Рациональный эгоизм

редактировать

. Рациональный эгоизм (также называемый рациональным эгоизмом ) - это принцип действия рационально тогда и только тогда, когда оно максимизирует личный интерес. Таким образом, он считается нормативной формой эгоизма, хотя исторически был связан как с описательной, так и с нормативной формами. В своей сильной форме рациональный эгоизм утверждает, что отказ от собственных интересов однозначно иррационально. Однако его более слабая форма гласит, что, хотя преследование собственных интересов рационально, отказ от преследования собственных интересов не всегда иррационален.

Содержание
  • 1 Философия
    • 1.1 Айн Рэнд
  • 2 Критика
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки и дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Философия

Рациональный эгоизм (Русский : разумный эгоизм) возник как доминирующая социальная философия русского нигилистического движения, получившая развитие в трудах философов-нигилистов Николая Чернышевского и Дмитрия Писарева. Однако их терминология была в значительной степени запутана, чтобы избежать государственной цензуры, и название рациональный эгоизм явно не упоминается в трудах обоих философов. Рациональный эгоизм получил дальнейшее воплощение в романе Чернышевского 1863 года Что делать? и подвергся критике в ответ Федор Достоевский в его работе 1864 года Записки из подполья. Для Чернышевского рациональный эгоизм послужил основой социалистического развития человеческого общества.

Английский философ Генри Сиджвик обсуждает рациональный эгоизм в своей книге Методы. of Ethics, впервые опубликовано в 1872 году. Метод этики - это «любая рациональная процедура, с помощью которой мы определяем, что отдельные люди« должны »- или что« правильно »для них - делать, или стремиться реализовать с помощью добровольное действие ». Сиджвик рассматривает три таких процедуры, а именно рациональный эгоизм, догматический интуиционизм и утилитаризм. Рациональный эгоизм - это точка зрения, согласно которой, будучи рациональным, «агент считает количество последующего удовольствия и боли только самому себе важным при выборе между альтернативами действия; и всегда стремится к максимально достижимому избытку удовольствия над болью».

Сиджвику было трудно найти убедительную причину предпочтения рационального эгоизма утилитаризму. Хотя утилитаризму можно дать рациональную основу и согласовать с моралью здравого смысла, рациональный эгоизм представляется столь же правдоподобной доктриной относительно того, для чего у нас больше всего оснований делать. Таким образом, мы должны «допустить окончательное и фундаментальное противоречие в наших очевидных интуитивных представлениях о том, что является разумным в поведении; и из этого признания, казалось бы, следует, что внешне интуитивное действие практического разума, проявляющееся в этих противоречивых суждениях, в конце концов является иллюзорным»..

Айн Рэнд

Автор и философ Айн Рэнд также обсуждает теорию, которую она назвала «рациональным эгоизмом». Она считает, что действовать вопреки своим интересам иррационально, и аморально. Таким образом, ее взгляд является сочетанием рационального эгоизма (в стандартном смысле) и этического эгоизма, потому что, согласно объективистской философии, эгоизм не может быть должным образом оправдан без эпистемологии. на основании причины.

Ее книга Добродетель эгоизма (1964) подробно объясняет концепцию рационального эгоизма. Согласно Ранду, рациональный человек считает свою жизнь высшей ценностью, рациональность - высшей добродетелью, а счастье - конечной целью своей жизни.

И наоборот, Рэнд резко критиковал этическую доктрину альтруизма :

Не путайте альтруизм с добротой, доброй волей или уважением к правам других. Это не праймериз, а последствия, которые, собственно, и делает альтруизм невозможным. Несводимый первичный элемент альтруизма, базовый абсолют - это самопожертвование, что означает самосожжение, самоотречение, самоотречение, самоуничтожение, что означает «я» как эталон зла, бескорыстие как эталон добра. Не прячьтесь за такой поверхностностью, как то, стоит ли отдавать ни цента нищему. Не в этом проблема. Вопрос в том, имеете ли вы право на существование, не давая ему эту копейку. Вопрос в том, должны ли вы продолжать покупать свою жизнь, копейку за копейкой, у любого нищего, который захочет подойти к вам. Вопрос в том, является ли потребность в других залогом вашей жизни и моральной целью вашего существования. Вопрос в том, следует ли рассматривать человека как жертвенное животное. Любой человек с чувством собственного достоинства ответит: Нет. Альтруизм говорит: Да.

Критика

Английский философ Дерек Парфит, который обсуждает теорию, дает два возражения против рационального эгоизма. подробно в Причины и лица (1984). Во-первых, с точки зрения рационального эгоиста, рационально делать взносы в пенсионную схему сейчас, даже если это наносит ущерб чьим-то нынешним интересам (которые заключаются в том, чтобы потратить деньги сейчас). Но в равной степени разумно максимизировать свои интересы сейчас, учитывая, что его причины связаны не только с ним, но и с ним, каким он является сейчас (а не его будущим «я», которое, как утверждается, будет «другим» человеком). Парфит также утверждает, что, поскольку связи между настоящим ментальным состоянием и ментальным состоянием будущего «я» человека могут уменьшаться, неправдоподобно утверждать, что человеку следует быть безразличным между настоящим и будущим «я».

Модель эгоистичного гена эволюции предполагает, что поведение человека (и животных), которое кажется альтруистическим, на самом деле эгоистично, если рассматривать его с точки зрения гены / фенотипы. Люди помогают друг другу «бескорыстно», потому что копии их собственных генов существуют и в других, поэтому поведение, которое помогает генам выжить, отбирается для, при этом альтруистический драйв уменьшается с генетической дистанцией.

См. также
Примечания
  1. ^Байер (1990), стр. 201; Герт (1998), стр. 69; Шейвер (2002), §3; Мозли (2006), §2.
  2. ^Шейвер, Роберт (2019), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Эгоизм», Стэнфордская энциклопедия философии (издание весна 2019 года), Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет, извлечено 2020-05-27
  3. ^Шейвер, Роберт (2019). «Эгоизм». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (издание весна 2019 г.). Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет.
  4. ^ Скэнлан, Джеймс П. (1999). «Дело против рационального эгоизма в подпольных заметках Достоевского». Журнал истории идей. Университет Пенсильвании Press. 60 (3): 549–567.
  5. ^Мозли, Александр (2006). «Эгоизм». В J. Fieser; Б. Дауден (ред.). Интернет-энциклопедия философии.
  6. ^С. Джон Мерфи, Саша (2016). «Спор о нигилизме в русской литературе 1860-х годов». Слово. Школа славянских и восточноевропейских исследований, Университетский колледж Лондона. 28 (2): 48–68. doi : 10.14324 / 111.0954-6839.045.
  7. ^Анджей Валицки; Хильда Эндрюс-Русецкая (1979). История русской мысли: от Просвещения до марксизма. Stanford University Press. п. 196. ISBN 978-0-8047-1132-6.
  8. ^«SparkNotes: Notes from Underground: Context». SparkNotes. Проверено 30 мая 2015 г.
  9. ^Сиджвик (1907)
  10. ^Сиджвик (1907), стр. 1
  11. ^Сиджвик (1907), стр. 95
  12. ^Сиджвик (1907), стр. 508
  13. ^Смит (2006); Мозли (2006), §2а.
  14. ^Айн Рэнд, «Вера и сила: разрушители современного мира», Философия: кому это нужно, 1982, Новая американская библиотека, стр. 74.
  15. ^Д. Parfit (1984), части II и III
Ссылки и дополнительная литература
  • Baier, Kurt (1990). «Эгоизм» в компаньоне этики. Питер Сингер (редактор), Блэквелл: Оксфорд.
  • Бринк, Д. 1992, «Сиджвик и обоснование рационального эгоизма», в «Очерках Генри Сиджвика», изд. Б. Шульц, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Готье, Дэвид (1986). Мораль по соглашению. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Герт, Бернард (1998). Нравственность: ее природа и обоснование. Oxford University Press.
  • Каган, С., 1986, «Теория рациональности с нынешней целью», Этика 96: 746–59. JSTOR 2381097
  • Маккензи, Александр Дж. (2003). «Эволюционная теория игр». Стэнфордская энциклопедия философии (летнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). ссылка
  • Мозли, Александр (2006). "Эгоизм". Интернет-энциклопедия философии. Дж. Физер и Б. Дауден (ред.). ссылка
  • Мюллер, Д. (1989). Общественный выбор II. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press.
  • Parfit, D., 1984, Reasons and Persons, Oxford: Oxford University Press.
  • Parfit, D., 1986, Ответ Кагану, Этика, 96: 843–46, 868–69.
  • Пол, Э. и Ф. Миллер и Дж. Пол (1997). Личная выгода. Cambridge University Press
  • Шейвер, Роберт (1998). Рациональный эгоизм: выборочная и критическая история. Cambridge University Press.
  • Роберт Шейвер (2002). "Эгоизм". Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). ссылка
  • Сигвик, Х., Методы этики. Лондон, 1874 г., 7-е изд. 1907.
  • Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд. Издательство Кембриджского университета.
  • Собер, Э. и Д.С. Уилсон (1998). Для других: эволюция и психология бескорыстного поведения. Harvard University Press.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 08:56:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте