"Реализм в равновесии "(немецкий : Es geht um den Realismus) - это эссе 1938 года Георга Лукача (написано, когда он жил в Советской России и впервые опубликовано в немецком литературном журнале rnal), в котором он защищает «традиционный» реализм таких авторов, как Томас Манн, перед лицом восходящих модернистских движений, таких как экспрессионизм, Сюрреализм и Натурализм. Практики этих движений, такие как Джеймс Джойс, сделали акцент на демонстрации разлада и разочарования современной жизни с помощью методов, подчеркивающих индивидуализм и индивидуальное сознание, таких как поток сознания. В своем эссе Лукач представляет сложный, детальный взгляд на эти движения и их отношение к тому, что он считает «истинным» реализмом: с одной стороны, Лукач утверждает, что такие движения являются исторической необходимостью, но он также решительно выражает мнение, что этим новым художественным движениям не хватает того, что он считает революционной силой.
Лукач чувствовал, что новые движения были свидетельством того, что капитализм был доведен до предела. Как он пишет:
Другими словами, акцент на индивидуальной изоляции в этих художественных движениях напрямую коррелирует с полной интеграцией капиталистической системы. Это составляет один из основных аргументов Лукача против революционного потенциала модернизма, а именно, что эти движения изображают индивидуальную жизнь как разрозненную в то время, когда капитализм гарантирует, что жизни людей на самом деле более взаимосвязаны, чем когда-либо.
Лукач твердо верил, что литература может оказывать влияние на общество в целом. Действительно, «Реализм в равновесии» начинается с цитаты Георгия Димитрова о важности Дон Кихота для среднего класса в их борьбе против феодализм. И это был традиционный реализм, который, по мнению Лукача, мог привести к марксистской революции.
Лукач занимает марксистскую позицию, согласно которой представители рабочего класса представляют собой беспокойную силу, полную потенциала, но не имеющую направления. Итак, долг автора - показать рабочему классу истинную природу общественных отношений. Таким образом, для Лукача борьба за природу «реализма» была не темной теоретической ссорой, а важными дебатами, имеющими феноменальный потенциал для изменения общества. Как он пишет:
«Все, что проявляется немедленно и на поверхности» - это явный удар по методам и перспективам модернистских школ.
Лукач считал, что авторы, желающие попытаться уловить эту социальную целостность, создают лучшие работы, как в эстетике, так и в революционном потенциале, чем писатели модернистских школ. Умело проводя диалектическое развитие общества в целом, Лукач пишет, что «монотонность» модернистских работ неумолимо проистекает из решения отказаться от любых попыток отражения объективной реальности... такой подход не допускает творческой композиции, никакого подъема и падение, отсутствие роста изнутри, чтобы выйти из истинной природы предмета.
В частности, Лукач выражает поддержку немецкому писателю Томасу Манну. Ссылаясь на заглавный персонаж работы Манна Тонио Крегер, Лукач пишет, что:
Но Лукач ценил не только работы левых. Он считал, что любому автору, независимо от его политической принадлежности, лучше было бы показать «реальную» природу социальной целостности. Это объясняет поддержку Лукача работ Бальзака, который, как роялист, был диаметрально противоположен ленинским верованиям Лукача.
Лукач отказывается предоставить какой-либо революционный потенциал новым модернистским школам, но при этом он вынужден защищать свою диссертацию спорным способом. Марксистская мысль считает, что каждый новый прогресс в обществе просто ускоряет возможную революцию. Но, безусловно, модернистские школы - это новый прорыв, и поэтому они должны обладать некоторым революционным потенциалом. Поэтому Лукач вынужден либо объявить, что модернизм исторически не нужен, либо оспорить марксистскую концепцию неизбежности. Поскольку он уже включил развитие модернистских движений в свой тезис о социальной тотальности, он должен занять вторую позицию. Как он пишет: