. Рациональный эгоизм (также называемый рациональным эгоизмом ) - это принцип действия рационально тогда и только тогда, когда оно максимизирует личный интерес. Таким образом, он считается нормативной формой эгоизма, хотя исторически был связан как с описательной, так и с нормативной формами. В своей сильной форме рациональный эгоизм утверждает, что отказ от собственных интересов однозначно иррационально. Однако его более слабая форма гласит, что, хотя преследование собственных интересов рационально, отказ от преследования собственных интересов не всегда иррационален.
Рациональный эгоизм (Русский : разумный эгоизм) возник как доминирующая социальная философия русского нигилистического движения, получившая развитие в трудах философов-нигилистов Николая Чернышевского и Дмитрия Писарева. Однако их терминология была в значительной степени запутана, чтобы избежать государственной цензуры, и название рациональный эгоизм явно не упоминается в трудах обоих философов. Рациональный эгоизм получил дальнейшее воплощение в романе Чернышевского 1863 года Что делать? и подвергся критике в ответ Федор Достоевский в его работе 1864 года Записки из подполья. Для Чернышевского рациональный эгоизм послужил основой социалистического развития человеческого общества.
Английский философ Генри Сиджвик обсуждает рациональный эгоизм в своей книге Методы. of Ethics, впервые опубликовано в 1872 году. Метод этики - это «любая рациональная процедура, с помощью которой мы определяем, что отдельные люди« должны »- или что« правильно »для них - делать, или стремиться реализовать с помощью добровольное действие ». Сиджвик рассматривает три таких процедуры, а именно рациональный эгоизм, догматический интуиционизм и утилитаризм. Рациональный эгоизм - это точка зрения, согласно которой, будучи рациональным, «агент считает количество последующего удовольствия и боли только самому себе важным при выборе между альтернативами действия; и всегда стремится к максимально достижимому избытку удовольствия над болью».
Сиджвику было трудно найти убедительную причину предпочтения рационального эгоизма утилитаризму. Хотя утилитаризму можно дать рациональную основу и согласовать с моралью здравого смысла, рациональный эгоизм представляется столь же правдоподобной доктриной относительно того, для чего у нас больше всего оснований делать. Таким образом, мы должны «допустить окончательное и фундаментальное противоречие в наших очевидных интуитивных представлениях о том, что является разумным в поведении; и из этого признания, казалось бы, следует, что внешне интуитивное действие практического разума, проявляющееся в этих противоречивых суждениях, в конце концов является иллюзорным»..
Автор и философ Айн Рэнд также обсуждает теорию, которую она назвала «рациональным эгоизмом». Она считает, что действовать вопреки своим интересам иррационально, и аморально. Таким образом, ее взгляд является сочетанием рационального эгоизма (в стандартном смысле) и этического эгоизма, потому что, согласно объективистской философии, эгоизм не может быть должным образом оправдан без эпистемологии. на основании причины.
Ее книга Добродетель эгоизма (1964) подробно объясняет концепцию рационального эгоизма. Согласно Ранду, рациональный человек считает свою жизнь высшей ценностью, рациональность - высшей добродетелью, а счастье - конечной целью своей жизни.
И наоборот, Рэнд резко критиковал этическую доктрину альтруизма :
Не путайте альтруизм с добротой, доброй волей или уважением к правам других. Это не праймериз, а последствия, которые, собственно, и делает альтруизм невозможным. Несводимый первичный элемент альтруизма, базовый абсолют - это самопожертвование, что означает самосожжение, самоотречение, самоотречение, самоуничтожение, что означает «я» как эталон зла, бескорыстие как эталон добра. Не прячьтесь за такой поверхностностью, как то, стоит ли отдавать ни цента нищему. Не в этом проблема. Вопрос в том, имеете ли вы право на существование, не давая ему эту копейку. Вопрос в том, должны ли вы продолжать покупать свою жизнь, копейку за копейкой, у любого нищего, который захочет подойти к вам. Вопрос в том, является ли потребность в других залогом вашей жизни и моральной целью вашего существования. Вопрос в том, следует ли рассматривать человека как жертвенное животное. Любой человек с чувством собственного достоинства ответит: Нет. Альтруизм говорит: Да.
Английский философ Дерек Парфит, который обсуждает теорию, дает два возражения против рационального эгоизма. подробно в Причины и лица (1984). Во-первых, с точки зрения рационального эгоиста, рационально делать взносы в пенсионную схему сейчас, даже если это наносит ущерб чьим-то нынешним интересам (которые заключаются в том, чтобы потратить деньги сейчас). Но в равной степени разумно максимизировать свои интересы сейчас, учитывая, что его причины связаны не только с ним, но и с ним, каким он является сейчас (а не его будущим «я», которое, как утверждается, будет «другим» человеком). Парфит также утверждает, что, поскольку связи между настоящим ментальным состоянием и ментальным состоянием будущего «я» человека могут уменьшаться, неправдоподобно утверждать, что человеку следует быть безразличным между настоящим и будущим «я».
Модель эгоистичного гена эволюции предполагает, что поведение человека (и животных), которое кажется альтруистическим, на самом деле эгоистично, если рассматривать его с точки зрения гены / фенотипы. Люди помогают друг другу «бескорыстно», потому что копии их собственных генов существуют и в других, поэтому поведение, которое помогает генам выжить, отбирается для, при этом альтруистический драйв уменьшается с генетической дистанцией.