sci. 32 (6): 1103–1114. DOI : 10.1007 / s10072-011-0747-5. PMID 21918879.
  • Френш, П.А. (1994). «Композиция при последовательном обучении: эффект последовательной позиции». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 20 (2): 423–443. doi : 10.1037 / 0278-7393.20.2.423.
  • Healy, A.F.; Havas, D.A.; Паркур, J.T. (2000). «Сравнение эффектов последовательной позиции в семантической и эпизодической памяти с использованием задач реконструкции порядка». Журнал памяти и языка. 42 (2): 147–167. doi : 10.1006 / jmla.1999.2671.
  • Howard, M. W.; Кахана, М. (1999). «Контекстная изменчивость и последовательные эффекты положения в свободном отзыве». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 25 (4): 923–941. CiteSeerX 10.1.1.360.18. doi : 10.1037 / 0278-7393.25.4.923.
  • Kahana, M. J.; Howard, M. W.; Zaromb, F.; Вингфилд, А. (2002). «Возраст разделяет эффекты новизны и запаздывания при свободном воспоминании». Журнал экспериментальной психологии. 28 (3): 530–540. doi : 10.1037 / 0278-7393.28.3.530.

Дополнительная литература

  • Либерманн, Дэвид А. Обучение и память: интегративный подход. Бельмонт, Калифорния: Thomson / Wadsworth, 2004, ISBN 978-0-534-61974-9.
Последняя правка сделана 2021-06-08 01:05:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте